Конспект музыкально - интегрированного занятия "Музыка в сказке"
план-конспект занятия по музыке
материал разработан для проведения музыкально - интегрированного занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx | 25.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21 «Аленка»
Конспект интегрированного музыкального занятия
«Сказка в музыке» по балету П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Составила:
Музыкальный руководитель Ереванцян А. А
г. Гурьевск, 2023
Конспект интегрированного музыкального занятия
"Сказка в музыке" по балету П. И. Чайковского «Щелкунчик»
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Цель занятия:
1.Познавательные:
-закрепить знания детей о русском композиторе П.И.Чайковском;
-познакомить с новым музыкальным произведением П.И.Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»;
-учить различать характер музыки, понимать содержание пьес;
-побуждать детей к активному восприятию музыки;
-вызвать эмоциональную реакцию на музыку П.И. Чайковского;
-познакомить детей с жанром «балет»;
-закрепить знания детей о составе симфонического оркестра;
-ознакомить детей с ударным инструментом симфонического оркестра «челеста»;
-учить передавать на импровизированных музыкальных инструментах характер музыки, развивать чувства ансамбля.
2. Развивающие:
- развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию, воображение.
-Способствовать формированию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства, развитию умения проникать в художественный образ музыкального произведения.
3. Воспитывающие:
воспитывать любовь и интерес к классической музыке, желание слушать ее в повседневной жизни.
Материал:
-запись пьесы «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»; музыкальные инструменты: колокольчики, треугольник, пианино;
-видеозапись фрагмента балета «Щелкунчик»; фотографии композиторов; иллюстрации артистов балета, хора, оркестра.
Предварительная работа:
- Беседа о творчестве русского композитора П.И.Чайковского;
-просмотр мультфильма «Щелкунчик»; слушание сказки «Щелкунчик в записи, беседа о театральном искусстве; знакомство с составом симфонического оркестра; слушание и анализ классической музыки.
Словарная работа: жанр, балет, дирижер, артист оркестра.
Оборудование:
1. Доска
2. Музыкальные инструменты: фортепиано.
3. ТСО: музыкальный центр
4. Компьютер
ХОД ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Какое у вас настроение? Готовы ли вы совершить со мной путешествие в страну Ее Величества Музыки.
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Тогда в путь. А как вы думаете, что такое балет? Что делают артисты во время спектакля, поют или танцуют? А можно их кем-нибудь заменить? (Певцами, дирижером.)
– Как мы с вами выяснили, балет – это праздник, где артисты с помощью танца, без слов передают сюжет сказки, рассказа. Балет – это дружба музыки и танца. А как можно без слов передать образ персонажа?
Дети.
Музыкальный руководитель. Давайте с вами при помощи жестов, мимики, пантомимы покажем образные упражнения.
Музыкальный руководитель.
Образные упражнения («Лебедь», «Деревянные солдатики», «Баба Яга», «Цветок»)
Музыкальный руководитель:
На наших занятиях мы уже слушали с вами музыку П.И. Чайковского. Посмотрите на портреты, – на каком изображен П.И.Чайковский?
Дети. Это портрет выдающегося русского композитора П.И.Чайковского.
Музыкальный руководитель: Петр Ильич жил в далекие времена. А в какой стране?
Дети.
Музыкальный руководитель: Петр Ильич сочинил множество пьес, песен, балетов. Какие произведения мы с вами уже слушали?
Дети. «Детский альбом», «Времена года», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель. Вы, помните, мы с вами смотрели мультфильм, слушали в записи сказку «Щелкунчик», рисовали сказочных героев.
Каких героев вы помните?
Дети.
Музыкальный руководитель. Хотите в них превратиться?
Музыкальный руководитель. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского к балету «Щелкунчик». Становитесь в круг. Я буду рассказывать сказку, а вы при помощи мимики, жестов, движений будете показывать сказку «Щелкунчик». И так сказка начинается.
(Звучит волшебная музыка П.И.Чайковского «Щелкунчик»)
Музыкальный руководитель: …Снежные хлопья летят за окном, дети танцуют около елки. В зале появляется Фокусник, он дарит Маше игрушку, которая может щелкать орехи. Но брат Маши сломал игрушку и она грустит. Праздничный вечер заканчивается. Все укладываются спать, но Маше не спится. Она заходит в зал. Ей кажется, что игрушки оживают и начинают расти. Вдруг появляется мышиное войско. Щелкунчик вступает в поединок, и войско спасается бегством. Щелкунчик превращается в принца-юношу. Принц и Маша попадают к фее Драже, где начинается карнавал сладостей – шоколад, кофе, чай, леденцы, цветы – все танцуют (по ходу рассказа дети с помощью мимики и жестов передают образы героев).
Музыкальный руководитель: Молодцы, ваши сказочные персонажи были убедительными, эмоциональными. Мы как - будто с вами попали в сказочное царство, где мерцают елочные игрушки, кружатся в вальсе снежинки, танцует сказочная Фея драже со своим конфетным народом.
Музыкальный руководитель: Вы сейчас были отличными артистами, а теперь, я хочу пригласить в зрительный зал,
где вы послушаете великолепную музыку.
– Напомните мне, как нужно вести себя в зале?
Дети.
Музыкальный руководитель: Ребята сядьте ровно красиво, не разговаривайте, не отвлекайтесь, будьте внимательны.
Один из героев сказки – это Фея Драже. Королева сказочного царства, куда прибывает Маша и Щелкунчик. И ее танец самый удивительный, самый волшебный и сказочный! Кажется, что Фея не ходит по земле, а порхает в облаках…
Послушайте, пожалуйста, музыкальное произведение П.И.Чайковского к балету «Щелкунчик» «Танец Феи Драже» в исполнении симфонического оркестра.
Слушание Танца Феи Драже.
- Дети вам понравилось произведение?
– Какая музыка по характеру?
- Что она вам напомнила?
– Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
– Какие инструменты вы услышали в произведении?
Дети.
Музыкальный руководитель: Этот звук издает инструмент, который называется челеста. Хотите с ним познакомиться?
П. И. Чайковский много путешествовал и за год до первого исполнения балета "Щелкунчик" он побывал в Париже и там случайно наткнулся на необыкновенный инструмент. Что это? Какие странные звуки! Как будто хрустальные горошинки падают на серебряное блюдо. Падают, подскакивают и исчезают. Поистине волшебная музыка! Этот инструмент изобрёл французский мастер и придумал красивое название - челеста, что значит "небесная".
Давайте, повторим это чудесное название – челеста.
– А скажите, на какой инструмент похожа челеста?
Дети.
Музыкальный руководитель: Челеста по внешнему виду похожа на маленькое пианино, а вот звучание отличается. Давайте послушаем как звучит фрагмент произведения Чайковского «Танец Феи Драже»на фортепиано.
А теперь сравним звучание музыкального инструмента челесты в музыкальном произведении «Танец Феи Драже».
У челесты такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн — металлические пластинки (иногда эти пластинки бывают стеклянными); молоточки ударяют по ним, и пластинки звенят прозрачно и тоненько. Челеста клавишный ударный инструмент входит в состав симфонического оркестра.
Со многими музыкальными инструментами симфонического оркестра мы знакомы. И, сейчас мы проведем с вами игру «Узнай музыкальный инструмент».
Какие музыкальные инструменты вы узнали?
(дети называют музыкальные инструменты)
Есть инструменты, у которых звук извлекается с помощью удара. О какой группе инструментов я говорю? (Ударные)
- Назовите инструменты этой группы.
(литавры, треугольник, бубен, барабан, ксилофон, колокольчики, колокола). Высвечивается инструмент челеста.
Музыкальный руководитель. Ребята, а этот инструмент вам знаком?
Молодцы, да – это челеста и относится к группе ударных инструментов.
А сейчас антракт и вас ждет сюрприз от феи Драже. Фея Драже – это повелительница сладостей - конфет, напитков, сахара. Она приготовила для вас настоящие сладости. (музыкальный руководитель достает коробочку, где лежат разноцветные конфеты Драже). На секундочку закройте глазки и вспомните, как звучала музыка. Пусть каждый из вас возьмет конфету того цвета, которая, по вашему мнению, соответствует цвету танца Феи Драже.
- Лана, почему ты взяла конфету красного цвета?
- Вова, почему ты взял конфету синего цвета?
- А я взяла конфету шоколадного цвета, потому что мне кажется, протекают шоколадные реки, когда я слушаю музыка «Танца феи драже».
Положите конфету на язычок и почувствуйте вкус сладкой музыки.
-Никита, когда ел конфету и слушал музыку, что ты почувствовал?
Музыкальный руководитель. Музыка переедет блеск разноцветных леденцов, сверкание сахара, фонтаны сладких напитков. Поистине великолепная музыка.
Музыкальный руководитель. Давайте пройдемся по холлу, посмотрите на стене расположены какие – то фотографии, давайте их рассмотрим. Покажите те фотографии, на которых запечатлен балет. Объясните свой выбор.
Посмотрите, какие красивые костюмы у артистов балета, какие декорации (оформление сцены). Все, это способствует передачи настроения в движении.- А вы хотите посмотреть настоящий балет? Тогда я приглашаю в зрительный зал. Присаживайтесь.
Волшебный дворец Конфетенбурга. Самая фантастическая декорация. В глубине фонтаны из лимонада, миндального молока, оранжада и смородинового сиропа. Среди этих фонтанов на реке розовой воды виден павильон из леденцов с прозрачными колоннами, где находятся фея Драже и ее свита. Фея Драже со свитой входят в центр, все сласти преклоняются.
Давайте просмотрим с вами отрывок из балета «Щелкунчик»
- Дети, вам понравилась постановка балета. А что больше всего понравилось?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Мы с вами увидели как профессионально выступают артисты балета. А сейчас, волшебные звуки музыкальной шкатулки, превратят вас в участников балета. Изобразите при помощи жестов Фею Драже, шоколад, леденец. Попробуйте удивить меня своей фантазией!
Двигательный этюд под музыку Чайковского «Танец феи Драже»
Музыкальный руководитель: Попробуйте угадать по моей мимике лица, мне понравилось ваше выступление?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Да, мне очень понравилось, как вы при помощи жестов изобразили и Фею, сладкие конфеты, печенье и реки напитков, все это я увидела в ваших движениях. Молодцы, ребята
Мы с вами были артистами балета, а теперь я приглашаю вас стать участниками оркестра.
Музыкальный руководитель: Фея Драже приготовила для вас еще один сюрприз. Посмотрите, на тарелочках лежат предметы – коробочки из-под конфет и драже, стаканчики и палочки, фантики они заменят нам музыкальные инструменты. А теперь еще раз послушаем это замечательное произведение и поможем мелодии звучать еще краше, звонче, и милее.
Я буду вашим управляющим, а симфоническим оркестром кто управляет?
Дети. Дирижер.
Музыкальный руководитель: Будьте внимательными и следите за движением моей дирижерской палочки.
Итак, звучит музыкальное произведение П.И.Чайковского «Танец Феи Драже» в исполнении симфонического оркестра и детей старшей группы д/с «Аленка»
Музыкальный руководитель взмахивает палочкой и превращает детей в артистов оркестра. Еще раз звучит музыка «Танца», дети музицируют.
Музыкальный руководитель: Дети, как красиво звучал наш необычный оркестр. Молодцы, благодаря вашему исполнению на необыкновенных инструментах, вы создали сказочную атмосферу с превращениями и чудесами.
Музыкальный руководитель: (звучит бой курантов) Вы слышите, бой курантов. Нам пора возвращаться домой. Сила музыкальной шкатулки заканчивается с последним ударом часов.
– Вот и пришло время нам прощаться, вам понравилось путешествие в страну Ее Величества Музыки?
- А что вам больше всего вам понравилось? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: А спросите, что больше всего понравилось мне?
- Мне очень понравилось, как вы входили в образы лебедя, цветов, сказочных героев из сказки Щелкунчик, высказывали свои впечатления о музыке, рассказали о том, с какими музыкальными инструментами вы знакомы. В ваших глаза я увидела огромный интерес к балету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального интегрированного занятия "Зима. Какая она?"
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы призвано показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии в раскрытии образа русской зимы....
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Осень»
Закрепить знания об осени как о времени года. Развивать слуховое внимание, музыкальную отзывчивость, двигательную активность, творческое воображение....
Конспект музыкального интегрированного занятия (НОД) ко Дню Матери для детей 5-6лет.
«Мама – это прекрасно! »Конспект музыкального интегрированного занятия (НОД) ко Дню Матери для детей 5-6лет....
Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»
Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»...
Конспект музыкально интегрированного развлечения «Волшебные осенние листочки»
Музыкальное развлечение о времени года "Осень"...
Конспект музыкального интегрированного мероприятия
Авторская разработка сценария праздничного интегрированного развлечения «Кубань – песенный край» к Дню Музыки для детей старших групп, воспитывающее чувство любви и уважения к своей малой Родине...
Музыкальное интегрированное занятие "Зимняя сказка" (Для старшего, подготовительного возраста).
Развивать эмоциональное восприятие эстетики окружающего мира.Формировать умение проводить образно-эмоциональные параллели в произведениях разного вида искусства.Вызывать устойчивый интерес и эмоционал...