Программа "Голос безопасности"
рабочая программа по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание:
Введение
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи реализации программы
1.3.Принципы и направления программы
1.4.Организационно-педагогические условия
1.5.Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
2.1.Разделы программы
2.1.1.Раздел: Ребенок и другие люди
2.1.2.Раздел: Ребенок и природа
2.1.3.Раздел: Ребенок дома
2.1.4.Раздел:Здоровье и ребенок
2.1.5.Раздел: Эмоциональное благополучие ребенка
2.2.Особенности взаимодействия с воспитанниками
III. Организационный раздел
3.1.Характеристика развивающей предметно-пространственной среды
3.2. План мероприятий по реализации программы на 2020-2022г.
Литература
Введение.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении с младших групп. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы - педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка. Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ. Очень важно сотрудничать с семьями воспитанников. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам. Вопросы безопасности детей в детском саду и дома поднимаются и обсуждаются на родительских собраниях («Безопасность наших детей»), отражаются на стенде «Береги себя, малыш!». Таким образом, родители, участвуя в процессе формирования знаний по ОБЖ, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать. Дети дошкольного возраста не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
1.2.Цель и задачи реализации программы
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема очень актуальна в наше время.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за дошкольников. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя».
Цель: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Задачи:
- Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно не опасно»
- Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным
- Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения
1.3.Принципы и направления программы
Формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей)
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды)
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал)
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности)
- Принцип сезонности (при ознакомлении детей с природой нужно учитывать местные условия.
- Принцип возрастной адресованности (при работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи. (содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.)
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов)
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом. Важно подготовить ребенка к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Данная работа ведется через:
1. организованную деятельность детей – занятия;
2.совместную деятельность взрослых и детей –беседы музыкального руководителя и ребёнка, музыкальную НОД;
3.свободно самостоятельную деятельность детей – сюжетно –ролевые игры.
Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Нужно учитывать эти особенности и формировать веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее. Цель дошкольного образования - воспитание безопасного поведения, понимание элементарных взаимосвязей в окружающей обстановке, особенностей взаимодействия человека с ней. Первое социальное окружение ребенка - его семья, в которой возникает начальный образовательный процесс. С первых лет жизни, когда активность ребенка в освоении мира всемерно поощряется взрослыми, начинается его образовательная деятельность, в том числе и в вопросах безопасности.
На последующих ступенях развития дошкольника усложняется его предметная деятельность и общение, ребенок начинает встречать не только поощрение своей активности, но и ограничения со стороны взрослых, введение его в нормативное фиксированное поведение. В этом одна из задач воспитания безопасности на данном этапе развития личности.
Кроме того, одна из задач непрерывного обучения ОБЖ в дошкольном образовании это непрерывное развитие сознания детей на основе преемственности программ ОБЖ дошкольного и начального общего образования и создание необходимых педагогических условий их реализации.
1.4.Организационно – педагогические условия.
Организационно – педагогические условия включают:
1.Создание развивающей среды, организованной в виде центров активности, наполненных разноуровневыми стабильными и сменяемыми материалами, стимулирующую активность ребенка, обеспечивающую индивидуализацию образования;
2.Формы организации работы с детьми в виде открытых тематических проектов, обеспечивающих каждому ребенку право выбора участия, темы содержания, форм, методов работы в ходе совместной деятельности на основе диалога с взрослыми и с другими детьми;
3. Педагогическую поддержку, основанную на готовности педагога вести целенаправленное систематическое наблюдение за проявлениями детей, готовности принимать и стимулировать инициативу ребенка, признавать достижения ребенка, окультуривая его опыт
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.
2. Способствовать развитию познавательного интереса.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.
4. Учить ориентироваться в пространстве.
5. Совершенствовать координацию движений, помочь снять мышечное напряжение.
6. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия
Методы и приёмы:
1.игровой момент
2.сюрпризный момент
3.вопросы и ответы детей
4.наглядный материал
Предварительная работа:
1.работа с наглядными материалами;
2.рассматривание иллюстраций;
3.беседы с детьми (индивидуальные, коллективные)
Предполагаемый результат:
Для детей:
1.Сформированные основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностях поведения в них.
2.Готовность детей самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения ( выпускники ДОУ )
Для родителей:
1.Сформированная активная родительская позиция.
2.Повышение компетентности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности и здоровья.
3.Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1.Совершенствование профессионального мастерства педагогов по теме проекта.
2.Личный и профессиональный рост и самореализация, моральное удовлетворение.
1.4.Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
1.об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
2.о нормах поведения при общении с другими детьми, в том числе подростками;
3.о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
4.о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
5.о ценности здоровой пищи;
6. о роли лекарств и витаминов;
7. о пользе овощей и фруктов;
8.о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
9.о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
1.домашний адрес и номер телефона, имена и отчества родителей, адрес детского сада;
2.правила пользования телефоном;
3.правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
4.какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
5.какие опасности встречаются в природе.
уметь:
1.соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
2.ориентироваться в окружающем пространстве
3. бережно относиться к природе;
4.бережно относиться к своему здоровью.
Критерии | 2021-2022г. | 2022-2023г. | ||
н/г | к/г | н/г | н/г | |
Сформированность представлений об основных источниках опасности | В-48%(12чел) С-40%(10чел) Н-12%(3чел) | В-64%(16чел) С-32%(8чел) Н-4%(1чел) | В-61%(19чел) С-36%(11чел) Н-3%(1чел) | В-87%(27чел) С-13%(4чел) Н-0 |
Соблюдение воспитанниками элементарных правил безопасности | В-36%(9чел) С-36%(9чел) Н-28%(7чел) | В-52%(13чел) С-40%(10чел) Н-8%(2чел) | В-77%(24чел) С-16%(5чел) Н-6%(2чел) | В-94%(29чел) С-6%(2чел) Н-0 |
II. Содержательный раздел
2.1.Разделы программы
Существуют разные ситуации, в которые ребенок попадает наиболее часто. Вот некоторые из них:
2.1.1. Раздел «Ребёнок и другие люди».
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в
детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно -неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Необходимо специально рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.
Примеры.
Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.
Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры-драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.
2.1.2. Раздел «Ребенок и природа».
Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.
В природе все взаимосвязано. Рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. При этом дети должны понять главное: Земля — наш общий дом, а человек — часть природы (например, можно познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений).
Бережное отношение к живой природе. Задача педагога научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Контакты с животными. Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут при вести к травмам, царапинам и укусам.
Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые впервые оказались в сельской местности. Им надо объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.
И конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.
2.1.3. Раздел «Ребенок дома».
Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.
2.1.4. Раздел «Здоровье ребенка».
Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть
необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.
2.1.5. Эмоциональное благополучие ребенка.
Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование, правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.
2.2.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Работу с родителями необходимо планировать, ведь круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Нужно помнить, что главное- это личный пример родителей, педагогов. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды.
Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (педагог – дети - родители).
Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.
Формы работы с родителями:
1.выступления на родительских собраниях;
2.консультации;
3.дни открытых дверей;
4.оформление наглядной информации (папок- передвижек, стендов, родительских уголков);
5.совместные мероприятия детей и их родителей;
III. Организационный раздел
3.1.Характеристика развивающей предметно-пространственной среды
1.подборка иллюстрационного материала;
2.атрибуты к сюжетным играм;
3.информационный уголок для родителей;
4.подборка дидактических игр;
5.подборка обучающих мультфильмов.
В методическом кабинете собрана большая коллекция агитационных и предупредительных листовок, буклетов, памяток по соблюдению правил безопасного поведения; сформирован материал для работы с семьей по привитию детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающем мире.
3.2.План мероприятий по реализации программы на 2021-2023г.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Нязева Н. Л., Стеркина.Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
- Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
- Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. "Азбука безопасности ", конспекты занятий, игры.- Волгоград: Учитель, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...