Знакомство детей старшего дошкольного возраста с этническими ударно-шумовыми инструментами как способ развития познавательного интереса к музыке.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
В данном материале предложены некоторые приемы игры на нетрадиционных для детского сада музыкальных инструментах, таких как: глюкофон (лепестковый барабан), казу, варган, бумвокерс, агого, калимба, рэйнстик. Дано краткое описание инструментов, а так же музыкальные и ритмические упражнения для игры на глюкофоне и бумвокерсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_detey_s_etnicheskimi_muzykalnymi_instrumentami.docx | 155.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный семинар «Инновационные способы развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с этническими ударно-шумовыми инструментами как способ развития познавательного интереса к музыке.
Музыкальный руководитель: Герасимова В.Г.,
МБОУ «ЦО №32»
Самым древним музыкальным инструментом в истории человечества считается флейта, вырезанная из слоновой кости. Человек, извлекавший из нее звуки, жил 35-37 тысяч лет назад. Примерно в это же время появляются первые барабаны, ударные инструменты, которые использовали в религиозных обрядах и ритуалах. Чуть позже появились струнные. Человеческая фантазия не ограничилась только гитарами, скрипками и тромбонами, и сегодня я покажу, с какими инструментами я знакомлю детей в нашем детском саду. Для дошкольного учреждения это довольно-таки необычные музыкальные инструменты.
Музыка в жизни человека играет большую эстетическую и воспитательную роль, а извлекать звуки можно из весьма необычных предметов. Играть на удивительных музыкальных инструментах порой очень сложно, так как представляют они из себя сложные технические конструкции. Музыка, украшение нашей жизни, а музыкальные инструменты, пусть и такие странные, позволяют, раскрыть весь ее потенциал и красоту.
В настоящее время завладеть вниманием ребенка бывает весьма непростой задачей. В мире, где царит переизбыток не только предметов гардероба, различных кафе, предлагающих самые разнообразные блюда, но и игрушек как для детей, так и для людей достаточно взрослых, масса всевозможных развлечений и так далее, людей (и детей в том числе) уже практически ничем не удивить. На данный момент многие дети владеют современными технологиями если не лучше, то почти на одном уровне с некоторыми взрослыми. Пресыщенность впечатлениями от путешествий, культурно-массовых развлечений и прочих благ современности несколько снизило, как мне кажется, чувствительность нашего восприятия. А дети, которые, казалось бы, со всех сторон окружены разнообразием досуговых мероприятий, яркостью праздников и доступностью всего и вся, зачастую испытывают банальную скуку. Будучи не в состоянии сконцентрировать длительно внимание на одном предмете или действии, бросают его и переходят к какому-либо иному занятию.
Я не раз задавалась вопросом: как увлечь детей занятиями музыкой, как развивать и поддерживать их познавательный интерес в этом направлении? И решила, что лучшим способом сделать это будет постепенное знакомство с неизвестными для них музыкальными инструментами. Тем более, что игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Что будет делать ребенок, придя в музыкальный зал и увидев множество разноцветных пластиковых трубок? Конечно же, возьмет одну, попробует в нее подуть, покричать, постучит ею об пол или руку, всячески постарается извлечь из нее звук. Такова природа ребенка. Ему интересно все, что он еще не видел, не трогал, не использовал. И как только он поймет, что эта необычная вещь может издавать звуки, тут же примется «играть». Любыми способами. Как сможет. Как ему подскажет его интуиция и фантазия. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении. Так почему бы не использовать это в работе с детьми? Особенно в летний период, когда есть возможность позаниматься на свежем воздухе с одним, двумя, тремя детьми. Индивидуально, в подгруппе.
Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: ребенок пытается извлечь звук из всего, до чего способен дотянуться. Он познает этот мир и на вкус, и на ощупь, и на звучание. Даже звук собственного голоса является для него в определенном периоде предметом исследования. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, пока сами не устанут. И наша задача – поддержать этот их интерес.
ГЛЮКОФОН
Не так давно в нашей стране появился новый инструмент, который называют глюкофоном. Металлический, округлый, он похож на летающую тарелку, пришедшую к нам из другой галактики. Его космическое звучание привлекает к себе внимание, успокаивает и вызывает мечтательное настроение.
Глюкофон (Название произошло от немецкого Glück —счастье и греческого phone — звук.) - язычковый барабан — ударный музыкальный инструмент, металлофон. Имеет множество вариантов настройки — мажорные, минорные, интегральные, пентатонические лады; и различное количество извлекаемых звуков, зависящее от количества язычков на нём.
В Европе и Америке его называют hapi drum, steel tongue drum, tank drum. Изначально барабан делали из газового баллона.
Первые видеозаписи с глюкофоном появляются в 2005—2007 годах, когда популярный перкуссионист Felle Vega презентовал первый прототип под названием «Tambiro». Это был обычный пропановый баллон с лепестками-прорезями на боках. Позже инструмент стали делать на торцах баллона.
Инструмент состоит из двух чаш, на одной из которых расположены лепестки (язычки барабана), а на другой — резонирующее отверстие. Каждая чаша настраивается нужным образом для придания необходимого чистого и богатого обертонами звучания. Возможны различные модификации: изменение геометрии ударных элементов, изменение объёма инструмента и толщины стенки корпуса. Ноты на глюкофоне зачастую подобраны так, что сфальшивить невозможно — любая последовательность нот звучит гармонично.
Поэтому, чтобы играть на глюкофоне, не потребуется музыкальное образование или специальная подготовка. Лепестковый барабан развивает чувство музыкального ритма. Игра на нем развивает внимание у детей, быстроту реакций и несомненно прививает любовь к музыке.
АГОГО
Своеобразный инструмент попал в Латинскую Америку с африканского континента, и стал национальным музыкальным инструментом Бразилии. Состоит из колокольчиков разных размеров. Они соединены между собой, а звук извлекается ударами палочками по телу колокольчиков. Само слово «агого» с языка африканского племени йоруба переводится как колокол. Широко применяется в религиозных обрядах, во время проведения традиционных боев капоэйро, в карнавальной зажигательной самбе.
Агого — мистический перкуссионный инструмент, пришедший из культуры йоруба. Этот уникальный инструмент получил распространение во всей древней африканской традиции, которая покорила сегодня весь мир, — хотя бы за счет той же самбы или капоэйры, которых сложно представить без агого.
Этот инструмент отражает особое видение духовного мира у африканских народов, которые посредством игры на агого привносят священную энергию в пространство. При кажущейся простоте этот инструмент сложен тем, что не каждый может на нем играть, причем не столько технически, сколько энергетически.
Агого правомерно ассоциируется с йоруба, но при этом он проявлен в различных мистических тайных культах, что говорит о его особом предназначении. У народов Конго, Анголы, Бенина и Нигерии это, в первую очередь, двойной колокол, призванный настраивать ритм и связь с пространством. Он играет ключевое значение как сам по себе, так и в составе группы (батерии), поддерживающей общий ритм.
Агого делают из железа, меди или дерева, звук извлекается специальной палочкой. Звук агого можно слышать на большом расстоянии.
У детей таким образом мы можем формировать чувство ритма, координацию движений, ритмическую фантазию.
ВАРГАН
Металлическая рамка, один из концов которой выгнут подобием кольца, а в узком проёме – гибкий язычок, способный вибрировать. Этот музыкальный инструмент называется «варган». Кажется, что варган – это нечто далёкое и экзотическое. И это вовсе не обманчивое впечатление. Куда труднее поверить, что игра на варгане – часть музыкальной культуры большинства народов, населяющих нашу планету. Поэтому варган – инструмент с тысячью имён. Более того, варганы из разных краёв Земли вовсе не кажутся близнецами-братьями.
Зародился Варган в Юго-Восточной Азии и Океании. Древнейший из обнаруженных экземпляров извлечён в 1990 году на месте стоянки народа хунну во время раскопок в Центральной Монголии. Этот металлический предмет, считающийся археологическим памятником страны, был сделан в промежутке от третьего века до нашей эры до первого века нашей эры. Самое древнее изображение варгана найдено на китайском рисунке III века до нашей эры.
Индия - Морсинг Непал - Мурчунга
Венгрия - Доромб Россия - Варган
Татарстан - Кубыз Австрия - Маультроммель
Нидерланды - Мондхарп Якутия - Хомус
Башкирия - Кубыз Алтай - Комус
Киргизия – Темир комуз Япония - Коукин
Италия - Маранзано
Хакасия - Комус
Монголия - Аман хуур
Тыва - Хомус
Странно звучащее, ныне устаревшее выражение «мусикийское орудие» означает «музыкальный инструмент». Слово «варган», которое сейчас тоже кое-кто может счесть устаревшим, породило привычное нам уничижительное «сварганить» - сделать что-то, но не так, чтобы на высоком уровне, а мимоходом, второпях, особо не стараясь. Раньше слово «варганить» было многозначным, обозначая не только игру на варгане, но и посредственное исполнение на любом инструменте, а также шумное кипение жидкости. Если варган был так широко распространён, то где же русские мастера игры на нём? Оказывается, в XIX веке этот музыкальный инструмент почти полностью вытеснила гармошка, быстро сумевшая стать одним из символов русского народа.
При помощи этого инструмента можно работать над дыханием, тренировать мышцы языка, работать над дикцией и координацией, мелкой моторикой.
КАЗУ
Казу — это музыкальный инструмент. Относится к классу духовых, как саксофон или труба. По сути, это металлический или пластиковый цилиндр с отверстием, в которое нужно напеть нужную мелодию. Начало цилиндра шире, чем его конец. По центру казу располагается пробка с мембраной. Сама пробка изготавливается из металла, а для мембраны берут папиросную бумагу. Музыканты поют песни или мелодии, направляя голос внутрь цилиндра. Роль мембраны состоит в том, чтобы изменить голос существенно. Эффект, действительно, поражает воображение. Напев довольно простой: «ту-ту-ту-ту-ту-ту», как если бы вы были паровозом с чувством ритма. Загвоздка в том, что стенки цилиндра трансформируют ваш голос, и ноты звучат очень... необычно. Его классифицируют как представителя обширного семейства духовых инструментов. Но уникальность состоит в том, что казу используют при исполнении произведений в стиле скиффл, относящемся к народной музыке США.
Координация слуха и голоса, речевая функция, импровизационность – вот, что развивает игра на этом инструменте.
ТОН-БЛОК ГУИРО
Тон-блоки являются излюбленными инструментами в занятиях музыкой с детьми. Они просты, экологичны, безопасны и подходят даже самым маленьким.
Блоки — один из самых древних и самых распространённых перкуссионных инструментов. Они имеют неопределённую высоту звучания, издают характерное «цоканье», окраска которого изменяется в зависимости от конструкции и материала блока.
Блоки широко распространены как в оркестровой музыке, так и в народной музыке Южной Америки, Дальнего Востока и Африки, откуда этот инструмент распространился по всему миру.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает музыкальный слух, чувство ритма, творческие способности, воображение, координацию движений, моторику.
КАЛИМБА
Калимба – это ударный инструмент, который прославился благодаря своей необычной форме и прекрасному звучанию. Он представляет собой небольшую деревянную коробочку с металлическими пластинами разной длины, прикрепленными к ее верхней части. Игра на калимбе осуществляется путем нажатия на пластины пальцами или пальчиками, что создает звуки разной тональности. Благодаря такой конструкции, калимбу часто называют "пальцевым пианино". Этот инструмент является одним из самых простых и доступных для изучения.
Игра на калимбе позволяет создавать нежную и мелодичную музыку, которая умиротворяет и расслабляет. Ее звучание напоминает звуки природы и помогает снять стресс и напряжение. Калимба – это волшебный инструмент, который способен перенести нас в мир гармонии и равновесия.
При этом сопутствующим результатом работы будет внимательность, развитая мелкая моторика, слушательский навык.
РЭЙНСТИК
Дождевой посох (дерево дождя, посох дождя, дождевая флейта, зэр пу, рейнстик, от Rainstick — «дождевая палка») - это погремушка, сделанная из полых стеблей растений, которая при перевороте или встряхивании издает стук, похожий на звук дождя. Именно звук, издаваемый инструментом, способствовал распространенному мнению о том, что дождевой посох исторически использовался в ритуалах для вызова дождя коренными народами, живущими в засушливом климате. Несмотря на это распространенное мнение, происхождение и история рейнстика остаются неясными.
Во всем мире дождевые палки в основном изготавливают из стеблей растений, которые сушат, выдалбливают и наполняют галькой или семенами. При наклоне инструмента наполнитель просыпается через внутренние спирали и перегородки и издает звук дождя. Этот инструмент также стал широко использоваться в качестве образовательного инструмента в Соединенных Штатах, и многие школы и музеи поощряют маленьких детей изучать историю коренных американцев и развивать моторику, создавая собственные дождевые посохи.
Очень хорош инструмент для расслабления плечевого пояса, формирования подвижности кистей рук и в принципе контроля над собственным телом.
То же самое относится и к другим большим самодельным шейкерам.
БУМВОКЕРС
В 1995 году американец Crag Ramsell изобрел удивительные перкуссионные трубочки BOOMWHACKERS (Бумвокерс означает «звуковая лампа»), которые стали популярны на Западе в кругу педагогов-музыкантов, арт-терапевтов, любителей музыки.
В России трубочки появились недавно и произвели неизгладимое впечатление прежде всего на Орф- педагогов. Для Орфовцев, где большое место в развитии отведено игре на музыкальных инструментах, BOOMWHACKERS стали любимейшим инструментом. Какие они эти трубочки и что в них такого особенного?! В первую очередь уникальность трубочек состоит в том, что на них могут играть, как самые маленькие детки (вечные двигатели и непоседы), дошкольники, школьники и конечно взрослые. Играя на них каждый, а особенно ребенок, может с уверенностью почувствовать себя настоящим исполнителем, развивая при этом двигательные, координационные, музыкальные способности. Трубочки легкие, почти невесомые, что позволяет развивать тактильную чувствительность и стучать ими где угодно, ведь их звук приятен и по силе не громче хлопка в ладоши. Яркие цвета привлекают внимание, улучшают его концентрацию, настроены на определенную ноту. Запомнив цвет, ребенок запоминает звук, легче познакомится с нотами и сможет подбирать мелодии по слуху.
Терменвокс, банджолеле, омникорд, баритон-гитара, клавитара, электрониум, ханг, синтезатор «Эви», Яйбахар, морской орган, клавиатура Янко, унцелло, арфа Земли – познакомить детей увлекательно и необычно можно всегда. А еще лучше, если постоянно поддерживаемый интерес ребенка перерастет в нечто большее, в любовь к музыкальному искусству и желанию развиваться в этой области. Знакомство детей с каждым новым музыкальным инструментом расширяет кругозор. Однако регулярные, насыщенные и интересные занятия музыкой дают воспитанникам намного больше:
- совершенствуют музыкальный и фонематический слух,
- увеличивают диапазон воспринимаемых звуков и объем памяти,
- открывают перед малышами недоступные ранее возможности творческого самовыражения,
- помогают прийти к глубокому пониманию музыкального искусства,
- повышают самооценку и раскрывают лучшие черты личности.
Приложение 1
Некоторые приемы игры на лепестковом барабане (глюкофоне):
1. Дин - резкий удар подушечками пальцев по лепестку барабана. А точнее первой костяшкой фаланги! Именно тем местом изгиба пальца после отпечатка пальца, обычно указательного или среднего. Удар должен быть хлестким, как будто вы боитесь обжечься, и в тоже время четким (не обязательно сильным).
2. Дон (приглушение) – то же что и дин, только в момент удара по лепестку свободная рука закрывает максимальное количество не задействованных нот. Если все сделано правильно, у вас должен получиться глубокий и чистый звук.
3. Слэп - тот же резкий удар, но костяшками больших пальцев. Разница слэпа и дина в том, что на большом пальце костяшка первой фаланги крупнее чем на остальных пальцах и не покрыта мышечной тканью. Тем самым нота звучит гораздо звонче. Я рекомендую пользоваться данным приемом игры на тех лепестках, которые расположены ближе к животу.
4. Шум - всевозможные шумелки, используемые при игре. Например, шлепок, шуршание ладоней по барабану, удары о корпус барабана…. Все, что угодно.
5. Так же существует игра палочками (игра на ксилофоне). Не стоит прикладывать много усилий для звукоизвлечения. Иначе ноты у глюкофона могут расстроиться.
«Спят усталые игрушки…»:
5 – 3 – 5 – 3 – 5 – 5 – 4 – 3 – 2 – 3 – 5
5 – 2 – 5 – 2 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 – 3 – 5
5 – 5 – 6 – 5 – 1* – 1* – 6 – 5
1 – 1 – 4 – 5 – 6 – 6 – 5 – 4
3 – 3 – 4 – 3 – 5
4 - - 2 - - 1 -
Где 1 – долгая длительность,
1 – короткая длительность,
- пауза,
* - верхний звук (цифра с точкой над ней).
Последовательность работы:
- простучать весь звукоряд сначала правой рукой (палочкой) в обе стороны;
- простучать весь звукоряд палочкой левой рукой в обе стороны;
- простучать звукоряд двумя руками в обе стороны, начиная с правой руки;
- простучать звукоряд в обе стороны, начиная с левой руки;
- прохлопать в ладоши ритм песни согласно схеме;
- в очень медленном темпе играть двумя руками с помощью палочек, слушая, какие цифры называет педагог;
- играть двумя руками (палочками) интуитивно, ориентируясь на голос педагога (пытаясь прислушаться к тембру голоса и инструмента, чтобы они совпадали);
- пытаться играть мелодию на слух в своем темпе и ритме;
-постепенно ускорять темп игры.
Приемы игры на бумвокерс
Музицирование на бумвокерсах способствует:
• развитию музыкальности и чувства ритма;
• развитию познавательных, социальных, сенсомоторных навыков;
• умению управлять собственным телом и координировать его.
А также развивает эмоциональный интеллект, улучшает настроение, дарит незаменимый опыт участия в командном деле.
У бумвокерсов есть свои способы звукоизвлечения или приемы игры.
• Лягушка – удар по руке. Берем инструмент правой рукой, чуть выше основания бумвокерса и бьем верхней частью по противоположной руке, как будто лягушка скачет.
• Слоник - удар по полу.
• Змея - тремоло об колено и руку.
• Салют - удар по телу
Примеры музыкальных игр и ритмических упражнений с трубками Бумвокерс по методике Карла Орфа:
Ритмическая игра «Разминка» (Муз. сопровождение – В.А.Моцарт «Турецкое рондо» в совр. обработке). Под музыку дети повторяют за педагогом разные приемы игры: стучат по ладони, плечам, бедрам, полу и т.д.
Ритмическая игра «Беру, отдаю»
Руководство к игре: Дети с трубкой в руке садятся на пол по кругу.
1 часть:
На «раз» - отдать свою трубку соседу справа (положить на пол перед ним)
На «два» - взять новую трубку перед собой
На «три» - 2 раза постучать по своей ладони (по полу, по бедру)
2 часть: выполнять любые действия с трубкой (перекидывать с одной руки в другую, катать между ладонями)
Ритмическая игра «Пистолет, усы и хвостик». Раздаём детям по одной трубке. Стоим в кругу, декламируем слова «Раз-раз-раз-раз, это трубка у нас» с отстукиванием ритма по ладошке. Затем говорим, что это не трубка, а пистолет, например. Все вместе проговариваем, отбивая ритм: «Раз-раз-раз-раз, это пистолет у нас». Спрашиваем у детей, чем еще может быть трубка. Выбираем один из вариантов, играем вместе: «Раз, раз, раз, раз, это хвостик (флейта, бита) у нас». Играем несколько раз.
Ритмическая игра «Попугайчики». Педагог декламируем слова: «Раз! Два! Три! Ну-ка повтори, ну-ка не зевай, за мною повторяй!» и предлагает детям повторять за ним нетрудные ритмические рисунки по принципу «эхо».
Песенка «Про ноты», муз. Ж.Металлиди
Песенка поётся в кругу двумя группами по очередности: сначала девочки, затем – мальчики. Сначала следует произнести название нот и запомнить их очередность. Затем, каждый ребенок запоминает свою ноту, которую он воспроизводит с помощью своей трубки. Дети усаживаются в порядке звукоряда от нижней ноты «до» до верхней ноты «до» и исполняют гамму. Когда у детей будет получаться, можно добавить аккомпанемент на фортепиано. (При этом следует следить за единым темпом и чистотой исполнения.)
На уроке девочки (мальчики) сидят,
Девочки на клавиши глядят,
Песенку про клавиши поют,
Каждую по имени зовут:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
Ритмическая игра в кругу «Скачут две лошадки» сл. Н. Кучинской, муз. Ф. Лещинской. Дети располагаются на ковре, образуя круг. Под музыку поют и отстукивают ритм по тексту (чередуются 4 удара трубками по полу, 3 удара трубкой об трубку):
1.Скачут, скачут две лошадки – но, но, но!
Мчатся, мчатся без оглядки – но, но, но!
Скачут, скачут в город новый – цок, цок, цок!
Звонко цокают подковы - цок, цок, цок!
2.Вы, лошадки, нас возьмите – да, да, да!
Быстро в город нас домчите – да, да, да!
Эй, лошадки, на пригорок – скок, скок, скок!
Вот он город, новый город – стоп, стоп, стоп!
Варианты игры: можно дать возможность детям придумывать и добавлять свои ритмические движения и т.д.
Варианты песен для игры по нотам в До мажоре:
«Листочки, листочки по ветру летят…», «Два веселых гуся».
Приемы игры на казу
По большей части казу - очень недорогой инструмент. Пластиковые казу можно найти в магазинах, универмагах и магазинах игрушек, музыкальных магазинах.
Если вы собираетесь много играть, подумайте о приобретении нескольких казу или дополнительных мембран. Это обеспечит вам запасной вариант на случай, если один из них сломается.
Держите казу горизонтально. В отличие от инструмента большего размера, такого как кларнет, вы можете держать казу одной рукой. Мундштук казу представляет собой более широкий, приплюснутый конец.
Напевайте. Чтобы издавать звуки своим казу, вам нужно напевать, а не дуть, потому что напев создает вибрацию. Вы должны приложить рот к казу, как если бы это был свисток. Чтобы издавать звуки, немного отличающиеся друг от друга, попробуйте напевать разные слоги, такие как «ду», «ху», или «р-р-р».
Сначала потренируйтесь напевать понравившиеся песни без казу. Затем попробуйте напевать их, приложив мундштук казу ко рту.
Приемы игры на варгане
Могут ли дети дошкольного возраста играть на варгане? Не вредит ли это неокрепшим зубам и деснам?
Здесь можно посоветовать учить детей играть на детском, мягком варгане, до 6 лет достаточно научить умению фиксировать его между зубами, правильно ударять по язычку, вдыхать и выдыхать, извлекать основной звук, выполнять простейшие приемы игры.
Варганы по строению делятся на два типа: пластинчатые и дуговые. Последние родились, скорее всего, как модификация пластинчатых, когда появилась возможность ковать железо и делать раму сложной формы. Они имеют бо́льший музыкальный потенциал. Такой варган состоит из кольца, за которое удобно его держать (б), двух дек, которые прижимаются к зубам (а, г), и язычка. В последнем легко увидеть основную часть (в), загиб (д), загнутое колено (е) и колечко (чаще всего) сверху (ж).
Если вы правша, возьмите варган в левую руку за кольцо таким образом, чтобы указательный и средний пальцы лежали спереди сверху и снизу, но именно на самом кольце, не спускаясь на деки. Большой палец поместите с обратной стороны кольца примерно в том месте, где крепится язычок. Важно держать уверенно, но мягко, не пережимая деки сверху и снизу, и так, чтобы пальцы не касались язычка и не оказывали на него давления. Особенно следите за большим пальцем! Любое касание язычка будет портить звук или полностью препятствовать его появлению.
Теперь найдём правильное положение варгана во рту. Возьмите его так, чтобы колено язычка было направлено наружу, и прижмите к приоткрытым зубам. Деки обычно имеют ромбовидное сечение, зубы должны находиться на внутренней стороне верхней и нижней дек. Инструмент должен располагаться во рту так, чтобы деки заканчивались примерно на 1 см от середины лица вправо. Легче всего сориентироваться следующим образом: поместите варган на зубы, а затем поставьте указательный палец правой руки под носом, определив им линию середины лица (палец будет лежать поверх варгана). Теперь двигайте варган влево до тех пор, пока язычок не зацепится за палец. Уберите палец; варган окажется в правильном положении: конец варгана примерно на сантиметр от середины лица вправо (для правшей).
Когда вы установили варган правильно, опускайте губы на деки, но не сжимайте их, а кладите мягко. Губы играют большую роль в получении хорошего звука, поэтому научитесь ими управлять с первых же минут общения с инструментом. Они не должны быть слишком расслаблены или, наоборот, напряжены. Если вы расслабите их и опустите так, что они будут «свисать» через деки, за них будет цепляться язычок; если приподнимите, звук будет слишком тихим. Губы должны перекрывать доступ воздуха сверху и снизу дек, но в то же время не сдавливать их, иначе язычок будет задевать деки.
Удар по язычку производится только на себя. Это даёт самый чистый звук и предохраняет варган от поломки, если сила случайно окажется слишком большой. Удар наносится по колечку варгана по касательной на себя первой фалангой указательного пальца. Рука проворачивается только в кистевом суставе, предплечье не должно двигаться.
Дыхание у должно быть мягким, как лёгкое дуновение. Вдохи делайте животом, то есть диафрагмальным способом, грудная клетка не должна расширяться. Стоит избегать сильных вдохов и выдохов через инструмент: это может тормозить движение язычка и мешать звучанию. При игре дышите спокойно, равномерно. Такое дыхание само по себе поддерживает правильный звук и даёт возможность продлить звучание нот по мере затухания колебаний язычка. Играйте как на вдох, так и на выдох. Язык во рту разместите свободно, чтобы он просто лежал посередине и снизу. Не надо поднимать какую-либо часть языка, особенно кончик, чтобы не мешать проходу воздуха.
На варгане можно извлечь два типа звуков: открытые и закрытые. Различаются они просто: открытые происходят с участием дыхания, закрытые — без. То есть, когда мы играем открытые звуки, обязательно присутствует плавный, не очень сильный вдох или выдох. Закрытые же издаются при перекрытом горле, когда дыхание в инструмент не поступает. Высота звука варгана меняется изменением объёма ротовой полости: чем он меньше, тем звуки выше, чем больше — тем ниже. Это делается языком, однако его не надо вытягивать или вообще делать какие-либо движения кончиком или серединой. Весь язык должен находиться в собранном состоянии, как кулачок, и двигаться вперёд и назад, почти не меняя этой формы, с помощью мышц корня.
- Плавно выдыхая, произнести звук «о» или «а» после удара по язычку.
- Сделать то же самое, но беззвучно на выдохе и затем на вдохе.
- Цепляя язычок инструмента, произносить «оё-ё-ё-ё-ё-ё» на выдохе.
- То же самое, но беззвучно.
- То же самое, но без выдоха, сомкнув гортань. Корень языка будет как бы скользить по верхнему нёбу вперед-назад.
- Попытаться, вдыхая и выдыхая, стараясь не касаться кончиком языка инструмента, беззвучно проговорить: «Гуси-гуси! - Га-га-га! Есть хотите? – Да-да-да!»
Приложение 2
Табы для игры на глюкофоне
5 – 3 – 5 – 3 – 5 – 5 – 4 – 3 – 2 – 3 – 5
5 – 2 – 5 – 2 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 – 3 – 5
5 – 5 – 6 – 5 – 1* – 1* – 6 – 5
1 – 1 – 4 – 5 – 6 – 6 – 5 – 4
3 – 3 – 4 – 3 – 5
4 - - 2 - - 1 - «Спят усталые игрушки…» муз. А. Островский, сл. З. Петрова.
5 – 3 – 3 – 5 – 3 – 3
5 – 4 – 3 – 2 – 1
6 – 1* - 6 – 5 – 3 – 3
5 – 4 – 3 – 2 – 1 «Маленько ёлочке холодно зимой» муз. М. Красев, сл. З. Александрова.
5 – 3 – 3 – 2 – 3 – 1 – 5 – 5
5 – 3 – 3 – 4 – 2 – 5
5 – 6 – 6 – 4 – 4 – 3 – 2 – 1
5 – 3 – 3 – 2 – 3 – 1 «В лесу родилась ёлочка» муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - Музыкально-художественная деятельность в старшей группе на тему «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с тувинскими народными инструментами»
Конспект НОД с национально-региональным компонентом в старшей группе....
Методическая разработка "Знакомство детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с музыкальным инструментом - органом"
В методической разработке описано для чего и как знакомить старших дошкольников с музыкальным инструментом - органом....
Применение игровых технологий в решении коррекционных задач при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с народными музыкальными инструментами.
В данной методической разработке показано, как педагогами используются различные игровые технологии в решении коррекционных задач по знакомству детей старшего дошкольного возраста с ТНР с русски...
Конспект мероприятия: ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Яблонька» на тему: « Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа.»
Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа»
Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие»
Расширяя представления детей о государственных символах страны и ее истории...
Презентация "Центр активности "Наше настроение" - способ знакомства детей старшего дошкольного возраста с основными эмоциями"
Представление результатов профессиональной деятельности: по развитию у детей старшего дошкольного возраста умений распознавать собственные эмоции ,чувства и эмоции окружающих, проживать и ...