Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
учебно-методический материал по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Музыкальный руководитель: Игнатьева Л.А.
Январь 2023г.
В связи с напряженной ситуацией в нашей стране, других странах, и во всем мире, на сегодняшний день, патриотическое воспитание младшего поколения особенно актуально.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку, своей малой родине и родной стране в целом, играют огромную роль в становлении личности ребенка. Нравственно — патриотическое воспитание – является основой формирования будущего гражданина и патриота нашей Родины.
Патриотическое воспитание – длительный процесс. Детский сад здесь является очень важным начальным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в нашем социуме. Ведущая цель нравственно-патриотического воспитания – это воспитание в детях любви к Родине, своему народу и родной природе.
Становление патриотического чувства детей дошкольного возраста — это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Развитие нравственных качеств у детей зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле. Формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Особая роль в решении задач нравственно – патриотического воспитания детей, в дошкольном образовательном учреждении, отводится музыкальным занятиям, которые являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.
На музыкальных занятиях дети слушают, музыку своего народа, в процессе чего возникает и формируется чувство гордости своей принадлежности к нашей родине России.
Дети разучивают песни о Родине, об Армии, о труде людей, о красоте природы нашей страны и нашего края. Участвуют в театрализованных постановках, танцевальных тематических композициях. Знакомятся с культурой других народов. Все это является неотъемлемой частью процесса по нравственно-патриотическому воспитанию.
В ходе занятий музыкальной деятельностью у детей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, развивается память, формируется и совершенствуется чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.
Целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста является –создание условий для решения задач нравственно — патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях.
Выделяются задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:- к семье, городу, стране;- к природе родного края;- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
Задачи успешно реализуются, во взаимодействии семьи, педагогического коллектива, общественности.
Для решения задач используются такие формы работы как:
∙ Работа с детьми.
Ребенок выражает свое отношение к Родине, родному краю, семье через песню или танец.
Для этого тщательным образом подбираются музыкальные произведения, которые должны быть доступны пониманию ребенка и соответствовать возрасту.
Особое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения легки и доступны, многие в веселой игровой форме знакомят детей с традициями, обычаями и бытом русского народа, трудом, любовью и бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Русские песни, прибаутки, частушки, воспитывают у детей такие качества как: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп. Знакомство с русской классической музыкой акцентирует внимание старших дошкольников, на том, что это именно русский композитор, наш соотечественник.
∙ Работа с родителями.
Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.
Большинство родителей активные участники и помощники в подготовке мероприятий, разучивают стихи, песни с детьми. Оказывают помощь в подготовке костюмов и атрибутов для выступлений.
Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.
Родители всегда принимают активное участие в изготовлении тематических поделок для акций, на конкурсы, организации выставки детского сада, что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и родителей.
∙ Работа с педагогами.
Для достижения поставленных целей в формировании нравственно – патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с заведующей детского сада, методистом, педагогами дополнительного образования, воспитателями, логопедом, инструктором по физической подготовке.
∙ Работа в социуме.
Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.
Основным воспитательным средством, в котором реализуются задачи нравственно-патриотического воспитания, используя все виды музыкальной деятельности, является организация и проведение праздников.
Благодаря праздникам, детям предоставляется возможность творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, прочувствовать торжественную обстановку мероприятия. Праздник – это яркий всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
В рамках нравственно-патриотического воспитания выделяются основные календарно-тематические праздники:
1. Праздник «23 февраля — День Защитника Отечества». Праздник Российской Армии и Военно-Морского Флота знакомит детей с силой и мощью наших воинских сил, формирует представления о преданности Родине, готовности защищать свою землю, верности военной присяге, воинскому долгу и Боевому Знамени!
2. Праздники «День матери», «Международный женский день — 8 марта». Где особое внимание уделяется воспитанию любви и уважения к матери, к женщине. К этим праздникам с большой любовью и радостью ребята готовят поздравления, концертные номера, подарки.
3. Праздники «Пасхальная весна – весна победы», «День Великой Победы». На этих мероприятиях педагоги вместе с детьми отдают дань и уважение культурному и памятному наследию, дням воинской славы, подвигам советских солдат. Дети знакомятся с песнями и музыкой времён военных лет.
Дошкольники встречаются с ветеранами войны, историками, участвуют в акции «Бессмертный полк», посещают музеи, возлагают цветы к памятникам боевой воинской славы.
4. Мероприятия на улице и в летнем театре, для детей всего детского сада «Веселые старты», «Широкая масленица», День Защиты детей.
Используемая литература:
Журналы: «Музыкальный руководитель» 2010, 2012 г.
С.Фатеев «Музыкальные праздники в детском саду», Изд. «Лабиринт – Пресс» 2016г.
И.Е.Яцевич «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста»,
Изд. «Детство – ПРЕСС», 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства
Материалы содержат отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию. Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....
Статья на тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство
Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные фор...
НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЧувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство....
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже ...
Духовно - нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
Материал посвящен духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, в...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
Возрождение лучших традиций страны по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников неотемлемая часть общей культуры государства...