«Осень в поэзии А.С. Пушкина»
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Программное содержание. Методы и приёмы. Слушание.
«Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского. Послушать, вспомнить биографию композитора, определить характер, узнать, что эта пьеса инструментальная, рассказать о цикле «Времена года».
Пение.
Упражнения.
«Листики летят – это листопад…» - исполнять распевку, чисто интонируя. Использовать игровой приём: игра на металлофоне и показ рукой.
«Дождик льёт с утра опять» - учиться чисто интонировать, исполняя поступенное движение мелодии вверх и вниз. Использовать игровой приём: игра на диатонических колокольчиках.
«Раз, два, три, сколько листьев, посмотри» - учиться чисто интонировать, исполняя движение мелодии по трезвучию, вниз – вверх – вниз. Игровой приём: показывать движение мелодии рукой и на музыкальной лесенке.
Песни.
«Осень, как рыжая кошка», «Дождь пойдёт по улице», «Наш художник Осень» - вспомнить знакомые песни, исполнять их в соответствии с характером, чётко проговаривая слова, пропевая окончания, правильно беря дыхание, чисто интонируя.
Песенное творчество.
«Здравствуй, Осень» - исполнять песню в характере, соблюдая ритмический рисунок, и, чисто интонируя мелодию. Игровой приём: исполнять упражнение в виде вопроса и ответа.
Музыкально-ритмические движения.
Танец «Чудная пора – осень!» - использовать для входа. Учиться перестраиваться в три колонны, три круга, один большой круг. Уметь двигаться с предметами (осенними ветками), передавая в движениях характер песни.
Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах.
«Шутка» Селиванова - исполнять пьесу на бумаге, чётко передавая ритмический рисунок произведения и меняя движения рукой, в соответствии с 3-х частной формой произведения.
«Во саду ли, в огороде» (р.н.м.), обработка В. Агафонникова – играть на детских музыкальных инструментах чётко и слаженно, каждой партии вступать в соответствии с характером и формой произведения.
Музыкально-игровое творчество.
«Нарисуй осеннюю картину» (музыка по выбору музыкального руководителя) – развивать и поощрять творческие проявления и способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukyanova_2.docx | 19.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 86 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия с детьми подготовительной группы
«Осень в поэзии А.С. Пушкина»
Музыкальный руководитель:
Лукьянова Е.Г.
2024
Программное содержание. Методы и приёмы. Слушание.
«Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского. Послушать, вспомнить биографию композитора, определить характер, узнать, что эта пьеса инструментальная, рассказать о цикле «Времена года».
Пение.
Упражнения.
«Листики летят – это листопад…» - исполнять распевку, чисто интонируя. Использовать игровой приём: игра на металлофоне и показ рукой.
«Дождик льёт с утра опять» - учиться чисто интонировать, исполняя поступенное движение мелодии вверх и вниз. Использовать игровой приём: игра на диатонических колокольчиках.
«Раз, два, три, сколько листьев, посмотри» - учиться чисто интонировать, исполняя движение мелодии по трезвучию, вниз – вверх – вниз. Игровой приём: показывать движение мелодии рукой и на музыкальной лесенке.
Песни.
«Осень, как рыжая кошка», «Дождь пойдёт по улице», «Наш художник Осень» - вспомнить знакомые песни, исполнять их в соответствии с характером, чётко проговаривая слова, пропевая окончания, правильно беря дыхание, чисто интонируя.
Песенное творчество.
«Здравствуй, Осень» - исполнять песню в характере, соблюдая ритмический рисунок, и, чисто интонируя мелодию. Игровой приём: исполнять упражнение в виде вопроса и ответа.
Музыкально-ритмические движения.
Танец «Чудная пора – осень!» - использовать для входа. Учиться перестраиваться в три колонны, три круга, один большой круг. Уметь двигаться с предметами (осенними ветками), передавая в движениях характер песни.
Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах.
«Шутка» Селиванова - исполнять пьесу на бумаге, чётко передавая ритмический рисунок произведения и меняя движения рукой, в соответствии с 3-х частной формой произведения.
«Во саду ли, в огороде» (р.н.м.), обработка В. Агафонникова – играть на детских музыкальных инструментах чётко и слаженно, каждой партии вступать в соответствии с характером и формой произведения.
Музыкально-игровое творчество.
«Нарисуй осеннюю картину» (музыка по выбору музыкального руководителя) – развивать и поощрять творческие проявления и способности детей.
Ход занятия.
Дети заходят в музыкальный зал, исполняя осенний танец: "Чудная пора - Осень". По окончании танца все садятся на свои места (во втором ряду сидят чисто интонирующие дети, в первом - все остальные). После того, как дети сели, музыкальный руководитель здоровается с детьми, используя гамму и трезвучие.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, мы сегодня не случайно зашли в музыкальный зал под песню «Чудная пора – осень!». Осени будет посвящено наше занятие. Это красивое время года очень любил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он описывает это время года с особым трепетом. Сентябрь и октябрь вызывали у поэта особенные чувства, он восторгался тихой красотой осени, несмотря на плавное угасание природы. Он создавал прекрасные строки про это время года:
«Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана».
Осенняя природа в описаниях Пушкина обладала уникальными, поэтическими чертами. Желтизна листвы приобретала золотые, багряные оттенки, небо завораживало взгляд. Несмотря на то, что Александр Сергеевич любил сентябрь и октябрь, но в восторге он был от ноября.
«Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой».
Музыкальный руководитель:
«Ребята, вы на предыдущих занятиях исполняли песни об осени. Это вокальные произведения (те, которые исполняются голосом). Но есть произведения без пения. Это инструментальная музыка.
Сегодня мы с вами послушаем отрывок из пьесы Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из сборника «Времена года». Дети слушают. Музыкальный руководитель: «Скажите, пожалуйста, какой характер у этой пьесы?» Дети: «Грустный, печальный, унылый, жалобный». Музыкальный руководитель: «Правильно, пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая, печальная, поникшая, слышны как бы вздохи в мелодии. Какая картина осени изображена в музыке?» (Поздняя или ранняя осень?) Дети: «Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода». Музыкальный руководитель: «Да, в музыке можно услышать и порывы ветра (исполняет повторно 5 и 6 такты пьесы), и как падают листья (исполняет 7 и 8 такты). Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло. Каждую пьесу Пётр Ильич Чайковский предваряет стихотворением.
Перед «Осенней песней» отрывок из стихотворения русского поэта Алексея Константиновича Толстого:
Осень обсыпает весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…
Музыкальный руководитель: «Ребята, а какие песни мы с вами знаем, которые передают картину поздней, увядающей осени? – Правильно, это песни: «Осень», «Скворушка прощается» и «Осень, как рыжая кошка». Давайте вспомним песню «Осень, как рыжая кошка, но сначала распоёмся».
Исполняются распевки: «Листики летят – это листопад» (на металлофоне: Дима Ламов, Дима Рылов, Бехруз), «Дождик льёт с утра опять» (на диатонических колокольчиках), «Раз, два, три, сколько листьев посмотри» (с использованием лесенки: Лёва Ершов, Зоя Маденова, Саша Иванова).
Затем исполняется песня: «Осень, как рыжая кошка». (Во время исполнения изобразить шуршание листьев на вступление и заключение, используя карточку с ритмическим рисунком)
Музыкальный руководитель: «Ребята, несмотря на то, что ноябрь – это заключительный месяц осени, и он, не такой нарядный и солнечный, как сентябрь и октябрь, я думаю, мы всё равно рады тому, что есть такое прекрасное время года в нашей природе. Давайте споём, что мы рады, что Осень к нам пришла. Дети поют песню «Здравствуй, осень!» (В роли Осени Саша и Зоя).
А теперь давайте споём песни со светлым, лиричным характером: «Дождь пойдёт по улице», и « Наш художник – Осень» (использовать на проигрыш диатонические колокольчики или металлофон).
Музыкальный руководитель: «Ребята, различные музыкальные явления мы можем слушать и исполнять не только в инструментальной и вокальной музыке, но под эту музыку мы можем играть в различных видах оркестра. И сейчас мы с вами исполним на бумаге инструментальную пьесу: «Шутка» В. Селиванова, под которую будем изображать весёлый дождик.
А сейчас сыграем на детских музыкальных инструментах инструментальную пьесу: «Во саду ли, в огороде». Эта пьеса звучит в сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
«А теперь настала пора проверить»,- говорит музыкальный руководитель, - такие же вы талантливые художники, как наша Осень?»
Проводится творческое интерактивное задание под музыку: «Нарисуй живую картину:
Дети должны при помощи осенних предметов (осенние ветки, листья, тучка, зонтик, султанчики, шарфики, птички, яблоки и т.д.) изобразить осеннюю картину под музыку.
На фланелеграфе выложены все виды деятельности. В конце занятия дети прикрепляют магниты к тому виду деятельности, который им понравился больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Образ осени в поэзии Пушкина"
Цели занятия:Создать у детей поэтический образ осени посредством искусства (живопись, поэзия);Воспитывать любовь к природе;Учить чувствовать красоту поэзии;Развивать умение выражать свои чувства и эмо...
Вечер поэзии А.С. Пушкина
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста- 5-7 лет....
Презентация "Золотая осень в поэзии и живописи русских классиков"
Презентация " Золотая осень в поэзии и живописи русских классиков" откроет перед детьми мир прекрасной осенней природы. Поможет передать чувства, которые испытывали известные поэты и художники, создав...
Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" по теме "Осень, в поэзии, живописи, музыке"
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Осень, в поэзии, живописи, музыке» Образовательные области:- познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие....
Сценарий родительского собрания "Вечер поэзии А.С. Пушкина".
Родительское собрание проведенное в нетрадиционной форме - форме вечера поэзии А.С. Пушкина. Родители погрузились в мир волшебных сказок Пушкина, посоревновались в их знании, посмотрели выступления де...
Развлечение в старшей группе на тему «Осень в поэзии А. С. Пушкина».
Развлечение в старшей группе на тему «Осень в поэзии А. С. Пушкина»....
Поэзия Александра Сергеевича Пушкина. «За весной, красой природы…»
Поэзия Александра Сергеевича Пушкина. «За весной, красой природы…» (отрывок из поэмы «Цыганы»)...