Инновационные технологии в работе музыкального руководителя
методическая разработка по музыке

Клепацкая Екатерина Сергеевна

Использование и применение иновационных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_muz.ruk_._klepatskaya_e.s.docx22.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Клепацкая Екатерина Сергеевна

Музыкальный руководитель

ГБДОУ N 135 Невского района СПб

Инновационные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Основной целью музыкального руководителя является формирование основ

духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с

использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития

личности.

В своей работе я использую некоторые современные технологии, которые целесообразно применять в музыкальной деятельности:

  • Здоровьесберегающая технология;
  • Игровые технологии. Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.
  • Музыкально-речевая и пальчиковая гимнастика;
  • Элементарная музыкальная импровизация
  •  Игры с инструментами;
  • Применение ИКТ

Задачи использования здоровьесберегающей технологии:

 Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающую методику, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

 Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

 Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

 Формировать положительное отношение ребенка а к окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе.

 Организовать сотрудничество с родителями в вопросах здорового образа жизни, профилактики заболевания

Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии:

  • Песенки-распевки. Используются для подготовки голосовых связок к пению и развитию чистоты интонирования;
  • Дыхательная гимнастика. Приучает детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует сердечно-сосудистую систему повышает устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода). - пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает носовое дыхание.
  • Артикуляционная гимнастика – выработка качественных движений органов артикуляции, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, музыкальная память, внимание.
  • Пальчиковые игры - развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму.
  • Речевые игры - снимают напряжение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность.

Одной из инновационных форм, которую я использую в практике музыкального воспитания является элементарная музыкальная импровизация. В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок.

Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются развлечения, тематические досуги и праздники. Это яркие события в жизни детей дошкольного возраста. В них сочетаются различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. В настоящее время музыкальные занятия и праздники не обходятся без использования ИКТ.

Использование Информационных Компьютерных Технологий в деятельности музыкального руководителя играет важную роль. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Используя ИКТ, появляется дополнительная возможность передачи детям визуальной информации. 

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.. 

С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш – в младших группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое.

Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др.

Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен-Санса, Римского-Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия.

Основополагающую роль в применении мультимедийного сопровождения играет техническое оснащение, специализированные мультимедиа-средства, основное

предназначение которых повышение эффективности обучения. К числу таких

современных средств можно отнести компьютер (ноутбук), устройства усиления звука

(колонки), устройство, проектирующее изображение (проектор) и интерактивная

мультимедиа доска, либо экран, служащий в качестве монитора компьютера.

При применении в работе ИКТ необходимо помнить о том, что использование технических средств ограничивается временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей и с учётом требований СанПин:

- Непосредственно-образовательную деятельность с использованием ИКТ следует

проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее

высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.

- После работы следует проводить гимнастику для глаз.

- Непрерывная продолжительность работы в форме развивающих игр с использованием

ИКТ для детей 4 – 5 лет не должна превышать 5 минут, для детей 5 лет – 10 минут и для

детей 6 – 7 лет – 15 минут.

- Для детей, имеющих хронические заболевания и частоболеющих детей,

продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием

ИКТ должна быть сокращена наполовину.

- Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственнообразовательной деятельности с использованием ИКТ, необходимо обеспечить

гигиенически-рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту

ребёнка, достаточный уровень освещённости.

- Расстояние зрителей первого ряда от экрана проектора не должно быть ближе 1,8 м.

- Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли

хорошо видеть демонстрируемый предмет.

Сейчас рассмотрим условия подбора и составления мультимедийного

сопровождения (презентаций, фильмов).

- Очень важно при подборе материалов пользоваться наиболее качественными из

них, по возможности, максимально выражающие исходный цвет, форму, звук. В графике

не должно быть ничего лишнего, цвета должны быть чёткими, а предметы идеально

узнаваемыми. Звук должен быть исключительного качества записи - без шумов и фальши.

- Анимация привлекает внимание ребёнка своей яркостью и имитацией живости, но

не стоит злоупотреблять особой подвижностью предметов. Скорость их перемещения и

осуществляемых ими действий не должна быть чрезвычайно большой, но не должна быть

и раздражающе медленной.

- Презентация должна содержать не менее 10, но не должно превышать 25 слайдов.

Компьютер не даёт живой энергетики, в которой нуждаются дети дошкольного

возраста. Информационные технологии не имеют в себе той эмоциональной

составляющей, на уровне которой на данном этапе дети знакомятся с миром. Поэтому

очень важным условием является ведущая роль педагога, а мультимедийное

сопровождение - это лишь дидактическое средство.

Таким образом, для успешного использования мультимедийного сопровождения

важно выполнять все условия его применения: дидактические и технические. Содержание

должно быть тщательно продумано с учётом возрастных особенностей, а техническая

составляющая должна быть качественной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозо...

Инновационные технологии в работе музыкального руководителя

Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников....

Доклад " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольника является музыкальное воспитание детей....

Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на подд...

Инновационные технологии в работе музыкального руководителя.

Статья о применение инновационных технологий....