Индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми с ОВЗ в ДОУ
материал по музыке

Фёдорова Елена Григорьевна

Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ в ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_s_detmi_s_ovz.docx18.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа по музыкальному воспитанию с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении.

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Среди проблем детей с ОВЗ можно назвать: непроизвольность движений, боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми, речевые нарушения или отсутствие речи, замкнутость, неактивность детей либо ярко выраженная расторможенность, отсутствие самоконтроля (6-7 лет).

Особенность работы с такими детьми состоит:

не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций. Следовательно, необходимо уделять внимание подбору таким методам и приемам (это преимущественно игровые и наглядно-действенные), которые позволят таким детям не чувствовать себя ущемленными по отношению к детям с нормой в развитии. Индивидуален для таких детей подбор музыкального песенного, игрового, танцевального материала (танцевальных движений), музыкальных инструментов (преимущественно, перкуссионные для детей инвалидов) для элементарного музицирования.

Для индивидуальной работы по музыкальному воспитанию с детьми с ОВЗ используются следующие виды деятельности:

«Свободное движение» под музыку включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Формирует легкость вступления в контакт; развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве; «будит тело».

 

Приветствуем их лёгкими похлопываниями рук. Приветствие себя в этом мире (своего физического и духовного тела) направлено на осознание собственного тела и координирование вокально-речевой интонации с движением. Приветствие - ритуал занятия, тонизирующий ребёнка. Пропевая простейшую мелодию, называем различные части тела

Ритмическая разминка - направлена на внесение дисциплины и организованности; формирование навыков движения в коллективе, ритмичного и координированного движения; координирование вокально-речевой интонации с движением; осознание схемы собственного тела.

Артикуляционная гимнастика (из работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ) – побуждает ребёнка управлять своим артикуляционным аппаратом. Эта часть занятия включает в себя дыхательные упражнения, разминку языка, губ, лицевых мышц и как результат – начинающие, сначала зеркально активно артикулировать, дети с аутичным рисунком поведения начинают рефлекторно повторять за педагогом.

Пальчиковые игры - способствуют развитию тонких движений пальцев рук, психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Пение - организует правильное дыхание, формирует и облегчает дикцию. Помогает ребёнку ярче переживать эмоциональные состояния героев песен. Репертуар, исполняемый детьми с ОВЗ, подбирается мной в соответствии с возрастными особенностями, а также с учетом психо-физиологических проблем.

Игра на детских музыкальных инструментах – одно из самых любимых видов музыкальной деятельности у детей с ОВЗ. Элементарное музицирование позволяет обогатить общие представления детей, ознакомить их со звуковыми свойствами инструментов, конкретными приемами звукоизвлечения.

Танцы, хороводы - вырабатывают коммуникативные навыки взаимодействия с партнерами, развивают восприятие чувства ритма, координируют движения. При этом решаются многие проблемы — двигательные, эмоциональные, познавательные и социальные.

Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам - регулируют у детей процессы возбуждения и торможения; создают дополнительную мотивацию; способствуют выработке позитивного, доброжелательного отношения к окружающим. Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку с ОВЗ полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

 Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению. Но участие в праздниках детей с ОВЗ требуют более продуманного подхода со стороны педагогов и родителей, начиная от подбора сопровождающего (взрослого) для ребенка-инвалида до индивидуального участия ребенка в утреннике.

Подготовка ребенка с ОВЗ к празднику и развлечению осуществляется совместно всеми специалистами ДОУ с привлечением родителей ребенка. Логопед, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой музыкально- речевой материал. Музыкальный руководитель продумывает сценарий, действие которого будет понятно всем детям (в том числе и с ОВЗ), выделяет в нем место для выступления ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал в свободное время, а также проводит работу с родителями. Музыкальный руководитель разучивает музыкально - игровой, песенный, танцевальный материал. Акцент в такой работе делается на индивидуальное желание ребенка с ограниченными возможностями здоровья участвовать в различных видах деятельности. Дети с ОВЗ имеют разные отклонения в здоровье, отличаются по темпераменту, кому-то больше нравятся спокойные виды деятельности, а кто-то из детей выбирает более активное участие. Например, мальчик – инвалид с удовольствием принимает в активных музыкальных играх и конкурсах, но быстро утомляется, поэтому ему предлагается и пассивные варианты участия в видах музыкальной деятельности. Например, исполнение песни или подвижной речевой игры с образными жестами ребенок исполняет сидя на стульчике, а не со всеми детьми в движении.

Место и занятие на празднике находится каждому. И хотя участие в общей музыкальной деятельности ребенка кратковременное, но желание быть среди детей на празднике становится более устойчивым.

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья - это одна из самых главных задач, стоящих перед педагогами и родителями, направленная на подготовку детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли музыкального воспитания в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ

Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...

Методическая разработка: Музыкальная терапия как основное направление работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Методическая разработка затрагивает важную роль музыки в работе с детьми с ОВЗ. Она основана на теоретических и практических ислледованиях в этой области (из опыта других педагогов и теоретиков), а та...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Сообщение из опыта работы "Коррекционно - развивающая работа музыкального руководителя с детьми ОВЗ"

Кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, знает, как трудно найти путь к его сердцу. Цель работы музыкального руководителя: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки,...

Методические рекомендации для педагогов. Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми ОВЗ в ДОУ.

Благодатным материалом для коррекционной  работы является устное народное творчество, представленное в виде потешек, попевок, прибауток, русских народных песенок. Их можно использовать для р...