Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) разработана для детей в возрасте от 5 до 6 лет в группах общеразвивающей направленности
рабочая программа по музыке (старшая группа)
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_starshaya.doc | 84.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана для детей в возрасте от 5до 6 лет на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №5 «Звоночек». Содержание образовательной области направлено на достижение Цели: формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой через решение следующих задач:
Слушание.
- учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
- совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза);
- совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка);
- продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;
- продолжать развивать интерес и любовь к музыке.
Пение.
- формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо;
- способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него;
- способствовать дальнейшему развитию навыков пения;
- содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.
Музыкально-ритмические движения.
- развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание;
- учить свободно, ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами;
- способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед);
- познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов;
- продолжать развивать навыки инсценирования песен. Учить изображать сказочных животных и птиц: лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д., в разных игровых ситуациях.
Игра на детских музыкальных инструментах.
- учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп;
- развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям;
Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
- создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях;
- учет возрастных особенностей воспитанников;
- гендерный подход к используемому репертуару;
- последовательное усложнение поставленных задач;
- принцип преемственности;
- принцип положительной оценки;
- соотношение используемого материала с природным и светским календарем;
- соотношение с тематическим планированием ООП ДО.
Принципы формирования программы:
- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;
- принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания.
- Основными методологическими подходами к формированию программы являются:
- культурно-исторический, личностный и деятельностный подход.
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Возрастные особенности детей
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.
- Планируемые результаты (Целевые ориентиры):
- Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня), звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка), произведение по мелодии, вступлению;
- Различает высокие и низкие звуки (В пределах квинты);
- Поёт без напряжения, плавно, лёгким звуком, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь в сопровождении музыкального инструмента;
- Ритмично двигается в соответствии с различным характером и динамикой музыки;
- Самостоятельно меняет движения в соответствии с трёхчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;
- Выполняет танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении;
- Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, действует, не подражая друг другу;
- Играет мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
II. Содержательный раздел
Раздел «Слушание»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые
| Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - Рассматривание портретов композиторов | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия» | Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов |
Раздел «Пение»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые
| Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Использование пения: - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду - Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), иллюстраций знакомых песен, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов. ТСО Игры в «кукольный театр», «спектакль» с игрушками, куклами, озвучивая персонажей. Музыкально-дидактические игры | Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей) Создание музея любимого композитора Совместное пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, |
Раздел «Музыкально-ритмические движения»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые
| Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Использование музыкально-ритмических движений: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Музыкальные игры, хороводы с пением -Инсценирование песен -Формирование танцевального творчества, -Импровизация образов сказочных животных и птиц | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: -подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек -подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирование песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации движений разных персонажей под музыку соответствующего характера Придумывание простейших танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов Составление композиций танца | Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно- педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Создание музея любимого композитора Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей |
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые
| Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: - Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов для театрализации. Портреты композиторов. ТСО Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в музицировании Музыкально-дидактические игры Игры-драматизации Детский ансамбль, оркестр Игра в «концерт», «музыкальные занятия» | Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно- педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Создание музея любимого композитора |
III. Организационный раздел
Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) осуществляется в непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД), в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. НОД «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) проводится 2 раза в неделю. Продолжительность НОД составляет 25 минут. Количество периодов НОД в год - 78. Из них: 2 НОД согласно календарному учебному графику отведены на каникулы.
Программно-методическое обеспечение
Методические пособия:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа образования./ Под ред. Вераксы, Н.Е.,Комарова, Т.С.,Васильева, М.А . М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
- Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание).
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества Спб., 2000.
- Бабаджан Т. С. Музыкальное развитие детей раннего возраста. — М, 1957.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. — М., 1981.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
- Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.
- Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. М., 2004
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Костина Э. П.Музыкально-дидактические игры. -Ростов-на-Дону : « Феникс». Серия: Сердце отдаю детям, 2010 -212с
- Меркулова Л.Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование.— М., 1999.
- Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. М., 1990.
- Нотные сборники (в соответствии с рекомендуемым репертуаром «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»)
- Бабаджан Т. С. Музыкальное развитие детей раннего возраста. — М, 1957.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.
Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. — М., 1981.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.— М., 1981.
- Радынова О.П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — Дубна, 2011.
Электронно-образовательные ресурсы:
О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет.
Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков.
Наглядно-дидактические пособия:
- Портреты русских и зарубежных композиторов
- Наглядно - иллюстративный материал:
- сюжетные картины;
- пейзажи (времена года);
- комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты»
- Музыкальное лото «До, ре, ми»
- «Лестница»
- «Угадай колокольчик»
- «Три поросенка»
- «На чем играю?»
- «Громкая и тихая музыка»
- «Узнай какой инструмент»
- «Грустно-весело»
- «Выполни задание»
- «Слушаем внимательно»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Художественно -эстетическое развитие", образовательному компоненту "Лепка" для группы раннего возраста
Рабочая программа по образовательной области "Художественно -эстетическое развитие", образовательному компоненту "Лепка"...
Рабочая программа по образовательной области Художественно-эстетическое развитие направление Музыка младшей, средней, старшей, подготовительной групп
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников составлена на основе: Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие ( музыка)" для детей от 1,5 до 7 лет
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ "Детский сад "эврика" г....
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для разновозрастной группы комбинированной направленности (разделы: музыка, рисование, лепка, аппликация)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»для разновозрастной группы комбинированной направленности.(разделы: музыка, рисование, лепка, аппликация)...