Из опыта работы «Ритмодекламация»
презентация по музыке

Динеева Елена Александровна

Ритмодекламация

    

В наше время существует масса проблем в области музыкального развития, а именно: у дошкольников слабо развито ассоциативно-образное мышление, фантазия и творческое воображение.

Ритмодекламация - наиболее доступное средство для развития предпосылок умения импровизировать.

Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, это, прежде всего, развитие музыкального слуха, чувства слова, воображения. В ритмодекламации каждое слово, слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламацию называют «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста с выразительным интонированием голоса.

Составление четких ритмов в процессе исполнения музыки активизирует внимание, концентрацию, быстроту реакции детей, развитие слуховой, вокальной и двигательной координации, способствует интенсивному развитию чувства ритма. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

     Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение и включает в себя 3 этапа:

  1. Внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения. Дети подражают речевой пластике педагога.
  2. Внимание детей сосредоточено на ритм, уточняется рисунок интонирования.
  3. Свободный характер исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования.

 

     Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопков, щелчков, шлепков, притопов и т.п.), шумовых инструментов или звучания мелодии.

      Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой. Поэтому ощущение выразительных элементов музыкально-поэтического языка дополняется жестами, пластикой, движением.

    Игры, используемые, для развития ритмодекламации:

1. Речевая игра с движением.

2. Речевая игра со звучащими жестами.

3. Речевая игра с музыкальными инструментами.

4. Коммуникативная игра.

5. Ритмодекламация - релаксация.

             Таким образом, использование ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой. Кроме того, у детей улучшилась работоспособность, повысился интерес к музыкальным занятиям, внимание стало более устойчивым, движения стали более ритмичными и координированными, речь стала более четкой и внятной, наступило речевое раскрепощение ребенка, улучшился эмоциональный фон, сформировано позитивное взаимодействие детей в коллективе.

 

А теперь предлагаю немного отдохнуть. Проведу с вами ритмодекламацию по стихотворению «Капель». Посмотрите на экран: в скобках написано задание, то есть на слова «кап-кап-кап-кап» мы будем выполнять определенные движения. В первом случае, это щелчки пальцами, вот так (показать), во втором – постукивания по груди (показать) …

Итак, начнем…

 

     Подводя итоги можно сказать, что занятия музыкальной деятельностью, к которым осуществляется нестандартный, «живой» подход имеют огромное положительное влияние на развитие творчества у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_opyta_raboty_ritmodeklamatsiya._dineeva_e.a.pptx992.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация опыта работы «Ритмодекламация» Музыкальный руководитель: Динеева Елена Александровна Белорецк, 2024 Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 14 «Ладушки» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

Слайд 2

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Актуальность: в наше время существует масса проблем в области музыкального развития, а именно: у дошкольников слабо развито ассоциативно-образное мышление, фантазия и творческое воображение.

Слайд 3

Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью». Для того, чтобы дети умели импровизировать, я использую инструментальное сопровождение речевых упражнений. Это дополнительные возможности для различных интерпретаций. Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме, представляет собой синтез поэзии и музыки.

Слайд 4

На занятиях по ритмодекламации у детей обостряется внимание, слух, они становятся более сосредоточены, голос и движения становятся четкими и слаженными. Активизируется чувства ритма. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, он не сможет правильно и выразительно петь.

Слайд 5

«Развиваем чувство ритма»

Слайд 6

Процесс разучивания ритмодекламации : Сначала внимание детей я сосредотачиваю на тексте и сюжете стихотворения. Дети подражают моей речевой пластике. Потом внимание детей обращаю на ритм и способ передачи эмоции и нюансов в речи (интонация). И только потом, когда дети выучили текст, ритм и интонацию, они могут свободно исполнять данную ритмодекламацию . И даже могут предложить самостоятельный вариант интонирования .

Слайд 7

Чтение возможно как индивидуальное, так и хором, «цепочкой», групповым диалогом. Я знаю, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой. Поэтому ощущение выразительных элементов я дополняю жестами, пластикой, движением .

Слайд 8

Список игр, которые я использую для развития ритмодекламации : Речевые игры с движениями; Речевые игры со звучащими жестами; Речевые игры с музыкальными инструментами; Коммуникативные игры; Р итмодекламация - релаксация.

Слайд 9

Речевая игра «Капель» со звучащими жестами Речевая игра «Елочка» с движениями

Слайд 10

Коммуникативная игра «Пирожки» Речевая игра «Весна» с музыкальными инструментами

Слайд 11

Ритмодекламация - релаксация

Слайд 12

Я заметила, что после занятий по ритмодекламации у детей развивается комплекс музыкальных способностей: музыкальная отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, д ети стали более уверенными в себе , коммуникабельными и активными ; повысился интерес к музыкальной деятельности .

Слайд 13

«Капель» С крыши капает капель, кап-кап-кап-кап - (щелчки пальцами сверху вниз 4 раза) Это к нам пришёл апрель: кап-кап-кап-кап — (постукиваем по груди ладошками 4 раза) Солнце припекло сильней , кап-кап-кап-кап — (стучим по коленям 4 раза) И быстрей звенит капель: кап-кап-кап-кап ! — (топаем ногами 4 раза)

Слайд 14

Занятия музыкальной деятельностью, к которым осуществляется нестандартный , « живой» подход имеют огромное положительное влияние на развитие творчества у детей дошкольного возраста.

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...