Развитие социально коммуникативных навыков дошкольников в музыкальной деятельности
консультация по музыке

Виноградова Светлана Вячеславовна
Цель моего направления: повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_mbdou_ds_31_2.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие социально - коммуникативных навыков дошкольников в условиях музыкально – игровой деятельности»

Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ с/с №31 Виноградова С.В.

Несколько лет назад мне посчастливилось побывать на семинаре практикуме у Анны Иосифовны Бурениной, а  в настоящее время регулярно участвую в вебинарах «Анечкин мост», где А.И акцентирует внимание именно на коммуникативные танцы и игры. Эта тема мне очень близка и поэтому в прошлом году я определила для себя тему самообразования «Развитие социально - коммуникативных навыков дошкольников в условиях музыкально – игровой деятельности».

В современном мире остро стоит проблема социально – коммуникативного развития подрастающего поколения. Педагоги и учёные бьют тревогу о том, что «экранная  зависимость» детей дошкольного возраста становится реальностью. Родители предпочитают вместо живого общения с ребёнком, чтения сказок, разучивания стихов – включить телевизор или дать ребёнку в руки планшет.

А поскольку дошкольное образование – это первый уровень в системе образования РФ, в рамках которого происходит становление основ личности, то перед педагогами дошкольного образования стоит сложная задача – воспитать культурную, творческую личность, которая сможет найти своё место в социуме и постоянно изменяющейся действительности.

От этого зависит дальнейшая жизнь ребёнка, его положение в социальной среде, а музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребёнка как со взрослыми, так и с детьми своего возраста (совместное пение, музицирование, музыкальные игры и танцы), помогает детям узнать лучше друг друга и себя.

Слайд 3

Цель моего направления: повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста.

В процессе самообразования решались следующие

Слайд 4

Задачи:

- повысить собственный  уровень знаний по выбранной теме путём изучения методической литературы и передового опыта коллег;

- воспитать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;

- развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.

Начав свою работу в данном направлении, мной был разработан перспективный план.

Тема мне интересна, поэтому проблем в процессе самообразования у меня не возникало. Много литературы, как в печатном, так и в электронном виде.

В рамках темы самообразования мною были просмотрены вебинары: «Методики развития коммуникативных способностей детей с помощью музыкальных игр» и «Как легко и просто развить коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста в саду и дома» (Тимирьянова Л.А.) и др.

В соответствии с планом  самообразования мною были разработаны методические материалы:

Слайд 5

- составлена картотека коммуникативных игр:

  • игры на внимание;
  • игры на перестроение;
  • танцы со сменой партнёра;
  • сюжетные танцы – игры;
  • Игры - приветствия

Слайд  6

- Разработан план работы с родителями: беседы, анкетирование,

 консультации для родителей:

  • «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»;
  • «Тематические музыкальные игры с детьми»;
  • «Эмоциональное развитие дошкольников»;
  • «Изготовление шумовых инструментов дома».

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.

Слайд 7

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Коммуникативные танцы со сменой партнёров снимают барьеры, создавая единую площадку для общения. Тихони чувствуют себя полноправными членами коллектива. А лидеры и "задиры" понимают, что они такие же как все.

Переходный танец детей

Прородителем коммуникативных танцев являются фольклорные танцы-игры. А известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) —  на занятиях,  на праздниках,   развлечениях.

Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно (исключая период самоизоляции).  На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. И сейчас вашему вниманию предлагаю несколько таких танцев-игр различной тематики.

Игры для зимних праздников:  «Рукавички»,  «Снежинки, летайте»

Для весенних праздников: «Последняя снежинка» и др.

Слайд 9

Еще одно важнейшее направление использования подобного материала — это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

Как известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх,   дети получают радость от самого процесса движения под музыку. От того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз, и т. д.  Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю). А.И. во всех своих программах уделяет этому особое значение.

Во время музыкально – ритмических  движений  делается  акцент на привитие навыков культуры поведения: Мальчикам – умение пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании, девочкам – умение принять приглашение, не обидев партнёра.

На первый взгляд это кажется элементарным действием, но на практике оказывается очень сложным и ранимым процессом. И здесь помогает коммуникативный танец-игра

Например «Кто-то бегал по кружочку».

Вначале обыгрывания, дети выбирали себе пару по интересу, по симпатии, но в дальнейшем, благодаря проводимой работе, беседам о дружбе, дети старались пригласить тех детей, с кем ранее не хотели дружить.

Игры: «Барабанщики и барабан», «Скалочка»

Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?

Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

Слайд 10

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
  • значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Работая по данной теме, я тесно взаимодействовала с родителями воспитанников, а так же другими педагогами нашего ДОУ. Для этого мы постоянно пополняли  музыкальную развивающую среду детского сада, разучивали новые музыкально коммуникативные игры, танцы, упражнения.

Помимо муз-ритм движений, пение также способствует развитию  коммуникативных способностей ребёнка. Освобождает его от внутреннего напряжения, избавляет от детской стеснительности, боязни публичного выступления, неуверенности в себе.

 Во время пения использую методические приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение.

Звучащее пианино.

Слайд 11

Игра в оркестре так же помогает детям научиться исполнять музыкальное произведение слаженно, не выделяясь из общего звучания.

Слайд 12

Оркестр

Таким образом, благодаря проведённой  работе, я пришла к следующим результатам:

 Слайд 13

  • Повышение своего музыкального профессионального уровня;
  • Пополнение личной музыкальной фонотеки и музыкальной развивающей среды;
  • Проявление у детей коммуникативных навыков,  эмпатийных способностей, сочувствия к партнёру, снятие отрицательных эмоций.

Переходный Вальс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности

В статье раскрывает роль различных видов детской игры в развитии социально-коммуникативных навыков...

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность

Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является неотъемлемой частью полноценной жизни каждого человека. А потому для становления личности дошкольника, развития его вн...

Семинар на тему:"Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности"

Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка.  В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и све...

Районный семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»

Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....

Семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»

Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....

Музыкальная игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников. (консультация для воспитателей)

Данная консультация поможет педагогам в выборе игр для самостоятельной деятельности....

Выступление на педагогическом совете по итогам учебного года «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность»

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его первоначальной социализации. Педагогическая помощь в музыкальной игровой деятельности содействует нако...