Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
план-конспект занятия по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-didak.igry_.docx | 28.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Верботон»
Консультация для воспитателей
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
Балычева Инна Валерьевна,
Музыкальный руководитель
Высшей категории
Г.Хабаровск
2024 год
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.
Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей.
Термин "способности", несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности - это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М.Теплов. В понятие "способности" по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.
Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что развитие музыкальных способностей, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем.
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания.
Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:
1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.
Музыкально- дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально- дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
На протяжении нескольких лет веду углубленную работу по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры". Поставила цель: определение эффективности музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей.
Для достижения цели выделила задачи:
- учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
- развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
- совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
Для успешной реализации данных задач составила перспективно-тематическое планирование для детей средних и старших групп ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности; подобрала и классифицировала музыкально- дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей:
- игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
- игры, развивающие чувство ритма;
- игры, способствующие восприятию музыки;
- игры для развития музыкальной памяти.
Возраст детей
Игры, развивающие музыкальный слух
Игры, развивающие чувства ритма
Игры, способствующие восприятию музыки
Игры для развития музыкальной памяти
Младший и средний возраст
"Музыкальная лесенка",
"Озорное эхо", "Где мои детки",
"У бабушки Нюры",
"Курица и цыплята",
"Кто в домике живет?"
"Песенка про имя",
"Кто твой дружок?",
"Прогулка",
"Долгий - короткий",
"Шаг и бег",
"Игры с ладошками, с палочками"
"Воротики",
"Круг и кружочки",
"Заводные игрушки"
"Сколько птичек поет?",
"Что делают в домике"и др.
Старший возраст
"Нарисуй мелодию",
"Птичий концерт",
"Колобок",
"На чем играю?",
"Три поросенка"
и др.
"Прогулка в парке",
"Шаловливые сосульки",
"Зимние узоры",
"Ритмический оркестр",
"У Белочки день рождения",
"Игры с ладошками, с палочками",
"Находим ритм в стихах и музыке"
"Слушаем внимательно",
"Верные друзья",
"Змейка",
"Забавная игра" и др.
"Волшебный волчок",
"Какая музыка",
"Сколько нас поет?",
"Сломанный телевизор"
и др.
Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально- дидактические игры являются ведущим видом деятельности.
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.
Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.
Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; теоретические и практические семинары, творческие мастерские, показ открытых музыкальных занятий.
Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.
Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках - передвижках.
Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, рассказываю им об опыте музыкального развития, накопленным ребенком в детском саду, о достижениях ребенка в развитии музыкальных способностей. Посещение открытых занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей. Стало традицией проведение совместно с родителями осенних, новогодних утренников, праздника мам и бабушек, летних развлечений и музыкально-спортивных мероприятий.
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:
Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»
Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»
Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?».
Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Анализ сценарных планов музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста.
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма, то игры и пособия можно квалифицировать по этому основанию. Музыкально- дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предлагают наличие определенных правил игровых действий или сюжета. Музыкально- дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки).
Для закрепления жанров в музыке можно использовать подвижные игры, в которых дети согласовывают движения с характером музыки: марш, танец, колыбельная; игра «Подбери нужную картинку». Игра «Кого встретил колобок»? – развивает чувство формы; игра «Нарисуй музыку» - на определение характера это игра детям дается сложно. Игра «Отгадай, что делает кукла», «Солнышко и дождик», «Найди игрушку», «Музыкальный телефон», «Чудесный колпачок», «Волшебный мешочек» - инструменты, а среди них игрушка, «Назови композитора», «Оркестр» и т.д.
Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Игры могут проводиться в процессе пения. Такие игры помогают научить детей петь выразительно. Для чистого интонирования использую такие игры: «Бубенчики», «Лесенка-чудесенка» - учатся определять звуки по высоте, «Музыкальное лото» -определи песню по вступлению – на закрепление знакомых песен. Игра «Подумай и отгадай» (карточки с изображением медведя, зайчика, птички) – развивает умение различать звуки низкого, среднего и высокого регистра, а также «Где мои детки», «Кто пришёл в гости», «Угадай-ка», «Громкая, тихая музыка» и т.д.
Развитие чувства ритма, способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предлагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Часто использую дидактические игры с выполнением творческих заданий. Использую музыкальные инструменты: «Кого завет музыка» (бубен, дудочка, металлофон и ложки). Игра «Прогулка», «Научи матрешек танцевать», «Повтори ритм», «Девочки и мальчики», «Игра с бубном», а также игры из книги Ирины Каплуновой «Этот удивительный ритм» например «Игры с картинками», «Гусеница», «Божьи коровки» и т.д. Игры с пением на развитие ритма: «Я иду с цветами», «Часы», «Волк и козлята».
Проводимые музыкально-дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате проделанной работы было выявлено:
* Слуховое внимание детей стало более организованным;
* Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамическому звучанию;
* Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах.
В приложениях к данной работе подобраны сценарии музыкально-дидактических игр. Для проведения подобных музыкальных занятий необходимо помещение, оснащенное необходимым оборудованием, позволяющем проводить музыкально-дидактические игры на развитие всех музыкально-сенсорных способностей.
Подходящий образ для ведущего данных игр - образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Главная задача педагога - проявить интерес, эмоции, активность, откликались на музыкальные задания с большим желанием.
Цель сценарного плана из приложения №1 следующая: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма. Данная музыкально-дидактическая игра ознакомит детей со звучанием и разнообразием музыкальных инструментов. Эта игра предназначена для подготовительного периода практической части. Также, детям необходимо доступно объяснить с помощью ударных инструментов. Приход гостей в сценическом образе будет способствовать эмоциональному подъему и активности дошкольников.
Цель сценарного плана № 2 совпадает с целью предыдущего сценарного плана, однако эта музыкально-дидактическая игра предназначена для основного этапа практической части, поэтому неподготовленным дошкольникам будет непросто участвовать в этом действии. Следовательно, эту игру стоит проводить с детьми уже ознакомленными с музыкальными основами.
В игре детям также даются следующие задания: определить ритм музыки, её настроение, выбрать музыкальный инструмент из имеющихся и попробовать «поучаствовать» в создании музыки.
Заключение: При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников и анализе сценарных планов, становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.
Предлагаемые музыкально-дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.
При проведении данных игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал, который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею.
Необходимо вызвать интерес, активность у детей, развить самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.
Данные игры рекомендованы для использования в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе по музыкальному воспитанию.
Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.
Приложение №1 «К нам гости пришли»
Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: Взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.
Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к нам должны прийти гости». Стук дверь.
Приходит медведь(взрослый в костюме медведя).
«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный инструмент».
Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбирает инструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случае это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать, под какой инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).
Когда дети угадают, приходят другие гости, и каждый раз используются разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка - под четкие удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка - под звон колокольчиков.
Приложение №2 «Укрась музыку»
Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).
Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.
В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»
Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной ф...
"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...
Педагогический проект "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
Одним из важнейших средств развития музыкальности у ребенка являются музыкально-дидактические игры. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основ...
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...
Методическая разработка по теме " Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры."
Методическая разработка по музыке (младший, средний, старший возраст дошкольников)...