Цикл занятий по театрализованной деятельности в старшей группе
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Цикл занятий для музыкальных руководителей по театрализованной деятельности с детьми старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_teatr.deyatelnosti_starshaya_gruppa.doc | 128 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СТАРШАЯ ГРУППА
Занятие №1
Цель: воспитывать коммуникативные качества детей;
привлекать родителей к активному участию в играх-инсценировках;
развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную
выразительность;
привлекать детей к режиссерской работе.
Рассказать детям о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека.
Ход занятия: Игра «Давайте познакомимся».
- Беседа о театре и театральной студии.
Дети садятся на стульчики в полукруг .
Игра «Давайте познакомимся»
Музыкальный руководитель просит детей (по очереди) назвать свое имя с разной эмоцией, подчеркивает, что все имена красивые и разные. Затем предлагает детям встать в круг и, бросая каждому ребенку мяч, называет его имя с той эмоцией, с которой он его произнёс.
Игра повторяется несколько раз, роль водящего выполняет кто-либо из детей (по желанию).
Затем педагог рассказывает ребятам о театре и театральной студии , спрашивает:
«Ребята, вы когда- нибудь были в театре? Какие спектакли вы видели? Что вам особенно запомнилось? Театр — это место для зрелищ; здание, где проходят выступления актеров на сцене. Мы с вами будем играть на сцене здесь, в зале. Сцена — это место, где играют актеры на сцене. Давайте вместе повторим: «Сцена». Скажите, как мама называет ткань, которой закрывает окно? (Занавеска.) Правильно. Ткань, которая в театре отделяет зал от сцены, называется занавес. Давайте все вместе скажем: «Занавес», Вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам, называются кулисы. Давайте повторим: «Кулисы».
Педагог приглашает двух мальчиков за кулисы; мальчики открывают занавес. Перед детьми декорация.
Музыкальный руководитель: Декорации — это украшение, художественное оформление действия на театральной сцене. Ребята, какую еще декорацию вы видите?
Музыкальный руководитель: Вы видите перед собой задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены. Давайте повторим: «Задник».
Разыгрывание сценки «Вежливые слова» (Э. Машковская)
Ведущий: Театр открывается, к началу все готово.
Билеты предлагаются за вежливое слово. В три часа открылась касса, Собралась народу масса. Даже ежик пожилой Притащился чуть живой
Кассир: Проходите, милый ежик, вам билет в каком ряду?
Еж: Мне поближе, плохо вижу, вот... СПАСИБО! Ну, пойду!
ведущий; Говорит овечка.
Овечка: Мне одно местечко! Вот мое...
БЛАГОДАРЮ — доброе словечко.
Ведущий: А вот и утка.
Утка: Кряк! Целый ряд для меня и для утят!
ведущий: И прокрякала утка ДОБРОЕ УТРО!
Прискакал олень.
Олень: ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, я бы очень попросил Мне, жене и дочке во втором рядочке Дайте лучшие места. Вот мое ПОЖАЛУЙСТА!
ведущий: И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков, Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы, Стукнул зайца пожилого...
Медведь: Касса, выдай мне билет!
кассир: Ваше вежливое слово?
Медведь: У меня такого нет!
Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!
Медведь: МНЕ БИЛЕТ!
кассир: Нет! Нет!
Не стучите — мой ответ!
Не рычите — мой совет!
Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ!
ведущий: Кассир медведю билет не дал. Косолапый зарыдал.
Петрушка: Ребята, что же делать косолапому? (Дети называют вежливые слова. Косолапый получает билет.) Петрушка: Вот и сказочке конец! А кто слушал — МОЛОДЕЦ!
Занятие №2
Цель: знакомить детей с пиктограммами;
развивать интонационную выразительность речи;
побуждать детей к активному участию в театрализованной деятельности.
вызвать у детей положительный эмоциональный настрой;
развивать творческую фантазию;
формировать умение согласовывать свои действия с действиями
партнеров;
Музыкальный руководитель знакомит детей с пиктограммами (картинки-символы с изображением различных эмоций человека), предлагает чтобы ребенок придумывает фразу для человечка, злого, весёлого и т.д. произнес ее с соответствующей интонацией.
Музыкальный руководитель: Ребята, если вам весело, как вы улыбаетесь?
Если вы рассердились, как вы хмурите брови?
Когда вы чему-то удивляетесь, как у вас поднимаются брови и расширяются глаза?
Дети придумывают и проигрывают различные ситуации, связанные со сменой настроений, а значит, и мимики.
Музыкальный руководитель созывает детей к себе и уточняет, какое время года за окном (осень), сколько всего времен года (четыре), перечисляет их вместе с детьми (осень, зима, весна, лето). Предлагает: «Попробуйте мимикой (жестами) отразить все времена года. Например: осень — пора унылая, дождливая, холодная и вместе с тем прекрасная» (хмурые брови, печальный взгляд, вздох...). Вспомните, ребята, какие ягоды в лесу созревают осенью (клюква, брусника), какие они на вкус.
Музыкальный руководитель предлагает детям отгадать загадку.
Мы — лесные жители, мудрые строители,
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.
Догадайтесь, КТО ЭТО... (Муравей.)
Пантомима по стихотворению З.Александровой
«Муравей»
Музыкальный руководитель читает стихотворение.
Муравей нашел былинку. Он сгибается под ношей,
Много было с ней хлопот. Он ползет уже с трудом,
Как бревно, взвалив на спинку, О зато какой хороший
Он домой ее несет. Муравьи возводят дом.
дети вместе имитируют действия муравья: поднимают «тяжелую» былинку и несут ее, сгибаясь под ношей. Воспитатель читает стихотворение еще раз в группе, и дети, взяв имеющийся в группе строительный материал, могут построят из него дом-муравейник. .
Музыкальный руководитель: Представьте, что мы с вами на улице, моросит дождь, а у нас один зонт.
Любим мы ходить по лужам, И с дождем мы тоже дружим. Под зонтом гулять пойдем, Все мы лужи обойдем!
(Дети плотной группой идут, высоко поднимая ноги, перешагивая воображаемые лужи.)
Дождь закончился, можно убрать зонт.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой! К нам пришел Волшебник злой. Он руками помахал, Всех детей заколдовал. Дети руки вверх подняли и деревьями вдруг стали.
(Дети останавливаются, поднимают руки вверх, и каждый придумывает, какими деревом он стал.)
Мини-сценка
«Листопад» ( К.Егоров)
ведущий: Листопад?
Лес: Листопад.
Ведущий: Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
Ветер: Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
(Все роли исполняют дети.)
Музыкальный руководитель читает стихотворение:
К нам пришли друзья-зверушки,
Собрались все на опушке.
Вмиг злодея вон прогнали
И детей расколдовали.
На лужайке усадили,
К сказке в гости пригласили.
Показ силами детей сказки «Вежливая песенка». Муз. Г. Левкодимова
Занятие №3
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей;
Учить детей передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
Ход занятия
Занятие начинается с упражнения «Мыльные пузыри» - с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувают «мыльные пузыри», надо, чтобы пузыри лопались не сразу.
Дети с выражением читают стихотворение:
Осторожно –пузыри!
Ой какие!
Ой, смотри!
Раздуваются! Блестят! Отрываются! Летят!
Мой – со сливу! Мой - с орех!
Мой –не лопнул! Дольше всех!
«Весёлый пятачок» -на счёт раз губы вытягиваются вперёд, как пяточёк у поросёнка; на счёт «два» - губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов. Сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево. «Пятачок» делает круговые движения в одну и в другую сторону.
Заканчивая упражнения, дети должны полностью освободить мышцы губ, фыркнув как лошадь.
Затем педагог медленно произносит скороговорку «Шесть мышат в камышах шуршат». Дети повторяют её. При этом нужно следить за точной артикуляцией буквы Ш
Музыкальный руководитель: говорит, что они сегодня очень красивые: на них другая одежда, у девочек изменились прически и т. д. Неизменными остались лишь улыбки ребят, их глаза, голос, волосы.
Педагог. Как мы узнаем друг друга, когда встречаемся/ (По лицу, голосу, одежде и т. д.) Артист изменяет себя, чтобы быть похожим на героя, которого он изображает. Как можно изменить себя? (Нарядиться в костюм, загримироваться, надеть маску, изменить голос, движения, походку и т. д.)
Проводится игра «Измени голос». Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.
Музыкальный руководитель: А теперь представьте, что вы -осенние листья. Дети стоят в центре зала. Звучит вальс-фантазия М. Глинки.
Упражнение «Осенние листья».
Ветер играет листьями, они кружатся в причудливом танце, постоянно опускаясь на землю.
Упражнение «Бабочки».
Звучит музыка Д. Кабалевского «Мотылек».
Педагог. Представьте, что вы -бабочки, летаете на летнем лугу. Одни бабочки собирают нектар, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, бабочки порхают и кружатся в своем радостном танце.
Упражнение «Утро».
Дети сидят на стульчиках и слушают музыку (Э. Григ. «Утро» или М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке»).
Музыкальный руководитель дает задание: «Вы сидите, ваши головы опущены. Вы дремлете, спите; вдруг ощущаете, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открываете глаза, потягиваетесь, поднимаетесь, подходите к окну и, открыв его, любуетесь ранним утром».
Занятие №4
Цель: учить детей четко произносить слова чистоговорки, меняя интонации;
учить сочетать движения и речь;
развивать воображение; развивать пантомимические навыки;
привлекать детей к проигрыванию мини-сценок.
Ход занятия
Музыкальный руководитель:
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!
До города дорога в гору, а от города с горы.
Чистоговорка произносится всеми детьми или индивидуально с различными интонациями. Затем чистоговорку произносят с движениями:
До города дорога в гору (Дети идут медленно, имитируя подъем в гору, с трудом поднимая ноги, еле дыша.)
А из города с горы (Дети идут быстро, ускоряя темп ходьбы или«бегут» с горы.)
Музыкальный руководитель: Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу. Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Дети первой подгруппы выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
Разыгрывание по ролям мини-сценки «Мыши»
Ведущий: Разговаривают мыши:
1-я мышь: Два кота сидят на крыше и бранятся меж собой за высокою трубой.
2-я мышь: Значит, заняты котишки?
Ведущий: Потирают лапки мышки.
2-я мышь: Порезвимся — и в буфет!
Будет праздничный обед! (И.Демьянов)
Сценка разучивается и проигрывается по ролям. Дети разбиваются на группы по три человека — ведущий и две мышки. Музыкальный руководитель предлагает детям подобрать в костюмерной элементы костюмов, шапочки-маски.
При разучивании сценки обратите внимание на интонационную выразительность и жестикуляцию.
Разыгрывается Этюд «Мышки» муз. А. Жилинский
Сегодня мы поиграем в игры на развитие двигательных способностей.
Игра «Снеговик».
Педагог дает детям задание: «Эта игра поможет вам научиться напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Встаньте в круг и превратитесь в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Пригрело солнышко, под его теплыми веселыми лучами снеговик начал медленно таять».
Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают бессильно голову, руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляются.
Игра повторяется 2—3 раза.
Игра «Баба Яга».
В этой игре дети учатся напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Они ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя соответствующие тексту движения:
Бабка Ежка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала! (Дети ходят по залу.)
А потом и говорит:
«У меня нога болит!» (Дети останавливаются.)
Пошла на улицу— Раздавила курицу,
Пошла на базар — Раздавила самовар!
Вышла на лужайку— Испугала чайку
Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу; прихрамывают.
Занятие №5
Цель: Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать согласованно.
Ход занятия: Дети сидят в творческом полукруге. Упражнение на дыхание «Цветочный магазин» (медленный вдох).
Музыкальный руководитель :
Представьте, что мы оказались в цветочном магазине. Воздух наполнен запахами различных цветов. Нужно определить, запах какого цветка преобладает. Назовите этот цветок. А теперь проследите за дыханием. Заметили, как медленно, спокойно, глубоко вы вдохнули; как бесшумно воздух вливается через расширенные ноздри? Не торопитесь! Надо ведь во время вдоха угадать запах. Повторите упражнение.
Упражнение на артикуляцию согласных: свистящие и ши-пищие звуки —с, з, ш, ж, ч, щ, ц (си, сэ, са, со, су, сы; зи, ги), за, зо, зу, зы; си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы; зи-зи, зэ-зэ, за-за, зо-зо, зу-зу, зы-зы; ши, шэ, ша, шо, шу, шы; жи, жэ, жа, жо, жу, жы; ги, гэ, га, го, гу, гы; щи, щэ, ща, шо, щу, щы; ци, цэ, ца, цо, цу, цы). Работа над скороговорками.
Музыкальный руководитель: Ребята, на сцене часто актеры действуют с воображаемыми предметами. Они представляют, как это происходит в жизни, и проделывают необходимые физические действия. Так, играя с воображаемым мячом, нужно представить себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы пережинаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой,срываем цветы ромашки или шиповника.
Сначала мы будем выполнять действия с предметами, а потом повторим эти же действия без предметов.
Педагог приглашает на сцену ребенка (по желанию). На столе стоит крынка, в ней вода. Нужно взять крынку и налить воду в стакан. Ребенок последовательно выполняет действия. Педагог обращает внимание детей на объем крынки и стакана. Проделав несколько раз действия с предметами, ребенок выполняет эти же действия без предметов. Педагог приглашает еще несколько желающих выполнить это упражнение.
Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем». Комната делится пополам. С одной стороны находятся 6 ребят, выбранных с помощью считалки,—«дедушка и пятеро внучат». С другой стороны — остальные дети и педагог; они будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».
Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?
Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три—догони!» бегут за в свою половину зала, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их.
После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правильные действия с воображаемыми предметами, которые они показывали в загадках.
Занятие №6
Цель: Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей;
Работать над поэтическим текстом пьесы «Теремок», добиваться пластического изображения походки героев пьесы;
Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля
Ход занятия
Дыхательные упражнения.
Дети сидят в творческом полукруге.
Упражнения на три вида выдыхания.
первый вид — спокойная, плавно звучащая речь: свистит ветер — с-с-с-с-с-с-с-с... Шумят деревья — ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш... Петит пчела — ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж... Пищит комар — з-з-з-з-з-
Второй вид — волевая, но сдержанная речь: работает насос — с-с-с-с! с-с-с-с! с-с-с-с! Метет метель — ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш! ш -ш-ш-ш! Сверлит дрель — з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!
Третий вид — эмоциональная речь в быстром темпе: кошки сердится -Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Пилит пила-С! С! С! С! С! работает мотор -Р! Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединить все три вида выдыхания в одном упражнении. Например: заводим мотор мотоцикла —Р! Р! P!P! P! P! P! Поехали быстрее и быстрее-Р! Р! Р! Р! Р! Р! Р! Р! Р! Р!
Артикуляционная гимнастика. Зарядка для языка.
- Жало змеи (рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево).
- Конфетка (губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» — вправо-влево, вверх-вниз, по кругу).
- Колокольчик (рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика).
Игра со скороговорками «Испорченный телефон».
Играют две команды. Капитан каждой команды получает свою скороговорку. Выигрывает команда, которая по сигналу быстрее передаст скороговорку по цепи и последний ее представитель лучше и точнее произнесет скороговорку..
Скороговорки:
Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот
Бобр добр для бобрят
Работа над сказкой «Теремок» муз. В. Красева
Занятие №7
Цель. Воспитывать музыкальность, внимание, умение соизмерять свои действия с действиями товарищей. Работать над дикцией и голосом.
Ход занятия.
- Беседа о театрализованной игре.
- Игра «Угадай, что я делаю?»
Дети в творческом полукруге. Педагог беседует с ними о театрализованной игре: «Вы наверняка обратили внимание на то, что мы много играем. Игры развивают воображение и фантазию, готовят к действию в сценических условиях, где пес является вымыслом. Воображение и вера в вымысел — главные особенности театральной деятельности. Вы легко верите в то, что стул может превратиться в воображаемую лошадь, на которую можно сесть; вы можете пролезть под стоном, представляя, будто пролезаете под животом лошади. Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: „Почему? Для чего? Зачем я это делаю?" Развить эту способность помогут упражнения и этюды на сценическое оправдание, то сеть умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными (придуманными) причинами (11 редлагаемыми обстоятельствами)». Игра «Угадай, что я делаю?»
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:
стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.); стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.);
сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);
наклонился вперед .(завязываю шнурки, поднимаю пла-iok, срываю цветок и т.п.).
11едагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я и паю?» в движении.
Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только му-п.1ка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).
2. Театральная игра «Карусель».
Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им рассчитаться на первый-второй. Первые и вторые номера образуют два круга, встав лицом к центру. Вторые номера во внутреннем круге берутся за руки, первые—во внешнем круге делают полшага влево с тем, чтобы каждый из них стоял напротив соединенных рук игрока внутреннего круга. Все поют хором (на мотив русской народной песни «Во саду ли, в огороде»): «Вот на площади—-веселье...»
При этом дети из внутреннего круга поднимают соединенные руки вверх и отходят на 4 шага назад, а игроки внешнего круга проходят под руками к центру, делая 4 шага. Затем со словами: «Запестрели карусели...», делая 4 шага, возвращаются на свои места, причем дети, образовавшие внутренний круг, берутся за руки и поднимают их вверх, пропуская под руками игроков, находящихся снаружи.
Далее дети поют:
А народ жужжит, как шмель, Ах, какая карусель!
Дети повторяют предыдущие движения.
После этого ребята, стоящие в наружном круге, поворачиваются направо, правую руку вытягивают в стороны, а левую кладут на соединенные руки игроков, стоящих во внутреннем круге. Дети из внутреннего круга крепко держатся за руки. Оба круга идут вправо сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее, произнося хором:
Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом.
Дети бегут, двигаясь по кругу без песни (речитатива). Музыка повторяется. Музыкальный руководитель
Тише, тише, не спешите, Карусель остановите.
Дети замедляют бег и переходят на ходьбу со словами:
Раз и два, раз и два — Вот и кончилась игра.
«Карусель» останавливается. Дети отдыхают на стульчиках, затем меняются местами: игроки наружного круга становятся во внутренний круг и берутся за руки, игроки внутреннего круга встают снаружи и опускают руки.
Играть можно без музыкального сопровождения или под мелодию «Как у наших у ворот» или «Во саду ли, в огороде».
При исполнении первого куплета можно упростить движение: один круг двигается в одну сторону, другой —в другую, и затем наоборот. Дети крепко должны держаться за руки.
Музыкальный руководитель беседует с детьми о театрализованной игре: «Вы наверняка обратили внимание на то, что мы много играем. Игры развивают воображение и фантазию, готовят к действию в сценических условиях, где пес является вымыслом. Воображение и вера в вымысел — главные особенности театральной деятельности. Вы легко верите в то, что стул может превратиться в воображаемую лошадь, на которую можно сесть; вы можете пролезть под стоном, представляя, будто пролезаете под животом лошади. Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: „Почему? Для чего? Зачем я это делаю?" Развить эту способность помогут упражнения и этюды на сценическое оправдание, то сеть умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными (придуманными) причинами
(Предлагаемыми обстоятельствами)
Игра «Угадай, что я делаю?»
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:
стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку,
украшаю елку и т. п.); стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку,
наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.);
сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);
наклонился вперед .(завязываю шнурки, поднимаю платочеk, срываю цветок и т.п.).
11едагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я и паю?» в движении.
Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).
Занятие №8
Цель: побуждать детей к активному участию в театрализованных играх;
вызвать у детей положительный эмоциональный настрой;
развивать творческую фантазию;
формировать умение согласовывать свои действия с действиями
партнеров; развивать интонационную выразительность речи
Ход занятия.
ПТИЧИЙ ДВОР-игра на артикуляцию
Ход. Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят:
ЭХО (по Н,Пикулевой)
Ведущий Дети
Собирайся, детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладошек не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поет в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как! Как!
Коли кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается снова
Игра-пантомима по стихотворению К.И. Чуковского «Черепаха»
До болота идти далеко, До болота идти нелегко. «Вот камень лежит у дороги, Присядем и вытянем ноги». На камень лягушки кладут узелок. «Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!» Вдруг на ноги камень вскочил и за ноги их ухватил. А они закричали от страха: «Да ведь это же черепаха!»
Дети делятся на группы по три человека — две лягушки и черепаха. Постарайтесь, чтобы все группы детей смогли сыграть свои роли. Упражнения на развитие мимики
- У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, от кусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко. Кусаете — сладкое.
- Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!
- Посмотрите, сколько конфет лежит на тарелочке! Берите. Разворачивайте, пробуйте. Эта конфета кислая. А эта — сладкая.
- Вы бывали на даче, в походах? И пили горячий чай у костра? Вы берете чашку и маленькими глотками отпиваете обжигающий ваши губы чай.
- Подул ветер, и дым от костра направился прямо на вас.
Музыкальный руководитель знакомит детей со словом «этюд»: «Это слово французского происхождения и переводится как „учение". Понятие „этюд" используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд —это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях.
Этюд «Микки –Маус» муз.М. Шмитц
Занятие №9
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
развивать интонационную выразительность речи детей;
воспитывать партнерские отношения, уважительные;
развивать воображение, пантомимические навыки;
побуждать детей к импровизации.
Ход занятия
Разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова
«Киска»
Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла?
Киска: Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете!
Сначала это стихотворение разучивается в свободное время, вне занятия. Затем, на занятии, дети, разыгрывая ситуацию в паре, могут импровизировать интонации. Например, педагог ставит задачу: Хозяйка рада, что нашла Киску, или, наоборот, Киска относится к ней с пренебрежением.
Киска обижена на Хозяйку или рассержена и очень рада, что ушла из дома.
Взаимоотношения героев могут быть различными. Каждая пара детей представляет свою вариацию.
— Эй, Кисоньки мои, идите, я вас молоком угощу. Кусочек колбаски дам. По спинке поглажу.
Дети, изображая Кисоньку, «лакают молочко» из воображаемой миски, жуют воображаемую колбаску, прогибают спинку и мурлыкают. Движения детей — импровизация.
Этюд «Киска» муз. М. Дебуа
Игра «Веселые обезьянки».
Музыкальный руководитель: Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки выбирают «посетителя»: Над лучами, над водой хлынул дождик проливной. А потом повисло в небе коромысло. Ребятишек радует Золотая радуга. Лопыгина. Радуга)
«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.
Игра «Поварята».
Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая — салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. —для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т.п.—для салата. Затем все дети становятся в круг—получается «кастрюля» — и поют песню (импровизация):
Сварить можем быстро мы борщ или суп и вкусную кашу из нескольких круп, Нарезать салат и простой винегрет, компот приготовить — вот славный обед.
Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.
А теперь мы все с вами превратимся в котяток - поваряток.
Драматизация сказки «Котята –поварята» М. Ивенсен муз. Е. Тиличеева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в осенний лес».
Занятие направлено на закрепление приемов вождения кукол пальчикового театра, развитие диалогической формы речи у дошкольников....
Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе детского сада "Сказочные вещи"
Театрализованное занятие в старшей группе, направленное на развитие эмоциональной выразительности детей при выполнении творческих заданий....
Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе
Инсценирование алтайской народной сказки "Сто умов", в помощь в работе по региональному компоненту...
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в волшебный мир театра"
Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.Побуждать самостоятельно искать выразительные сре...
Конспект занятий по театрализованной деятельности в старшей группе."Давайте будет вежливы".
Воспитывать вежливости в детях ,коммуникативные качества;привлекать детей к активному участию в играх .Побуждать участвовать в танцевальной,песенной выразительности....
Конспект занятие по театрализованной деятельности в старшей группе
Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»Цель: путешествие к семи видам театральных кукол.Задачи:П- Поддерживать стремление познавать мир театра, активно участвовать в развлечении, используя ум...
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Поиграем в театр»
Программное содержание:· вызвать интерес к театрально-игровой деятельности;· формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;· закреплять виды театров (драматический, кукольный);· ...