Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) разработана для детей в возрасте от 5 до 6 лет в группах общеразвивающей направленности
рабочая программа по музыке (старшая группа)

Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_starshaya.doc84.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

         Рабочая программа  по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана для детей в возрасте от 5до 6 лет на основе    основной образовательной программы дошкольного образования  МБДОУ «Детский сад     №5  «Звоночек».  Содержание образовательной области направлено на достижение  Цели: формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой  через решение следующих задач:

         Слушание. 

  • учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
  • совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза);
  • совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка);
  • продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;
  • продолжать развивать интерес и любовь к музыке.

Пение. 

  • формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо;
  • способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него;
  • способствовать дальнейшему развитию навыков пения;
  • содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

Музыкально-ритмические движения.

  • развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание;
  • учить свободно, ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами;
  • способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед);
  • познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов;
  • продолжать развивать навыки инсценирования песен. Учить изображать сказочных животных и птиц: лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д., в разных игровых ситуациях.

Игра на детских музыкальных инструментах. 

  • учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп;
  • развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям;

Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

  •  создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях;
  • учет возрастных особенностей воспитанников;
  •  гендерный подход  к используемому репертуару;
  •  последовательное усложнение поставленных задач;
  •  принцип преемственности;
  •  принцип положительной оценки;
  •  соотношение используемого материала с природным и светским календарем;
  •  соотношение с тематическим планированием ООП ДО.

Принципы формирования программы:

  • соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;
  • принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания.
  •         Основными методологическими подходами к формированию программы являются:
  • культурно-исторический, личностный и деятельностный подход.

Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар  является вариативным компонентом программы и  может изменяться, дополняться,  в связи с календарными событиями и  планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей  разных категорий детей.

Возрастные особенности детей

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

         В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.  

  1. Планируемые результаты (Целевые ориентиры):
  • Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня), звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка), произведение по мелодии, вступлению;
  • Различает высокие и низкие звуки (В пределах квинты);
  • Поёт без напряжения, плавно, лёгким звуком, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь в сопровождении музыкального инструмента;
  • Ритмично двигается в соответствии с различным характером и динамикой музыки;
  • Самостоятельно меняет движения в соответствии с трёхчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;
  • Выполняет танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении;
  • Самостоятельно инсценирует  содержание песен, хороводов, действует, не подражая друг другу;
  • Играет мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.


II. Содержательный раздел

Раздел «Слушание»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)

- во время  прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и развлечениях

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок,

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

- Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

- Рассматривание портретов композиторов

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности.

Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия»

Консультации для родителей

Родительские собрания

Индивидуальные беседы

Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Театрализованная деятельность

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов

Раздел «Пение»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование пения:

- на музыкальных занятиях;

- на других занятиях

- во время  прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

-в театрализованной деятельности

- на праздниках и развлечениях

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду

- Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), иллюстраций знакомых песен, музыкальных игрушек,  театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов. ТСО

Игры в «кукольный театр», «спектакль» с игрушками, куклами, озвучивая персонажей.

Музыкально-дидактические игры

Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Театрализованная деятельность (совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей)

Создание музея любимого композитора

Совместное пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций,

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование музыкально-ритмических движений:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время  прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и развлечениях

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Музыкальные игры, хороводы с пением

-Инсценирование песен

-Формирование танцевального творчества,

-Импровизация образов сказочных животных и птиц

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:

-подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек

-подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирование песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО

Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации движений разных персонажей под музыку соответствующего характера

Придумывание простейших танцевальных движений

Инсценирование содержания песен, хороводов

Составление композиций танца

Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Театрализованная деятельность (совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

Создание наглядно- педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Создание музея любимого композитора

Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- на музыкальных занятиях;

-

- во время  прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и развлечениях

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

- Театрализованная деятельность

-Игры с элементами  аккомпанемента

- Празднование дней рождения

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек,  театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов для театрализации. Портреты композиторов. ТСО

Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в музицировании

Музыкально-дидактические игры

Игры-драматизации

Детский ансамбль, оркестр

Игра в «концерт», «музыкальные занятия»

Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

Создание наглядно- педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Создание музея любимого композитора


III. Организационный раздел

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) осуществляется в непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД), в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. НОД «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) проводится 2 раза в неделю. Продолжительность НОД составляет 25 минут. Количество периодов НОД в год -  78. Из них:  2 НОД согласно календарному учебному графику отведены  на каникулы.

Программно-методическое обеспечение

Методические пособия: 

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа образования./ Под ред. Вераксы, Н.Е.,Комарова, Т.С.,Васильева, М.А . М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
  3.  Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание).
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества Спб., 2000.
  5. Бабаджан Т. С. Музыкальное развитие детей раннего возраста. — М, 1957.
  6. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.
  7. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. — М., 1981.
  8. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
  9. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М.,  1989.
  10. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. М., 2004
  11. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  12.  Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  13.  Костина Э. П.Музыкально-дидактические игры. -Ростов-на-Дону : « Феникс». Серия: Сердце отдаю детям, 2010 -212с
  14.  Меркулова Л.Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование.— М., 1999.
  15.  Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. М., 1990.
  16.  Нотные сборники (в соответствии с рекомендуемым репертуаром «Музыкальная палитра», «Музыкальный  руководитель»)
  17.  Бабаджан Т. С. Музыкальное развитие детей раннего возраста. — М, 1957.
  18.  Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. — М., 1981.

  1.  Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.— М., 1981.
  2.  Радынова О.П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — Дубна, 2011.

Электронно-образовательные ресурсы:

О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет.

Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков.

Наглядно-дидактические пособия:

  • Портреты русских и зарубежных композиторов
  • Наглядно - иллюстративный материал:
  • сюжетные картины;
  • пейзажи (времена года);
  • комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты»
  • Музыкальное лото «До, ре, ми»
  • «Лестница»
  • «Угадай колокольчик»
  • «Три поросенка»
  • «На чем играю?»
  • «Громкая и тихая музыка»
  • «Узнай какой инструмент»
  • «Грустно-весело»
  • «Выполни задание»
  • «Слушаем внимательно»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Художественно -эстетическое развитие", образовательному компоненту "Лепка" для группы раннего возраста

Рабочая программа по образовательной области "Художественно -эстетическое развитие", образовательному компоненту "Лепка"...

Рабочая программа по образовательной области Художественно-эстетическое развитие направление Музыка младшей, средней, старшей, подготовительной групп

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников составлена на основе: Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие ( музыка)" для детей от 1,5 до 7 лет

Рабочая  программа  по  реализации  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования МБДОУ "Детский  сад "эврика" г....

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для разновозрастной группы комбинированной направленности (разделы: музыка, рисование, лепка, аппликация)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»для разновозрастной группы комбинированной направленности.(разделы: музыка, рисование, лепка, аппликация)...