Инновационные технологии в работе музыкального руководителя
методическая разработка по музыке
Использование и применение иновационных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_muz.ruk_._klepatskaya_e.s.docx | 22.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Клепацкая Екатерина Сергеевна
Музыкальный руководитель
ГБДОУ N 135 Невского района СПб
Инновационные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.
Основной целью музыкального руководителя является формирование основ
духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с
использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития
личности.
В своей работе я использую некоторые современные технологии, которые целесообразно применять в музыкальной деятельности:
- Здоровьесберегающая технология;
- Игровые технологии. Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.
- Музыкально-речевая и пальчиковая гимнастика;
- Элементарная музыкальная импровизация
- Игры с инструментами;
- Применение ИКТ
Задачи использования здоровьесберегающей технологии:
∙ Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающую методику, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
∙ Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
∙ Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
∙ Формировать положительное отношение ребенка а к окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе.
∙ Организовать сотрудничество с родителями в вопросах здорового образа жизни, профилактики заболевания
Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии:
- Песенки-распевки. Используются для подготовки голосовых связок к пению и развитию чистоты интонирования;
- Дыхательная гимнастика. Приучает детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует сердечно-сосудистую систему повышает устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода). - пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает носовое дыхание.
- Артикуляционная гимнастика – выработка качественных движений органов артикуляции, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, музыкальная память, внимание.
- Пальчиковые игры - развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму.
- Речевые игры - снимают напряжение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность.
Одной из инновационных форм, которую я использую в практике музыкального воспитания является элементарная музыкальная импровизация. В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок.
Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются развлечения, тематические досуги и праздники. Это яркие события в жизни детей дошкольного возраста. В них сочетаются различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. В настоящее время музыкальные занятия и праздники не обходятся без использования ИКТ.
Использование Информационных Компьютерных Технологий в деятельности музыкального руководителя играет важную роль. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Используя ИКТ, появляется дополнительная возможность передачи детям визуальной информации.
Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала..
С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш – в младших группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое.
Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др.
Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен-Санса, Римского-Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия.
Основополагающую роль в применении мультимедийного сопровождения играет техническое оснащение, специализированные мультимедиа-средства, основное
предназначение которых повышение эффективности обучения. К числу таких
современных средств можно отнести компьютер (ноутбук), устройства усиления звука
(колонки), устройство, проектирующее изображение (проектор) и интерактивная
мультимедиа доска, либо экран, служащий в качестве монитора компьютера.
При применении в работе ИКТ необходимо помнить о том, что использование технических средств ограничивается временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей и с учётом требований СанПин:
- Непосредственно-образовательную деятельность с использованием ИКТ следует
проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее
высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.
- После работы следует проводить гимнастику для глаз.
- Непрерывная продолжительность работы в форме развивающих игр с использованием
ИКТ для детей 4 – 5 лет не должна превышать 5 минут, для детей 5 лет – 10 минут и для
детей 6 – 7 лет – 15 минут.
- Для детей, имеющих хронические заболевания и частоболеющих детей,
продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием
ИКТ должна быть сокращена наполовину.
- Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственнообразовательной деятельности с использованием ИКТ, необходимо обеспечить
гигиенически-рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту
ребёнка, достаточный уровень освещённости.
- Расстояние зрителей первого ряда от экрана проектора не должно быть ближе 1,8 м.
- Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли
хорошо видеть демонстрируемый предмет.
Сейчас рассмотрим условия подбора и составления мультимедийного
сопровождения (презентаций, фильмов).
- Очень важно при подборе материалов пользоваться наиболее качественными из
них, по возможности, максимально выражающие исходный цвет, форму, звук. В графике
не должно быть ничего лишнего, цвета должны быть чёткими, а предметы идеально
узнаваемыми. Звук должен быть исключительного качества записи - без шумов и фальши.
- Анимация привлекает внимание ребёнка своей яркостью и имитацией живости, но
не стоит злоупотреблять особой подвижностью предметов. Скорость их перемещения и
осуществляемых ими действий не должна быть чрезвычайно большой, но не должна быть
и раздражающе медленной.
- Презентация должна содержать не менее 10, но не должно превышать 25 слайдов.
Компьютер не даёт живой энергетики, в которой нуждаются дети дошкольного
возраста. Информационные технологии не имеют в себе той эмоциональной
составляющей, на уровне которой на данном этапе дети знакомятся с миром. Поэтому
очень важным условием является ведущая роль педагога, а мультимедийное
сопровождение - это лишь дидактическое средство.
Таким образом, для успешного использования мультимедийного сопровождения
важно выполнять все условия его применения: дидактические и технические. Содержание
должно быть тщательно продумано с учётом возрастных особенностей, а техническая
составляющая должна быть качественной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"
Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозо...
Инновационные технологии в работе музыкального руководителя
Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников....
Доклад " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"
Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольника является музыкальное воспитание детей....
Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на подд...
Инновационные технологии в работе музыкального руководителя.
Статья о применение инновационных технологий....
"Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ". Презентация.
Выступление на педсовете...