Мелодекламация.
консультация по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Муз.руководитель, Луцкина Е.В.
Мелодекламация, как средство речевого развития дошкольников.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Важную роль в коррекции речевой патологии помогают сыграть все виды художественной деятельности. Особенно хочется обратить внимание на музыкальную деятельность. Музыка и движения занимают особое место в развитии и коррекции отклонений у детей с различными проблемами, в том числе и речевыми.
Как можно развивать речь ребёнка с помощью музыкальных занятий?
- С помощью мелодекламации - новой нетрадиционной музыкально – игровой технологии, которая активно используются в музыкальном воспитании дошкольников.
Почему же мелодекламация так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием принимают участие в подобных номерах?
Во-первых – это интересное, зачастую необычное, завораживающее своей новизной соединение музыки, речи и движений.
Передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характеристику мимики и пластику движений.
Во-вторых – это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность одинакового участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием участвуют, не испытывая неуверенности в себе и закомплексованности. Именно благодаря данной технологии у многих таких ребят возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности, к пению. Музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса. Благодаря чередованию пения и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Главное назначение музыки, заключается в организации художественного общения детей. А музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.
Мелодекламация – это мелодичная декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой. Мелодекламация является доступным и эффективным средством развития выразительности и эмоциональности речи дошкольника. Она таит в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых и украшается выразительной мимикой и жестами, что развивает творческое воображение, фантазию, и доставляет огромное удовольствие, как детям, так и взрослым.
Цель занятий мелодекламацией:
Создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка, его речевого аппарата и музыкального слуха в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
С мелодекламацией мы знакомим детей старшего дошкольного возраста, а с младшими дошкольниками ведется работа по ритмодекламации, или речевые игры, что является начальным этапом мелодекламации.
Если в мелодекламации стихи пропеваются, т.е. читаются более напевно, то в ритмодекламации текст не поется, а ритмично декламируется с более четким произношением и интонацией.
Мелодекламация таит в себе множество открытий: ритмических, интонационных, тембровых и украшается выразительной мимикой и жестами, что развивает творческое воображение, фантазию, и доставляет детям огромное удовольствие.
Огромное значение имеет эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, разучивании стихов, т. к. это облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка.
При использовании на занятиях приема – мелодекламации – обучение и развитие происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это им или трудно. Дети интуитивно усваивают манеру говорить, ходить, действовать, подражать. Непроизвольное обучение не нарушает их психологического состояния, потому, на занятии есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, фантазии, речевое общение, движение. При помощи мелодекламации, можно легко и весело учиться, радостно и увлеченно играя.
Подбирая художественно-поэтический материал для мелодекламаций, прежде всего необходимо помнить, что он должен быть:
- доступным;
- соответствовать возрасту ребенка;
- быть познавательным и интересным;
- содержательным и развивающим;
- эмоционально-насыщенным.
Музыкальный материал должен:
- соответствовать поэтическому слогу;
- передавать общее настроение художественного слова;
- представлять собой художественную ценность;
- усиливать эффект восприятия.
Подбирая движения к авторской мелодекламации очень важно помнить о том, что движения должны быть:
- выразительными, развивающими у детей пластику;
- изобразительными (жесты, мимика, пантомимика);
- понятными, подчеркивать идейную направленность данного музыкального и поэтического материала.
Использование мелодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке правильного речевого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом материале.
В практической деятельности использование цифровых образовательных ресурсов в форме презентаций, видеоклипов, слайдов, позволяют детям более эмоционально воспринять предлагаемый материал мелодекламации.
Использование тонких, грамотно выстроенных и точно прочувствованных моделей мелодекламаций, позволяет получить прекрасный результат. Гармоничное слияние музыки, текста и пластики движений, помогает создать единый художественный образ, подобно мини-сценке или мини-спектаклю. В плане подачи материала, мелодекламацию можно представить оригинальным образом с помощью не только презентаций на данную тематику, но и использовать различные предметы-трансформеры такие, как: легкие шарфики, мишуру, вейлы, цветные веревочки, шарики, колечки, атласные бантики, цветные ленточки, султанчики и т.д.
Мелодекламации можно использовать в музыкальной деятельности, как фрагмент занятия, в игровой ситуации воспитателями групп, на праздничных утренниках и развлечениях, дома с родителями, а также в самостоятельной игровой деятельности. Спектр применения мелодекламаций богат и разнообразен, очень важно поощрять детское творчество и инициативность в процессе данной деятельности.
Использование данных технологий и методических форм на практике позволяют добиться основной цели: создание на музыкальных занятиях, праздниках атмосферы радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения.
Дети-дошкольники живут и развиваются в мире фантазии и игры. Их всерьёз захватывает то, что можно увидеть, услышать, протопать - прохлопать. Поэтому при помощи мелодекламации можно легко и весело учить, а учиться - радостно и увлеченно играя!
Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет вашему ребенку в будущем успешно обучаться в школе!
Работая с детьми, мы должны помнить, что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мелодекламация
Мелодекламация...
Презентация: «Мелодекламация как принцип гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи»
Значение слова Мелодекламация по Ожегову: Мелодекламация - декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой. «Мелодекламация — искусство синтетическое. Слияние слова и звука, взаимопроникновение вы...
Мелодекламация
Представлен материал из опыта работы «Мелодекламация как форма музыкальной деятельности, формирующая коммуникативно – личностные качества и эмоционально – творческие способности дошкольников....
Презентация Мелодекламация "Шар"
Стихитворение проговаривается с выражением и движением под музыку...
Презентация к мелодекламации "Планета - сад"
Стихитворение проговаривается с выражением и движением под музыку ( музыку можно найти у меня на странице в разделе АУДИО...
Мелодекламация "Мы рисуем весну"
Мелодекламация«Мы рисуем весну»(автор Живетьева Маргарита Олеговна)Вступление - на первую фразу дети «превращаются в волшебников» (придумать с ребятами, как), на вторую «берут» воображаемую волшебную ...
Музыкально-литературная гостинная "Времена года" - мелодекламация
Данный проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию художественно-эстетического вкуса и привитию любви к классической музыке и великим ...