Конспект ООД "МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФОЛЬКЛОРА" Старшая группа
план-конспект занятия по музыке

Цели:

1.Знакомить с музыкальными   фольклорными произведениями.

2.Воспитывать любовь к родному русскому языку.

3.Формировать познавательную активность.

4.Создать у детей радостное настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыкальное путешествие37.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Березка»

Сампурский филиал


Конспект образовательной деятельности с детьми

старшего дошкольного возраста

« Музыкальное путешествие в страну фольклора»

          Музыкальный руководитель: Нечина Т.Д.

2020г.

Цели:

1.Знакомить с музыкальными   фольклорными произведениями.

2.Воспитывать любовь к родному русскому языку.

3.Формировать познавательную активность.

4.Создать у детей радостное настроение.

Задачи:

Воспитательные:

формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа ;

  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

Образовательные:

  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения;
  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

Интеграционные области: 

Физическая культура,  познание,  социализация,  коммуникабельность

«Х.» - Приобщение детей к различным видам искусства, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

«Ф.» - Развитие двигательной активности детей;

«П.» - Расширение кругозора детей в области «Музыка»;

«С.» - Развитие игровой деятельности

«К.» - Развивать связную речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость; воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.

Предварительная  работа.

  1. Знакомство с жанрами фольклора.
  2. Заучивание закличек, прибауток, песен, плясок, игр, хороводов.
  3. Отгадывание загадок.

Ход  ОД:

Звучит спокойная русская народная мелодия.

Дети входят в зал и становятся лицом к гостям.

Муз. руководитель:

- Дети, сегодня к нам в детский сад приехали гости,Давайте  с  ними  поздороваемс

Настя  Бугаева       - Здравствуйте гости!......

Все  дети: - Здравствуйте,  гости!  

Все  дети  -Здравствуйте!!!

Ребенок.  Мир  вам  гости  дорогие,

                 Вы  явились  в  добрый час!

                 Встречу  теплую  такую ,

                 Мы готовили  для  вас.

(выполняют  поклон)

 М.Р.       А  сейчас  ребята   проходите на свои места.

Дети  усаживаются  на  стульчики.

Муз. руководитель:

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь еще с колыбели.

Раздается стук в дверь, вносят сундучок.

 Муз. руководитель:

  - Дети, нам сундучок принесли. Посмотрите, какой он большой и красивый! Кто мог его передать? Давайте откроем его и узнаем, от кого он.

   -Что же там в сундучке? А здесь письмо. Давайте, прочитаем его и узнаем от кого оно? (Читает письмо.)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю ,что вы любите путешествовать. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну фольклора. Я приготовил для вас задания. Ваш дедушка Фольклор». Посмотрите, здесь и фотография имеется ( показывает).

Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.

-Что такое «фольклор»? (Ответы детей: потешки, прибаутки, считалки, заклички, загадки, игры, песни ,колыбельные , пляски, хороводы, сказки, дразнилки.)

- А кто их сочинял?

Дети. Народ!

Муз. руководитель:

- Ну что, посмотрим, что за задания прислал нам дедушка Фольклор?

 М.Р. .Ребята  в старину     в  селе  в  избах   вечером  собирались  на  посиделки.

Кто  пел  песни,  кто  играл  на  музыкальных  инструментах.

Русский  народ  сам  мастерил  эти  инструменты.

Как  мы  называем  эти  инструменты ?

Ответ  детей   -  Народные.

М.Р.  А  какие  народные  музыкальные    инструменты  вы  знаете?

Дети  перечисляют…

(Бубны, Балалайка, Гусли, деревянные  ложки, бубенцы.)

М.Р.Молодцы  ребята!  Правильно!

А  сейчас,  я  вам  загадаю  загадку.

    -У  нее  есть  3  струны,

Их  рукой  щипать  должны

Можно  под  нее  плясать

И  по – русски   присядать.

Дети  отвечают :     БАЛАЛАЙКА!!!

М.Р.  Да!  Правильно!!

(Показывает  музыкальный  инструмент   балалайку.

Балалайка--  инструмент  веселый.

Как  зазвучит  балалайка  ноги  сами  в  пляс  идут.

Давайте  послушаем   с  вами  русскую  народную  плясовую  « Камаринская»  в  обработке  П.И Чайковского.

  Дети  слушают  отрывок  произведения..

  М.Р.  А  сейчас ребята    давайте  с  вами  встанем   свободно  по  залу .

Дети  выполняют   построение

М.Р.достает  из  сундучка   2-е  задание   .

Раньше    в  избах  были  русские  печки, которые  занимали  половину  комнаты ,  в  них  пекли   булочки,  пироги ,   калачи..

Я  предлагаю  вам  вспомнить  распевку  про  баранки , калачи.  

 Исполняется  распевка  «  Бай  качи  , качи,

                                              Глянь  баранки  ,калачи .

                                              Глянь  баранки  калачи,

                                              С  пылу  с жару  из  печи.

Исполняется песня  «Песня  Бабушка  , бабушка  испеки  оладушки….»

Игра  на  деревянных  ложках  (ПРОИГРЫШ)

М.Р. А  сейчас   давайте  встанем  все  в  круг.

Как  называется  наш  круг?

Дети  .  Хоровод.

Ребенок.

                 Мы  по  кругу  пойдем  ,    

                 Хоровод  мы  заведем.

Исполняется  «В  хороводе    были  мы»..

М.Р.  достает  4-е задание…А  может  кто-то  из  ребят  поможет  мне  прочитать  это  задание..

                                   Каблучками  я  стучу,

                                   Пляску  русскую  учу  …

М.Р  Сегодня  мы  продолжим  работу  над  заучиванием  парной  пляски   «Калинка».  Хочу  вам  напомнить  что  мелодия  2-х  частного  характера

Под  1  часть  мы     двигаемся  спокойным  шагом  по кругу ,  а  на  2-  часть  выполняем  движения  на  месте  в  парах

М.Р.  Молодцы  ребята!!!   Весело   плясали…

А  сейчас  играть  пора  ,ну-ка  стройся  детвора.

Дети  выполняют  задание  ,  

Проводится  игра    « ВОРОТА» .

М.Р. Как  мы  весело  играли  и  нисколько  не  устали..

Занятие  наше  подошло  к  концу.

   

Итог  Занятия:Давайте  с  вами вспомним   какие  слушали  русские  народные   песни….  Какие  пели,  под  какую  русскую  народную   мелодию  танцевали?     Звучание     каких     инструментов  слушали?

Все  ребята  занимались,

И  немного  баловались,

Песенку  сейчас  споем  

Дружно  в  группу  мы  пойдем…

А  гостям  мы  на  прощанье  Вместе скажем  :До  свиданья!!!!(поют)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ               ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  «БЕРЕЗКА».

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

«Музыкальные пальчиковые игры как  средство  развития  речи   у  детей  дошкольного  возраста»

Дата проведения:.                   Выполнила: Музыкальный                   руководитель

      Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

     Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

     В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

     Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

     Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

     Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция

Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

  Что дает пальчиковая гимнастика детям?

        Способствует овладению навыками мелкой моторики.

        Помогает развивать речь.

        Повышает работоспособность коры головного мозга.

        Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

        Снимает тревожность.

     Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям.

     Игровая деятельность под музыку радует детей  и поддерживает их  интерес к занятиям. Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Музыкальные пальчиковые игры так же помогают ребенку:
- Развить внимание и терпение.
- Стимулировать фантазию, проявление творческих способностей
- Научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат".
 Развитие мелкой моторики во время этих игр активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму.

   - А сейчас мы с вами проведем небольшой мастер-класс, и поиграем. Представим, что вы сейчас  дети средней группы детского сада, а я ваш воспитатель, присаживаемся к столикам, располагаемся поудобнее …

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ОБЕЗЬЯНКИ

Обезьянки вышли погулять, (Выполняют движение “фонарики” )

Обезьянки стали танцевать, (Сжимают и разжимают кулачки)

Но одна из них ушла домой поспать, (Ладони прижимают друг к другу,

кладут под щёчку (”спят”)

Потому что надоело танцевать. (Выполняют стряхивающие движения кистями рук (”как будто стряхиваем водичку”)

 

РИСОВАНИЕ

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Можно рисовать на столе, коленях, полу, животе… )

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать опять начнём.

Мы черту нарисовали…

Мы волну нарисовали…

Точки мы нарисовали…

 

ТУК, ТОК

(Дети выполняют подражательные движения в соответствии

с текстом. Стучать можно по столу или коленочкам.)

Тук, ток, туки ток

Бьёт кулак как молоток.

Тук, ток, туки - ток,

Бьёт кулак как молоток.

 

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

 

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

 

Тук, тук, тук, туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Застучали каблуки.

 

Тук, тук, тук туки,

Две ноги и две руки,

Тук, тук, тук туки

Бьют и бьют как молотки.

 

Тук, тук целый день (Стучат произвольно, “как больше всего нравится”).

Мне стучать совсем не лень.

Тук, тук целый день

Мне стучать совсем не лень.

 

ВОТ ЛЯГУШКИ

(Ладони “прыгают” по коленям (столу).

Вот лягушка по дорожке (При этом необходимо при соприкосновении с поверхностью

Скачет вытянувши ножки: делать ладонями хороший толчок вверх.

«Ква, ква. Ква, ква. Руки то сжимаются в кулак, то резко раскрываются

Ква,ква. Ква, ква.» пальцы(приговаривают “ква-ква”)

 

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка (Бегут пальцами обеих рук по столу или

коленям.)

По городу бежит,

Глядит ко всем в окошки, (Сложив пальцы рук круглым окошечком,

заглядывают в него.)

И пальчиком грозит: (Грозят пальчиком)

«А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на

тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать? (Переворачивают руки на другой “бок”.)

Такого непослушного (Щекочут пальчиками то одну, то другую

ладошку.)

Я буду щекотать!»

 

ПАУЧОК

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью,

а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены,

выполняют стряхивающее движение(дождик)).

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы

растопырены, качают руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.)

 

ПЧЁЛКИ

(Одна из рук стоит на столе,

опираясь на локоть, пальцы

растопырены (ёлка)

На второй руке пальцы смыкаются

в кольцо (улей). “Улей” прижат к

“ёлке”)

Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в “улей”).

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг

о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга,

чередуя руки)

Где же, Где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают

пальцы и шевелят ими (пчёлки

летают))

Раз два, три, четыре, пять!

 

ПАЛЬЧИКИ

(В соответствии с текстом, дети поочерёдно сгибают

и разгибают один из пальцев,

при этом стараясь не шевелить остальными.)

Вот это самый толстый пальчик у меня, (Сгибают и разгибают

большой палец)

Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимают и разжимают

кулачки)

Этот самый ловкий пальчик у меня (Указательный палец)

И, когда танцует пальчик,

с ним танцуют все друзья.

Вот этот самый длинный пальчик у меня, (Средний палец)

Вместе с ним танцуют все его друзья,

А вот этот пальчик лодырь у меня, (Безымянный палец)

Но, когда танцует пальчик,

с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня, (Мизинец)

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Все мои пять пальцев дружная семья, (Выполняют движение

“фонарики”)

И, когда они танцуют, танцую с ними я (Хлопки в ритме текста.)

 

ПОРОСЯТА

(Дети по очереди “идут” по столу каждым из

пальцев обеих рук)

 

Этот толстый поросёнок (Мизинцы)

целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросёнок (Безымянные)

спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (”Фонарики”)

поросяток я люблю

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки)

поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок (Средние пальцы)

носом землю ковырял,

Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы)

что-то сам нарисовал.

Ля-ля-ля-ля …

 

Этот толстый поросёнок (Большие пальцы)

- лежебока и нахал,

Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец

и всех братьев растолкал. (зажимается внутрь.)

ЧЕРВЯЧКИ


(Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь
(движение ползущей гусеницы)). 


Раз, два, три, четыре, пять, 
Червячки пошли гулять. 
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
(Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)).


Головой она кивает, 
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз) 


Каркает:"Вот и обед !" 
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх) 


Глядь - 
(Разводим руками)


а червячков уж нет! 
(Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).

МИШКУ НА РУКИ ВОЗЬМУ

Для игры понадобится игрушка – медвежонок. Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом песни:


Мишку на руки возьми, и повыше подними, 
Маме лапочкой одной помаши над головой. 
Мишку на пол посади и один гулять иди,
По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись. 
Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал, 
На руки  его возьми, крепко-крепко обними. 
Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,
«Баю - бай, баю - бай, поскорее засыпай.

У ЖИРАФА

Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.


1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)
Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.


2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)
Припев ("собираем складки" - щипает себя)


3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(2 раза)
Припев (поглаживаем всё тело, изображая шёрстку).


4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)
Припев (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ


Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(барабаним пальчиками по барабану или пустой коробке)


И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. 
(играем на металлофоне или стучим ложечкой по нескольким бокалам)


Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(играем на треугольнике или стучим ложкой по пустой стеклянной бутылке, подвешенной за горлышко)


Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(играем на деревянных ложках)


грызли зёрнышки
(играем на рубеле или расчёске)


И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(шуршим бумагой)


Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(царапаем пластик барабана или дощечку)


А снаружи на землю каждый день падал снег 
(играем на металлофоне или стучим ложечкой по бокалам)
Шумел ветер,
(дудим в бутылку)


И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.


Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(играем на ксилофоне или барабаним пальчиками по пустой коробке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия:"Путешествие в страну Рисовандию" по изо в подготовительной группе

Конспект итогового занятия по изо, в подготовительной группе с применением нетрадиционных способов рисования.Дети рисуют автопортрет....

Конспект занятия "Путешествие в страну здоровья" 2 младшая группа

Закрепляются знания о необходимости заниматься физкультурой, быть чистыми, о пользе витаминов. Дети путешествуют по стране здоровья, останавливаясь на различных станциях,  спортивная, чистота, ви...

Конспект занятия "Путешествие в страну математики" средняя группа

Приходит Зайка Петя в гости к детям. Воспитатель загадывает загадку про математику. Зайка Петя не может отгадать. Отправляются в путешествие в страну математики и учат зайку Петю считать. писать, фигу...

Конспект занятия «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьног...

Конспект ОД "Путешествие в страну Математика" старшая группа

Цель:• развитие логического мышления, творческого воображения, умения анализировать;• развитие арифметических навыков; воссоздание моделей без образца, используя слова воспитателя; выявление свойств и...

Конспект игры-путешествия «По Стране Здоровья» для детей старшей группы

Конспект игры-путешествия «По Стране Здоровья»для детей старшей группы Программное содержание:1.     Уточнять представления детей о здоровье и способах его сохранения (выполне...

Конспект ООД «Путешествие по стране «Математика» в подготовительной к школе группе.

Формирование навыков счета. Развитие логического мышления, внимания при решении задач в стихотворной форме....