«Осень в поэзии А.С. Пушкина»
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Лукьянова Екатерина Геннадьевна

Программное содержание. Методы и приёмы.                                                                                                                                 Слушание.

«Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского. Послушать, вспомнить биографию композитора, определить характер, узнать, что эта пьеса инструментальная, рассказать о цикле «Времена года».

Пение.

Упражнения.

«Листики летят – это листопад…»  - исполнять распевку, чисто интонируя. Использовать игровой приём: игра на металлофоне и показ рукой.

«Дождик льёт с утра опять» - учиться чисто интонировать, исполняя поступенное  движение мелодии вверх и вниз. Использовать игровой приём: игра на диатонических колокольчиках.

«Раз, два, три, сколько листьев, посмотри» - учиться чисто интонировать, исполняя движение мелодии по трезвучию, вниз – вверх – вниз. Игровой приём: показывать движение мелодии рукой и на музыкальной лесенке.

Песни.

«Осень, как рыжая кошка», «Дождь пойдёт по улице», «Наш художник Осень» -  вспомнить знакомые песни, исполнять их в соответствии с характером, чётко проговаривая слова, пропевая окончания, правильно беря дыхание, чисто интонируя.

Песенное творчество.

«Здравствуй, Осень» - исполнять песню в характере, соблюдая ритмический рисунок, и, чисто интонируя мелодию. Игровой приём: исполнять упражнение в виде вопроса и ответа.

Музыкально-ритмические  движения.                                                                      

Танец «Чудная пора – осень!» - использовать для входа. Учиться перестраиваться в три колонны, три круга, один большой круг. Уметь двигаться с предметами (осенними ветками), передавая в движениях характер песни.

Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах.

«Шутка» Селиванова - исполнять пьесу на бумаге, чётко передавая ритмический рисунок произведения и меняя движения рукой, в соответствии с 3-х частной формой произведения.

«Во саду ли, в огороде» (р.н.м.), обработка В. Агафонникова – играть на детских музыкальных инструментах чётко и слаженно, каждой партии вступать в соответствии с характером и формой произведения.

Музыкально-игровое творчество.

«Нарисуй осеннюю картину» (музыка по выбору музыкального руководителя) – развивать и поощрять творческие проявления и способности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukyanova_2.docx19.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 86 общеразвивающего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия с детьми подготовительной группы

«Осень в поэзии А.С. Пушкина»

Музыкальный руководитель:

Лукьянова Е.Г.

2024

Программное содержание. Методы и приёмы.                                                                                                                                 Слушание.

«Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского. Послушать, вспомнить биографию композитора, определить характер, узнать, что эта пьеса инструментальная, рассказать о цикле «Времена года».

Пение.

Упражнения.

«Листики летят – это листопад…»  - исполнять распевку, чисто интонируя. Использовать игровой приём: игра на металлофоне и показ рукой.

«Дождик льёт с утра опять» - учиться чисто интонировать, исполняя поступенное  движение мелодии вверх и вниз. Использовать игровой приём: игра на диатонических колокольчиках.

«Раз, два, три, сколько листьев, посмотри» - учиться чисто интонировать, исполняя движение мелодии по трезвучию, вниз – вверх – вниз. Игровой приём: показывать движение мелодии рукой и на музыкальной лесенке.

Песни.

«Осень, как рыжая кошка», «Дождь пойдёт по улице», «Наш художник Осень» -  вспомнить знакомые песни, исполнять их в соответствии с характером, чётко проговаривая слова, пропевая окончания, правильно беря дыхание, чисто интонируя.

Песенное творчество.

«Здравствуй, Осень» - исполнять песню в характере, соблюдая ритмический рисунок, и, чисто интонируя мелодию. Игровой приём: исполнять упражнение в виде вопроса и ответа.

Музыкально-ритмические  движения.                                                                      

Танец «Чудная пора – осень!» - использовать для входа. Учиться перестраиваться в три колонны, три круга, один большой круг. Уметь двигаться с предметами (осенними ветками), передавая в движениях характер песни.

Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах.

«Шутка» Селиванова - исполнять пьесу на бумаге, чётко передавая ритмический рисунок произведения и меняя движения рукой, в соответствии с 3-х частной формой произведения.

«Во саду ли, в огороде» (р.н.м.), обработка В. Агафонникова – играть на детских музыкальных инструментах чётко и слаженно, каждой партии вступать в соответствии с характером и формой произведения.

Музыкально-игровое творчество.

«Нарисуй осеннюю картину» (музыка по выбору музыкального руководителя) – развивать и поощрять творческие проявления и способности детей.

Ход занятия.                                                                                                                               

Дети заходят в музыкальный зал, исполняя осенний танец: "Чудная пора - Осень". По окончании танца все садятся на свои места (во втором ряду сидят чисто интонирующие дети, в первом - все остальные). После того, как дети сели, музыкальный руководитель здоровается с детьми, используя гамму и трезвучие.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, мы сегодня не случайно зашли в музыкальный зал под песню «Чудная пора – осень!». Осени будет  посвящено наше занятие.  Это красивое время года очень  любил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он описывает это время года с особым трепетом. Сентябрь и октябрь вызывали у поэта особенные чувства, он восторгался тихой красотой осени, несмотря на плавное угасание природы. Он создавал прекрасные строки про это время года:

«Настала осень золотая,

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана».                                                                                        

Осенняя природа в описаниях Пушкина обладала уникальными, поэтическими чертами. Желтизна листвы приобретала золотые, багряные оттенки, небо завораживало взгляд. Несмотря на то, что Александр Сергеевич любил сентябрь и октябрь, но в восторге он был от ноября.

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,                                                                

Но мне она мила, читатель дорогой».

Музыкальный руководитель:

«Ребята, вы на предыдущих занятиях исполняли песни об осени. Это вокальные произведения (те, которые исполняются голосом). Но есть произведения без пения. Это инструментальная музыка.

Сегодня мы с вами послушаем отрывок из пьесы Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из сборника «Времена года». Дети слушают. Музыкальный руководитель: «Скажите, пожалуйста, какой характер у этой пьесы?» Дети: «Грустный, печальный, унылый, жалобный». Музыкальный руководитель: «Правильно, пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая, печальная, поникшая, слышны как бы вздохи в мелодии. Какая картина осени изображена в музыке?» (Поздняя или ранняя осень?) Дети: «Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода». Музыкальный руководитель: «Да, в музыке можно услышать и порывы ветра (исполняет повторно 5 и 6 такты пьесы), и как падают листья (исполняет 7 и 8 такты). Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло. Каждую пьесу Пётр Ильич Чайковский предваряет стихотворением.

Перед «Осенней песней» отрывок из стихотворения русского поэта Алексея Константиновича Толстого:

Осень обсыпает весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…                                                                          

Музыкальный руководитель: «Ребята, а какие песни мы с вами знаем, которые передают картину поздней, увядающей осени? – Правильно, это песни: «Осень», «Скворушка прощается» и «Осень, как рыжая кошка».  Давайте вспомним   песню «Осень, как рыжая кошка, но сначала распоёмся».  

                                                                                                                                                                                                                             

Исполняются распевки: «Листики летят – это листопад» (на металлофоне: Дима Ламов, Дима Рылов, Бехруз), «Дождик льёт с утра опять» (на диатонических колокольчиках), «Раз, два, три, сколько листьев посмотри» (с использованием лесенки: Лёва Ершов, Зоя Маденова, Саша Иванова).

Затем исполняется песня: «Осень, как рыжая кошка». (Во время исполнения изобразить шуршание листьев на вступление и заключение, используя карточку с ритмическим рисунком)

Музыкальный руководитель: «Ребята, несмотря на то, что ноябрь – это заключительный месяц осени, и он, не такой нарядный и солнечный, как сентябрь и октябрь, я думаю, мы всё равно рады тому, что есть такое прекрасное время года в нашей природе. Давайте споём, что мы рады, что Осень к нам пришла. Дети поют песню «Здравствуй, осень!» (В роли Осени Саша и Зоя).

А теперь давайте споём песни со светлым, лиричным характером: «Дождь пойдёт по улице», и « Наш художник – Осень» (использовать на проигрыш диатонические колокольчики или металлофон).

Музыкальный руководитель: «Ребята, различные музыкальные явления мы можем слушать и исполнять не только в инструментальной и вокальной музыке, но под эту музыку мы можем играть в различных видах оркестра. И сейчас мы с вами исполним на бумаге инструментальную пьесу: «Шутка» В. Селиванова, под которую будем изображать весёлый дождик.                                              

А сейчас сыграем на детских музыкальных инструментах инструментальную пьесу: «Во саду ли, в огороде». Эта пьеса звучит в сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

«А теперь настала пора проверить»,- говорит музыкальный руководитель, -  такие же вы талантливые художники, как наша Осень?»

Проводится творческое интерактивное задание под музыку: «Нарисуй живую картину:

Дети должны при помощи осенних предметов (осенние ветки, листья, тучка, зонтик, султанчики, шарфики, птички, яблоки  и т.д.)  изобразить осеннюю картину под музыку.                                                                                                        

На фланелеграфе выложены все виды деятельности. В конце занятия дети прикрепляют магниты к тому виду деятельности, который им понравился больше всего.

                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Образ осени в поэзии Пушкина"

Цели занятия:Создать у детей поэтический образ осени посредством искусства (живопись, поэзия);Воспитывать любовь к природе;Учить чувствовать красоту поэзии;Развивать умение выражать свои чувства и эмо...

Вечер поэзии А.С. Пушкина

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста-  5-7 лет....

Презентация "Золотая осень в поэзии и живописи русских классиков"

Презентация " Золотая осень в поэзии и живописи русских классиков" откроет перед детьми мир прекрасной осенней природы. Поможет передать чувства, которые испытывали известные поэты и художники, создав...

Сценарий родительского собрания "Вечер поэзии А.С. Пушкина".

Родительское собрание проведенное в нетрадиционной форме - форме вечера поэзии А.С. Пушкина. Родители погрузились в мир волшебных сказок Пушкина, посоревновались в их знании, посмотрели выступления де...

Развлечение в старшей группе на тему «Осень в поэзии А. С. Пушкина».

Развлечение в старшей группе на тему «Осень в поэзии А. С. Пушкина»....

Поэзия Александра Сергеевича Пушкина. «За весной, красой природы…»

Поэзия Александра Сергеевича Пушкина. «За весной, красой природы…»           (отрывок из поэмы «Цыганы»)...

Музыкальная поэзия А. С. Пушкина

Музыкальная поэзия А. С. Пушкина...