Тема: «Времена года»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
МБДОУ "Детский сад 52"Аленький цветочек " города Смоленска
Музыка в красках
П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник»
Цикл «Времена года»
Старший дошкольный возраст
Воспитатель: Титова О.И.
Смоленск, 2024
Цель: обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки П. И. Чайковского.
1. Обучающие задачи:
-учить детей самостоятельно высказываться о содержании музыкального произведения;
-учить различать изобразительные свойства музыки.
2. Развивающие задачи:
-развивать творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой посредством поэтического слова и рисунка;
-развивать способность использования цвета как средства передачи настроения музыки.
3. Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей чувство прекрасного;
-воспитывать культуру слушания музыки
Предварительная работа:
-стихотворения для заучивания: Т. Коломиец «Подснежник»,
Т. Белозеров «Снегурочкины слезы»;
- попевка «Подснежник» Л. Гавришева;
-песня «Подснежник» муз. и сл. Н. Елисеевой.
Музыкальный материал:
П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» (цикл «Времена года»)
Оборудование:
Портрет композитора, картинки весны-слайды, музыкальная палитра, атрибуты для пластической импровизации (платочки, ленточки, цветы),листы бумаги, акварельные краски, кисточки.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: наступило чудесное время года…
Дети: весна.
Музыкальный руководитель: мы наблюдаем в природе весеннее волшебство…
(показ слайдов)
Музыкальный руководитель: я расскажу вам сказку об удивительном явлении весны - первых весенних цветах – подснежниках.
Сказка
Жили - были в глухом лесу Зима и ее дочка Снегурочка. Все звери с нетерпением ждали прихода Весны. И однажды пришла Весна и крикнула Солнышку: «Солнышко! Грей сильнее, горячее!» Солнышко пригрело и снег стал быстро таять. Обиделась зима, вышла на полянку, залитую ярким солнечным светом и тут же растаяла. Заплакала Снегурочка и тоже растаяла. А там, где упали Снегурочкины слезы выросли первые весенние цветы- подснежники.
Музыкальный руководитель: а мы знаем попевку «Подснежник»
Попевка «Подснежник» муз. Л. Гавришевой
Музыкальный руководитель: народ придумывает сказки, легенды о цветах.
Одну из таких сказок вы услышали сейчас. Поэты пишут о том, как просыпается природа и появляются первые весенние цветы.
(Дети читают стихи)
Голубенький чистый
Подснежник - цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом.
И первые грезы
О счастье ином…
(А. Майков)
Музыкальный руководитель: почему первые весенние цветы называют –
Подснежниками?
Дети: так называют растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега.
Музыкальный руководитель: трогательно после зимней стужи выглядят небольшие голубые или белые цветочки. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Послушаем еще одно стихотворение, где создан чудесный поэтический образ!
(Дети читают стихи)
«Снегурочкины слезы»
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала
Трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы.
(Т. Белозеров)
Музыкальный руководитель: почему именно подснежники автор стихотворения связывает со Снегурочкой, ее слезами?
Дети: цветочки белые, холодные, как капельки; опущенные головки цветов.
(Дети читают стихи)
«Подснежник»
В лесу под березой
Подснежник проснулся.
Качнул лепестками,
Вокруг повернулся.
Подснежник, подснежник,
Красив твой наряд,
Подснежника тонкий
В лесу аромат.
Ты в шапочке белой
Сверкаешь росинкой.
Листочек зеленый
Украшен слезинкой.
(Т. Коломиец)
Музыкальный руководитель: исполним песню о нежном чудесном цветке.
«Подснежник» муз. и сл. Н. Елисеева
Музыкальный руководитель: красоту родной природы воспевают в своих произведениях поэты; художники создают полотна, где красками изображают неповторимые пейзажи, композиторы сочиняют музыку, где чудесные явления природы передают с помощью звуков музыки.
(Обращает внимание детей на портрет композитора)
Кто изображен на портрете?
Дети: русский композитор П. И. Чайковский.
Музыкальный руководитель: мы уже знакомы с творчеством композитора. П. И. Чайковский создал цикл музыкальных произведений о разных временах года и каждому месяцу дал название. Сейчас мы послушаем произведение «Подснежник» из цикла «Времена года. Апрель».
П. И. Чайковский «Подснежник. Апрель»
Музыкальный руководитель: о чем рассказала музыка? Какую картинку нарисовали звуки музыки?
Дети: (ответы детей о характере, настроении музыки, особенности ее звучания). Едва слышный перезвон; кивают головками друг другу подснежники – здороваются; капелька упала на лепесток цветка, покатилась и соскользнула на землю; теплый весенний ветерок покачивает стебельки подснежников.
Музыкальный руководитель: пьеса «Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. Приглашаю вас танцевать под эту чудесную музыку.
Танцевальная импровизация
Музыкальный руководитель: свои чувства, переживания, настроение выразите в красках.
Дети рисуют музыку
Музыкальный руководитель: что вам понравилось? Что вам запомнилось и показалось наиболее интересным?
(Ответы детей)
Организуем выставку ваших рисунков.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/04/05/img_8703.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/04/05/img_8700.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/10/picture-95851.jpg)
Презентация на тему "Коллективно творческие работы на тему «Времена года» выполненные в нетрадиционных техниках рисования и аппликации"
Презентация знакомит с опытом работы воспитателя д/с № 390 города Волгорада Богатырёвой М.В. Создание коллективно творческих работ по теме:" Времена года". В презентации ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/31/picture-374820-1388481978.jpg)
Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года в средней группе по теме: «Времена года»
Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение годав средней группепо теме: «Времена года»...
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/23/picture-824143-1490298534.jpg)
Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»
Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»...
Учебно-методический комплекс. Тема: "Время года- осень" для детей с нарушением слуха 1 года обучения.
Состоит из 2 конспектов - НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Разноцветные листочки"(нетрадиционная техника ...
Учебно- методическая разработка. Тема:"Время года- осень" для детей с нарушением слуха в группе 5 года обучения.
Состоит из 2 конспектов - НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Яркие краски осени", с элементами эксперименти...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/18/picture-1241687-1587203277.jpg)
Конспект интегрированного занятия по теме «Времена года: зима» для детей 3-4 года
развивать у детей понятийное мышление, умение выделять общее, классифицировать. Развивать мелкую моторику рук. ...