картотека игр на фланелеграфе
картотека по музыке

Кудашова Лариса Валерьевна

Надеюсь, что данный материал будет полезен коллегам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_na_flanelegrafe.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

1.ЛЕСЕНКА

     

     Программное содержание:1.  Различать постепенное движение      

     мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

     2. Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое    

    мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх    

    и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения  

    руки) по слуховому восприятию.

    Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание    

    мелодии от отрывистого. Развивать представление об

    изобразительных возможностях музыки.

    Материал: лесенка  девочка  мишка  зайка  бабушка.

    Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной  

    лесенке поднимается маленькая девочка и старая бабушка, или    

    большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные  

    фрагменты.

    Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.

   

    Игровые действия: Показ рукой.

     

    Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.

   

    Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При    

    повторном исполнении  предлагает детям  поиграть: показать рукой,  

    куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз.  

    Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее

    слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и

    предлагает детям самим закончить ее.

    Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка

    из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.

    Для 7 ступенек:           Для 5 ступенек:            Для 3 ступенек:

  -До, ре, ми, фа,             Вот иду я вверх,           Вверх иду,

   соль, ля, си.                 И спускаюсь вниз.        Вниз иду.

   

  3.КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?

    Программное содержание: (СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ) Развивать у

    детей  представление о регистрах ( высоком, среднем, низком ).

   

    Материал: карточки: колобок на пеньке, лиса, заяц, мишка.

   

    Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок»

    и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет    

    соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в

    нижнем  регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети

    усвоят звучание какого регистра соответствует художественному      

    образу  каждого животного, им предлагается поиграть и

    определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать    

    соответствующую картинку

   

    Программное содержание:  (СТАРШИЙ ВОЗРАСТ) Развивать

    музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии

    изобразительного характера, исполненные в разных регистрах:

    высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное

    восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с

    художественным по слуховому и зрительному восприятию.

   

   Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать

   отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.

   

   Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального

   фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно  

   самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.

   

   Игровая цель: Угадать первым.

       5.СОЛНЫШКО  И  ТУЧКА   

                     

   Программное содержание: (младший возраст) Развивать у детей    

   представление о различном характере музыки ( веселая, спокойная,

   грустная).

   

   Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца,

   тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и

   спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного

   характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям

   выбрать карточку соответствующую по настроению характеру

   музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по

   звучанию веселые и грустные мелодии.

   Материал: карточки: солнышко, тучка, солнышко за тучкой.

   Программное содержание: (старший возраст) Развивать

   музыкальную память, представление детей о различном характере

   музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое  

   восприятие,  

   элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение

   сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

   

   Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать

   другим.

   

   Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор

   соответствующего изображения.

   

   Игровая цель: Угадать первым.

               7.УЗНАЙ, КАКОЙ  

        ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ

        Программное содержание: Развивать у детей умение различать    

    тембр звучания различных детских музыкальных инструментов 

    Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей  

    различать по слуховому восприятию тембр звучания различных

    детских музыкальных инструментов: развивать музыкальную память

    и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать

    высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-

    ля-фа.

    Материал: музыкальные инструменты.

    Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых    

    музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А

    вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для

    этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке  

    детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д.

    Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и

    выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать

    песенку:

    средний возраст:                               старший возраст:

   -Музыкальных инструментов               Музыкальных инструментов

    Знаем мы, ребята, три.                       Знаем мы, ребята, пять.

    А какой сейчас сыграет,                      А какой сейчас сыграет,

    Ну-ка быстро говори.                           Ты попробуй отгадай.                            

    Музыкальных инструментов               Знаем мы, ребята, семь.                            

    А какой сейчас сыграет                       Отгадаем дружно все

    Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и

    не подсказывать.

    Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением  

    руки или самостоятельно напеть.

   

    Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение. Первым  

    собрать всех музыкантов. Слушать внимательно звучание

    инструментов, не мешать отвечать друг другу.

    Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими      

    инструментами.

                                            2.МОРЕ

 

  Программное содержание: (средний возраст)  Развивать у детей    

  представление об изобразительных возможностях  музыки, ее

  способности отражать явления окружающей природы.

  (старший возраст) Закреплять умение различать динамические

  оттенки  в музыке: тихо(р), громко (  ), не слишком громко (    ), очень    

  громко (     )   и т.д. Через умение соотносить музыкальный и    

  художественный  

  образы, развивать воображение, умение представить картины

  реальной действительности, переданные с помощью средств  

  музыкальной выразительности.

 

 Материал: 3 карточки:1 спокойное море, слегка взволнованное, 3    

  бурное.

 

Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова,  

  дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог

  обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину

  моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное,

  то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью  

  карточек  показывает изменение характера музыки на протяжении  

  всей пьесы.

 

  Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не

  подсказывать другим.

 

  Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать

  соответствующее  ей изображение.

 

  Игровая цель: Угадать первым.

                                                            (на трезвучии).

           4.МУЗЫКАЛЬНОЕ   ЛОТО

  Программное содержание: Учить детей различать форму    

  музыкального произведения ( запев и припев в песне), передавать

  структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде

  условного изображения.

 

  Материал: карточки: разноцветные круги, однотонные квадраты по

  3 штуки каждой.

  Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку

  выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев

  песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют,

  правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам

  выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и

  просит детей исполнить песни, соответствующие изображению.

   

              6.ТИХО – ГРОМКО

Программное содержание: Закреплять умение детей в

 различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко (   ),

не слишком громко: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение

детей в различении оттенков музыки : тихо (р), громко (  ),

 не слишком громко (  ).

 Материал: Карточки - старший возраст: голубой – синий –

темно - синий, розовый – красный – бордовый, бледно –

желтый – оранжевый – коричневый; средний возраст:

голубой – синий, розовый – красный, желтый – коричневый.

     

      Ход игры: Детям  раздают  игровые  полотна с карточками  

      одного цвета, но разной  насыщенности  тона, объясняя, что

      голубой  цвет соответствует  тихой  музыке, темно-синий –

      громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог  исполняет    

      песню с чередование динамических оттенков. Детям

      предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую

      по цвету динамическому оттенку музыки.

                       Рекомендуемые цветовые сочетания:

     Для старших групп:                                          для младших  групп:

     Голубой – синий - темно-синий                           голубой – синий

     Розовый – красный – бордовый                          розовый – красный

     Бледно-желтый – оранжевый – коричневый      желтый – коричневый

    - По-разному музыка может звучать.

Оттенки ее научись различать.

Громко и тихо я буду напевать,

Слушать внимательно, чтоб отгадать.

Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.

Игровая цель: Угадать первым.

8.ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ

    Программное содержание: средний возраст: развивать    

    ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического  

    рисунка мелодии.

    Материал: цветочки разного размера и цвета.  

    Геометрические фигуры (напр. квадраты и овалы)

    Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным    

    ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем

    он показывает детям как можно условно изобразить ритмический    

    рисунок  с использованием квадратов, обозначающих долгие

    звуки. В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и    

    предлагает им  выложить их ритмический рисунок. И наоборот

    просит детей  вспомнить песню по предложенному педагогом  

    условному  изображению ритмического рисунка мелодии.

9.Какая посуда убежала от Федоры

        Цель: формировать обобщающее понятие «посуда» знания о      

               предметах  посуды..

        Ход игры: Педагог читает стихотворение  один реб. выкладывает  

       на фл – фе, другие поднимают соответствующие тексту карточки.

       «Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит,    

       дребезжит.

       И помчались по улице ножи.

       Эй, держи – 3р.

       А за ними блюдца, прыгают, несутся.

       И бренчит сковорода

       Вы куда – 3 р.

       А за нею вилки, чашки да ложки скачут по дорожке!

ИГРЫ ДЛЯ ФЛАНЕЛЕГРАФА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для фланелеграфа

Игры для фланелеграфа....

«Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).

ТЕМА: «Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).   ЦЕЛИ: - активизация предметного словаря по теме; ...

Сказка на фланелеграфе.

Петушок с семьей, сказка на фланелеграфе(по мотивам сказки К.Чуковского "Цыпленок")...

Использование фланелеграфа в учебном процессе

Основная ценность работы с фланелеграфом заключается не в том, чтобы как можно быстрее выставить детали на экран, а в том, чтобы понять суть процессов, происходящих в природе. Поэтому надо заранее ост...

Эстетическое воспитание дошкольников. Фланелеграф показвыают дети.

В статье рассказвается о пользе фланелеграфа на занятиях по театрельной деятельности и досугах ....