Сборник "Элементарное музицирование (клавесы)"
картотека по музыке (подготовительная группа)
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАВЕС»
Творческая импровизация, самовыражение детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буревестниковский детский сад»
Нижегородская область, Богородский район, п.Буревестник, ул.Центральная, д.9
Телефон: 8(831 - 70) 49-149
СБОРНИК
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАВЕС»
Творческая импровизация, самовыражение детей
Составила:
музыкальный руководитель
Корюхова Н.В.
«Делай, как я»
Задача: учить детей действовать палочками по показу педагога.
Дети садятся на пол и выполняют движения с палочками по показу педагога. Педагог: «Делай, как я». Варианты игры:
- шагать палочками по полу: «топ-топ»;
- стучать палочками друг о друга: «тук-тук»;
- стучать «шляпками» палочек;
- перекладывать из руки в руку;
- перекатывать в ладошках («греть» палочки);
- катать «колбаски» по полу;
- приставить «рожки» к голове,
- спрятать за спиной.
Дети реагируют на смену движений. Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей.
«Подмигну»
Задача: находить варианты игры на палочках, проявляя самостоятельное творчество.
Дети садятся на пол по кругу. Педагог начинает игру и показывает свой вариант игры на палочках. Дети повторяют. Педагог молча меняет положение палочек и вариант игры. Дети внимательно следят за педагогом и включаются в игру.
Педагог подмигивает любому ребенку и передает ему роль ведущего. Дети должны уловить, кто стал ведущим, и продолжить игру. Ребенок-ведущий предлагает свой вариант игры на палочках, дети повторяют новый вариант. Ребёнок молча подмигивает другому участнику игры.
Игра продолжается.
Каждый ведущий придумывает свой вариант звукоизвлечения на палочках.
«Ритмульки»
Задача: придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.
Дети могут стоять, сидеть по кругу или свободно располагаться по комнате. Педагог ударяет палочками ритмический рисунок, дети повторяют. Роль ведущего педагог может передать словесным сигналом: «Коля». Коля начинает играть свой ритмический рисунок, который повторяют все дети. Коля передаёт роль ведущего следующему ребёнку: «Маша». Маша про-должает игру.
Если ребенок передает ритмический рисунок в движении (ходит во время игры), задача его усложняется тем, что он воспринимает ритм на слух, не видя ведущего ребенка. Такой вариант можно использовать в старших группах.
«Индейцы» (модель С. Перкио)
Задача: манипулировать палочками, игровыми действиями передавать содержание игры. Педагог предлагает поиграть палочками и представить, что это не просто деревянные палочки, а волшебные. С их помощью можно поколдовать, если сделать вот так (дети вращают перед собой палочками).
Представим, что мы с вами индейцы из племени… (варианты детей). Магическими движениями палочек индейцы из племени «Умба-юмба» вызывают своих лошадей. Индейцы садятся на лошадей верхом и отправляются на охоту (дети стучат ритмично палочками по полу, ими-тируя топот копыт, озвучивают щёлканьем язычка).
В конце первого дня охоты индейцы напали на след динозавра (мамонта, алака-мака-чука…) и закололи добычу (со звуком «у-у-у!» ритмичными движениями в воздухе имитируют удары «копья»).
- благодарность за удачную охоту индейцы помолились богу солнца (поднимают руки вверх и произносят заклинания: «Ахала, махала, абахала»).
Вечером индейцы развели огонь в очаге (перекатывают палочки в ладонях), сварили еду («мешают» в котле еду) и подкрепились (положить руки с палочками на колени).
С наступлением второго дня индейцы вновь отправляются на охоту (стучат ритмично палочками по полу, имитируя топот копыт, озвучивают щёлканьем язычка).
Целый день индейцы провели в пути, устали, проголодались. Они посмотрели в свои подзорные трубы (сложить руки перед глазами трубочкой), и увидели вдали на горизонте… (дети предлагают варианты добычи, игра продолжается).
Так прошёл второй день охоты. Вождь племени собрал своих индейцев и сказал, что с первыми лучами солнца они вновь отправятся на охоту. С наступлением третьего дня индейцы проснулись, запрягли своих лошадей и поскакали (игра повторяется).
В конце третьего дня охоты вождь сказал: «Вы хорошо поохотились, день был трудным, всем пора отдыхать. А с наступлением нового дня мы отправимся в прекрасную долину, чтобы посмотреть, как расцветают ночные цветы. Их лепестки тянутся не к солнцу, а к лунному свету. Но это будет новая история, которую я расскажу в следующий раз».
Бубен вождя (модель С. Перкио)
Задача: передавать ритм ударов бубна движением ног в ходьбе.
Педагог продолжает историю про индейцев и предлагает отправиться в путешествие в прекрасную долину. Путь труден и лежит через горы. Нужно идти всем вместе, чтобы не сбиться с пути и не оступиться в пропасть. Вождь задает ритм шагов ударами в бубен. Индейцы идут друг за другом в ритм ударов и помогают себе игрой на палочках.
Педагог передаёт бубен первому ребёнку, стоящему за ним. Ритм шагов придумывает первый ребёнок. Все идут в заданном ритме. Первый ребёнок передаёт бубен второму ребёнку и уходит в конец строя. Игра продолжается.
После окончания игры вождь племени хвалит своих индейцев за то, что все внимательно слушали удары его бубна и никто не сбился с пути. Игру можно завершить танцевальной миниатюрой с веерами и газовыми платками. Играть по ручному барабану лучше всего большой фетровой палочкой. По принципу проведения этой игры можно организовать другие подобные игры: «Мои руки – ваши ноги», «Эхо», «Соло – тутти».
Варианты ритмов:
- П | П П ||
- I | П l |
- I | П I ||
Про кота (рус. нар. прибаутка)
Задача: учить импровизировать звучащими жестами и игрой на палочках-клавесах в заданном ритме.
Текст: Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота Котовича,
За Петра Петровича.
1 вариант: Рефрен: речь + ритм хлопками. Дети встают в круг. Говорят текст потешки, двигаясь в круг / из круга с ритмичными хлопками.
Эпизод: соло-импровизация ритма с использованием звучащих жестов, возгласов, выкриков, звериного языка, реплик «ух», «о-о», «да-ну», «ну, да». Первый участник группового проекта импровизирует звучащими жестами в заданном ритме.
Рефрен: игра повторяется. Рефрен всегда неизменен.
Эпизод: после каждого проведения рефрена импровизирует второй участник, третий, четвёртый и т.д.
2 вариант: Рефрен: (как 1 вариант).
Эпизод: соло-импровизация ритма с использованием палочек-клавесов (усложнение: ритмический дуэт 2-х участников).
3 вариант: Дети делятся на четыре группы. Каждая группа выполняет своё задание.
1 группа: жесты (хлоп, хлоп, шлеп, топ);
2 группа: текст с разными интонациями голоса;
3 группа: игра на палочках (или ударных инструментах);
- группа: движения (в круг, из круга; по кругу вправо-влево; поворот вокруг себя; покачивания на месте).
Чей нос? (рус. нар. потешка)
Задачи:
- развивать речевые интонации и чувство ритма;
- разучивать текст по цепочке в заданном темпе;
- развивать внутренний слух, используя звучащую паузу;
- использовать игровые массажные движения для передачи голосом своих ощущений;
- учить говорить тест в различном ритме, сопровождая звучащими жестами или ударами палочек.
Текст:
- Чей нос?
- Славин?
- Куда ходил?
- Славить.
- Что выславил?
- Копеечку.
- А что купил?
- Конфеточку.
- С кем съел?
- Сам.
- Почему нам не дал?
1 вариант. Педагог спрашивает, дети отвечают. Необходимо использовать различные интонации голоса: вопрос – громко (сердито, низко, грустно), ответ – тихо (трусливо, высоко, радостно).
- вариант «Телеграф»: 1-й участник задаёт вопрос и хлопает («ставит печать»), отправляя «телеграмму» соседу рядом; 2-й участник говорит ответ и хлопает, отправляя следующую «теле-грамму» соседу рядом; 3-й участник задаёт вопрос, хлопает и отправляет «телеграмму» дальше, 4-й – ответ и т.д. Передавать речь с хлопком в быстром темпе по цепочке.
- вариант «Звучащая пауза»:
а) педагог задаёт вопрос, дети, вместо ответа словами, отвечают хлопками (притопа-ми, шлепками, ударами кулачков…). Роль ведущего может выполнять ребёнок;
б) педагог задаёт вопрос звучащими жестами, дети отвечают словами.
4 вариант «Массаж» (модель С. Жилинской): Дети встают лицом в круг, поворачивают корпус вправо и кладут руки на плечи друг другу. Задают вопрос: «Чей нос?» − делают массаж соседу справа: разминают седьмой шейный позвонок большими пальцами обеих рук (выпуклая косточка сзади на шее). Дети поворачиваются влево, отвечают: «Славин». Движения массажа повторяют.
Поворачиваются вправо, задают вопрос: «Куда ходил?» – разминают соседу справа плечи массирующими движениями рук. Поворачиваются влево, говорят ответ: «Славить». Движения массажа повторяют.
Поворачиваются вправо − вопрос: «Что выславил?» − постукивают кулачками по спине; поворачиваются влево − ответ: «Копеечку». Движения массажа повторяют.
Поворачиваются вправо − вопрос: «Что купил?» − пощипывают пальцами спину; поворачиваются влево − ответ: «Конфеточку». Движения массажа повторяют.
Поворачиваются вправо – вопрос: «С кем съел?» − поглаживают по спине сверху вниз; поворачиваются влево – ответ: «Сам». Движения массажа повторяют.
Догоняют друг друга, стараясь пощекотать, задают вопрос: «Почему нам не дал, почему нам не дал?»
- вариант. Педагог (или ребёнок) задаёт вопрос. Дети отвечают и вводят звучащие жесты для сопровождения или удары палочек.
а) один звук (хлоп) на каждую сильную долю: Сла-вин, сла-вить, ко-пееч-ку, кон-фе-точку, сам;
б) два звука (хлоп-хлоп, или хлоп-топ): Сла-вин, сла-вить, ко-пееч-ку, кон-фе-точ-ку, сам.
в) три звука (хлоп-хлоп-топ, или хлоп-топ-топ, или хлоп-шлёп-топ…): Сла-а-вин, сла-а-вить, ко-пе-еч-ку, кон-фе-точ-ку, сам.
г) четыре звука (четыре одинаковых жеста, или различные комбинации жестов): Сла-а-вин- ٦ , сла-а-вить- ٦ ,
ко-пе-еч-ку, кон-фе-точ-ку , сам.
Тарабарский язык (модель С. Перкио)
Задача: способствовать развитию речевой импровизации, учить детей импровизировать звуками, фонемами, словами.
Один ребенок встает на стул-трибуну, он − оратор. Остальные дети − жители Тарабарского государства, собравшиеся на центральной площади. Оратор произносит ораторскую речь на тарабарском языке. Жители государсва отвечают, вступая в диалог с оратором.
Оратор: «Трам ба гату ли мала?»
Жители отвечают, стараясь передать слова оратора, как поняли.
Затем оратор опускается со стула-трибуны, жители расходятся с площади. По условному сигналу − удар в тарелку (хлопок, выкрик, свисток, колокольчик) − на стул встает новый оратор, который должен проявить своё искусство тарабарского языка. Жители собираются на централь-ной площади. Происходит диалог нового оратора и жителей.
Оратор: «Асум та гбда макира жздра васа?»
Речь оратора не должна быть заучена и составлена заранее, так как это факт сиюминутного озарения, спонтанности и свободы самовыражения. Эта способность развита не у всех детей, и данное упражнение способствует развитию речевой импровизации.
Звучащий телеграф (модель К. Виблиц)
Задача: учиться начинать исполнение по сигналу дирижёра; упражняться в произношении согласных и гласных звуков.
Дети делятся на четыре группы:
1-я группа − говорит гласные звуки: а, у, о, э, ы, я, ё, ю, е, и;
2-я группа − глухие согласные звуки: т, к, п, ф, х;
3-я группа − шипящие звуки: ж, ш, ч, щ, ц;
4-я группа − звонкие согласные звуки: 6, в, г, д, з, м, н, р.
Дирижер-телеграфист показывает движениями рук, какой группе говорить: рука протянута − связь есть, рука согнута − связь отключена, обе руки в стороны − говорят все. Дети говорят звуки по сигналу «дирижёра-телеграфиста».
Чак-чок (модель К. Виблиц)
Задача: учиться сопровождать отрывистыми звуками резкие движения частей тела.
1 вариант: дети ходят свободно по залу, при движении тела или части тела произносят отрывистые звуки: а, о, у, э, ы, и; б, п, д, т, в, ф, г, к, ш, ц, ч.
2 вариант: при встрече с партнёром хлопают в ладоши друг друга и произносят одновременно любые звуки.
3 вариант: при встрече с партнёром первый участник делает три резких движения частями тела, сопровождая отрывистыми звуками, второй участник повторяет движения и звуки первого участника (форма «зеркало»).
Пример: согнуть резко руку или ногу – «чак» (чок, тип, хоп, у, пш, бу.); наклонить или по-вернуть голову – «чик» (ас, да, зэ, фи, пик.); наклонить туловище – «чок» (топ, хип, шоп, гик, ам, бр, ух…).
Гости (модель С. Жилинской)
Задачи: учиться придумывать ритмический рисунок в группе; уметь передавать ритмический рисунок на слух.
Дети делятся на четыре группы – «дома». В каждом «доме» дети звучащими жестами придумывают совместно свой ритмический рисунок – «пирог с начинкой» (или передают ритм палочками).
По одному или парами дети ходят в гости в другие «дома». Каждый ребёнок – «гость» − должен услышать и передать вместе с «хозяевами дома» ритмический рисунок этой группы и «попробовать пирог».
Можно ходить в гости к разным группам. Следить, чтобы в «доме» обязательно оставался хотя бы один «хозяин» и встречал гостей, угощая своим «пирогом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе МБДОУ № 11 «Земляничка» Тема: Музицирование как форма развития музыкального слуха (инструментальное музицирование - источник познания музыки)
интересное занятие по музыке......

Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе МБДОУ № 11 «Земляничка» Тема: Музицирование как форма развития музыкального слуха (инструментальное музицирование - источник познания музыки)
интересное занятие по музыке......
Буклет "Знакомые клавесы"
Буклет знакомит родителей с деревянными палочками(клавесами), которые развивают мелкую моторику, пространственную ориентацию, вырабатывают чувство ритма....

Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....

Технология обучения детей элементарному музицированию. («Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнникова)
Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свобод...