Развитие социально коммуникативных навыков дошкольников в музыкальной деятельности
консультация по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_mbdou_ds_31_2.doc | 49.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие социально - коммуникативных навыков дошкольников в условиях музыкально – игровой деятельности»
Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ с/с №31 Виноградова С.В.
Несколько лет назад мне посчастливилось побывать на семинаре практикуме у Анны Иосифовны Бурениной, а в настоящее время регулярно участвую в вебинарах «Анечкин мост», где А.И акцентирует внимание именно на коммуникативные танцы и игры. Эта тема мне очень близка и поэтому в прошлом году я определила для себя тему самообразования «Развитие социально - коммуникативных навыков дошкольников в условиях музыкально – игровой деятельности».
В современном мире остро стоит проблема социально – коммуникативного развития подрастающего поколения. Педагоги и учёные бьют тревогу о том, что «экранная зависимость» детей дошкольного возраста становится реальностью. Родители предпочитают вместо живого общения с ребёнком, чтения сказок, разучивания стихов – включить телевизор или дать ребёнку в руки планшет.
А поскольку дошкольное образование – это первый уровень в системе образования РФ, в рамках которого происходит становление основ личности, то перед педагогами дошкольного образования стоит сложная задача – воспитать культурную, творческую личность, которая сможет найти своё место в социуме и постоянно изменяющейся действительности.
От этого зависит дальнейшая жизнь ребёнка, его положение в социальной среде, а музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребёнка как со взрослыми, так и с детьми своего возраста (совместное пение, музицирование, музыкальные игры и танцы), помогает детям узнать лучше друг друга и себя.
Слайд 3
Цель моего направления: повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста.
В процессе самообразования решались следующие
Слайд 4
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний по выбранной теме путём изучения методической литературы и передового опыта коллег;
- воспитать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
- развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
Начав свою работу в данном направлении, мной был разработан перспективный план.
Тема мне интересна, поэтому проблем в процессе самообразования у меня не возникало. Много литературы, как в печатном, так и в электронном виде.
В рамках темы самообразования мною были просмотрены вебинары: «Методики развития коммуникативных способностей детей с помощью музыкальных игр» и «Как легко и просто развить коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста в саду и дома» (Тимирьянова Л.А.) и др.
В соответствии с планом самообразования мною были разработаны методические материалы:
Слайд 5
- составлена картотека коммуникативных игр:
- игры на внимание;
- игры на перестроение;
- танцы со сменой партнёра;
- сюжетные танцы – игры;
- Игры - приветствия
Слайд 6
- Разработан план работы с родителями: беседы, анкетирование,
консультации для родителей:
- «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»;
- «Тематические музыкальные игры с детьми»;
- «Эмоциональное развитие дошкольников»;
- «Изготовление шумовых инструментов дома».
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.
Слайд 7
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Коммуникативные танцы со сменой партнёров снимают барьеры, создавая единую площадку для общения. Тихони чувствуют себя полноправными членами коллектива. А лидеры и "задиры" понимают, что они такие же как все.
Переходный танец детей
Прородителем коммуникативных танцев являются фольклорные танцы-игры. А известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — на занятиях, на праздниках, развлечениях.
Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно (исключая период самоизоляции). На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. И сейчас вашему вниманию предлагаю несколько таких танцев-игр различной тематики.
Игры для зимних праздников: «Рукавички», «Снежинки, летайте»
Для весенних праздников: «Последняя снежинка» и др.
Слайд 9
Еще одно важнейшее направление использования подобного материала — это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).
Как известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх, дети получают радость от самого процесса движения под музыку. От того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз, и т. д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю). А.И. во всех своих программах уделяет этому особое значение.
Во время музыкально – ритмических движений делается акцент на привитие навыков культуры поведения: Мальчикам – умение пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании, девочкам – умение принять приглашение, не обидев партнёра.
На первый взгляд это кажется элементарным действием, но на практике оказывается очень сложным и ранимым процессом. И здесь помогает коммуникативный танец-игра
Например «Кто-то бегал по кружочку».
Вначале обыгрывания, дети выбирали себе пару по интересу, по симпатии, но в дальнейшем, благодаря проводимой работе, беседам о дружбе, дети старались пригласить тех детей, с кем ранее не хотели дружить.
Игры: «Барабанщики и барабан», «Скалочка»
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
Слайд 10
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
- значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Работая по данной теме, я тесно взаимодействовала с родителями воспитанников, а так же другими педагогами нашего ДОУ. Для этого мы постоянно пополняли музыкальную развивающую среду детского сада, разучивали новые музыкально коммуникативные игры, танцы, упражнения.
Помимо муз-ритм движений, пение также способствует развитию коммуникативных способностей ребёнка. Освобождает его от внутреннего напряжения, избавляет от детской стеснительности, боязни публичного выступления, неуверенности в себе.
Во время пения использую методические приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение.
Звучащее пианино.
Слайд 11
Игра в оркестре так же помогает детям научиться исполнять музыкальное произведение слаженно, не выделяясь из общего звучания.
Слайд 12
Оркестр
Таким образом, благодаря проведённой работе, я пришла к следующим результатам:
Слайд 13
- Повышение своего музыкального профессионального уровня;
- Пополнение личной музыкальной фонотеки и музыкальной развивающей среды;
- Проявление у детей коммуникативных навыков, эмпатийных способностей, сочувствия к партнёру, снятие отрицательных эмоций.
Переходный Вальс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности
В статье раскрывает роль различных видов детской игры в развитии социально-коммуникативных навыков...
Семинар на тему:"Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности"
Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и све...
Районный семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»
Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....
Семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»
Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....
Музыкальная игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников. (консультация для воспитателей)
Данная консультация поможет педагогам в выборе игр для самостоятельной деятельности....
Выступление на педагогическом совете по итогам учебного года «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность»
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его первоначальной социализации. Педагогическая помощь в музыкальной игровой деятельности содействует нако...
Консультация. «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников на музыкальных занятиях».
Дошкольный возраст – это именно тот важный период в жизни человека, когда закладываются основы наиболее необходимых для социализации умений, а потому достаточно серьёзную роль в формировании ком...