ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема Роль музыкально - дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста
проект по музыке (средняя группа)

Кириллова Лариса Геральдовна

Тема музыкально-дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx39.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

                                            «Детский сад №21 «Белочка»                      

                   ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

      Тема  Роль музыкально - дидактических игр в развитии

      музыкальных способностей детей дошкольного возраста

               Музыкальный руководитель детского сада «Белочка»

                       КИРИЛЛОВА ЛАРИСА ГЕРАЛЬДОВНА

                 

                                                    с. Паша                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                         

                                                    2020 год.

        

 Тип  проекта:  Долгосрочный (сентябрь-апрель)

 Направление  проекта: Музыка 

 Интеграция областей: Художественно-эстетическое. Познавательное.  

                                          Социально-коммуникативное.

Актуальность проекта: заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Цель проекта: Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Музыкально-дидактические игры доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.  Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактический игр в работе с детьми.

Задачи:

Обучающие: 

• Приобщать детей к музыкально-дидактическим играм.

• Приобщать детей к музыкальной культуре.

• Расширять их музыкальный кругозор.

Развивающие:
• Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

• Развивать ритмический, звуковысотный и тембровый слух у детей.

• Развивать у детей умение различать динамические оттенки в музыке (тихо, громко, очень тихо, очень громко).

• Развивать музыкальную память у детей.

• Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:
• Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг другу.

  Воспитание общей музыкальной, двигательной культуры.

Предварительная работа: Создать картотеку музыкально-дидактических игр по возрастам. Беседа с детьми о музыкально-дидактических играх. Знакомство с музыкально-дидактическими играми. Игровая деятельность детей.

Оборудование: Музыкальный центр, фортепиано, музыкальный материал. Картотека музыкально-дидактических игр (средняя группа), атрибуты для игр.  

Участники проекта: Музыкальный руководитель, воспитатели, дети средней  группы «Звёздочки».

    Музыкально-дидактические игры  являются важным средством развития музыкальной деятельности детей.

    Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.

    В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др.), а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. 

    Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально-дидактические игры являются ведущим видом деятельности. Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу.

     Побуждать детей к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств, при развитии музыкальных способностей.

     Большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, от того, как они будут работать совместно, зависит успешность проведения музыкально-дидактических игр. Воспитатель должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему. Также воспитатель должен контролировать взаимоотношения детей, сохраняя, при этом самостоятельный и творческий характер игры. В младших группах воспитатель не только должен организовывать игры, но и сам становиться их активным участником.

     Можно сделать вывод о том, что музыкально - дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства. Своей главной задачей мы считаем развитие эмоциональной сферы ребенка. Именно она играет решающую роль в становлении его личности, развитии ее высоких психологических функций, регуляции поведения. Благодаря уникальным особенностям музыки, она способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность ребенка.

     Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников.

Виды музыкально - дидактических игр:

1. Игры, развивающие звуковысотный слух; (высокий, средний, низкий).

2. Игры, развивающие чувство ритма; (медленный, средний, быстрый).

3. Игры, развивающие тембровый слух; (мягкий - резкий;

    тёплый - холодный; звонкий - глухой; блестящий - матовый).

4. Игры, развивающие динамический слух; (тихо - громко).

5. Игры, развивающие ладотональный слух; (весело - грустно).

6. Игры, развивающие представления о содержании, жанрах,

    выразительных средств музыки.  

   

 В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:

1. Развитие звуковысотного слуха.

2. Развитие чувства ритма.

3. Развитие тембрового и динамического слуха

4. Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию

5. Развитие творческой активности

6. Формирование нравственных качеств личности

    (чувство товарищества, ответственности и др.)                      

7. Обогащение новыми впечатлениями.

                       Перспективный  план  работы

                      в  средней  группе  «Звёздочки».

Сентябрь

1. «Кто в лесу живёт?».   (Слушание).
Цель:
  Развивать звуковысотный слух. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на характер музыки: весёлый, грустный.
Ход игры: На карточках изображены: птичка, зайчик, лиса, волк, медведь.
Дети слушают музыку. После прослушивания дети берут карточки и показывают, кого они услышали в данный момент.

2. «Петушок».  (Распевочка).        

Цель: Развитие чувства ритма. (Учить петь выразительно и ритмично).

Крепко спит петушок. На боку гребешок.

Петя глазки открой. Громко песенку спой.  (Ку-ка-ре-ку).

3.  «Угадай инструмент».   (Игра).
Цель:
 Развивать тембровый слух. (Учить узнавать инструменты по звучанию).

Ход игры: Устанавливается ширма. За ней располагаются инструменты: колокольчики, барабан, бубен, погремушка, ложки. Вначале музыкальный руководитель показывает музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует звучание инструментов. Далее музыкальный руководитель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа музыкальный руководитель показывает детям, на чём он играл в данную минуту. Затем предлагает кому-либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

Октябрь 

1. «Весело - грустно».   (Слушание).
Цель:
 Развитие ладотонального слуха.  (Различать построение музыки).
Ход игры: 1 вариант: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.
2 вариант: Дети слушают и изображают мимикой.
2. «Баю - баю».  (Распевочка).

Цель: Развивать тембровый и динамический слух.  (Учить петь выразительно, мягко и тихо)   Баю, баю, баю!

            Куколку качаю.        

            Кукла засыпает,

            Глазки закрывает.

3. «Тихие и громкие ладошки».   (Игра).
Цель: Развитие динамического и ритмического слуха. (Различать тихую и громкую музыку).  
Ход игры: В зависимости от звучания музыки дети хлопают в ладоши то громко, то тихо.         Мы в ладошки поиграем.          Мы в ладошки поиграем.  
                 Громко, громко ударяем.          Тихо, тихо, ударяем.
                 Раз, два, три, не зевай.               Раз, два, три, не зевай.
                 Громко, громко ударяй!            Тихо, тихо ударяй.

Ноябрь 

1. «Кукла пляшет, кукла спит».   (Слушание).
Цель:
Развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, грустная).

Ход игры: 1 вариант: Музыкальный руководитель включает весёлую, задорную музыку.

Дети танцуют с куклами или другими игрушками. Музыкальный руководитель включает спокойную музыку. Дети укачивают, баюкают кукол или другие игрушки.                               2 вариант: Музыкальный руководитель включает весёлую задорную музыку.  Дети танцуют, импровизируя танцевальные движения. Музыкальный руководитель подсказывает, какие движения можно использовать, хвалит тех, кто сам придумывает движения танца. Музыкальный руководитель включает музыку спокойного характера, дети приседают, складывают ручки под щёчку, «засыпают».

2. «Дождик».  (Распевочка).

Цель: Развивать ритмический и динамический слух. Учить петь ритмично и выразительно. Ход игры: Пропеть, хлопая ритмично в ладошки.

 Дождик, дождик кап, кап, кап,

 Мокрые дорожки.

 Побежим скорей домой,

 Надевать сапожки.

3. «Совушка – сова».   (Игра).
Цель: Игра на развитие музыкального слуха и образных движений.
Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей. Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием. Игровой материал: Маска совы.
Ход игры: Под музыку дети бегают и танцуют, изображая птиц. Как только музыка прекращает звучать – птицы замирают на месте, на охоту вылетает сова. Она ищет того, кто пошевелился. Игра продолжается по желанию детей.

Декабрь 

1. «Кто как скачет».   (Слушание).

Цель:  Развивать ритмический и звуковысотный слух.
Ход игры:  На карточках изображены: лошадка и зайчик. Дети слушают пьесы «Лошадка» и «Зайчик». После прослушивания пьес, дети показывают карточки, кто был изображён в первой пьесе, кто во второй пьесе.

2. «Чики-чики, чикалочки». (Распевочка).

Цель: Развивать ритмический и динамический слух. Учить петь выразительно и ритмично.

Ход игры: Пропеть, хлопая ритмично в ладошки.

Чики-чики, чикалочки,

Едет Коля на палочке,

Сашенька в тележке

Щёлкает орешки.

3. «Воробушки и Автомобиль».   (Игра).

Цель: Игра на развитие музыкального слуха и образных движений.
Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей. Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием. Игровой материал: руль автомобиля.
Ход игры: Под музыку дети бегают, изображая птиц, садятся на корточки и клюют зёрнышки. Как только звучит музыка автомобиля, дети-птички летят к своим стульчикам.

Январь 

1. «Кот и мышь».  (Слушание).
Цель:  Развивать звуковысотный слух.
Ход игры: На карточках изображены: кот и мышь.
Дети слушают пьесу. После прослушивания дети берут карточки и показывают, кого они услышали в начале пьесы, а кого в конце пьесы.

2. «Снег». (Пальчиковая игра).

Цель: Развивать ритмический слух. Проговаривать текст ритмично с движениями.

Ход игры:

Белый снег пушистый   Руки вверх.

В воздухе кружится.    Вращение кистями рук.

И на землю тихо         Постепенно

Падает, ложится.        опускание рук к полу.

А потом, а потом

Мы из снега слепим ком.   Имитируем лепку снежка.                                                                                                      Бух!                                      Кидаем снежок.

3. «Лисичка и зайчики»  (Игра).

Цель: Игра на развитие музыкально - ритмического слуха и образных движений.
Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей. Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием. Игровой материал: маска Лисы.
        

Ход игры: Дети под музыку изображают зайчиков – прыгают, садятся в кружок и роют лапками. Затем прячутся – закрывая лицо своими ладошками. Звучит музыка – появляется лиса. Зайчики разбегаются, лиса пытается их поймать. Зайчики прыгают к своим стульчикам.

Февраль  

1. «Два петуха».  (Слушание).
Цель:  Развитие динамического и ритмического слуха. (Различать тихую и громкую музыку).  
Ход игры:  На карточках изображены два петуха. Большой (громкая музыка) и маленький (тихая музыка). Прослушав музыкальную пьесу, детям предлагается показать карточки. Какой петух был в начале пьесы, а какой в конце пьесы.

2. «Савка и Гришка» (Распевочка).

Цель: Развивать ритмический и динамический слух. Учить петь выразительно и ритмично.

Ход игры: Пропеть, хлопая ритмично в ладошки.

Савка и Гришка сделали ду-ду.

Савка и Гришка сделали ду-ду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду, ай-ду-ду-ду-ду,

Ду-ду-ду, ду-ду-ду, ай-ду-ду-ду-ду.

3. «Самолёт и птички» (Игра).

Цель: Игра на развитие музыкально - ритмического слуха и образных движений.
Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей. Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием.

Ход игры:  Дети разделены на две группы: самолёты и птички. Когда звучит музыка самолётов или птичек, каждая группа детей должны изобразить свою роль.

Март 

1. «Кто в лесу живёт?».   (Слушание).
Цель:
  Развивать звуковысотный слух.
Ход игры: На карточках изображены: птичка, зайчик, лиса, волк, медведь.
Дети слушают музыку. После прослушивания дети берут карточки и показывают, кого они услышали в данный момент.

2. «Петушок».  (Распевочка).        

Цель: Развитие чувства ритма. (Учить петь выразительно и ритмично).

Крепко спит петушок. На боку гребешок.

Петя глазки открой. Громко песенку спой.  (Ку-ка-ре-ку).

3.  «Угадай инструмент».   (Игра).
Цель:
 Развивать тембровый слух. (Учить узнавать инструменты по звучанию).

Ход игры: Устанавливается ширма. За ней располагаются инструменты: колокольчики, барабан, бубен, погремушка, ложки. Вначале музыкальный руководитель показывает музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует звучание инструментов. Далее музыкальный руководитель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа музыкальный руководитель показывает детям, на чём он играл в данную минуту. Затем предлагает кому-либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

Апрель

1. «Весело - грустно».   (Слушание).
Цель:
 Развитие ладотонального слуха.  (Различать построение музыки).
Ход игры: 1 вариант: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.
2 вариант: Дети слушают и изображают мимикой.
2. «Дождик».  (Распевочка).

Цель: Развивать ритмический и динамический слух. Учить петь ритмично и выразительно. Ход игры: Пропеть, хлопая ритмично в ладошки.

 Дождик, дождик кап, кап, кап,

 Мокрые дорожки.

 Побежим скорей домой,

 Надевать сапожки.

3. «Совушка – сова».   (Игра).
Цель: Игра на развитие музыкального слуха и образных движений.
Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей. Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием. Игровой материал: Маска совы.
Ход игры: Под музыку дети бегают и танцуют, изображая птиц. Как только музыка прекращает звучать – птицы замирают на месте, на охоту вылетает сова. Она ищет того, кто пошевелился. Игра продолжается по желанию детей.

Май

Повтор материала, использованного в течение года.

        

         

        

                   Открытое групповое музыкальное занятие

                        с детьми средней  группы  «Звёздочки».  

«Музыкально - дидактические игры, как средство развития

               музыкальных способностей дошкольников»

                             «Колобок в гостях у ребят»

Цель: Использование музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей детей.

Задачи: 

- Развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух,  используя музыкально - дидактические  игры.  

- Активизировать речь детей, развивать звуковую культуру речи.

- В музыкально дидактической игре «Кого встретил Колобок» способствовать развитию двигательного творчества: побуждать детей

выразительно передавать образные движения персонажей.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

                                                     Ход занятия

  Дети под музыку заходят в музыкальный зал и выполняют разные движения под музыку. С окончанием музыки проводится пальчиковая игра «Здравствуйте».

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!  (Ответ детей). А вы ручки разбудили?  Провожу игру  «Здравствуйте». В этой игре сочетаются движения с самомассажем рук и ног, которые способствуют снятию напряжения.

Ручки, ручки, просыпайтесь-Здравствуйте!        (поднимают  ручки вверх)

Ласковые ручки наши - Здравствуйте!                 (поглаживают ручки)

Пальчики сердитые. - Здравствуйте!                     (сжимают, разжимают пальчики)

И ладошки - наши крошки  - Здравствуйте!          (хлопают в ладошки)

Все друг другу подмигните - Здравствуйте!         (подмигивают друг другу)

И друг другу улыбнитесь - Здравствуйте!             (улыбаются друг другу)

Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите сказки?  (Ответ детей).

Музыкальный руководитель:  Послушаете загадку? С героем этой сказки вы все хорошо знакомы. «Он по коробу скребен, По сусеку он метен, У него румяный бок, Он веселый…»  (Ответ детей).  Музыкальный руководитель:  Правильно, Колобок. Мы сегодня в гостях у Колобка. А каких героев он в этой сказке встретил?  (Ответ детей). Музыкальный руководитель: Ребята, а наша сказка музыкальная и поэтому зверей, которых повстречал Колобок, мы будем узнавать с помощью музыкальной игры.  Хотите?  (Ответ детей). 

Музыкальный руководитель:  Хорошо, тогда мы с вами поиграем в игру, которая так и называется «Кого встретил Колобок». Жили – были дед и бабка. По амбару помели, по сусеку поскребли, Испекли – то Колобок. Остывать поставили. А Колобок прыг – скок и наутёк. Покатился по тропинке в лесок. В нашей сказке угадать, кого он встретил, нам поможет музыка.

(Исполняется музыка Зайчика). Кто? (Ответ детей). Музыкальный руководитель:  Правильно, Зайку.  (Предложить детям попрыгать как зайчики. Одному из детей

поставить карточку). Покатился Колобок дальше, а на встречу, ему (слушаем музыку Волка) Кто? (Ответ детей). Музыкальный руководитель: Правильно, встретил Волка.

(Предложить детям изобразить движения Волка. Одному из детей поставить карточку). Покатился Колобок дальше, а на встречу, ему (слушаем музыку Медведя) Кто?  (Ответ детей). Музыкальный руководитель: Правильно, Медведь.  (Предложить детям изобразить движения Медведя. Одному из детей поставить карточку). Покатился Колобок дальше, а на встречу, ему (слушаем музыку Лисы ).  Кто?  (Ответ детей).  Музыкальный руководитель:  Правильно, появилась Лиса.

(Предложить детям изобразить Лису. Одному из детей поставить карточку). Скажите, ребята, что сделала Лиса с Колобком?  (Ответ детей).

Музыкальный руководитель: Да, в русской народной сказке Лиса, действительно, съела Колобка. Но, у нас сегодня музыкальная сказка. Лиса не стала, есть Колобка, а отпустила его. Ой, мне Колобок что-то шепчет на ухо. Он просит вас сыграть ему на ложках. Порадуем Колобка, своей игрой на ложках?  (Ответ детей).  (Дети вместе с воспитателем и музыкальным руководителем исполняют игру на ложках).

Музыкальный руководитель:  Ребята, понравилась вам наша сказка?   (Ответ детей).

Про кого она?  С какими героями встретился Колобок?   (Ответ детей).

Как мы узнали, с кем встретился Колобок?   (Ответ детей). На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо и до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Уважаемые родители и воспитатели! Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками. За ...

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста...

Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте развитию математических способностей должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышени...

Музыкально-дидактические игры для развитие звуковысотного слуха детей дошкольного возраста

Где мои детки? Возрастная группа: Средняя группаЦель: развитие звуковысотного слуха;Материалы: Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены г...

Музыкально-дидактические игры для развитие динамического слуха детей дошкольного возраста

laquo;На чём играю? »Игра на развитие динамического слухаВозрастная группа: Средняя группаЦель : Упражнять детей в восприятии двух звуков (низкий-высокий)Необходимо знание попевки «Дудочк...

Музыкально-дидактические игры для развитие чувства ритма детей дошкольного возраста

laquo;ПОВТОРИ РИТМ»Возрастная группа: Средняя группаЦель: развитие чувства ритма детей.Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).Ход игры. Игра про...