Обучение игре на диатонических колокольчиках
проект по музыке (подготовительная группа)
Педагогический проет Обучение на диатонических колокольчиках содержит рекомендации, советы, практический материал, как легко и быстро научить играть на диатонических колокольчиках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obucheniya_detey_igre_na_diatonicheskih_kolokolchikah.docx | 37.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников №4 «Сказка»
Российская Федерация, Свердловская область, 624401,
город Новая Ляля, улица Лермонтова, 19
Педагогический проект:
«Обучение детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет)
на мелодических детских музыкальных инструментах
с помощью цветового способа»
срок реализации: 1 год
Составитель:
Самойлова А.В.
Музыкальный руководитель
2023
Актуальность. Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника. А диатонические колокольчики и мелодические музыкальные инструменты развивают ещё и музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, ведь каждый колокольчик или пластина музыкального мелодического инструмента имеет своё звучание от ноты «до» I-й октавы до «до» II-й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш.
Диатонические колокольчики и мелодические детские музыкальные инструменты способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по цветным партитурам. Формируют готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. А совместное музицирование детей активизирует внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии и формирует творческое отношение к процессу обучения на этих музыкальных инструментах. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к психологической раскованности и помогает справиться с излишней застенчивостью и скованностью ребят, формируя дружелюбную атмосферу в группе.
Цель: научить детей игре на мелодических детских музыкальных инструментах цветовым способом.
Задачи
- Изучить литературу по обучению детей на мелодических ДМИ.
- Разработать алгоритм обучения на игре диатонических колокольчиках и музыкальных мелодических инструментах цветовым способом и апробировать на музыкальных занятиях.
- Исполнить выученные произведения на музыкальных занятиях или праздниках ДОУ.
Алгоритм обучения детей игре на диатонических колокольчиках
Цветовая система удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона, диатонические колокольчики) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, Ноты различного размера, что указывает на длительность. (Маленькая–восьмая, средняя – четверть, большая–половинная, а очень большая–целая).
На начальном этапе обучения колокольчики раздаются в порядке звукоряда, так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур. Колокольчик нужно взять правой рукой за ручку, зажав его в кулаке и прижать его к плечу – это исходная позиция. Музыкальный руководитель показывает ноты с помощью указки. Дети начинают играть в тот момент, когда указка покажет ноту, совпадающую с цветом колокольчика в руке, и играть до тех пор, пока указка показывает на ноту. Если в партитуре есть слова, то петь их следует по такому же принципу. Прежде чем сыграть партитуру целиком, детей следует поделить на партии и отрабатывать отдельно поставленные ноты без музыки. Только после того, как дети будут играть уверенно свою ноту можно соединять произведение целиком.
Цветные ноты соответствует цвету используемых музыкальным руководителем набору диатонических колокольчиков и музыкальных мелодических инструментах. Красный цвет, соответствует ноте ДО I октавы, оранжевый цвет-РЕ I октавы, жёлтый цвет-МИ I октавы, зелёный цвет -ФА I октавы, голубой цвет - СОЛЬ I октавы, синий цвет - ЛЯ I октавы, фиолетовый - СИ I октавы, красный цвет - ДО II октавы.
Работа по обучению игре на диатонических колокольчиках и музыкальных мелодических инструментах проводится в рамках НОД в разделе «Обучение игре на детских музыкальных инструментах», которому уделяется 10 минут. Она рассчитана на год обучения для детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет. На изучение одной партитуры отводится несколько занятий.
Тема | Содержание | |
Сентябрь | Знакомство с диатоническими колокольчиками, с мелодическими музыкальными инструментами с цветными партитурами. Навыки чтения партитуры. Приёмы и особенности игры на диатонических колокольчиках и мелодических ДМИ. | Знакомимся с диатоническими колокольчиками, мелодическими ДМИ со цветовым изображением, цветной партитурой, учимся читать по партитуре. Учимся правильно держать колокольчик, извлекать звук и контролировать собственные действия. Знакомимся с понятием «исходная позиция». Повторяем и закрепляем пройденный материал. |
Октябрь | Знакомство с обозначением длительностей на партитурах. Изучение нот с помощью партитуры. Исполнение партитуры «Андрей - воробей». Закрепление пройденного материала. | Знакомимся музыкальным термином «Длительность». Учим детей своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп. Мелодию в партитуре с помощью указки показывает способный ребёнок. Игра по группам: одна группа детей играет ноты, другая группа поет, меняясь ролями. Играет один ребенок – поют все дети. |
Ноябрь | Разучивание мелодии из партитуры «Лесенка-Чудесенка». Работа над партитурой «Лесенка-Чудесенка». Знакомство с понятием «Чтение с листа». Игра «Зоркий глаз». | Учим мелодию сначала «a capella», в очень медленном темпе. Учимся играть в ансамбле. Знакомим детей с новым музыкальным термином. Учим читать с листа партитуру «Озорные нотки». (С каждым повтором, дети меняются инструментами.) Объясняем правила игры. Учим детей быстро реагировать на смену показа нот, контролировать свои движения руки, в которой находится колокольчик. При этом следим за тем, чтобы после игры своего звука, ребёнок быстро убирал колокольчик в исходную позицию (прислонив его к плечу). |
Декабрь | Знакомство с партитурой «Маленькой ёлочки». Работа над партитурой «Маленькой ёлочки». Играем и поём партитуру «Маленькой ёлочке». | Слушаем песню «Маленькой ёлочке» сл. З.Александровой, муз. М. Красева. Беседа о содержании. Играем по партитуре и пропеваем слова. Играем по партитуре с аккомпанементом, чётко пропевая названия нот. (Девочки–играют, мальчики–поют, и наоборот) Показывает мелодию в партитуре воспитатель. |
Январь | Музыкальная игра с помощью партитуры «Весёлые нотки». Музыкальная игра «В имена». | Объясняем правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в разном порядке, постепенно прибавляя темп. Учит детей концентрировать своё внимание на партитуре, играть своевременно свои ноты. Педагог объясняет правила игры детям, затем проигрывает своё имя на колокольчике или ДМИ разделяя его на слоги. Дети друг за другом проигрывают своё имя (в разных вариациях). |
Февраль | Знакомство с понятием «Интервалы». Практические навыки. Музыкальная игра «Ритмическое эхо». | Знакомим детей с новым музыкальным термином «интервал». Учим играть в ансамбле интервалы, слушая друг друга. Слушаем музыкальное произведение, говорим о характере. Пробуем прочитать партитуру с листа. |
Март | Играем партитуру «Фокус». Заключительная работа над партитурой «Фокус». Выступление с концертным номером «Фокус» на празднике посвящённому 8 марта | Прорабатываем длительности с пропеванием ритмического рисунка, соединяем с аккомпанементом. (Песни в записи или аранжировкой). Показывает мелодию в партитуре музыкальный руководитель. Игра в ансамбле, внимательно слушая друг друга. |
Апрель | Повторение нот с помощью партитуры «Весёлые нотки». Играем «В имена». Играем в игру «Импровизация». | Вспоминаем название нот без музыки. Проигрываем партитуру «a capella» с пропеванием нот, затем с аккомпанементом. Напоминаем правила игры (играем в разных вариациях). Объясняем правила игры. Показ мини этюд. |
Май | Разучивание мелодии из партитуры «Выпускной вальс». Работа над партитурой «Выпускной вальс». Работа над партитурой «Выпускной вальс». Заключительная работа над партитурой «Выпускной вальс». Выступление с концертным номером | Разучивание начитаем с мелодии (с проработки длительностей). Затем отрабатываем отдельно поставленные ноты по партиям «a capella». Повторяем мелодию и соединяем с другими музыкальными инструментами для более богатого звучания (например, с диатоническими металлофонами). На этом этапе, соединяем всю оркестровую группу с песней, при этом играя свои партии дети должны сдерживать динамику звучания, так как оркестр играет роль аккомпанемента. Добиваемся точности исполнения ансамблевого звучания. |
Упражнения для обучения игре на диатонических колокольчиках и мелодических ДМИ
До, до, до, ре, ре
Цель упражнений: Развитие чистоты интонирования, улучшение музыкального слуха, чувства ритма и реакции детей. Упражнение развивает кратковременную память и умение наблюдать. Улучшает дикцию и укрепляет артикуляционный аппарат за счёт чёткого проговаривания согласных.
Руководство к упражнению: Сначала необходимо проговорить все слова отдельно. Затем проиграть инструментальную партию в медленном темпе. После, соединить слова и игру. На начальном этапе разучивания перед каждой строчкой необходимо задать тон, с которой начинается попевка, чтобы услышать ноту, на которой нужно петь. Для этого, необходимо сыграть один раз на колокольчике или мелодических ДМИ нужного цвета. (Если строчка начинается с красной ноты, необходимо сыграть на красном колокольчике и т. д.) В дальнейшем, когда дети запомнят мелодию, давать тон уже не нужно. Поют по партитуре все дети, а играет лишь та группа детей, чью ноту показывает педагог.
Весёлые нотки. Озорные нотки.
В партитурах представлены упражнения со словами–это название нот, которые нужно пропевать одновременно с игрой.
Цель упражнений: Изучение нотной грамоты. С помощью данного упражнения развивается у детей память, звуковысотность, тембровое восприятия и способность концентрировать своё внимание.
Руководство к упражнению:
Сначала следует проговорить название нот и запомнить их последовательность. Затем сыграть партитуру на колокольчиках или мелодических ДМИ «a capella» без голоса. Когда у детей будет получаться и то и другое, соединить вместе, добавив аккомпанемент на фортепиано. А ноты может показывать воспитатель или способный ребёнок. (При этом следует следить за единым темпом и чистотой исполнения.)
Когда дети будут уверенно знать партитуру, можно их делить на группы, усложняя задачу. (Девочки–играют, а мальчики–поют и наоборот).
Лесенка-Чудесенка.
В партитуре представлено упражнение со словами – это стихотворение с «говорящим текстом». Когда мелодия идёт вверх, дети поют: «Вверх идём по лесенке», а когда мелодия движется вниз, то поют: «Вниз идём по лесенке»
Цель упражнения: Развитие умения слушать и концентрировать внимание. Благодаря данному упражнению, дети научаться различать высоту звуков, и направление движения мелодии вверх, вниз и на месте.
Руководство к упражнению:
Работу над упражнением следует начать с отработки слов. Затем проучить инструментальную партию сначала «a capella», в очень медленном темпе (обращая внимание детей на высоту звуков и направление движения мелодии), а после соединить её со словами. Играть и петь следует чётко, не отставая, и не опережая друг друга.
Маленькой ёлочке
В партитуре прописана мелодия песни «Маленькой ёлочке» сл. З. Александровой муз. М. Красева.
Цель упражнения: Обогащение впечатлений, побуждение внимательно вслушиваться в музыку.
Руководство к упражнению: Сначала следует прослушать песню и поговорить о содержании. Затем выучить слова, а после проработать инструментальную партию на колокольчиках и мелодических ДМИ. Заключительный этап – соединить игру, слова и аккомпанемент.
Музыкальный номер предполагает разные вариации игры:
-По партитуре можно одновременно играть и петь «a capella».
-Можно играть одну лишь мелодию под песню в записи (в тональности до мажор).
-Можно играть и петь под аранжировку песни только лишь мелодию, а можно играть и петь одновременно.
Партитуру можно использовать как концертный номер на праздниках и досугах для детей. Этот же вариант партитур можно использовать для концертного номера.
Фокус
В партитуре прописана мелодия данного музыкального произведения.
Цель упражнения: Привитие эстетического вкуса. Поднятие настроения себе и зрителям.
Руководство к упражнению: Сначала следует прослушать данное произведение. Мелодию по цветной партитуре детям показывает музыкальный руководитель или воспитатель. Данную цветную партитуру можно использовать как концертный номер на праздниках и досугах для детей.
Выпускной вальс.
Партитура служит аккомпанементом к песне Т. Петровой «Выпускной вальс».
Цель упражнения: Развитие музыкальности у детей и привитие эстетического вкуса.
Руководство к упражнению: Начинаем со знакомства с песней. Прослушиваем её и говорим о содержании. При первом разучивании напеваем ритмический рисунок вместе с юными музыкантами на слог «Ти ти та». На данном этапе, следует детей разделить по партиям и прорабатывать ноты отдельно, в медленном темпе. Затем отработанный вариант аккомпанемента соединяем с песней (в записи). Для полноты звучания, можно добавить и ряд других музыкальных инструментов (например, диатонические металлофоны, треугольники и др.)
Музыкальные игры для обучения на диатонических колокольчиках
и мелодических ДМИ.
Игра: Весёлые нотки
Для игры потребуется партитура Весёлые нотки
Цель игры: Способствование развитию внимания, быстроты реакции и совершенствование контроля за движением руки, в которой находится колокольчик или мелодические ДМИ. (С помощью игры мы повторяем с детьми название нот.)
Руководство к игре: Диатонические колокольчики и ДМИ раздаются в порядке звукоряда. Далее следует объяснить детям правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты, в разном порядке постепенно прибавляя темп. Длительность при этом не имеет значения. (Ребёнок должен играть до тех пор, пока педагог держит указку на ноте его цвета.) Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и пропеть её название.
Игра: Зоркий глаз
Для этой игры подходят любые цветные партитуры, где содержится вся палитра цветных нот.
Цель игры: Формирование зрительного контроля и повышение скорости реакции. Активизация самоконтроля и веры в свои силы.
Руководство к игре: Диатонические колокольчики и мелодические ДМИ раздаются в любой последовательности группе детей. Затем объясняем правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в любом порядке, при этом длительность ноты не важна. Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и держать её до тех пор, пока указка не перейдёт на другую ноту. А при этом темп, меняется по желанию педагога несколько раз за игру. Выбывает из игры тот, кто не успел сыграть свою нотку или вступил на чужую. Игра продолжается до последнего игрока. Игрок, который дошёл до конца встаёт, а все дети хлопают победителю.
Игра: Ритмическое эхо
Дети садятся полукругом, лицом к педагогу.
Цель игры: Развитие чувства ритма и выдержки, умение слушать и слышать. С помощью игры у детей концентрируется внимание.
Руководство к игре: Диатонические колокольчики и мелодические ДМИ раздаются в любом порядке. Педагог объясняет правила игры. Начинает игру музыкальный руководитель, который играет определённый ритмический рисунок на своём колокольчике. Здесь действует правило: идти нужно от простого к сложному. Попросить повторить ритмический рисунок может педагог любого ребёнка. Задача воспитанника повторить услышанный ритм на своём колокольчике или мелодическом ДМИ. (Высота ноты при этом, не имеет значения).
Игра: В имена
Играть в эту игру нужно группой детей. Дети садятся в круг.
Цель игры: Развитие чистоты интонирования и самоконтроля. С помощью игры детям прививается умение действовать друг за другом.
Руководство к игре: Объясняем правила игры. Диатонические колокольчики и мелодические ДМИ и лучше раздать в порядке звукоряда, так детям будет удобнее пропевать свои имена. (Начиная с до Iй октавы, заканчивая на до IIй октавы). Начинает игру музыкальный руководитель, он проигрывает своё имя на колокольчике разделяя его на слоги и просит детей друг за другом проиграть свои имена.
Варианты игры:
-Одно и то же имя можно пропеть в самых разных ритмах, как в быстром темпе, так и в медленном.
-Можно разделить задачи: мальчики играют своё краткое имя (Саша), а девочки утешительно-ласкательное (Машенька)
Игра: Импровизация
В эту игру нужно играть группами детей (заранее разделив детей на тройки.)
Цель игры: Развитие воображения и музыкальной фантазии, пробуждение к сотрудничеству в группе, умения уверенно солировать. Благодаря игре, дети проявят свою индивидуальность, инициативу и приобретут уверенность в себе.
Руководство к игре: Порядок раздачи колокольчиков не имеет значения. Объясняем правила игры. Группы детей должны по очереди показать свою мини зарисовку, предварительно обговорив порядок выступления и ритмический рисунок каждого участника мини группы. После выступления музыкальному руководителю можно поговорить с детьми и пофантазировать на тему каждой получившейся музыкальной зарисовки. (Дать название, поговорить об ассоциациях и т д).
Планируемые результаты
Ребенок знает название ДМИ, знает соотношение цвета и нотного обозначения, умеет играть мелодии по цветной партитуре один и в оркестре. Поет под аккомпанемент диатонических колокольчиков и мелодических ДМИ. Ребенок может исполнить выученные произведения на музыкальных занятиях или праздниках ДОУ.
Список литературы:
1) Методика музыкального воспитания под редакцией Н.А. Ветлугиной
2) С.П. Бублей "Детский оркестр"
3) Н.П. Кононова "Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах"
4) Т.Э. Тютюнникова "Элементарное музицирование с дошкольниками"
5) С.И. Мерзлякова "Учим петь детей 6-7лет"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Игра на диатонических колокольчиках"
Знакомство воспитателей с диатоническими музыкальными иструментами, с приёмами игры, с оссобеностью исполнения, с цветными партитурами....
«Развитие интонационного слуха и комплекса музыкальных способностей через обучение игре на диатонических колокольчиках» «Радуга звуков»
laquo;Развитие интонационного слуха и комплекса музыкальных способностей через обучение игре на диатонических колокольчиках» «Радуга звуков»...
"Нескучный оркестр" Дополнительная программа по обучению детей игре на диатонических колокольчиках
Дополнительная программа по обучению детей игре на диатонических колокольчиках...
"Обучение дошкольников игре на диатонических колокольчиках".
Ознакомительный материал по методике обучения детей игре на диатонических колокольчиках....
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ДИАТОНИЧЕСКИХ КОЛОКОЛЬЧИКАХ
Шагая в ногу со временем, я не смогла пройти мимо новой современной системы музицирования - разноцветная музыка с использованием диатонических колокольчиков. Диатониче...
План по самообразованию музыкального руководителя "Обучение детей дошкольного возраста игре на диатонических колокольчиках"
Тема самообразования: «Обучения детей игре на диатонических колокольчиках» АктуальностьБлагодаря применению данной технологии, повысится результативность воспитательно-образоват...
Мастер-класс «Обучение игре на диатонических колокольчиках»
Обучение игре на диатонических колокольчиках детей дошкольного возраста...