Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением (младшая группа)
картотека по музыке (младшая группа)

Манаева Екатерина Владимировна

Речевые игры – одна из форм творческой  работы с детьми не только в развитии  речи, но и в музыкальном воспитании. Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи при участии движения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением

Речевые игры – одна из форм творческой  работы с детьми не только в развитии  речи, но и в музыкальном воспитании. Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи при участии движения.

Дети учатся с помощью тела: чем проще и короче песня, тем легче малышам выучить движения. Движения просто необходимы для развития ритма

Игры  с использованием «ритмических блоков»

Игра «Эхо». 

Педагог прохлопывает какую-нибудь ритмическую последовательность, а дети должны ее повторить, не меняя метра, темп вначале берется медленный, показ педагога должен быть выразительным. Если кто-то из детей повторяет неверно, то нужно еще раз воспроизводит этот ритм и вновь предлагает его повторить. Последовательность должна быть достаточно простой;

Позже эта игра может использоваться в движении, хлопки сочетаться с шагами, могут использоваться и другие звучащие жесты. Полезно эту игру иногда проводить с закрытыми глазами, особенно если используются разнообразные звучащие жесты. В процессе игры  могут использоваться различные динамические оттенки. «Эхо» подходит для проработки длинных ритмических последовательностей,  

                              1.   «АПЛОДИСМЕНТЫ» 

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания.

Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их. »  

2. «СТУЧАЛКИ»  

Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

3. «БАРАБАН»

Бьют его, а он не злится,

Он гремит и веселится.

Потому что без битья,

Барабану нет житья.

Речевые упражнения

4. «ВЕСЕЛЫЙ ДОЖДИК»  

Развитие чувства ритма. Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.

Дождик капнул на ладошку

- Кап-кап, кап-кап-кап!

На цветок и на дорожку

- Кап-кап, кап-кап-кап!

Застучал по крыше он

- Кап-кап, кап-кап-кап!

И раздался чистый звон

- Кап-кап, кап-кап-кап! -

А какая это шишка? протягивают ладошки вперед

-Я не знаю, - шепчет мишка. пожимают плечами

Научим мишку мы считать: Один, два, три, четыре, пять. дети загибают пальчики и считают их.

5. «МЯЧИК»

Вот какой, вот    - какой дети сидят на местах

Мячик пестрый,   - озорной. и смотрят, как ведущий

Никогда не плачет, - под песню ударяет мячом

По дорожке скачет. - об пол и ловит его.

Мяч в руках я подержу.  - держит мяч и ходит перед

И ребяткам покажу. - детьми, показывая его малышам

Кому дать? Кому дать? Кто же будет мяч кидать?

Мячик Коленьке я дам.  - дает мяч ребенку

Мячик Коля бросит сам.  - ребенок кидает мяч обратно ведущему

Удар мячика приходиться на каждую сильную долю. Ребенок возвращает мяч после слов «бросит сам

6. «АИСТ И ЛЯГУШАТА»

Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед

Скачут, скачут лягушата   - дети -лягушата прыгают

Скок-поскок, скок-поскок.  - на двух ногах в произвольном направлении

Скачут бойкие ребята-

Прыг на кочку, под листок.

Аист вышел на болото   - «лягушата» выполняют «пружинки»

Погулять, погулять.  - вокруг аист ходит

Прячьтесь живо, лягушата, лягушата- приседают и не шевелятся

Чтоб не смог вас отыскать!,   -аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся На слова «...погулять, погулять / » должна быть небольшая пауза (остановка), голос при этом забирается вверх. Последняя фраза произноситься четко, с акцентом на каждое слово

7. «БУБЕН» 

Развитие чувства ритма. Эмоциональной отзывчивости на музыку.

Бубен, бубен, позвени. -Ведущий ходит перед

Ребятишек веселит, встряхивает бубен

Деточки играют в бубен ударяют.

Хлопай - раз и держит бубен перед

хлопай - два!

Интересная игра. ударяет ладошкой.

Танечка (Ванечка,...) играет, В бубен ударяет. Игра повторяется с другим участником

8. «КОТ НА ПЕЧИ» .

Кот на печи стучат кулачком

Сухари толчет

Кошка на лавке

Рубашку шьет.

Малые котята

На печке сидят

На печке сидят

Да, на котика глядят

. Все на котика глядят

Да, сухарики едят. Развитие мелкой моторики, чувства ритма

Щелкают зубками Методические рекомендации Текст произносится на распев На 1-е две строчки движения ритмичные. На 2-е две строки - движения плавные «тянем ниточку». Слова «малые котята на печке сидят» следует произносить в ускоренном темпе. 

9. «ЕЖИК» 

Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие вниманияДети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.

Жил в лесу колючий ежик, -да, да, да. идут по кругу

Был клубочком и без ножек, да, да, да.

Не умел он хлопать - качают головой

Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.

Не умел он топать- качают головой топ-топ-топ. притопы

Не умел он прыгать качают головой

Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах

Только носом шмыгал- качают головой

Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос

В лес ребята приходили, да, да ,да. те

И ежа плясать учили, да, да, да.

Научили хлопать - хлоп, хлоп ,хлоп.

Научили топать - топ, топ, топ.

Научили прыгать - прыг, прыг, прыг

А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг

10. «ДОЖДИК, ЛЕЙ!»

развитие эмоциональной сферы, координации движений.

Дождик, лей, лей, лей. Помахивают кистями рук

На меня и на людей. Руки к груди и разводят в стороны

На людей по ложке, ладошки сложены в «ложки»- углубления

На меня по крошке, руки к груди и пальцы сложены в щепотку

А на б-а-бу - Ягу Руками схватиться за голову, покачать головой

Лей по целому ведру. Руки бросить вниз с наклоном туловища

11. «Шла лисица»  

Шла лисица вдоль тропинки,

Топ, топ, топ, топ.

И несла грибы в корзинке:

Топ, топ, топ, топ.

Пять опят и пять лисичек,

Да-да-да, да-да-да.

Для лисят и для лисичек

Как всегда

12. "ИМЕНА"

Лена, Катя, Миша, Вова и Иван
Забрались с ногами на диван.
Лёша и Петя, Натали и Глеб
Уплетают свежий белый хлеб.
Уплетают вместе белый хлеб.

Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит.д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов ...

13. "РАБОТНИКИ"

Катя и Мишенька встали с утра
Сразу у них закипели дела:
Кошку помыть и постричь воротник,
Катя успела и брат озорник.

Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли. 

14. "КОЛОКОЛЬЦЫ"

Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы
Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон?

Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметьмаленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.

15. "МЫШКИ"

Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час:
Раз, два, три, четыре!
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
Бом, бом, бом, бом!
Убежали, убежали, убежали мышки вон!

Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т.д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т.д. 

16. "ФОКУС-ПОКУС"

Фокус покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале
Ты чего же это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!

Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш!, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном. 

17. ЛИСТОПАД  

Осень, осень! Листопад!                Ритмичные хлопки.

Лес осенний конопат.                     Щелчки пальцами.

Листья рыжие шуршат                   Трут ладошку о ладошку.

И летят, летят, летят!                      Качают руками.

  18ДОЖДЬ

Дождь, дождь, дождь с утра.          Хлопки чередуются со шлепками по коленям.

Веселится детвора!                          Лёгкие прыжки на месте.

Шлеп по лужам,                               Притопы.

Шлеп-шлеп.

Хлоп в ладоши,                                Хлопки.

Хлоп-хлоп.

Дождик, нас не поливай,                Грозят пальцем.

А скорее догоняй!                                                                                                  

Убегают от «дождика"

19. Пчёлы водят хоровод

Водят пчелы хоровод –                      Дети топают на месте.

Брум, брум.                                         Хлопки «тарелочками».

В барабан ударил кот –                     Имитируют пальцами игру на барабане.

Трум, трум.                                         Стучат кулачком о кулачок.

Стали мыши танцевать –                   Выставляют ногу на пятку.

Тир – ля – ля.

Так, что начала дрожать                     Кружатся дробным шагом.

Вся земля.                                            Хлопают в ладоши.\ 

20. «ВЕТЕРОК»      

Ветерок листвой шуршит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
 Дети потирают ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит:
 Хлопают над головой руками.
У-у-у, у-у-у.
Поднимает пыль столбом-
Бом-бом-бом, бом-бом бом.
 Топают ногами.
Дует он везде, кругом-
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
 Переступают, повернувшись вокруг себя.
Может вызвать бурю он-
Страх-страх, страх-страх.
 Руки в стороны, делают вращательные движения.
Не удержится и слон-
Ах-ах, ах-ах.
 Покачивают головой.

21. «ЕЖИК»  

По сухой лесной дорожке —

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк —

Превратится еж в клубок.

Ребята стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, — перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. «Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды». Сворачиваются на полу клубком.

22. «КАПЛИ»  

Капля — раз!

Капля — два    Капли медленно сперва.

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.

  23.  «МЕДВЕЖАТА»  

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили:

Вот так и вот так, еще эдак, еще так.     

Медвежата мед искали,                 

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так и вот так

Они из речки воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали:

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали. 

  24. «Ежик и барабан»  

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.

      25. «Веселый бубен»

 Дети встают в круг и передают друг другу бубен под слова:

Побежал веселый бубен

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый бубен.

Тот сейчас сыграет нам!

Ребенок, у которого на окончание текста оказался бубен, играет на нем плясовую, а все дети произвольно танцуют.

 26.  «Веселые музыканты» 

Играет кот на скрипке: Имитировать игру на скрипке.

Тили-ли! Тили-ли! Прохлопать ритм в ладоши.

На блюде пляшут рыбки:  волнообразные движения кистями рук.

Хлюп-хлюп, люли! Два хлопка по коленям, два хлопка в ладоши — 2 раза.

Хлюп-хлюп, люли! Танцуют чашки, блюдца:

«Фонарики».

Дзинь-дзинь, хо-хо!

Дзинь-дзинь, хо-хо!

Два «фонарика» над головой, два скользящих удара ладонью о ладонь («тарелочки») — 2 раза.

А лошади смеются:

Постукивать пятками об пол, руки как бы держат вожжи.

И-и-и-го-го! И-и-и-го-го!

На «И-и...» поднять обе руки вверх, пальцы сжаты в кулаки; на «го-го» — опустить их вниз.

27. «ЛОШАДКА»  

Скок, лошадка, скок, скок!

По дорожке — цок, цок!

Четвертными длительностями ударять поочередно ладонями по коленям.

Цок да цок — стучат копытца,

Восьмыми хлопать в ладоши.

Цок да цок — лошадка мчится.

А по ямкам, по овражкам —   Тюх-тюх-тюх, тюх-тюх-тюх!

Перетопы ногами в ритме четверть-четверть половинная.

А по кочкам, а по кочкам —

Бух, бух, бух, бух!    Половинными длительностями ударять кулачками по коленям.

28. «Кто как ходит»  

Кошка ходит по-кошачьи, пружинящий шаг.

Ходит крадучись она.

А собака по-собачьи - ходьба с высоким подъемом колена.

Ходит, гордости полна.

По-утиному утенок

Чуть вразвалочку идет.шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону.

По- козлиному козленок - подскоки.

Скачет рожками вперед.

По- слоновьи ходит слон, - ходьба, опираясь на ступни и ладони.

Тяжело ступает он.

По-гусиному — гусятаходьба в полуприседе.

Важно шествуют шажком.

А по улице ребята —

Бег с постепенным переходом на ходьбу.

Кто вприпрыжку, кто пешком. (В. Степанов)

Речевые игры с музыкальными инструментами

 29. Матрешки и Петрушка    

Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук! (ложки)

Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!                                                

 Мы на ложках заиграли.

Туки – туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали.

Туки – туки! Тук – тук – тук!

 

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень.(трещотки и погремушки)

Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.

Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! (погремушки)

Звонко песенку запели – Трень – ди, трень – ди!

Тук – тук, туки – тук,(молоточки ли палочки)

Трень – трень – трень – ди – трень!

Будет весело играть (все вместе)

Наш оркестр целый день!

30. Шур – шур –песенка    

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.  Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет:

-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

                      Дети перебирают струны цитры или арфы.

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур!

31.  Кухонный оркестр        

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – как дирижер!

Огромным половником только взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

Речевые упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки....

Познавательно-речевой досуг с музыкальным сопровождением \'\'Чаепитие на Кубани\'\'

1.Познакомить детей с народами, живущими на нашей кубанской земле: с их традициями, национальными костюмами, музыкой, блюдами.2.Активировать познавательный интерес к народу.3.Воспитывать у детей...

Консультация для воспитателей "Речевые игры без музыкального сопровождения".

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигател...

Картотека речевых игр и заданий /II младшая группа/

Основная цель данных игр для младшего возраста – развитие речевой активности, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить....

Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением

Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением...

Картотека речевых игр с музыкальным сопровождением по системе К.Орфа.

Речевые игры – одна из форм творческой  работы с детьми не только в развитии  речи, но и в музыкальном воспитании. Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движен...