Музыкальное занятие "Заколдованный лес" для детей дошкольного возраста 6-7 лет
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Старостенко Елена Григорьевна

Цель занятия: формирование основ эколого-краеведческой культуры у воспитанников, используя различные виды музыкальной деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Заколдованный лес»

для детей дошкольного возраста 6-7 лет ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(Музыкальная деятельность)

Цель: Воспитывать у детей любовь к природе средствами музыки.
Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Закрепить умение определять на слух контрастные музыкальные произведения.
  2. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус посредством слушания музыки.
  3. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песни в пределах от «ре» первой октавы до «до» второй октавы.
  4. Формировать уважительное отношение к окружающей природе.
  5. Продолжать учить использовать разнообразные виды музыкальной деятельности для передачи характерных образов животных.
  6. Расширять и обогащать словарный запас детей.
  7. Закреплять навыки игры на детских музыкальных инструментах.
  8. Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать эстетическое восприятие музыкальных произведений.
  2. Воспитывать самостоятельность через организацию различных видов музыкальной деятельности.
  3. Воспитывать культуру поведения.
  4. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к животному миру.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение сравнивать различные по характеру музыкальные произведения и эмоционально на них реагировать.
  2. Развивать координацию тела, ритмический, тембровый слух.
  3. Развивать танцевально-игровое творчество.
  4. Развивать умение передавать различные эмоции.
  5. Развивать умение излагать свои мысли.

Оборудование и демонстрационный материал: Музыкальный центр, мультимедийная установка, презентация, шумовые музыкальные инструменты на каждого ребенка, мольберты 4 шт., картинки времен года, птиц, животных, насекомых, листья желтого цвета на каждого ребенка, листья красного цвета на каждого ребенка.

Предварительная работа:

  •  Прослушивание произведений «Осень» муз. А. Вивальди; «Подснежник» муз. П.И. Чайковского; «Зимнее утро» муз. П.И. Чайковского; «Песнь косаря» муз. П.И. Чайковского;
  • Проведение беседы о контрастном характере музыкальных произведений;
  • Разучивание песни «Артистка» муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова.
  • Пение ранее выученной песни «Воробей» муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова.
  • Пение небольших песенок – распевок по ритмической формуле.
  •  Озвучивание различных сказок-шумелок с помощью музыкальных инструментов
  • Беседа о животном мире Саратовской области;
  • Определение звуков, издаваемые животными.

Ход занятия

Под звуки музыки дети входят в зал и свободно располагаются.

Их встречает музыкальный руководитель.

Муз. рук: (поёт) Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют): Здравствуйте!

Муз. рук: Посмотрите, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети поют «Приветствие гостям» муз. и сл. Т.В. Бокач
Муз. рук-ль: Сегодня я хочу поговорить о прекрасной поре года, а какой вы сейчас узнаете, отгадав загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья!

Что это за время года? (Осень)

Муз. рук-ль: Давайте поиграем в игру “Нарисуй осень”.

Двигательно-речевое упражнение “Нарисуй осень”. 
Автор Тарабрина Е.В.

- Размешаем краску (круговые движения обеих рук).

- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).

- Нарисуем осень (движения рисования художника).

- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).

- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).

- Речку голубую (волнообразные движения руки).

- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая “много”).

- Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).

Муз. рук-ль: Какая яркая картинка получилась! Как вы думаете какую осень мы с вами нарисовали? Раннюю или позднюю? (Ответ)  

Муз. рук-ль: («Прилетает» сорока, садится на край мультимедийного экрана,  педагог замечает у нее в клюве письмо, забирает его и сорока «улетает».)

Муз. рук-ль: Интересно от кого же это письмо? Откроем его?  (читает про себя) Все понятно, письмо от Старичка-Лесовичка. Послушайте, что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Случилась беда в нашем лесу. Рассердился Леший на людей, за то, что небрежно к природе относятся и решил лес заколдовать! Страшно в нем стало так, что все животные, птицы, насекомые покинули его. Как же теперь мрачно и одиноко в лесу. Я подумал, что помочь вернуть прежний лес смогут только дети, любящие природу. Очень жду вашей помощи!

Муз. рук-ль: Поможем Старичку-Лесовичку? (ответ) Тогда отправляемся в путь!

Полон детский сад чудес!

Мы идем в осенний лес!

Обещаем по пути

Хорошо себя вести!

Пойдем осенними дорожками,

Пусть листики шуршат под ножками

(Идут спокойным шагом)

Листья осенние в танце кружатся (легкий бег на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(становятся в круг на свои места, при остановке музыки приседают)

Ветер осенний поднялся -и вот

Листья по кругу ведут хоровод.

(Боковой приставной шаг)

Ветер крепчает и дует сильнее-

Листья по кругу летят все быстрее.

(Боковой галоп)

Ножки выше поднимаем

На кочки мы не наступаем,

(Шаг с высоким подъемом ног)

И снова по дорожке

Шагают наши ножки

(Марш)

На экране появляется картинка заколдованного леса (слайд №2)

Муз. рук-ль: Вот мы и пришли! Посмотрите! Правду сказал Старичок- Лесовичок, как страшно и жутко в лесу! На экране появляется Леший. (слайд№3)

Муз. рук-ль (детям) Ребята, это, наверное, сам Леший.

Леший. Кто в мой лес без спроса пожаловал? (слайд №4)

Муз. рук-ль. Это мы-ребята из детского сада. Хотим расколдовать лес, чтобы он стал прежним.

Леший. Разрушить колдовство помогут ваши знания и конечно, волшебная сила музыки. Вам нужно выполнить мои трудные задания. (слайд №5)

Муз. рук-ль. Мы готовы!

Леший. Слушайте первое задание! Сможете ли вы определить по музыке время года? (слайд №6) (Дети отвечают)

 Звучит фрагмент пьесы «Июль» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. 

Беседа по вопросам

Муз. рук-ль. Вы узнали музыку, как называется это произведение?

(«Июль»)

Кто ее написал?  (композитор - П.И. Чайковский)

Как он еще назвал это произведение? («Песнь косаря»)        

Какой характер музыки? (мужественный, решительная, уверенный, бодрый)

О чем рассказывает музыка? (Она рассказывает о работе косарей в поле)

Почему именно «Июль» композитор назвал «Песнь косаря»? (Потому что в июле убирают урожай пшеницы.)

Что помогало в поле косарям дружно и слаженно работать? (Песня)

Какое время года изображает музыка? (Лето)

Звучит Концерт №3 «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года»  

Беседа по вопросам 

Вы догадались, что это за музыка? «Осень»

Кто сочинил это произведение? Антонио Вивальди

Как вы думаете какую осень изображает эта музыка - раннюю или позднюю? (Раннюю)

Как вы догадались, что это ранний период осени? Какой характер музыки? (радостный, светлый, игривый, озорной, легкий).

С помощью различных средств музыкальной выразительности композитор создал такое яркое произведение.  В каком регистре прозвучало начало произведения? (в высоком), с какой динамикой? (с громкой). Куда потом двигалась мелодия, в какой регистр? (в низкий), с какой динамикой? (с тихой). Музыка как будто -то играет с нами, то прячется, то показывается. А теперь посмотрим, верно ли мы выполнили задание?

Звучат победные фанфары. На экране пейзаж ранней осени (слайд №7)

Муз. рук-ль.  Какие же мы молодцы! Вот и природа ожила, стало так красиво и светло! Но, где же обитатели леса? В ранний период осени мы наслаждаемся птичьим многоголосьем. Как бы нам хотелось его вновь услышать! Леший, подскажи, что нам нужно сделать, чтобы птички вернулись?

Леший. Они вернуться, если вы справитесь с моим следующим заданием. Определите песенку по ритму. (слайд №8)

На экране картинка: на ней графическое изображение ритма песни «Артистка» муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова. (слайд №9)

Муз. рук-ль. Какую же песню загадал Леший, ребята, вы догадались? (ответ детей) Давайте вместе разбираться! (Дети предлагают варианты ответов, в ходе беседы они должны определить, что это песня «Артистка». Если дети затрудняются ответить муз. рук-ль задает наводящие вопросы.) 

Давайте споем песню и тогда узнаем верно ли справились с заданием.

Дети исполняют песню «Артистка» муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова. Звучат фанфары, слышится щебетанье птиц, на экране мелькают птицы. (слайд №10,11) Затем появляется Леший. (слайд №12)

Муз. рук-ль. Птиц мы вернули! Как теперь вернуть в лес животных?

Леший. Слушайте следующее задание. Определите по звукам животных и покажите их повадки! Слушайте внимательно! (слайд №13)

  1. Лиса

Импровизация

  1. волк

импровизация

  1. еж

импровизация

  1. белка

Звучат фанфары. На экране появляются животные.

Муз. рук-ль. Вот и животные вернулись! (слайд №14, 15)

Кого еще не хватает в нашем лесу, как вы думаете? (Насекомых) 

Леший. Они вернуться в лес, если вы выполните последнее задание. Расскажите мне сказку о насекомых и озвучьте ее с помощью музыкальных инструментов. (слайд №16)

Муз. рук-ль: И это задание нам под силу. Педагог предлагает детям выбрать музыкальные инструменты.

Приготовьте ушки, приготовьте глазки мы сейчас расскажем про паучка         сказку.  

Дети озвучивают сказку «Паучок-пилот». (слайд №17-25)

Звучат фанфары. На экране появляются насекомые. (слайд №26, 27)

На экране появляется Леший. (слайд №28)

Леший. Ребята, вы молодцы! Выполнили мои сложные задания, показали хорошие знания, которые помогли вам расколдовать лес и вернуть его обитателей.  Теперь полюбуйтесь природой нашего леса. Я вам его покажу.

Звучит «Осенняя песнь П.И. Чайковского. На экране появляется изображение поздней осени, но на ней нет некоторых птиц и животных нашего края, нет насекомых. (слайд №29,30)

Муз. рук-ль. Ребята! Ничего не понимаю! Где же насекомые, птиц гораздо меньше, есть воробей, а где же кукушка? Где ежик, сурок? Неужели нас Леший обманул? Что мы сделали не так? Посмотрите внимательно на картинку, может вы знаете в чем тут дело? (дети смотрят внимательно, должны догадаться, что уже поздняя осень, ежик спит, насекомые спрятались, некоторые птицы улетели на юг.)

Появляется Лесовичок с листочками в корзине.

Лесовичок. Ребята, вы молодцы! На самом деле сейчас так выглядит наш лес. Я очень вам благодарен за помощь, мне теперь не будет страшно и одиноко в лесу.

Муз. рук-ль.  Лесовичок, нам пора возвращаться в детский сад, поможешь  нам побыстрей вернуться обратно?

Лесовичок. Конечно помогу! Я припас для вас волшебные листочки - это мой подарок вам. Посмотрите какие они красивые! (показывает детям), а теперь закройте глаза!  

Звучит спокойная музыка. (слайд №31)

Лесовичок.

Золотом листва сияет, нежно солнце согревает…

Так приятно и легко!

Дышим ровно, глубоко…

Пахнет хвоей и грибами, и опавшею листвой.

Мы прекрасно отдыхаем – расслабляемся с тобой…

Так приятно и легко,

Дышим ровно, глубоко…

(После этих слов Лесовичок уходит, муз. рук-ль продолжает)

Дружно, сладко потянулись…

И с улыбкой все проснулись!

Пока говорит Лесовичок, музыкальный руководитель в это время снимает ткань с мольбертов, на них  картинки:

  1. Времена года
  2. Птицы
  3. Животные
  4. Насекомые

Дети по картинкам вспоминают задания Лешего. Педагог показывает корзинку с листьями, которую подарил Лесовичок.

Музыкальный руководитель. Возьмите кленовый листочек, и прикрепите к тому заданию, которое показалось вам самым легким? (Дети выполняют просьбу педагога). Возьмите березовый листочек и прикрепите к тому заданию, которое показалось вам самым сложным. (Дети выполняют, муз. рук-ль спрашивает некоторых детей почему оно было особенно трудным). Теперь возьмите дубовый листочек и прикрепите к тому заданию, которое вам показалось самым интересным. (Дети выполняют)

Муз. рук-ль. Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы такие молодцы!  Но, к сожалению, пришло время прощаться!

Дети прощаются с педагогом, с гостями, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

педагогический  опыт  работы  музыкального  руководителя  Терзьян  Надежды  Матевосовны...

Программа дополнительного образования Музыкально - эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Музыкальная азбука"

Программа предназначена для музыкальных руководителей, по заявке возможно полное размещение учебного материала ...

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...

Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

Значение игры в жизни ребёнка, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр; основные элементы дидактических игр,организация и проведение их в ДОУ....

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»...