Программа дополнительного дошкольного образования "Топотушки"
методическая разработка по музыке
Программа дополнительного образования «Топотушки» составлена для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на создание условий для развития творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства.
Программа дополнительного образования «Топотушки» составлена с учетом ФГОС ДО, согласно нормативным требованиям к дополнительным программам, содержит все структурные компоненты и строится на основе дидактических принципов: последовательности овладения учебным материалом, доступности обучения. Данная программа рассчитана на обучение сроком до 2-х лет и ориентирована на детей 5-7 лет, имеет художественно-эстетическую направленность. Основными задачами данной являются: приобщать детей к хореографическому искусству, способствовать эстетическому, и нравственному развитию дошкольников; формировать пластику, культуру движения, их выразительность; формировать умение ориентироваться в пространстве; формировать правильную постановку корпуса рук, ног, головы; развивать творческие способности детей, музыкальный слух и чувство ритма, воображение, фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._metod.material_dop_topotushki_2022-2.docx | 72.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №161
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ города Иркутска детский сад № 161 протокол № _1_ от «_31_» _08__2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ города Иркутска детский сад № 161 ___________ Н.А.Кузьмина «_31__» __08____2021 г. |
.
Программа дополнительного дошкольного образования «Топотушки»
Адресат программы: дети 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор программы:
Полищук Елена Валерьевна,
Музыкальный руководитель.
г. Иркутск, 2021г
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования “Топотушки” имеет художественную направленность. Программа предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 5–7 лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет обучающимся творчески самовыразиться, и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации.
Любая хореография связана с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные упражнения, которые дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Особенностью хореографии, современной в частности, является гармоническое развитие всего организма. Вырабатываются навыки в сознательном управлении мышцами тела, устраняются зажимы, развивается музыкальный слух, что дает возможность подчинять свое тело определенному музыкальному ритму. Систематические занятия развивают пластику тела, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность, что является важным для ребенка. Хореография учит логическому, целесообразно организованному и грациозному движению, умению выражать чувства и эмоции с помощью тела.
Занятия танцами позволяют детям научиться красиво двигаться, дать волю фантазии, возможность самореализоваться, научиться раскрепощаться. Атмосфера на занятиях непринужденная, не навязчивая, педагог лишь сопровождает детей, незаметно подсказывая и корректируя ошибки и недоработки, что дает возможность ребенку максимально проявить себя, свои способности.
Хореография оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека, занятия помогают воспитывать характер человека.Занятия хореографией развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.
У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. Дети впервые могут одеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах. Все это, несомненно, содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.
Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий хореографией.
В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому воспитанию.
Программа направлена:
- на приобщение детей 5–7 лет к основам хореографического искусства
- выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей;
- формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца,
- развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства;
- развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей.
Актуальность данной образовательнойпрограммы обусловлена тем, что в настоящее время интерес к искусству хореографии неуклонно возрастает. Появляются новые современные танцевальные стили, которые очень привлекают подростков.Данная программа направлена не только на разучивание хореографических композиций, но и на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по вырабатыванию пластики тела, знакомству с основами актёрского мастерства, развитию способности к импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце.
Занятие хореографией не только учит понимать и создавать прекрасное, но и развивает образное мышление, фантазию, творческое воображение. Хореографическая деятельность в то же время способствует физическому развитию и здоровью детей; воспитывает красоту движений, пластичность тела, правильность осанки, жестов, культуру поведения. В настоящее время велик социальный заказ на образовательные услуги в области хореографии со стороны родителей и детей.
Педагогическая целесообразность образовательной программы направленана создание условий для развития детей основам хореографии, формированиекультуры творческой личности, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Содержание программы расширяет представления обучающихся о танцевальных стилях и направлениях,формирует чувство гармонии, способствует укреплению физического здоровья.
Отличительной особенностьюданной программы является её направленность на формирование у детей широкого спектра умений и навыков в области танцевального искусства. В основе формирования исполнительских способностей лежат два главных вида деятельности обучающихся: изучение теории и творческая практика Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью, ведущим, структурообразующим элементом который является классическая хореографическая подготовка. Другими значимыми элементами являются пластика тела и чувство ритма.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 5–7 лет.
Сроки реализации образовательной программы – 2 года.
Форма обучения –очно.
Режим занятий:
Дети первого года обучения (5-6 лет) занимаются 2 раза в неделю по 25 минут
Дети второго года обучения (6-7 лет) занимаются 2 раза в неделю по 30минут.
Цель программы– гармоничное развитие детей посредством танцевального искусства, черезприобретение базовых знаний, творческих качеств, навыков исполнительства.
Задачи:
Образовательные:
- обучить основам партерной гимнастики;
- поэтапно овладеть основами классического экзерсиса на середине зала;
- обучить простейшим элементам классического, народного и эстрадного танца;
- обучить элементам музыкальной грамоты.
Развивающие:
- развить физические способности, выносливость;
- развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
- развить воображение, фантазию, умение выражать характер музыки;
- развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
- развивать художественно-эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитать интерес к танцевальному искусству;
- воспитать умение ребенка работать в коллективе;
- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.
- Воспитать стремление к достижению высоких результатов и повышению исполнительской культуры.
1-й год обучения (5-6 лет)
предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.
2-й год обучения (6-7 лет)
закрепление азов ритмики и партерной гимнастики, классический экзерсис (постановка корпуса, изучение позиций рук и ног, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного и тазобедренного суставов), постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений.
Содержание 1года обучения
1. Вводное занятие, танцевальные игры на знакомство
Знакомство учащихся с танцевальными играми на знакомство, тренинг.
2. Азбука музыкального движения
Курс ориентирован на детей 1 год обучения.
Теория:Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры. Контрастная музыка: быстрая – медленная, весёлая – грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Такт и затакт.
Практика.Музыкальная структура движения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из колонны в шеренгу и обратно; из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка, конверт (по 5-6 человек на углах и в центре круга в шеренгу). Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой. Танцевальные шаги в образах, например: лисы, кошки, мышки, медведя, птички и др. Дирижерский жест на 2/4, 4/4, 3/4. Выделение сильной доли.
3. Партерная гимнастика
Курс «Партерная гимнастика» проводится на протяжении всей программы с постепенным усложнением программного материала.
Техника исполнения упражнений для развития подвижности стоп, для развития тазобедренного сустава, эластичности мышц бедра, выворотности.
Техника исполнения упражнений для развития гибкости плечевого и поясного суставов, подвижности позвоночника, мышц брюшного пресса.
Упражнения для развития подвижности стоп (натяжение и сокращение стоп; круговые движения; работа стопами по позициям); упражнения для развития тазобедренного сустава, эластичности мышц бедра, выворотности (упражнение «бабочка», упражнение «лягушка»; наклоны в положении «разножка»; упражнение для стоп по 1, 2 позиции).
Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов, подвижности позвоночника («качалка»; «лодочка»; «коробочка»; «кошечка»; «змейка»; наклоны назад в положении лежа и сидя).
Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса (медленный подъем ног вверх в положении лежа; «складочка»; «уголок»; упражнение на верхний пресс; упражнение на нижний пресс).
Упражнения на развитие танцевального шага.
4. Играя, танцуем
Курс предполагает обучение основам актерского мастерства, методом тренингов и игр. Тренинги и упражнения для расслабления мышц (лицо –средоточие «психической мускулатуры»). Этюды на развитие внимания (процесс перерождения внимания из интеллектуального в чувственное), воображение (виды, особенности, сценическое и образное воображение), памяти. Сюжетно-ролевые игры.
5. Основные танцевальные движения
Танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки. Изучение различного вида шагов с руками, находящимися в положении «ладони на талии» (танцевальный шаг с носка; маршевый шаг на месте; шаги на полупальцах; легкий бег с поджатыми ногами; прыжки, подскоки на месте и с продвижением). Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных – плоскостных (шеренга, колонна), объёмных (круг, «цепочка»). Танцевальные этюды.
6. Концертная деятельность. Дети знакомятся с культурой поведения на сцене. На итоговом занятии, дети демонстрируют навыки и умения, освоенные за учебный год. Принимают участие в праздничных программах, посвященных новому году, 8 марта и выпускных.
Содержание 2 года обучения
- Вводное занятие. Техника безопасности
- Инструктаж по технике безопасности:
- Правила поведения на уроке.
- Азбука хореографии и музыкального движения
Теория. Включается весь материал, указанный в программе для первого года обучения. Дополнительно: особенности метроритма, чередование сильной и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши (спортивные, военные), вальсы (быстрые и медленные). Медленные хороводные и быстрые плясовые.
Практика.Изучается и исполняется весь материал, указанный для первого года обучения, затем новый. Акцентировка на сильную долю такта в шагах и дирижерском жесте. Музыкальная структура движения: половинный каданс – полный каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Прослушивание народных мелодий в исполнении оркестров народных инструментов.
- Элементы классического танца
Теория. Повторяются в более, ускоренном темпе упражнения, пройденные за первый год обучения. Подготовительное движение руки. Координация ног, рук и головы в движении. Прыжки – с двух ног на две. Разные этапы прыжка (тан леве соте): подготовка к взлету, толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка.
Экзерсис насередине зала. Постановка корпуса.
Практика Позиции ног Позиции рук. Разучивание элементов классического танца в разных положениях и в разных темпах.
- Элементы народного танца
Теория. Сказки, былины, игры русского народа. Правила народных движений выразительности и танцевальности.
Практика.Русский танец. Подготовительные движения рук. Полуприседания и полное приседание
Плавные и резкие приседания. Знакомство с элементами русского танца. Положение рук, положение ног. Подготовка к началу движения. Элементарные ходы, подскоки, галоп, дробные выстукивания, присядки, «разножка», «Гармошка», «Ковырялочка».
Партерная гимнастика
Усложнение техники исполнения упражнений для развития подвижности стоп, развитие гибкости, укрепление позвоночника, развитие и укрепление брюшного пресса, косых мышц. Развитие и укрепление силы ног и рук.
Упражнения, укрепляющие мышцы спины («День — ночь», «Змейка», «Рыбка»); упражнения, развивающие подъем стопы (вытягивание и сокращение стопы; круговые движения стопой; «Резиночка»); упражнения, развивающие гибкость позвоночника («лодочка»; «складочка»; «колечко»); упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса («ступеньки»; «ножницы»; «Плуг»; «Уголок»); упражнения, развивающие подвижность тазобедренного сустава («Неваляшка»; «Passe' с разворотом колена»); упражнения на растягивание мышц и связок («Боковая растяжка»;«Растяжка с наклоном вперед»; «Часы»), упражнения, укрепляющие мышцы спины («Группировка» «Карандаш»); упражнения, развивающие подъем стопы (разворот стопы из VI позиции в I позицию); упражнения, развивающие гибкость позвоночника («Корзиночка»; «Полумостик»; «Мостик»).
- Ансамбль.Постановочная и репетиционная работа
Разучивание танцевального репертуара. Повторение и закрепление пройденного.
- Участие в фестивалях, конкурсах и культурно массовых мероприятиях
Теория. Знакомство с правилами сценической культуры. Правила поведения на сценической площадке, за кулисами и в зрительном зале.
Практика. Получение сценического опыта через знакомство с различными сценическими площадками. Совершенствование исполнительского мастерства. Исполнение концертно-конкурсных номеров.
- Итоговое занятие.
На итоговом занятии, дети демонстрируют навыки и умения, освоенные за учебный год.
Учебный план
Программа без учебных модулей
- год обучения
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Раздел 1. Вводное занятие, танцевальные игры на знакомство | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 2.Азбука музыкального движения | 22 | 4 | 18 | ||
2.1 | Ознакомление детей с элементами танцевальных движений (ходьба в образах животных: цыплёнок, цапля, утёнок, медвежонок). | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.2 | Ознакомление детей с основными прыжками (зайчик-трамплинный, подскок на одной ножке, кенгуру-поджатый), галоп. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.3 | Ознакомление детей с элементами танцевального бега в образах животных | 3 | 0,5 | 2,5 | |
2.4 | Музыкально пространственные упражнения под музыку: маршировка втемпе и ритме музыки - шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево, вперёд назад. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
2.5 | Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве (упражнения и игры), танцевальные рисунки круг, два круга, линия, колонна, змейка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.6 | Прыжки по диагонали. Ориентирование по залу. Развитие артистизма у детей: упражнения на мимику. Танцевальная импровизация под музыку. Упражнения, этюды и экспромты на заданную и свободную тему. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
2.7 | Изучение позиций рук | 2 | 1 | 1 | |
2.8 | Изучение позиций рук | 1 | 1 | ||
2.9 | Изучение позиций ног | 1 | 1 | ||
2.10 | Изучение позиций ног | 1 | 1 | ||
2.11 | Постановка корпуса | 2 | 2 | Контрольное занятие | |
Раздел 3.Партерная гимнастика | 14 | 4 | 10 | ||
3.1 | Упражнения для развития гибкости шеи | 1,5 | 0,5 | 1 | |
3.2 | Упражнения для эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.3 | Упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.4 | Упражнения для развития растяжки | 1,5 | 0,5 | 1,5 | |
3.5 | Упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья. | 1,5 | 0,5 | 2 | |
3.6 | Упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедер. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.7 | Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и на улучшение гибкости позвоночника. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.8 | Упражнения для улучшения подвижности коленных суставов. | 1,5 | 0,5 | 1 | Контрольное занятие |
Раздел 4. Играя, танцуем | 19 | 19 | |||
4.1 | Игра на развитие внимания | 2 | 2 | ||
4.2 | Игра на развитие координации | 2 | 2 | ||
4.3 | Игры на развитие коммуникативных качеств | 2 | 2 | ||
4.4 | Игры на развитие образного мышления | 2 | 2 | ||
4.5 | Игры на развитие музыкальности | 2 | 2 | ||
4.6 | Рефлексия «Чему мы научились?» | 1 | 1 | ||
4.7 | Игры на развитие внимания | 2 | 2 | ||
4.8 | Игра на развитие координации | 2 | 2 | ||
4.9 | Игры на сплочение | 2 | 2 | ||
4.10 | Игры на развитие эмоциональности | 2 | 2 | Контрольное занятие | |
Раздел 5. Основные танцевальные движения | 9 | 9 | |||
5.1 | Прыжки | 1 | 1 | ||
5.2 | Шаги | 1 | 1 | ||
5.3 | Бег | 1 | 1 | ||
5.4 | Пор Де Бра | 1 | 1 | ||
5.5 | Плие. Релеве. | 1 | 1 | ||
5.6 | Простая ковырялочка | 1 | 1 | ||
5.7 | Основные рисунки | 1 | 1 | ||
5.8 | Простая дробь | 1 | 1 | ||
5.9 | Основные рисунки | 1 | 1 | Контрольное занятие | |
Раздел 6. Отчетная деятельность. | 4 | 2 | 2 | ||
6.1 | Культура поведения на сцене | 2 | 2 | ||
6.2 | Генеральная репетиция | 2 | 2 | ||
Раздел 7. Промежуточная аттестации | 2 | 2 | Открытый урок, отчётный концерт | ||
Итого: | 72 | 11 | 61 |
2год обучения
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.1 | Инструктаж по технике безопасности | 0,25 | |||
1.2 | Правила поведения на уроке. | 0,25 | 0,5 | ||
Раздел 2. Азбука хореографии и музыкального движения | 16 | 4,5 | 11,5 | ||
2.1 | Ознакомление детей с элементами танцевальных движений | 1,5 | 0,5 | 1 | |
2.2 | Ознакомление детей с основными прыжками. Галоп. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
2.3 | Ознакомление детей с элементами танцевального бега в образах животных | 1,5 | 0,5 | 1 | |
2.4 | Музыкально пространственные упражнения под музыку. Маршировка в темпе и ритме музыки - шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево, вперёд назад, | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.5 | Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве (упражнения и игры), танцевальные рисунки круг, два круга, линия, колонна, змейка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.6 | Прыжки по диагонали. Ориентирование по залу. Развитие артистизма у детей: упражнения на мимику. Танцевальная импровизация под музыку. Упражнения, этюды и экспромты на заданную и свободную тему. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.7 | Диагональ, колонна, расходка направо и налево, объединение в пары и в четвёрки, соблюдая при этом дистанции и интервалы. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.8 | Изучение позиций рук и ног. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
2.10 | Танцевальная музыка: марши (спортивные, военные), вальсы (быстрые и медленные). Медленные хороводные и быстрые плясовые русские. | 2 | 0,5 | 1,5 | Контрольное занятие |
Раздел 3. Элементы классического танца | 12 | 2,5 | 9,5 | ||
3.1 | Изучение такта и затакта. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.2 | Растяжка на станке – с pordebras(наклоны корпусом) | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.3 | Постановка корпуса рук, ног, головы на середине зала | 3 | 0,5 | 2,5 | |
3.4 | Упражнения на улучшение гибкости коленных суставов | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.5 | Relive, Рlie, Деми плие и гранд плие | 3 | 0,5 | 2,5 | Контрольное занятие |
Раздел 4. Элементы народного танца | 15 | 2,5 | 12,5 | ||
4.1 | Постановка корпуса рук, ног, головы на середине зала в характере народно - сценического танца. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
4.3 | Полуприседания и полное приседание по 1, 2, 3, и 5-й открытым позициям, плавные и резкие приседания. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
4.4 | Элементарные ходы и проходки, подскоки, галоп, дробные выстукивания. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.5 | Правила народных движений: «Гармошка», «Ковырялочка», «Моталочка», «Веревочка» | 3 | 0,5 | 2,5 | Контрольное занятие |
4.6 | Правила народныхдвижений: | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Раздел 5. Партерная гимнастика | 8 | 8 | |||
5.1 | Упражнения на развитие шага | 1 | 1 | ||
1 | Упражнения на развитие гибкости | 2 | 2 | ||
2 | Упражнения на укрепление позвоночника | 2 | 2 | ||
2 | Упражнения на развитие и укрепление брюшного пресса | 1,5 | 1,5 | ||
3 | Упражнения на развитие силы рук | 1,5 | 1,5 | Контрольное занятие | |
1,5 | Раздел 6. Ансамбль. Постановочная и репетиционная работа | 14 | 3,5 | 10,5 | |
6.1 | Развитие артистизма у детей: упражнения на мимику. Танцевальная импровизация под музыку. Упражнения, этюды и экспромты на заданную и свободную тему. Разучивание обще- развивающих и концертных танцев: | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6.2 | Разучивание танцевального репертуара: 1. | 12 | 3 | 9 | |
Раздел 7. Концертная деятельность, участие в фестивалях, конкурсах и культурно массовых мероприятиях | 4 | 1 | 3 | ||
7.2 | Правила поведение на сцене, за кулисами в зрительном зале. | 1 | 1 | ||
7.3 | Концертно-конкурсные номера | 3 | 3 | ||
Раздел 8.Промежуточная аттестации | 2 | 2 | Открытый урок, отчётный концерт | ||
Итого: | 72 | 14,5 | 57,5 |
Формы занятий:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- практическое занятие;
- игра, праздник, конкурс, фестиваль;
- творческая встреча;
- репетиция;
- концерт, открытый урок.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- фронтальная;
- в парах;
- групповая;
- индивидуально–групповая;
Занятия носят индивидуальный и коллективный характер.
Коллективная форма работы – основополагающая, представляет собой творческий процесс, в котором избираются разнообразные варианты решения исполнительских задач, связанных с выявлением идейно-художественного содержания изучаемого хореографического произведения, его творческим воплощением, а также способствует достижению исполнительского мастерства ансамбля в целом.
Танцевальные произведения из репертуарного плана могут меняться в зависимости от способностей детей, их интересов, творческого видения педагога и детей.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией
возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
Принципы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учетом возможностей ребенка);
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (показ движений педагогом);
- повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных
навыков);
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного
возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.
Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель,
какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью,
уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе широко используется метод аналогий
с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация). Развивается пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного
музыкально-ритмического движения.
В процессе обучения хореографии применяются специфические приемы.
Приемы обучения:
• повтор на принципах подражания;
• сравнение;
• комментирование;
• инструктирование;
• корректирование;
• выявление лучшего исполнителя в данном танцевальном ансамбле;
• исправление ошибок и закрепление материала;
• совершенствование разученного танцевального материала и проверка знаний;
• объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения;
• индивидуальный и фронтальный опрос;
• обращение к образу;
• деление ансамбля на группы;
• разучивание танцевальной лексики в умеренном (более медленном) темпе.
• смена видов деятельности;
• обобщение.
Планируемые результаты
Дети 5-6 лет
По завершении первого года программы дети умеют красиво ходить по кругу на всей стопе, на полупальцах, на пятках, высоко поднимая колени. Исполняют бег, галоп, держат прямо спину, правильно руки на поясе. Дети умеют делать упражнения головой, плечами, корпусом на середине зала под различную музыку, могут выполнять простейшие ритмические упражнения и элементарные танцевальные композиции. Справляются с упражнениями партерной гимнастики, помнят порядок упражнений, различают характер музыкальных произведений, темп, ритм. Дети умеют создавать под музыку образ, участвуя в развивающих играх.
Дети 6-7 лет
По завершении второго года программы детизнают порядок занятия, правильно и четко исполняют выученные комбинации, прыгают под музыку, координируют движения рук и ног. Знают понятия: «круг», «линия», «колонна». Умеют легко перестраиваться, различают «марш», «вальс», «польку». Справляются с нагрузкой партерной гимнастики, исполняют «березку», «коробочку», «лягушку».
Дети умеют анализировать свое исполнение, эмоционально передают образные задания.Принимают участие в танцевальных номерах, умеют вести себя за кулисами и на сцене.
Оценочные материалы
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо
подвергать педагогическому контролю с целью выявления
усвоенных детьми знаний в рамках программы. Формами
педагогического контроля реализации программы выступают:
1. Открытые занятия в конце 1 и 2 годов программы (май) с
приглашением родителей детей;
2. Концертные выступления на праздничных мероприятиях, посвященных Новому году, 8 марта и выпускным.
3. Участие в хореографических фестивалях и конкурсах городского,
областного, всероссийского и международного уровня
Литература
Литература для педагогов
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца- Л.: Искусство, 1983.
- Ваганова А. Я. В 12 Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — СПб.: Издательство «Лань», 2000.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: Учеб.пособие для вузов искусств и культуры.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002
- Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта- М: Искусство, 1989.
- Золотарева А. В., Криницкая Г. М., Пикина, А. Л. З 80 Методика дополнительного образования детей: учебное пособие/ под. ред. А.В. Золотаревой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014.
- Е.В.Конорова Методическое пособие по ритмике, М.: Музыка, 1972
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов – М.: Издательство «Гном-Пресс», 1997
- Лифиц И.В. Ритмика: учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999А.Луговская Ритмические упражнения, игры и пляски – М.: Советский композитор, 1991
- Программа для начальной средней школы. Ритмика и бальные танцы- М.: Просвещение, 1997.
- И.Феофанова Актерский тренинг для детей: АСТ, Астрель; Москва, 2012
- Филирёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», 2001
Литература для детей
- Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис-пресс, 1999- (Внимание дети).
- Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2003
- Майстрова Л.Ф. Хореография, ребёнок и природа. Воспитание
Эмоционально-нравственного отношения к природе детей 6-10 лет по программе «»Экотанцпластика» / Л.Ф.Майстрова. – М.: Издательство ГНОМ.2011
- Слуцкая СЛ. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.: Линка-пресс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Наши руки не для скуки» программа дополнительного дошкольного образования
Развитие мелкой моторики детей посредством творческой деятельности, расширение кругозора и творческого потенциала детей, формирование интереса родителей к развитию творческих способностей детей....
Рабочая программа дополнительного дошкольного образования детей среднего возраста "Весёлый английский"
Дополнительная образовательная программа для дошкольников "Funny English"...
Рабочая программа дополнительного дошкольного образования по художественной направленности «Бумажные чудеса» детей дошкольного возраста (3-4 года)
Программа «Конструирование из бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как аппликация и оригами, дает возможность поверить ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФАНТАЗИИ ИЗ БУМАГИ» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕ – СРЕДНЯЯ ГРУППА
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Осо...
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного дошкольного образования по развитию личности ребенка средствами хореографии и музыкально-ритмических движений для детей дошкольного возраста 4-7 лет «Каблучок»
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ СТЕП-СКАМЕЙКИ В ГРУППАХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
самое главное достоинство степ - аэробики — ее оздоровительный эффект....
Рабочая программа дополнительного дошкольного образования по познавательному развитию «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
Содержание программы представлено следующими разделами: Паспорт ПрограммыПояснительная запискаКалендарно-тематическое планированиеУчебно-методический комплексТребования к уровню освоения ра...