Ознакомление детей со свойствами предметов посредством организации музыкальных уголков в группах.
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данном материале описание наполняемости музыкальных уголков , классификация театрализованных игр по возрастам.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей со свойствами предметов посредством организации музыкальных уголков в группах.
При ознакомлении детей с окружающим миром на музыкальных занятиях и в совместной с музыкальным руководителем деятельности выделяются следующие направления работы:
- явления социальной жизни:
- знакомим детей с профессиями, связанные с музыкой (музыкант: пианист, скрипач; композитор, дирижер);
- с социальными институтами: с различными видами театров (театр юного зрителя, музыкальной комедии ), музыкальной школой, музыкальными кружками (танцевальный, вокальный, хоровой) во Дворце культуры поселка Южный, на занятиях школы искусств «Традиция».
- в каждой группе детского сада есть уголок театрализованной деятельности, где дети самостоятельно, совместно с другими детьми и взрослым проигрывают разные события из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
- предметный мир:
- знакомство с музыкальными инструментами. Первое знакомство происходит на занятии (рассматриваем, слушаем звучание, выясняем звукоизвлечение); изучение и закрепление свойств предметов происходит в музыкальных уголках группы (различные по звучанию: пластмассовый и деревянный бубен, барабан, маракасы). Во второй группе раннего возраста 4 вида ударных музыкальных инструментов (погремушки, маракасы, бубны), к подготовительной группе количество увеличивается ( инструменты духовые, ударные, струнные, клавишные) до 15 (металлофон, погремушки, маракасы, треугольник, ложки, барабан; дудочки, саксофоны, гармоники. свирели, детские пианино, аккордион; гитара, незвучащие балалайки, )
Наполняя музыкальный уголок необходимо помнить о том, что все инструменты должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (как возрастным, так и гендерным) для полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослым деятельности. Музыкальные инструменты должны быть разнообразными, связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты которые дети используют дозировано (например, металлофон, и те, которыми дети могут заниматься только под присмотром воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологических норм дошкольного учебного заведения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракас. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и выдавать знакомые детям звуки.
- природа
- репродукции со слушанием музыки, видеоряд природных явлений по сезонам.
Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные.
Категории первой группы общие указывают на такие качеств, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка.
Элементы музыкального уголка не должны:
- провоцировать ребенка на агрессивные действия;
- вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые);
- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В состав критериев другой группы специальные включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
- полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребёнку гибко использовать музыкальные инструменты в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
- применение музыкальных инструментов в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что музыкальные инструменты могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;
- дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что музыкальные инструменты могут использоваться как средство обучения ребенка (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма)
- эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что музыкальные инструменты могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств;
- безопасность. Безопасность использования музыкальных инструментов предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Младший возраст
Содержание музыкального уголка младших групп организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Музыкальные инструменты подбираются чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов.
Средняя группа
В этом возрасте детям интересны предметы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты.
В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. Музыкальные инструменты, прежде всего, должны быть на сравнение по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, звукоизвлечению ), например: саксофоны разного цвета, размера; маракасы разные по форме, изготовлены из разного материала – пластмасса, дерево; на группировку по свойствам ( инструменты изготовленные из разных материалов звучат по разному).
В этой возрастной группе примерно 15% игр предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
Старший дошкольный возраст
При переходе ребенка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную деятельность, самостоятельность, ответственность, инициативу.
Создавать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей музыкальных инструментов (ударным инструментом может быть любой твердый предмет). Музыкальный и театрализованный уголки желательно «разбить» на небольшие микропространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек). Для этой цели также подойдут небольшие ширмы, крупный модульный материал.
Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.
Классификация театрализованных игр по возрастам
Вторая группа раннего возраста
Настольный театр игрушки;
Настольный плоскостной театр;
Плоскостной театр на фланелеграфе;
Пальчиковый театр.
Младшая группа
Настольный плоскостной театр;
Плоскостной театр на фланелеграфе;
Пальчиковый театр;
Театр кукол на столе (театр дисков, цилиндров, конусов,
коробочек, оригами, на палочке, магнитный).
Средняя группа
- Пальчиковый театр;
- Настольный плоскостной;
-Настольный театр игрушки (разнообразный);
-Ложковый;
-Рукавичковый (без большого пальца);
-Театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.
Старшая и подготовительная группы
-Театр ростовой куклы;
-Театр живой куклы;
-Тростевый театр;
-Театр марионеток;
-Театр люди-куклы.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА В ГРУППЕ»
консультация для воспитателей...
Организация музыкального уголка в группе
Рекомендации воспитателю по организации музыкального уголка в группе....
Методическая разработка: Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов для детей средней группы.
Дети внимательно рассматривают предметы: прозрачный, непрозрачный. Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, четко называют слова. С помощью исследовательских действий с предметам...
«Привлечение родителей к развитию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством организации музыкально- дидактических игр»
Федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, ...
Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов для детей средней группы.
Цель: вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности.Задачи:1. Дать элементарные представления:- о качествах предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий;- о свойствах пре...
Консультация для воспитателей по организации музыкальных уголков в группе.
Консультация для воспитателей по организации музыкальных уголков в группе ДОУ....
Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»
Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...