Методическая разработка "Классическая музыка в детском саду"
проект по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)
Долгосрочный проект "Классическая музыка в детском саду" для детей от 4 до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassika_proekt.docx | 51.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №19
г. Подольск
Проект
«Классическая музыка
в детском саду»
Автор: музыкальный руководитель
Шапошникова Наталья Владимировна
2023-2024 год
Пояснительная записка участника конкурса образовательных проектов
«Мир дошкольника — первый опыт»
1. Проект «Классическая музыка в детском саду». Шапошникова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель МОУ СОШ №19, тел. 8(967)071-88-98,
2. Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных способностей, по средствам слушания и восприятия классической музыки. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь-то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль классической музыки, поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают музыкальные шедевры классики. Через классическую музыку, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.
В центре проекта — развитие творческого «слушания» классической музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлению различных форм творческой активности: музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт музыкальных впечатлений ребёнка — является основой формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.
Восприятие музыки — является ведущим видом музыкальной деятельности, предшествующим и сопутствующим всем остальным (исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, музыкально-игровая деятельность).
В проекте «Классическая музыка в детском саду» задействованы все виды музыкальной деятельности, которые объединяются единым репертуаром для слушания музыки. Дети слушают произведение, а затем передают его характер с помощью музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, образного слова, уподобляясь характеру музыки, чувствуют и различают смену настроений, передавая при этом все особенности музыкальной речи, осознавая их выразительное значение. Умения и навыки приобретаются в играх-упражнениях, играх-уподоблениях, этюдах-перевоплощениях на фрагментах изучаемых произведений для того, чтобы глубже и интереснее выразить характер музыки, услышать в ней выразительные интонации, фразы и смену настроений.
3. Используемая литература:
- Незнайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия»
- Петрова В.А. «Малыш»
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»
- Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»
Продолжительность проекта: октябрь 2023г.- май 2024г.
Тип проекта: творческий, открытый
Участники проекта: дети от 4 до 7 лет; воспитатели; родители; специалисты; социальные партнеры – учащиеся ДШИ.
Образовательная область: музыка
Цель проекта: Формирование у детей 4-7 лет основ музыкальной культуры, развитие творческого потенциала в разных областях образовательной деятельности посредством слушания классической музыки. Цель достигается в процессе решения поставленных задач.
Задачи проекта
Для детей:
- Воспитание музыкально-эстетического сознания
- Обогащение музыкальных впечатлений детей
- Пополнение словарного запаса
- Развитие творческого воображения
- Развитие ассоциативного мышления
- Активизация проявлений творчества
- Развитие коммуникативности
- Знакомство с нормами поведения на концертах и спектаклях.
Для педагогов:
- Создать условия, методическое обеспечение проекта;
- Организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами);
- Стимулировать желание детей слушать и исполнять классическую музыку в разных видах деятельности;
- Создать мотивацию к занятию классическим искусством;
- Формировать культуру и эстетический вкус детей, используя в разных областях образовательной деятельности классическую музыку;
- Создать положительную эмоциональную среду во время слушания классической музыки
- Учить детей различать музыкальные инструменты по звучанию, осознавать выразительные возможности их тембровых красок.
- Дать представление детям об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности
- Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
Для родителей:
- Создавать условия для знакомства ребенка с музыкальными классическими произведениями в домашней обстановке;
- Организовывать семейные походы на концерты и спектакли;
- Побуждать ребенка к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомых произведений классиков, и участвовать в музыкальной деятельности вместе с детьми.
Для социальных партнеров:
- Дать возможность детям эмоционально почувствовать классическую музыку в живом исполнении.
Продукты проекта
Для детей:
- Исполнение в разных видах музыкальной деятельности классических произведений (танец, песня, детский оркестр и т.д.)
- Выставка детских рисунков и работ по аппликации «Мы рисуем музыку»
- Фотовыставка «Первые шаги в мир классической музыки….»
Для педагогов:
- Презентация проекта.
Для родителей:
- Фото и видеоверсия
Для социальных партнеров:
- Подарки и открытки от детей
Принципы реализации проекта:
- Систематичность
- Сезонность
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей
- Интеграция всех образовательных областей
- Координация деятельности педагогов
- Взаимодействие с родителями детей
- Сотрудничество в социуме
Основные формы реализации проекта
- Музыкальные и игровые занятия по слушанию музыки,
- Интегрированные и комплексные занятия,
- Организация и проведение в свободной деятельности, во время режимных моментов, на прогулках - «Музыкальных минуток»
- Работа с познавательной литературой,
- Музыкальные викторины,
- Релаксационные паузы, пластические этюды
- Посещение концертов классической музыки,
- Встречи с учениками музыкальной школы, музыкантами – исполнителями.
- Просмотр мультипликационных фильмов «Музыкальная шкатулка», «Щелкунчик» и др., просмотр видеофрагментов из балетов П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
Этапы реализации проекта
1 Этап:
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы. #1048;зучение компетентности родителей по теме проекта.
2 Этап:
#1055;ланирование работы воспитателей с детьми.
#1057;оздание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.
#1055;ропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
#1057;оздание базы данных о детской школе искусств, концертных залах города Щербинки.
#1054;казание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
3 Этап:
Мониторинг проектной деятельности. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов. Презентация проекта «Классическая музыка в детском саду».
Ожидаемый результат в ходе реализации проекта:
Для детей:
- Обогащать впечатления, формировать эстетический вкус, развивать память, мышление, речь
- Создание атмосферы праздника во время посещений концертов и спектаклей, при прослушивании «живой музыки» в детском саду в исполнении гостей-музыкантов
- Осознанная радость и эмоциональность во время восприятия и исполнения музыки композиторов – классиков.
Для педагогов:
- Способствовать проявлению положительных эмоций у детей во время слушания классической музыки, и создание условий для этого
- Стимулировать желание ребят слушать и исполнять классическую музыку в самостоятельной деятельности на протяжении всего проекта
- Активно использовать классическую музыку в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами.
Для родителей:
- Видеть и развивать интерес у ребенка к музыке композиторов классиков.
Для социальных партнеров:
- Фотографии для выставки.
Области интеграции: коммуникация, физическая культура, художественное творчество, музыка, познание, социализация.
Интеграция образовательных областей по проекту «Классическая музыка в детском саду»
|
-Использование классической музыки при выполнении музыкально – ритмических движений, в подвижных муз. играх, в основных движениях, в физкультурных занятиях по сюжету. |
|
-Приобщать детей к музыкальной культуре и развивать эстетический вкус. |
-Расширять и уточнять представления у детей о предметном мире через музыкальные произведения. -Знакомить с природой и ее явлениями через мировую классическую музыку. |
-Содействовать творческому использованию классической музыки в сюжетных играх. -Приобщать к театральному искусству через просмотр постановок, видеоматериалов. |
План работы по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду»
Направления работы | Планируемые мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1 этап | |||
Организация работы с педагогическим коллективом | Составление плана работы по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду». | Сентябрь 2023 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. |
Консультация «Реализация проекта «Классическая музыка в детском саду» Вопросы консультации:
| Сентябрь 2023 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. | |
Выбор тем воспитателями групп детского сада мини-проектов. Создание коллекций музыкальных инструментов в группах детского сада | Сентябрь 2023 г. Октябрь-ноябрь 2023 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. Методист | |
Концерт учащихся детской школы искусств «Мир музыки волшебен» | Ноябрь-декабрь 2023 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. | |
Подбор методической литературы для реализации данного проекта | Сентябрь-октябрь 2023 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. Методист | |
Организация работы с родителями | Анкетирование родителей в целях выявления музыкальных предпочтений в семье | Октябрь 2023 г. | Воспитатели групп. Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. |
2 этап | |||
Организация работы с педагогами | Составление плана работы и разработка конспектов для организации образовательной деятельности с детьми в группах детского сада | Сентябрь 2023 г. | Воспитатели групп |
Пополнение и подбор материала для создания музея музыкальных инструментов в детском саду | Постоянно | Методист Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. Воспитатели групп | |
Организация работы с родителями | Создание базы данных о музыкальной школе искусств и концертных площадках города Щербинки. Подборка музыкальных произведений для прослушивания | Сентябрь-октябрь 2023 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. Воспитатели групп |
Привлечение родителей к созданию музея музыкальных инструментов | Постоянно | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. Воспитатели групп | |
Мастер-класс для родителей «Шумовые музыкальные инструменты своими руками» | Ноябрь 2023 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. | |
Консультация «Классическая музыка в семье» | Ноябрь 2023 г. | Музыкальный руководитель Воспитатели групп | |
Наглядная информация для родителей «Надо ли слушать классическую музыку», « Как вызвать интерес к классической музыке у ребёнка» | Постоянно | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. Воспитатели групп | |
Посещение детских музыкальных спектаклей, концертов для детей совместно с родителями | Постоянно | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. Воспитатели групп | |
Фото - выставка «Музыка в моей семье» | Март 2024 г. | Воспитатели групп | |
Итоговая выставка семейного творчества «Музыкальные инструменты» | Апрель 2024 г. | Методист Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. Воспитатели групп | |
3 этап | |||
Мониторинг результатов проекта | Мониторинг проектной деятельности: - анализ работы с детьми - анализ работы с родителями - уровень профессиональной компетенции педагогов детского сада | Май 2024 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. |
Планирование работы с детьми
Планируемые мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
Проведение тематических бесед | Постоянно | Музыкальный руководитель Воспитатели групп. |
Комплексное занятие «Листопад» по произведению Фр. Шопена «Ноктюрн №6» | Октябрь 2023 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. |
Интегрированное занятие «Прогулка к озеру» по пьесе К. Сен-Санса «Лебедь» | Октябрь 2023 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. |
Концерт учащихся детской школы искусств | Ноябрь-декабрь 2023 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. |
Досуг «Путешествие в зоопарк» по произведениям К. Сен-Санса и Д. Кабалевского | Декабрь 2023 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. |
Концерт классической музыки «Путешествие по детскому альбому Чайковского» | Февраль 2024 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. Сотрудники ДШИ |
Досуг «Композиторы разных эпох» | Март 2024 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. |
Беседа: «Музыкальные инструменты оркестра русских народных инструментов» | Март 2024 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. |
Концерт учащихся детской школы искусств «Произведение композиторов исполненные на народных музыкальных инструментах» | Апрель 2024 г. | Музыкальный руководитель Шапошникова Н.В. |
Посещение концертов детьми совместно с родителями | Постоянно | Родители |
Времена года в музыке (музыкально-тематическое представление с использованием мультимедиа) | Апрель-Май 2024 г. | Музыкальный руководитель |
Беседа: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра». | Май 2024 г. | Музыкальный руководитель |
Тематическое планирование
Группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Проект «Классическая музыка в детском саду» включает в себя следующие блоки:
- «Настроение и чувства в музыке»
- «Музыка о животных и птицах» — контрастное сопоставление пьес с различными одинаковыми названиями, позволяют развивать образную речь детей, проявляет творчество
- «Природа и музыка» — развиваются эстетические чувства, образная речь
- «Сказка в музыке» — слушание произведений классической музыки со сказочным содержанием
- «Музыкальные инструменты и игрушки» — знакомство с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов.
Каждый блок представляет собой интеграцию образовательных областей и социума в рамках ФГОС и реализуется через совместную деятельность взрослых и детей по всем видам образовательной области музыка.
Этапы реализации проекта «Классическая музыка в детском саду» в совместной деятельности взрослых и детей 4 -7 лет.
Название блока | Изучаемая тема | Примерный репертуар | Сроки реализации |
Настроения, чувства в музыке | весело – грустно | Л. Бетховен «Весело-грустно» | Октябрь 2023г. |
просьба, протест, радость, печаль | Фр. Шопен «Ноктюрн №6», Г. Свиридов «Ласковая просьба», П.И.Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы», С. Майкапар «Раздумье», Ф. Шопен «Прелюдия №4», Р. Шуман «Первая потеря», Л. Бетховен «Соната №17» | Октябрь-ноябрь 2023г. | |
оттенки светлых чувств | Ф. Шуберт «Музыкальный момент», Д. Шостакович «Вальс шутка», Знакомство с творчеством И. Гайдна, В.А. Моцарта | Декабрь 2023г. | |
черты характера человека | Д. Кабалевкий «Плакса», «Злюка», «Резвушка», «Упрямый братишка» | Январь 2024г. | |
смелость, тревога | Р. Шуман «Смелый наездник», «Всадник», П.И. Чайковский «Игра в лошадки», А. Гречанинов «Верхом на лошадке», С. Майкапар «Тревожная минута», | Февраль 2024г. | |
мамин праздник, нежность, забота | Е. Тилечеева «Мамин праздник», С. Майкапар «Росинки», П.И. Чайковский «Мама», А. Гречанинов «Материнские ласки» | Март 2024г. Апрель 2024г. | |
разные чувства | Д. Кабалевский «Печальная история», С. Майкапар «Пастушок», Р. Шуман «Пьесска», И.С. Бах «Шутка», П.И. Чайковский «Вальс» (Детский альбом), Р. Шуман «Порыв», С. Прокофьев «Раскаяние», М. Мусоргский «Слеза», М. Глинка «Разлука», П. Чайковский «Ноктюрн» | Апрель-май 2024г. | |
Музыка о животных и птицах | портреты животных в музыке | Д. Кабалевский «Ежик», К. Сен-Санс «Слон», «Длинноухие персонажи», «Кенгуру», В. Ребиков «Лягушка» | Октябрь-ноябрь 2024г. |
птицы | А. Лядов «Сорока», «Петушок», Г. Лобачев «Курочка-рябушечка», К. Сен-Санс «Куры и петухи», «Лебедь», М.Красев «Синичка», Р. Шуман «Совенок», А. Аренский «Птичка летает», Э. Григ «Птичка», П.И. Чайковский «Песня жаворонка» (Детский альбом), «Танец маленьких лебедей» (Лебединое озеро), М. Глинка «Жаворонок» | Октябрь-ноябрь 2024г. | |
походка, характер движений в образах животных | Д. Кабалевский «Танец молодого бегемота», Д. Кабалевский «Хромой козлик», С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», К. Сен-Санс «Королевский марш льва» | Декабрь 2023г.-январь 2024г. | |
мотылек | С. Майкапар «Мотылек», А. Аренский «Расскажи мотылек» | Февраль 2024г. | |
зайчик | М. Старокадомский «Зайчик», А. Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Зайчик дразнит медвеженка» | Март-апрель 2024г. | |
Природа и музыка | Образ дождя | А. Лядов «Дождик, дождик», Д. Кабалевский «Грустный дождик», А.Лядов «Окликание дождя», С. Прокофьев «Дождь и радуга», Г. Свиридов «Дождик» | Октябрь - ноябрь 2023г. |
Утро | С. Прокофьев «Утро», П.И. Чайковский «Зимнее утро», Э. Григ «Утро» | Декабрь 2023г. | |
Вечер | С. Прокофьев «Вечер», Р. Шуман «Вечер» | Январь 2024 г. | |
Времена года | |||
Зима | Р. Шуман «Дед Мороз», Ц. Кюи «Зима», Р. Шуман «Зимой» | Февраль 2024 г. | |
Весна | С. Майкапар «Весною», Э. Григ «Весной» | Март 2024г. | |
Осень | С. Майкапар «Осенью», Ц. Кюи «Осень», П.И. Чайковский «Осень», «Ноябрь», «На тройке» | Апрель 2024 г. | |
Лето | А. Гречанинов «В поле», П. Булахов «Колокольчики мои», Е. Телечеева «Березка» | Май 2024г. | |
Сказка в музыке | Сказочка | С. Майкапар «Сказочка», Д. Кабалевский «Сказочка», А. Хачатурян «Вечерняя сказка» | Октябрь 2023г. |
Добрые эльфы и злые троли | С. Майкапар «Мимолетное видение», Э. Григ «Танец эльфов», Э. Григ «В пещере горного короля» | Ноябрь-декабрь 2023г. | |
Колдун | Г. Свиридов «Колдун» | Январь 2024 г. | |
Баба Яга | П.И. Чайковский «Нянина сказка», П.И. Чайковский «Баба Яга», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» | Февраль-март 2024г. | |
Гномы | Э. Григ «Шествие гномов», М. Мусоргский «Гном» | Апрель 2024 г. | |
Сказка «Щелкунчик» | П.И. Чайковский балет «Щелкунчик» | Май 2024 г. | |
Музыкальные инструменты и игрушки | Труба и барабан | Д. Кабалевский «Труба и барабан», «Трубач и эхо» | Октябрь 2023г. |
Шарманка | Д. Шостакович «Шарманка», П.И. Чайковский «Шарманщик поет» | Ноябрь 2023г. | |
Гармоника | А. Гречанинов «На гармонике», Г. Свиридов «Парень с гармошкой», П.И. Чайковский «Мужик на гармонике играет» | Декабрь 2023г.-январь 2024г. | |
Музыкальная табакерка | С. Майкапар «Музыкальная шкатулочка», Г. Свиридов «Музыкальный ящик», А. Лядов «Музыкальная табакерка» | Февраль-март 2024г. | |
Волынка | И.С. Бах «Волынка», Л. Моцарт «Волынка» | Апрель 2024 г. | |
Колокольный звон | Г. Свиридов «Звонили звоны…» | Май 2024 г. |
Материально-техническое обеспечение: телевизор с DVD проигрывателем, музыкальный центр, мультимедийная установка, компьютер, принтер, видеокамера, аудио системы, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература, изоматериалы, детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, ксилофоны, металлофоны, треугольники, аккордеон и др. ), костюмы и элементы костюмов для детей и взрослых.
Используемая литература:
- Незнайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия»
- Петрова В.А. «Малыш»
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»
- Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"
Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...
Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"
Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...
Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого
Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....
Методическая разработка Музыка в детском саду
Методическая разработка Музыка в детском саду...
Выступление на едином методическом дне на тему: "Использование игровых технологий в НОД "Музыка" в детском саду"
Данная тема полезна для музыкальных руководителей ДОУ....
«Методическая копилка музыкального руководителя детского сада – слушание музыки»
Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.Воспитание слушателя, способного о...
Методическая разработка "Развитие музыкального слуха у дошкольников на занятиях музыки в детском саду"
Проблемой данного исследования является то, в современной практике дошкольного образования придают большее значение когнитивному развитию ребёнка, чем развитию музыкального слуха. В то же время, именн...