Комплекс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, музыкально - речевых игр , музыкальных игр.
учебно-методический материал по музыке

Баркалова Лариса Ростиславовна

Подборка игр, используемых в работе музыкального руководителя на дыхательную ,артикуляционную, пальчиковую гимнастику, музыкально-речевых и музыкальных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palch_art_rechev_dyh_igry.docx21.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подборка комплексов упражнений  дыхательной, артикуляционной,  гимнастики,  пальчиковые игры, музыкально-речевые игры, музыкальные игры.

Комплекс упражнений № 1

 для дыхательной гимнастики

Цель: научить дошкольника правильно дышать, а значить, укрепить его здоровье.

Упражнение «Вырасти большой».

Исходное положение – основная стойка.

Вырасти хочу скорей, - поднять руки вверх, подтянуться на носки (вдох).

Добро делать для людей, - опуститься на всю ступню (выдох),со звуком «Ух».

Упражнение  «Задувание свечи».

Исходное положение – встать прямо, ноги на ширине плеч.

Нужно глубоко вздохнуть, - сделать свободный вдох и задержать дыхание.

Чтобы свечку нам задуть, - сложить губы трубочкой и сделать три глубоких выдоха   со звуком «Фу».

Упражнение «Утки летят».

Исходное положение - основная стойка.

Утки высоко летят, - руки подняты в стороны (вдох).

На детей они глядят - руки опустить вниз (выдох), со звуком «Ууу».

Упражнение «Носиком дышу».

Исходное положение – стоя, ноги слегка расставлены.

Носиком дышу свободно. Громче, тише, как угодно, - свободное дыхание.

Выполню задание - задержу дыхание, (вдох).

Раз,  два, три, четыре, пять, начинаю я дышать, (выдох).

Комплекс упражнений  № 2

артикуляционной гимнастики

Цель – выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнение «Рыбка», - смыкать и размыкать губы.

Упражнение «Вкусное варенье».

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе, - улыбнуться, открыть рот в форме «чашечка» и языком облизывать губу, делая движение сверху вниз.

Упражнение «Шарик».

Шарик слева, шарик справа

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем, чередуем

То в одну; а то в другую, поочередно надуть правую и левую щеки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Упражнение «Сдуй пушинку», вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ладошку, сдуть пушинку.

Комплекс  № 3

музыкальных пальчиковых игр.

Цель: развитие музыкальных способностей ребенка: слух, вокальные данные, музыкальную память, создание благоприятной атмосферы для занятия.

Игра «Солнышко».

Солнышко, солнышко,- энергично сжимать и разжимать кулачки двумя руками  одновременно.

Мы – твои лучи, - имитируя солнечные лучики.

Быть людьми хорошими ты нас научи!, сцепить руки в «замок» и похлопать запястьями друг о друга.

Игра  «Жили -  были».

Жили – были два цветочка, ладони рук перед собой соединены, кончики пальцев направлены вверх.

Жили – были два листочка, ладони рук поочередно ритмично движутся

вверх – вниз.

Жили – были семь грибочков, над сжатым кулачком левой руки положить правую ладонь и наоборот.

Жили – были два пенечка, кулачком правой руки постучать о ладошку левой и наоборот.

Игра «Киска».

Киска, киска, киска – кис, мягкими ладошками, имитируя лапки кошки,

Рядом с детками садись, -  поворачиваемся вправо и влево под музыку.

Молочка ты попроси, - раскрытой ладошкой одной руки накрываем другую.

До,  ре,  ми,  фа, соль, ля, си,  -  раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончики пальцев.

Мяу, мяу!, - сложить лесенку, начиная с мизинцев.

 

Игра «Улитка».

Ули - ули  - улитка, сцепив руки в «замок», отхлопывать ритм запястьями.

Открой свою калитку, сомкнутыми «замком» ладошки два раза энергично разжать.

Покажи нам рожки, над  сомкнутыми «замком» ладошками показать указательными пальцами рожки.

Выгляни немножко, сильно разжать и сжать кулачки двух рук одновременно.

Проползи по камушкам, сжатыми кулачками прохлопать по ножкам  от бедер до колен.

По травушке - муравушке, - пальчиками обеих рук, скрестив их перед собой, подниматься от локтей до плеч.

Комплекс № 4

 музыкально – речевые игры.

Цель: развитие творческого начала ребенка, создание атмосферы радости

Игра «Дождик».

Ход игры: дети стоят хороводом, ритмично читают стихотворный текст, сопровождают его движениями.

Дождик, дождик, кап да кап, изображают дождик (пальцы правой руки колечком, остренько, коротко отталкиваются от левой ладошки).

Ты не капай долго так!,  грозят пальчиком в ритме.

Мы хотим идти гулять, шагают.

Бегать, прыгать и играть, прыгают на месте на двух ногах.

Игра «Воробей».

Ход игры: дети стоят хороводом, в центре которого ребенок «воробей».

Воробей, воробей, дети манят, зовут воробья руками, отсчитывают метрический пульс.

Прилетай – ка поскорей!

- Чик – чик, чик – чирик!,  соло « воробья».

- Знаем птичий мы язык,  дети грозят «воробью» пальцем ( в ритме текста).

Холодно, холодно, трут плечи руками, греются, топают на месте в ритме.

Холодно зимой!

А весной все птички прилетят домой!,  машут руками как крыльями, на слово «домой» широко разводят руками.

Комплекс № 5

 Музыкальные игры.

Цель: развитие музыкальных способностей детей, посредством музыкальных игр; музыкальная игра помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

Игра «Прогулка»  
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,-взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу - продолжает взрослый.- Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Даша» взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,- взрослый вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок»,- ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,- взрослый постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята, побежали домой»,- быстро и ритмично ударяет молоточком.


Игра «Принц и принцесса».

Ход игры. Все дети рассаживаются на полу лицом к центру круга, руки убирают за спину. В ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она становится принцессой. Правила игры известны заранее: принц может узнать принцессу по громкой музыке (он медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми, а взрослый сам регулирует динамику: от тихого звучания до  очень громкого). Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывая бантик. Начинается вторая часть игры. По сигналу «Раз-два-три — беги!» принц и принцесса бегут в разных направлениях с внешней стороны круга. Задача каждого первым забежать внутрь круга. 

Игра
«Найди свой домик».

Для игры потребуются обручи и два различных по тембру ударных инструмента (например, бубен и маракас или погремушка)

Ход игры.  Дети занимают свои «домики». Под звучание бубна легко двигаются врассыпную. Как только меняется тембр инструмента, подбегают к взрослому и стоят около него, ожидая окончания звучания. Одновременно произносят следующий текст: «Раз-два-три, домик свой найди; раз-два-три, домик свой найди; раз-два-три, тихо постою; раз-два-три, домик свой найду». В то время, когда произносится текст, второй взрослый меняет местами «домики» (обручи). С окончанием текста дети стремятся занять место в своих домиках. Выигрывают самые быстрые и ловкие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастики

36 упражнений по артикуляционной гимнастики...

Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) "Лучистое солнышко".

Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики)«Лучистое Солнышко» (Приложение к работе—Проектная деятельность в младшей группе "Солнечный Лучик")...

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике (младший дошкольный возраст)...

Комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики и игр с песком

Артикуляционная гимнастика и игры с песком на песочном планшете - прекрасная возможность весело и увлекательно развить речь ребенка!...

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике.

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...

Комплекс мимических, дыхательных, артикуляционных упражнений (по лексическим темам) для детей с ТНР

Упражнения для детей с ОНР по лексическим темам среднего дошкольного возраста....