Картотека пальчиковых игр
картотека по музыке

Старикова Людмила Андреевна

Картотека пальчиковых игр

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс

Значение пальчиковых игр, созданных на основе

народного фольклора

музыкальный руководитель Старикова Л.А.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский

     У человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем. Все мы пользуемся в своей жизни разными жестами, которые часто заменяют нам слова, придают им дополнительные оттенки, а иногда меняют смысл сказанного.

     Развивая у детей моторику и координацию движений рук, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов, интеллектуальных и мыслительных, стимулируем зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы.

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Для этого используют пальчиковые игры. История существования пальчиковых игр исчисляется столетиями. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека был  известно ещё во II веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.  

      Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием « пальчиковой » гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты ; его речь делается более выразительной.

       Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает много необходимых  для его эмоционального и интеллектуального  развития впечатлений.

   Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых  играх  все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Неоценимую помощь оказывают пальчиковые игры при ознакомлении детей с устным народным творчеством. Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор. 

Он несет художественные и педагогические функции, в нем преобладают игровые начала.

   Обучение в игровой форме отличается от других педагогических технологий тем, что игра – привычная и любимая форма деятельности ребёнка. За счет содержательной природы самой игровой ситуации, происходит развитие внимания, мышления и определённых навыков ребёнка. Используя уже известный материал, ребёнок раскрепощается и с радостью повторяет его. Пример использования одного материала в различных игровых ситуациях развивает фантазию и творческое мышление.

    Применение различных игр на основе русского народного фольклора позволяет не только достичь комплексного развития ребёнка дошкольного возраста, но так же знакомит его с формами традиционного народного творчества.

Пальчиковые игры

Младший возраст

1.   Зайцы

Под высокой сосной

Скачет зайка косой

Под другою сосной

Скачет зайка второй.

Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.

 Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.

2.    В огороде

В огороде

Шум-шум-шум,

Зайка-зайка:

Хрум-хрум-хрум,

Прыг-прыг-прыг

По пням, по пням,

Съел морковку –

Ням-ням-ням!

Пальцы растопырены,

трёт пальцами друг об друга.

Пальцы растопырены, сжимает/разжимает кулаки

Прямо/перекрёстно хлопает себя по коленям.

Кулачок на кулачок

Кулачки у рта: «Ням-ням-ням»

  3.   На мельнице

На мельнице, на вертенице

Подрались два карася.

 
Вот и сказочка вся.

Крутят кистями рук вокруг друг друга,
Кончиками пальцев обеих рук соприкасаются несколько раз.

Разводят руками.

  4.   Белочка

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Кулачок сжат.  Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого

пальца.

   5.   Как у нашего кота

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Дети соединяют подушечки пальцев, изображая кошачью мордочку, а два пальца поднимают вверх – показывают уши.

Проводят по корпусу руками. Показывают усы

Пальцами круговые движения

Колечки из указательного и большого пальца.

Разводят руки.

    6.   Дарики – комарики

Дарики, дарики,
Ай да комарики!

«В-з-з-з-з-з!»
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!
В коленки вцепились!
-Закусали нас комарики.

«Кусь-кусь!»

Давайте их прогоним:
-Кыш-кыш-кыш!

Для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается звук «В-з-з-з-з-з!». Лёгкое пощипывание названных частей тела

Взмахивают руками.

  7.   Дом

Стук, стук, постук,
Раздается где-то стук.
Молоточки стучат,

Строят домик  для зайчат.

Вот с такою крышей,
Вот с такими стенами.

Вот с такими окнами,

Вот с такою дверью,

 И вот с таким замком.

Стучат кулачками друг о друга.

Ладошки над головой.

Ладошки перед лицом.

Ладошки около щечек.

Одна ладошка перед лицом.

Сцепили ручки.

   8.  Пальчики

Этот пальчик — в лес пошёл.
Этот пальчик — гриб нашёл.
Этот пальчик — занял место.
Этот пальчик — ляжет тесно.
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Загибаем пальчики, начиная с мизинца.

  9.   Наша семья

Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

По очереди разгибают  пальчики, начиная с большого.

10.   Мы варили суп

Мы варили суп-суп
Из перловых круп-круп.
Получилась каша,
То-то горе наше.

Замесили тесто,

А оно ни с места.

Замесили на дрожжах,
Не удержишь на вожжах!

Потирают ладошки друг об друга.

Хватаются за голову.

Стучат кулачками по столу, или по коленкам.

Снова стучат.

Расставляют руки в стороны,  как -будто хотят удержать.

11.   Ехали-ехали

На лошадке ехали,

До горы доехали.

На машине ехали,

В город все приехали.

В паровозе ехали,

И домой приехали!

Ручки согнуты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, выполняется движение вверх-вниз.

Пальчики сжаты в кулачки, наклоняем ручки их стороны в сторону.

Ручки согнуты в локтях, пальчики в кулачки, изображать, как едет паровоз.

 12.   Скачет зайка маленький

 Скачет зайка маленький

 Около завалинки.

 Быстро скачет зайка –

 Ты его поймай-ка.

Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить-зайка.

Горизонтально провести линию левой рукой.

Зайка.

Хлопок перед собой.

Пальчиковые игры

Средний возраст

    1.   Козочка

За-за-за, за-за-за,

В гости к нам пришла коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Привязали мы козу.

3ы-зы-зы, зы-зы-зы,

Мало травки для козы.

3у-зу-зу, зу-зу-зу,

Отвязали мы козу.

Вытягивает по очереди руки крест-накрест ладонями наружу.

По очереди сцепляет одноимённые пальцы в замочек.

Не размыкая замок руки прижать к груди.

Выпрямляет руки в обратную сторону.

Расцепляет по очереди каждый палец

Руки в стороны.

   2.   На мосточке

Вот мостик горбатый

Вот козлик рогатый

На мостике встретил он серого брата

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться

И с козликом козлик стали бодаться

Бодались, бодались

Сражались, сражались

И в речке широкой

Вдвоём оказались

Делает руками мостик

Правой рукой делает «козу»

Левой рукой делает «козу»

Соединяет «рога»

Бодаются.

 «Ныряет» руками.

Разводит руки.

 

   3.   Солнышко встало

Солнышко встало,

 
"Здравствуй!" - сказало. 
Эй! Братец, Федя, разбуди соседей! 
Вставай Большак! 
Вставай Указака! 
Вставай Середка! 
Всавай Сиротка! 
И крошка-Митрошка! 
Здравствуй, ладошка!

Ладошки с растопыренными пальцами соединить, повернув тыльной стороной к себе.

Опускать пальцы вперёд и возвращать в исходное положение.

Показать большие пальцы,

Указательные,

Средние,

Безымянные,

Мизинцы.

Соединить ладошки.

  4.   Десять внучат

У нашей бабушки 
Десять внучат. 
У нашей бабушки 
Десять внучат: 
Две Акульки сопят в люльке,

Две Аринки спят на перинке, 
Две Аленки глядят из пеленки,

 Два Ивана на лавках сидят, 
Два Степана учиться хотят. 
Десять внуков, а бабушка одна. 

Показывают 10 пальцев.

Показывают мизинцы,

Показывают безымянные пальцы,

Средние пальцы,

Указательные пальцы,

Большие пальцы.

10 пальцев, затем один.

  5.  По кривой дорожке

Стучит бренчит по улице –

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке –

По кривой дорожке.

Стучат кулачком о кулачок.

Большой и указательный палец образуют «клювик», остальные изображают гребешок.

Указательный и мизинец образуют ушки, средний и безымянный плотно прижаты к ладони.

Ребром обеих соединённых ладоней изображают движение по кривой дорожке.

  6.  Козлик

Вышел козлик из дверей,

Выгнул шею: «Дай хлеба скорей!»

Выставил рожок:

«Дай пирожок!»

 

Протянул копытце:

 «Дай воды напиться!»  

Левая рука изображает козла: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены. Это положение сохраняется всю игру.

Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье.

Выставить рог. Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен.

Правая рука складывается лодочкой.

Пальчиковые игры

Старший возраст

  1.   Козочка

Тупы-тупы, козочка,

По горе, по горе,

Выбежала козочка

На заре, на заре.

И топтала ножками

Мягкий луг, мягкий луг,

И бодала рожками

Всех подруг, всех подруг.

Скоро ночь, и солнышку

Кончен путь, кончен путь,

Не пора ли козочке

Отдохнуть, отдохнуть

Пальцы – «рожки» на голове

Руки над головой – «гора»

Пальцы – «рожки» на голове

Ладонь – «солнышко» поднимает над головой

Стучит кулачками

Бодается руками

Ладонь – «солнышко» опускает вниз

«Спит» то на правой, то на левой ладони.

(«козочка»- указательный и мизинец выпрямлены, остальные согнуты).

  1.  На постой

(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук!

Дети: Кто там!

Солдаты: Два солдата пришли переночевать!

Дети: Спросим у мамы. Мама!

Мама: Что, дети?
Дети: Два солдата пришли переночевать!

Мама: Спросите у папы.

Дети: Папа!

Папа: Что, дети?
Дети: Два солдата пришли переночевать!
Папа: Впустите!

Дети: Входите!

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать!

Солдаты: Войдем!

Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Постукивают друг о друга мизинцы.

Постукивают указательные пальцы.

Постукивают мизинцы.
Постукивают безымянные.

Постукивают мизинцы.

Постукивают безымянные.

Постукивают мизинцы.

Постукивают средние пальцы.

Постукивают мизинцы.

Постукивают средние пальцы.

Постукивают мизинцы.

Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.

Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.
Затем руки вытягиваются вперед.

  1.  Маша – хозяйка

Наша-то Маша

Сметлива была,

Всем она в доме

Работу нашла.

Мисочку собачка

Моет язычком,

Мышка подбирает

Крошки под столом,

Кошка под окошком

Когтями скребет,

Курочка в сережках

Избушку метет.  

Ребенок на каждую строчку хлопает в ладоши: то правая, то левая рука сверху.

 Большой палец правой руки ребенка оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «миске» — округленной левой рукой, «моет» ее (движения мизинца в сторону и обратно.) Согнутые мизинец и указательный палец правой руки ребенка – «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой – «мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь. Пальцы правой руки ребенка собраны, как при фигуре «мышка», но пальцы, которые изображают мордочку, не прогнуты, а округлены. Пальцы правой руки скребут ладонь левой.

Правая рука ребенка «подметает» выпрямленную ладошку левой.

  1.  На базаре

На базаре

Спозаранок

Накупил

Баран

Баранок.

Для барашков,

Для овечек

Десять маковых колечек,

Девять сушек, восемь плюшек,

Семь лепешек, шесть ватрушек,

Пять коржей, четыре пышки,

Три пирожных, две коврижки

И один калач купил.

Про себя не позабыл,

А для женушки –

Подсолнушки!

Выставляют кулак.

Ставят ладонь на ребро.

Показывают ладонь.

Кулак.

Ребро.

Пальцы левой руки «играют».

Пальцы правой руки «играют».

Показывают 10 пальцев.

Показывают соответствующее количество пальцев.

Отрицательное движение головой.

Пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу.

  1.  Маланья  (групповая игра)

Дети собираются в кружок, выбирают Маланью (можно посчитаться). Маланье повязывают большой яркий платок и провожают ее за дверь. Оставшиеся загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание). Затем хором зовут: "Маланья!" Маланья, входя: "Что, детушки?" Дети отвечают: "Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Hи за что не разгадаешь!" Далее дети приговаривают с характерными движениями:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой.

Они не пили, не ели, 

Hа Маланью все глядели

И все делали вот так...

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Сложить руки углом, показать "избушку".

Показать семь пальцев.

Очертить брови пальцами. 

Растопыренные ладони поднести к ушам.

Показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.

Очертить пальцами длинные "гусарские" усы. 

Очертить большой круг вокруг головы. 

Показать руками большую окладистую бороду.

Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами. 

Дети показывают загаданное действие.

  6.  Шла кукушка

Шла кукушка мимо рынка,

У неё была корзинка.

А корзинка на пол - бух!

Полетело десять (девять, восемь) мух!


Идут правой рукой по ладони левой на выпрямлен. указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.

Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.

Ударяют сомкнутыми ладонями по коленям, разъединяя руки.

Разводят руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.

  7.  Берёза

Берёза моя, берёзонька.


Берёза моя кудрявая.

Стоишь ты, берёзонька,
Посредь долинушки,
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька,

Трава шёлковая,

Вокруг тебя, берёзонька,
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Плавное движение правой рукой в сторону-вверх.

То же, но левой рукой

Подъём рук вверх, вдох

Опустить руки, выдох

Подъём рук, вдох

Опустить руки, выдох

Подъём рук, вдох

Опустить руки, выдох

Подъём рук, вдох

Опустить руки, длительный выдох

Повороты кистей рук вокруг друг друга.

   8.   Рукавица

На охоту вышел дед зимнею порою, 

Рукавицу потерял под большой сосною. 

Дома стал её смотреть, не нашел на месте.

И отправился искать, в лес с собачкой вместе.

А в лесу в той рукавице, звери стали дружно жить:

Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. 

В лес собака прибежал, всех зверей перепугала,

Рукавицу подняла, деду в руки отдала .

«Колечки»

«Лучики»

«Колечки», «Веер».

«Колечки»,  «Кулачки».

«Колечки»

«Кнопочки»

«Колечки»

«Лучики»

«Колечки», «Здравствуй».

   9.  Кот, Петух и Лиса

Жили котик с петушком у лесной опушки.

Но однажды лисонька подкралась к избушке. 

Утащила петушка за высоки горы,

Утащила петушка в свою лисью нору.

Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел.

Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. 

 Живут котик с Петушком у лесной опушки .

И теперь уже Лиса не ходит к их избушке.

«Колечки»

«Кулачки» , «Лучики»

«Колечки» , «Здравствуй».

«Гребешок»

«Колечки»

«Маятник»

  10.  Зимовье зверей

Звери однажды избу срубили. 

Печь в ней сложили и счастливы были. 

Узнали про это волк и медведь. 

Им захотелось хозяев всех съесть.

Тихонько к зимовью они подошли

Дверь приоткрыли и в сени вошли..

Голосом страшным заблеял баран ,

Петух кукарекал, бык в бок забодал.  

Кот с печки зафыркал, ну а свинья

Хрюкала с визгом: -Здесь хата моя.

Волк с перепугу выскочил прочь.

Медведь за ним следом бежали всю ночь. 

С тех пор уж к зимовью они не ходили ,

А звери в избушке счастливо жили.  

«Молоточки»

«Здравствуй»

«Колечки»

«Кулачки»

«Колечки»

«Лучики»

«Клювики», «Коза»

«Волны»

«Лучики»

«Волны»

«Маятник»

«Здравствуй»

  11.  Заюшкина избушка

В лубяной избушке , жил заяц на опушке .

А в ледяной избушке – лисица на горушке.

Растаяла весной избушка на горушке ,

Лисица побежала к зайцу на опушку 

Выгнала зайчишку из лубяной избушки,

Да сама жить стала в избушке на опушке.

И ни волк и ни медведь  не смогли помочь. 

Петушок отважный прогнал лисицу прочь. 

 Так остался петушок у заюшки в избушке,

В лубяной избушке, в избушке на опушке.    

«Колечки»

«Лучики»

«Волны»

«Колечки»

«Лучики»

 «Кулачки»

«Колечки»

«Гребешок»

«Здравствуй»

«Колечки»

Движения в ходе игр (8,9,10,11) могут повторяться, для упрощения,  объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия :

«Колечки» -подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Кулачки»- с силой плотно прижимать согнутые пальцы  к ладоням.

«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

«Веер» -прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

«Замок» -соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;

«Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;

«Бородка» -соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;

«Клювики» - большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;

«Коза» -соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев;  указательный палец и  мизинец выпрямить и пошевелить ими;

«Волны» -шевелить прямыми пальцами без напряжения ;

«Маятник» -прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;

«Кнопочки» -кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев ( «стучать» подушечками);

«Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;

«Цепочка» - соединить подушечки большого и  указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в  образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;

«Коготки» -прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;

«Молоточки» -ритмично с чередованием постукивать кулачком  одной руки по ладони другой;

«Бутон» -соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;

«Здравствуй» -ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.



Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для детей 5-7 лет

Пальчиковая гимнастика

Методические указания

1

«Налим»

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки,

И учили их считать

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.

Движения ладонями с двух сторон.

Взмахи ладонями.

Согнуть кулачки.

Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.

2

«Дудочка»

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

- Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Сашу кашей кормить.

 

Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга.

«Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке.

Наклон вперед за воображаемой дудочкой.

Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку.

«Идти» пальцем по столу.

Показывая «рожки» из пальчиков.

Ладони открыть и закрыть, изображая глаза.

Отталкивающие движения двумя ладонями.

 

«Варят» кашу указательным пальцем.

Подносят ко рту воображаемую ложку.

3

«Дай молочка, Буренушка!»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки,

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

 

Имитировать, как доят корову.

Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.

Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.

Опять показывают, как доят коров.

Показывают поднятые вверх большие пальцы.

4

«Козлик»

Вышел козлик из дверей,

Выгнул шею:

«Дай хлеба скорей!»

«Дай пирожок!»

Протянул копытце:

«Дай воды напиться!»

 

Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру.

Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога.

Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен.

Правая рука складывается лодочкой.

5

«Перчатки и мышата»

Шустрая мышка

Перчатку нашла.

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала,

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила всех

И отправила спать.

 

Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Сложить ладони «ковшиком».

Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.

 

Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев.

Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному.

Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку.

6

«Жирафы и слоны»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

 

Ребенок хлопает ладошками по всему телу.

 

 

Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.

 

 

Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки.

 

Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.

7

«Бабушкин кисель»

Бабушка кисель варила

На горушечке

Для Андрюшечки.

Вдруг летел соколок

Через бабушкин порог.

Вдруг он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька для Андрюшечки.

 

Правая рука «помешивает кисель».

Кончики пальцев правой и левой руки соединяются в горку, руки расходятся под углом.

Ладонь правой руки ложится на грудь.

Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.

Скрещенными ладонями помахивают, словно крыльями.

8

«Зайки-побегайки»

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки,

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

 

Круговые движения пальцами рук, ладони при этом смотрят вниз.

Ребенок «бежит» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.

Руки перед грудью (лапки зайца).

Руки на голове (уши зайца).

Нарисовать в воздухе круг обеими ладонями.

Ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики.

9

«Веселая старушка»

У веселенькой старушки

Жили в маленькой избушке

Десять сыновей.

Все без бровей

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

На старушку все глядели,

И все делали вот так…

 

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Сложить руки углом и показать избушку.

Показать десять пальцев.

Очертить брови пальцами.

Растопыренные ладони поднесены к ушам.

Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.

Очертить большой круг вокруг головы.

Показать руками большую бороду.

Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».

Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами.

Ребенок показывает любые загаданные им действия.

10

«Как мы маме помогали»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду маме мыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду маме мыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Носик чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Вот как маме помогали!

 

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Потереть одной ладошкой о другую.

 

Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.

Потереть одной ладошкой о другую.

 

Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

11

«Юля и варежка»

Юля варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В домик свой он не попал».

Юля варежку сняла:

«Посмотрите, я нашла!

Ищешь, ищешь – не найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

 

Ребенок сжимает пальчики в кулак.

 

Ребенок разжимает все пальчики, кроме большого.

 

Ребенок разгибает большой палец.

 

Ребенок сжимает все пальчики в кулачок.

12

«Улей»

- Это что за чудо-дом?

Чудо дом-кубышка?

- Кто живет там? Мышка?

- Что вы, что вы!

- Нет, нет, нет!

Живут в доме только пчелы!

Пчелы там летают,

Детей своих считают:

Один, два, три, четыре, пять.

Мы не будем им мешать.

Пчелки мед соберут…

И (имя ребенка) принесут.

 

Ребенок сжимает кулачки и делает удивленное выражение лица.

Ребенок с интересом рассматривает свой кулачок.

Возмущенно машет руками.

Ребенок трясет кулачком, подносит его к уху и имитирует жужжание пчел.

Ребенок скрещивает ладони у запястья и машет обеими кистями, как крыльями, жужжит.

Ребенок снова сжимает кулачки.

Ребенок разгибает пальчики на двух руках одновременно, начиная с мизинца.

Ребенок заводит обе руки за спину.

Ребенок указательным пальцем левой руки проводит по каждому пальчику правой руки от основания до кончика.

13

«Пять рыбок»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке.

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать,

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил!»

 

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Ребенок выполняет волнообразные движения в воздухе.

Ладони прижаты друг к другу, ребенок переворачивает ладошки с боку на бок.

Ладони ребенка сомкнуты и чуть округлены, он выполняет ими волнообразные движения.

Ребенок качает сомкнутыми ладонями из стороны в сторону.

Ребенок поворачивает ладони на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.

Ребенок быстро качает ладонями, имитируя дрожь.

Запястья ребенка соединены, ладони раскрываются и соединяются – рот.

Ребенок выполняет быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают.

14

«Десять котят»

У Мурочки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

 

Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться на стол.

Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев.

Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу.

15

«Осень»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать,

Листья березы, листья рябины,

Листья у тополя

И у осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет соберем.

 

Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого.

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

16

«Мышка и часы»

Мышь полезла как-то раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!»

Мышь скатилась кувырком,

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»

Мышь скатилась кувырком.

 

Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки.

Ребенок хлопает в ладоши над головой.

Ребенок «скатывает» руки на пол.

Ребенок хлопает в ладоши над головой два раза.

Ребенок «скатывает» руки на пол.

Ребенок «скатывает» руки на пол.

17

«Гном»

Жил да был веселый гном

С огромными ушами.

Он на сахарной горе

Спал под воротами.

Вдруг, откуда ни возьмись,

Великан подкрался,

Скушать гору захотел,

Но только подавился!

Ну а что ж веселый гном?

Гном все спит глубоким сном!

 

Ребенок поднимает руки над головой и изображает колпачок гнома.

Ребенок описывает руками большие круги вокруг ушей.

Ребенок ставит локти на стол, руки прямо, ладони ребенок складывает так, чтобы получился треугольник.

Ребенок пальцами изображает ворота.

Ребенок поднимает руки высоко над головой.

Ребенок громко смеется, держась за живот!

Ребенок изображает спящего гнома.

18

«Белки-непоседы»

Раз, два, три, четыре, пять,

Пришли к нам белки поиграть.

Одна куда-то ускакала,

Четыре белочки осталось,

А теперь скорей смотри:

Их уже осталось три.

Ну и ну, какая жалость,

Только две у нас осталось.

Эта новость так грустна,

Осталась белочка одна,

А пока мы их считали,

Белочки от нас сбежали.

 

Ребенок показывает пять пальчиков.

Ребенок прячет руку за спину.

Ребенок показывает четыре пальчика.

Ребенок прячет руку за спину.

Ребенок показывает три пальчика.

Ребенок прячет руку за спину.

Ребенок показывает два пальчика.

Ребенок прячет руку за спину.

Ребенок показывает один палец.

19

«Шла кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,

У нее была корзинка.

Вдруг корзинка на пол – бух,

Полетело десять мух!

 

Ребенок «идет» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты.

Ребенок соединяет ладошки «ковшиком».

Ребенок ударяет сомкнутыми ладошками по коленям и разъединяет руки.

Ребенок разводит руки в стороны и шевелит пальчиками.

20

«Маша-хозяйка»

Наша-то Маша

Сметлива была,

Всем она в доме

Работу нашла.

Мисочку собачка

Моет язычком,

Мышка подбирает

Крошки под столом,

Кошка под окошком

Когтями скребет,

Курочка в сережках

Избушку метет.

 

Ребенок на каждую строчку хлопает в ладоши: то правая, то левая рука сверху.

Большой палец правой руки ребенка оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «миске» — округленной левой рукой, «моет» ее (движения мизинца в сторону и обратно.)

Согнутые мизинец и указательный палец правой руки ребенка – «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой – «мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь.

Пальцы правой руки ребенка собраны, как при фигуре «мышка», но пальцы, которые изображают мордочку, не прогнуты, а округлены.

Пальцы правой руки скребут ладонь левой.

Правая рука ребенка «подметает» выпрямленную левую.

21

«Домик гномика»

Под грибком – шалашик-домик,

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

В колокольчик позвоним,

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

А на нем дубовый пол,

Рядом стул с высокой спинкой,

На столе – тарелка с вилкой.

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят!

 

 

Ребенок соединяет ладошки шалашиком.

Ребенок стучит кулачком левой руки о ладошку правой.

Ладони обеих рук ребенка обращены вниз, пальцы скрещены; средний пальчик правой руки опущен вниз и слегка качается.

Ребенок опускает ладони вниз, ребром прижатые друг к другу.

Левая рука ребенка сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки.

Ребенок направляет левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставляет кулачок правой руки.

Ладонь левой руки ребенка лежит на коленях и направлена вверх, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены  и слегка разведены в стороны, а большой палец прижат к ладони.

22

«Упрямые козлики»

Как-то раз к кому-то в гости

Шел козленок через мостик,

А навстречу шел другой,

Возвращался он домой.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться, не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вдруг с разбега лбами – бух!

И с моста в водичку – плюх!

 

Ребенок большими пальчиками прижимает к ладошке средние и безымянные.

 

Ребенок держит кисти рук горизонтально и медленно сближает руки.

 

На каждую строчку ребенок соединяет руки.

 

Ребенок хлопает в ладоши.

 

Ребенок роняет руки на колени.

23

«Толстые поросятки»

Двое толстых поросят

За воротами стоят.

Поросята эти ждут,

Что им кушать принесут.

Двое толстых поросят

Снизу в щелочку глядят.

Бегают туда-сюда:

«Где же вкусная еда?»

Двое толстых поросят

В дверь копытцами стучат.

Вдруг открылась эта дверь:

«Можно выбежать теперь!»

Двое толстых поросят

Громко, радостно визжат:

«Вот корыто, да, да, да,

А в нем вкусная еда!»

 

Ребенок ставит ладошки ребром на стол, как «закрытые ворота», большие пальчики подняты.

 

Ребенок просовывает большие пальцы между мизинцами и безымянными.

 

Ребенок сгибает и разгибает большие пальчики.

 

Ребенок стучит большими пальчиками по ладошкам.

 

Ребенок немножко раскрывает ладошки, не отрывая при этом их от стола.

 

Ребенок складывает ладошки как корытце и шевелит большими пальчиками.

24

«Иголка и наперсток»

Вышивает, шьет иголка.

Пальцу колко, пальцу больно,

А наперсток

В тот же миг

К (имя ребенка) на пальчик

Прыг!

Говорит иголке:

- Шей!

А колоться ты не смей.

 

Левая ладонь ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка; иголка шьет и задевает указательный пальчик на левой руке.

 

Правой рукой выполнить такое движение, как будто надеваете на указательный палец левой руки наперсток.

 

Левая ладошка ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка, ребенок шьет.

Ребенок грозит пальчиком левой руки.

25

«Кот-повар»

Падал снег на порог,

Кот испек себе пирог,

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега, а муки.

 

Ребенок поднимает руки вверх, а затем медленно опускает ладошки на стол.

Ребенок изображает лепку пирога.

Ребенок «бежит» пальчиками обеих рук по столу.

Ребенок вновь изображает лепку пирога.

26

«Пять грибов»

Топ-топ – пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор – он красный,

Но этот гриб опасный,

А второй – лисичка – рыжая косичка,

Третий гриб – волнушка – розовое ушко,

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Кушай его смело.

 

Ребенок «шагает» пальчиками по столу.

Ребенок переплетает пальчики обеих рук – это туесок, большие пальчики ребенок соединяет вместе – ручка.

На каждую строчку стихотворения ребенок загибает по одному пальчику, начиная с мизинца.

27

«Ветер, ветер, ветерок»

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал:

Вот – дубовый,

Вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной,

Вот – с березки, золотой.

Вот – последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

 

Ребенок выполняет ладошками плавные волнообразные движения.

 

Ребенок загибает по одному пальчику, начиная с большого.

 

Ребенок поднимает руки вверх, а затем плавно опускает ладошки на стол или колени.

28

«Мышонок»

Сел мышонок на масленок,

А масленок – липкий гриб,

Посидел на нем мышонок

И прилип, прилип, прилип.

 

Ребенок ладонью левой руки накрывает кулачок правой.

Ребенок вращает кулачком правой руки.

Ребенок трет ладонью левой руки по кулачку правой.

Ребенок «отрывает» левую ладошку от кулачка, а она «держится».

29

«Считалка»

Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем?

- Это – раз!

Загибаем?

- Это – два!

Продолжаем?

- Три, четыре…

Где же пятый?

- Вот, смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой…

Пиф-паф-ой-ой-ой!

Да, девятый он такой!

Сколько пальчиков всего?

- Ровно десять! О-го-го!!!

 

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

 

Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.

 

Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.

 

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...