РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ (2 МЛАДШАЯ ГРУППА)
рабочая программа по музыке (младшая группа)

Еин Галина Геннадьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ТУТТИ" (ПОД РЕДАКЦИЕЙ А. БУРЕНИНОЙ, Т. ТЮТЮННИКОВОЙ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ii_mladshaya_gr.docx67.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 "ЖУРАВЛЕНОК"

Г. ЮЖНО-САХАЛИНСК, УЛ. ЧЕХОВА, 170, Т/ФАКС: 71-27-69

e-mail: mbdou8@yuzhno-sakh.ru

Утверждено приказом № 181

заведующего МАДОУ

 «Детский сад № 8 "Журавленок"

_______________С.А. Мигачева

29.08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЕТЕЙ 2-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТУТТИ»

(под редакцией А.И. Бурениной, Т.Э. Тютюнниковой)

Составитель

Еин Г.Г.

музыкальный руководитель

Г. Южно-Сахалинск

2022

Пояснительная записка

Нормативной основой формирования учебного плана являются следующие документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013 № 11008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Приказ  министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  28.09.20 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных  организаций»
  • Тутти.  Программа музыкального воспитания детей под редакцией А.И. Бурениной, Т.Э. Тютюнниковой.

Характеристика содержания образования

В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности № 113-ДС от 08.06.2015, выданной министерством образования Сахалинской области бессрочно, МАДОУ № 8 "Журавленок" реализует основную образовательную программу дошкольного образования

Учебный план для младшей группы

Вид деятельности

Образовательная область

Количество часов в неделю

Подготовительная группа

НОД

Художественно-эстетическое развитие

2

Длительность учебного часа в минутах

15

Пояснительная записка

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности.  В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности.

Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает, как никогда. Поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, развития его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.

Особое значение музыкальное искусство приобретает в вопросах духовно-нравственного воспитания личности, в формированиях таких тонких качеств, как эмпатия, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному.

Сегодня опираясь на данные отечественных и зарубежных исследований, можно говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры. Но и эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь  к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального воспитания, в процессе которого важно открыть каждому ребенку свою дорогу в музыку и с ее помощью запустить развитие тех потенциальных способностей детей, которые не смогут пробудить никакие другие средства педагогического воздействия

Цель программы. Игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.

Основные задачи:

  • Приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);
  • Воспитание интереса и любви к музыке;
  • Развитие эмоциональной сферы, эмпатии;
  • Развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления;
  • Развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
  • Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности и др.;
  • Развитие речи;
  • Развитие движений, ориентировки в пространстве.

К специальным задачам относятся:

  •  - развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности,
  • -  профилактика и коррекции индивидуальных проблем развития средствами музыки (в случае необходимости).

К основным видам музыкально-творческой деятельности традиционно относятся:

  • восприятие музыки.
  • исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, творческое музицирование);
  • музыкально-творческая деятельность (специально организованная импровизация в различных видах исполнительской деятельности);
  • музыкальная познавательная деятельность (освоение элементарных знаний,  формирование основных понятий и представлений о музыкальном искусстве, доступных дошкольникам).
  • восприятие музыки – базовый вид деятельности, поскольку является основой для всех остальных, которые, как правило, используются комплексно в различных игровых формах.

Дидактические принципы построения и реализации Программы

- создание развивающей музыкальной среды (взаимодействие детей со взрослыми, увлеченными музыкой и  понимающими ее значение в жизни ребенка, отбор высокохудожественной музыки, сопровождающей жизнедеятельность ребенка; наличие качественных музыкальных инструментов и игрушек, и др. );

– предоставление возможности каждому ребенку творчески реализовать себя в каждом виде  музыкальной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;

-  создание комфортных условий для музыкального развития детей: каждая встреча с музыкой должна доставлять детям искреннюю радость и удовольствие.

Основные принципы реализации программы музыкального образования детей сформулированы  в соответствии:

-  с современными научными взглядами об основах развивающего обучения в непрерывной сфере образования, формирования  у детей деятельностных способностей;

- с новым  федеральным государственным стандартом  дошкольного образования.

К основным принципам относятся:

- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообрзующих факторов, но и обеспечивающая переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью).

 - принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных видах музыкальной деятельности);

  - научной обоснованности и практической применимости (содержание, формы, методы музыкального воспитания детей, предложенные в данной программе,  обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики);

 - соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (оптимизация содержания музыкального образования, возможность «на малом учить многому»);

  - единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач, (реализуется в соответствии с логикой системы музыкального развития, предложенной данной программой);

- принцип целостности (новые знания  (в т.ч. и о музыке) раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира);

- принцип минимакса (разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными  возможностями);

- принцип вариативности (предоставление детям возможности выбора  степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности);

- принцип творчества (обеспечение возможности  для каждого ребенка приобретения собственного опыта творческой деятельности);

 - принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между содержанием музыкального образования в детском саду и начальной школе);

  - принцип интеграции образовательных областей (музыкально-творческая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач).

 - комплексно-тематический принцип построения  образовательного процесса (реализация настоящей программы предполагает организацию совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических  проектов).

Система занятий по музыкальной  деятельности

Возрастная группа

Продолжительность занятия (мин.)

Объем недельной нагрузки (мин.)

Количество занятий в год

Младшая группа

15

30

74

Примерное планирование работы по музыкальному воспитанию с детьми 3- 4 лет

Неделя

Тема

Цели и задачи занятия

Виды детской деятельности на занятии

Игровой сюжет образовательной ситуации

Используемые на занятии средства (музыкальный и литературный материал, художественные произведения)

1

Неделя радостных встреч и воспоминаний.

Создание психологического комфорта средствами музыкального воспитания. Способствовать адаптации детей к детскому саду.

Коммуникация под музыку, Игры с именами, фамилиями. Пение, музыкально-ритмические упражнения, игровые пляски, хороводы.

Давайте, познакомимся!

Старшие дети приходят в группу к малышам, приглалашают их в музыкальный зал и далее вместе с ними по.т и пляшут, рассказывают стихи, показывают новые игры.

 Песенки про игрушки, зверушки.

 Стихи А. Барто «Игрушки».

Музыкально-ритмические композиции: «Плюшевый медвежонок», «Белочка», и др. по выбору.

2

Неделя маленьких человечков. Звучащие жесты

Социализация детей в младшей группе детского сада. Развитие сенсорных музыкальных способностей: различение контрастов в динамике (громко-тихо,) темпе                                     (быстро-медленно).

Музыкально-ритмические движения, пение, творческое музицирование.

 Заранее приготовлены сюрпризы: спрятаны игрушки, птички на веточках, листики на полянке и т. д.

 Игровое занятие строится на загадках. Сюрпризах.

Стихи, загадки, песенки про осень (по выбору).

Попевки из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной: «Птенчики», «Качели».

 Игра «Птички и Вороны».

Танец с осенними листиками (разучивание). Коммуникативные танцы-игры. Игры с именами. Дидактические игры: «Громко и Тихо», пляска «Поссорились – помирились».

Игра «Эхо» (с хлопками)

3

Щедрые подарки Осени

Расширение представлений об окружающем  мире. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.

Пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, игры-драматизации.

 Осенняя ярмарка.  Дети едут на «машине» на ярмарку,  где много разного товара: фрукты и овощи, платки и бусы, пряники и леденцы.

Катание на «Карусели», сюрпризы вкусные подарки.

 Дополнительно к материалу предыдущей недели: танец «Грибочки». Хоровод «Рябинки», песня-танец «Подсолнушки» (Г.Вихаревой). Подыгрывание на шумовых инструментах ( народные мелодии).

4

 Осенние фантазии

Развитие воображения, творчества в музыкальной деятельности.

Все виды  музыкальной деятельности .

Изобразительная деятельность (аппликация из осенних листьев).

В гостях у  Феи Осени.

Знакомство с осенними красками. Проулка вместе с Осенью по «парку», игры с дождиком и танец с зонтиками.

Стихи, загадки, песенки про осень (по выбору). Хоровод с осенними листьями. Повторение материалы предыдущих недель.

5

Приметы осени

Развитие слухового внимания и памяти, воображения, творчества в музыкальной деятельности.

Все виды  музыкальной деятельности, потешки, стихи, рассматривание иллюстраций.

Прогулка по осеннему лесу с Лесовичком.

 Встреча с лесными жителями. Знакомство с тем, что они делают осенью и  как они готовятся к зиме

Музыкально-ритмические упражнения на различные виды ходьбы. Песни о зверушках ( «Ежик», «Белочка» и др. по выбору).

Пляска «Грибочки», игра с осенними листиками, игра «Прятки с платочками».

6

Неделя грустных деревьев и осеннего настроения

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие способности различать характер музыки (веселый и грустный).

Пение, музыкально-ритмические движения,   слушание,  музыкальные игры.

Грустная песенка осеннего ветра.  Музыкальный рассказ о том, где побывал осенний ветерок и что он повидал.

Песни, стихи, загадки осенней тематики (по выбору).

 Рисование «Грустных» деревьев.

 Импровизация танцев с листьями под минорную музыку.

 Игра «Осенние листики и Дворник».

7

Дождики и зонтики

Развитие эмоциональной  отзывчивости, способности различать контрастный характер музыки.

Все виды  музыкальной деятельности , стихи о загадки про дождик. Изобразительная деятельность (рисование или аппликация).

Веселая прогулка с зонтиком. Обыгрывание сюжета сказки                           М. Сутеева «Под грибком»

Песенка-танец «Дождик».

Повторение материалы предыдущих недель.

Импровизации движений персонажей сказки «Под грибком».

8

Осенний праздник

Закрепление представлений об осени с использованием музыкального и литературно-художественного материала.

Совместная музыкально-игровая деятельность детей и взрослых (родителей и педагогов).

В гостях у волшебницы Осени. Музыкальные загадки Осени: «Дождик», «Солнышко».

 Осенние сюрпризы.

 Выставка осенних подарков ( из овощей и природного материала).

 Исполнение любимых песен, стихов, танцев, игр и хороводов осенней тематики (знакомый репертуар – по выбору). Исполняется совместно детьми и взрослыми.

 

9

Магазин игрушек

Развитие музыкальных сенсорных способностей: различение контрастной динамики, тембровой окраски звука.

Пение, музыкально-ритмические движения. Элементарное музицирование, загадки. Потешки, стихи об игрушках.

Прогулка в  магазин «Детский мир». Отгадывание  музыкальных загадок: где какая игрушка».

Песни про игрушки : «Плюшевый медвежонок». «Мячик», «Кукла», «Бобик» «Машина», «Самолет» и др.

 Пляска- игра с куклами.

Игра «Зеркало», «Колпачок» и др.

10

Праздник первой снежинки.

Развитие ритмического слуха – умения двигаться в соответствии с метроритмической пульсацией.

Движение, шумовой оркестр.

Сказка –фантазия о первой снежинке.

 Снежинка и ее подружки. Рисование белых снежинок на темном фоне.

Слушание песни в исполнении педагога: «Первый снег». Импровизация движений с ленточками  в образе Снежинок (музыка по выбору).

 11

Неделя темноты и фонариков

Художественное познание окружающего мира. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Пение, слушание музыкально-ритмические движения, изобразительная деятельность.

Дети укладывают своих куколок спать, напевают им колыбельные песни.

 Когда куколи «спят» - исполняют танец с фонариками (звездочками).

Слушание  и подпевание колыбельных песен (по выбору). Танец с фонариками. Исполнение на шумовых инструментах  простейших ритмов.

Игра со звоночками.

12

Здравствуй, гостья Зима!

Художественное познание окружающего мира. Эмоциональное развитие.

Слушание музыки. Импровизация движений под музыку,  шумовой оркестр, пение.

«В гости к нам идет сама

раскрасавица Зима».

Зимние забавы( санки, лыжи).  Дети рассказывают, за что мы любим зиму. Импровизации под музыку (показывают. Что они любят делать зимой).

Слушание песен о зиме (в исполнении взрослых – по выбору).

 Пение  и инсценирование песни «Зима» М. Красева.

 Танец-игра «Саночки» ).

13

Неделя веселых Снеговиков

Развитие воображения, творчества в музыкально-ритмической деятельности.

Пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, аппликация.

Веселые Снеговики пришли в гости к детям. Игры в прятки со Снеговиками, хоровод вокруг Снеговика, аппликация на полу (лепим Снеговиков разных размеров).

Песни о Зиме, зимних забавах (по выбору).

 Импровизация движений – пантомима «Лепим Снеговиков».

 Танец Снеговиков (по выбору).

14

Где ты, Дедушка Мороз?

Развитие речи, координации движений с музыкой.

Движение, пение, игра.

Ожидание встречи с Елкой. Дети получают письмо от Деда Мороза и начинают готовиться к его приходу, разучивают новогодние хороводы.

Песни. Хороводы, пляски по выбору музыкального руководителя.

15

Неделя ожидания встречи с  Елкой.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Все виды  музыкальной деятельности. Аппликация и рисование.

Подготовка к встрече с новогодней Елки: рассматривание новогодних игрушек, ожидание чуда.

слушание  и совместное со взрослым исполнение песен про новогодний праздник, повторение хороводов и плясок. Изготовление новогодних открыток вместе с воспитателем.

16

Праздник новогодней Елки

Создание праздничной атмосферы, развитие эмоций, знакомство с традицией празднования Нового Года.

Все виды музыкальной деятельности. Игры-аттракционы.

Игровой сюжет по сценарию.

Исполнение музыкально-игрового  репертуара в соответствии со сценарием (по выбору педагогов).

17

Воспоминания о Елке (обыгрывание новогоднего утренника).

Развитие творческой активности детей в различных видах музыкальной деятельности.

Пение, образное движение, шумовой оркестр, изобразительная деятельность.

В гости к Снегурочке: обыгрывание сюжета новогоднего праздника (в соответствии со сценарием и пожеланиями детей).

Исполнение знакомых песен, хороводов, плясок вместе со Снегурочкой (по выбору педагога и пожеланиям детей).

18

Сказки зимнего леса

Развитие воображения, творчества в музыкальной деятельности.

Озвучивание стихов, образное движение, пение.

Прогулка по зимнему лесу. Встреча с лесными зверями: зайчиком, лисичкой. Белочкой.

Музыкально-ритмические композиции: «Белочка», «Пляска Зайчиков». Музыкальные загадки: «Ворона», «Волк», «Воробушки» и др. Импровизация движений под музыку.

19

Неделя зимних забав и веселья.

Развитие музыкальных сенсорных способностей (закрепление понятий: высоко- низко, громко - тихо, быстро- медленно).

Музыкально-ритмические движения, игры, пение, элементарное музицирование

Прогулка по зимнему парку: холодно-жарко.

Встреча с Белочками, игры с птичками.

Музыкально-ритмические композиции: «Птички Вороны», «пляска зайчиков», «Белочка».

Повторение знакомых песен зимней тематики (по желанию детей). Рисование следов птиц на снегу.

Игра на шумовых инструментах по показу педагога .

20

Неделя ожидания весны

Развитие творческой активности детей в различных видах музыкальной деятельности.

Фольклорные игры и заклички, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.

 Изобразительная деятельность.

В гостях у Петрушки.

Музыкальные загадки, импровизация плясовых движений, танцы по показу Петрушки, игра на шумовых музыкальных инструментах.

Весенние заклички, «Веснянка» - слушание песен в исполнении взрослого и подпевание.

Повторение любимых плясок, подыгрывание простейших ритмов на шумовых музыкальных инструментах.

 «Портрет Петрушки» - аппликация.

21

Праздник деревянной ложки

Развитие эмоциональной сферы, творческой активности в различных вилах музыкальной деятельности.

Детский музыкальный фольклор.  Ритмические игры, пение, элементарное музицирование.

В гости к малышам приходят дети старшей группы. Приносят в подарок деревянные ложки и показывают,  как они умеют на них играть.

 Пляски старших детей с малышами, совместное музицирование на ложках ( народные мелодии).

Музыкально-ритмические композиции: «Разноцветная игра», «поросята», «Птички и Вороны». Поддержка ритма – игра на ложках ) «Ах вы, сени», «Подлянка» и др. народные мелодии).

 Пение знакомых песен (по выбору).

22

Неделя звонких капелей

Развитие музыкальных сенсорных способностей ( различение разных тембров, закрепление понятий: высоко- низко, громко - тихо, быстро- медленно).

Все виды  музыкальной деятельности, изобразительная деятельность, музыкальные игры.

В гостях у грустных Снеговиков.

Снеговики рассказывают детям, прочему они грустные, прочему носы «.повесили».

Слушании и пение песен весенней тематики ( по выбору). Хоровод «Веснянка»- разучивание.

Изображение грустных Снеговиков (аппликация или рисование).

 Музыкально-ритмические движения: «Воробушки»», прыжки по лужам.

23

Неделя улыбок и сюрпризов для мамы

Эмоциональное развитие детей, воспитание активности в различных видах музыкальной деятельности.

Все виды  музыкальной деятельности, изобразительная деятельность, музыкальные игры.

Ожидания Маминого праздника: готовим музыкальные подарки для мам.

Слушание и пение песен: «Пирожки» ( А.Филиппенко), «Вот какая мама» (И.Пономарева).

Повторение музыкально-ритмических композиций: «Разноцветная игра», «Птички и Вороны». «Поросята».

24

Праздник мам

Эмоциональное развитие детей, воспитание активности в различных видах музыкальной деятельности,  воспитание умений выступать перед родителями.

Все виды  музыкальной деятельности, изобразительная деятельность, музыкальные игры.

Игровой сюжет по сценарию .

Исполнение знакомого музыкального репертуара в соответствии со сценарием.

25

Встреча Весны

Развитие музыкально-сенсорных способностей, формирование элементарных певческих навыков (учить петь протяжно, пропевая все слова).

Все виды  музыкальной деятельности, изобразительная деятельность, музыкальные игры.

К детям в гости приходит Весна и приносит весенние подарки: «Солнечные лучики», первые цветочки, зеленые веточки.

Танец с цветами («Вальс» А.Жилина), танец с зелеными веточками ( музыка по выбору).

Повторение знакомых песен о весне.

 Игры с музыкальными инструментами «Угадай. На чем играю?).

26

Неделя веселых веснушек

Воспитание интереса к пению, подведение к самостоятельности исполнении  песен и простейших плясок.

Все виды музыкальной деятельности

К детям приходит Весна и проводит своих помощниц – Веснушек (девочки старшей группы). Вместе со старшими детьми малыши исполняют песни, пляски игры весенней тематики.

«Веснянка»  (украинская нар. песня)- повторение,

«Птенчики», «Качели» из «Музыкального Букваря Н.Ветлугиной.

Прятки с платочками                     (муз Б. Хорошко),

Игры и пляски по выбору.

27

Праздник одуванчиков

Воспитание эмоциональной отзывчивости, умения выразить в движениях настроение, темпоритм.

Все виды музыкальной деятельности. Изобразительная деятельность.

Снова в гостях у детей Весна. Только на этот раз она пришла в гости  м Одуванчиками.

Загадки. Стихи, пляски и игры с одуванчиками.

Песня о весне (по выбору). Танец или игровое упражнение с цветами (по выбору).

Рисование ( или аппликация) – поляна одуванчиков.

Импровизация танца с одуванчиками.

28

Ожидание Лета

Воспитание устойчивого интереса к пению и движению, умения самостоятельно начинать и заканчивать песню (пляску).

Все виды музыкальной деятельности. Изобразительная деятельность.

К детям прилетают Птички рассказывают последние новости: скоро к нам придет Лето.  Птички рассказывают детям, какое оно – лето.

Слушание и разучивание песен, хороводов, плясок летней тематики. Импровизированные пляски с цветами.

Рисование летней полянки (коллективная работа).

Подвижные музыкальные игры (по выбору).

29

Здравствуй,  Лето!

Воспитание устойчивого интереса к пению и движению, умения самостоятельно начинать и заканчивать песню ( пляску). Расширение музыкально-игрового опыта.

Слушание, пение, элементарное музицирование, музыкально-ритмические движения.

К детям приходят Лето, приносит летние подарки: первые ягоды, цветы, летний дождик.

Песни, хороводы, пляски летней тематики.

 Импровизация пляси «Ягодки». Игра «Солнышко и дождик».

 Коллективная аппликация: землянички на поляне.

30

Неделя прощания с выпускниками детского сада

Воспитание умения взаимодействовать с детьми старшего дошкольного возраста в музыкальных видах деятельности.

Совместные танцы, игры, музицирование со старшими детьми.

Дети приходят в гости к старшим дошкольникам, которые дарят им свои игрушки. Проводятся совместные пляски и игры.

«Разноцветная игра», «Птички и Вороны», «Найди себе пару» - совместное исполнение музыкально-ритмических композиций.

Инсценирование песен на стихи А.Барто «Игрушки» (музыка Е. Зарицкой или другая по выбору).

31

Неделя любимых сказок

Развитие способности к импровизации движений в соответствии с игровым образом.

Слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.

Изобразительная деятельность

К детям приходят Сказочница и приносит им волшебную книгу Сказок.

 Дети выбирают любимые сказки («Колобок», «Теремок» и др.) . Сказочница загадывает загадки , дети отгадывают и создают игровой образ персонажей под музыку.

Слушание песенок в исполнении воспитателя  «Колобок» «Теремок».

 Импровизации музыкально-игровых образов сказочных персонажей: Зайка, Лисичка, Мишка и др.

Коллективная аппликация: иллюстрация к любимой сказке ( по выбору).

32

Неделя летних развлечений

Воспитание устойчивого интереса к пению и движению, расширение музыкального кругозора, воспитание творческой активности

Все виды музыкальной деятельности

Прогулка по летнему лесу. Встреча с лесными жителями (Белочкой, Зайчиком, Лисичкой. Мишкой).

 Музыкальные загадки. Прятки –догонялки с игровыми персонажами.

Повторение любимого репертуара: «Белочка», «Бобик», «Заинька» и др.

«Пляска зайчиков» ( музыка М.Спадавеккиа), хороводы «»Мы на луг ходили» А.Филиппенко. «Игра с платочком» (народная». «Кто у нас хороший» Ан. Александрова и др.

33

 Музыкальные посиделки с родителями

Подведение итогов работы за год

Все виды музыкальной деятельности. Игры-аттракционы.

Приходят Ряженые, приносят подарки: деревянные игрушки. Ленточки. Платочки, пряники.  Бублики, ложки расписные.

Взрослые вместе с детьми исполняют песни и пляски с разными атрибутами.

Пляска с платочками, с ленточками, игра на деревянных ложках (подыгрывание русской нар. мелодии –  по выбору).

 Совместное с родителями исполнение знакомых песен и хороводов.

Ряжение  (детали русских костюмов – юбочки. Фартуки, картузы для мальчиков). Импровизация плясок с родителями.

34

Неделя летних забав и веселья.

Воспитание устойчивого интереса к пению и движению, расширение музыкального кругозора, воспитание творческой активности

Все виды музыкальной деятельности

Взрослые вместе с детьми исполняют песни и пляски с разными атрибутами.

Народные игры.

35

Неделя веселых шариков

Воспитание устойчивого интереса к пению и движению, расширение музыкального кругозора, воспитание творческой активности

Все виды музыкальной деятельности

Взрослые вместе с детьми исполняют песни и пляски с шариками.

Танцы, игры с шарами.

36

Неделя бабушкиных посиделок

Воспитание эмоциональной отзывчивости, умения выразить в движениях настроение, темпоритм.

Все виды музыкальной деятельности

К детям приходят Сказочница и приносит им волшебную книгу Сказок.

 Дети выбирают любимые сказки («Колобок», «Теремок» и др.) . Сказочница загадывает загадки , дети отгадывают и создают игровой образ персонажей под музыку

Импровизации музыкально-игровых образов сказочных персонажей: Зайка, Лисичка, Мишка и др.

37

Матрешкина неделя

Воспитание устойчивого интереса к пению и движению, умения самостоятельно начинать и заканчивать песню ( пляску). Расширение музыкально-игрового опыта.

Все виды музыкальной деятельности

Приходит Матрешка, приносит подарки: деревянные игрушки. Платочки,  ложки расписные.

Взрослые вместе с детьми исполняют песни и пляски с разными атрибутами.

Коллективная аппликация: Матрешкины платочки.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В содержание блока по музыкальному развитию включены основные виды музыкальной деятельности:

  • пение,
  • музыкально-ритмическое движение,
  • восприятие музыки,
  • игра на детских музыкальных инструментах,
  • театрально-игровое творчество.

Восприятие музыки

Средствами развития являются музыка, речь, движение в их различных сочетаниях. Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия, игра, интерес к новому. Педагог создает необходимые условия для получения детьми удовольствия от музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает. Восприятие музыки. Восприятие музыки пронизывает все виды музыкальной деятельности в детском саду, т.к. является фундаментом музыкального развития в любом возрасте, в том числе и дошкольном. Оно присутствует в музыкально-ритмическом движении, пении, музицировании, музыкальных играх, слушании музыки вне движения и игры. Поэтому от качеств музыкального восприятия детей зависит успех музыкального воспитания в целом. Основная задача развития способности слушать музыку: воспитание интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости на яркие, образные произведения, доступные детям данного возраста. Восприятие музыки детьми 3-4 лет вне движения и игры возможно лишь в очень ограниченных временных и образных рамках: дети могут слушать музыку, спокойно сидя на стульях не более 15-20 секунд. Произведения для этого вида деятельности должны быть короткими (1-2 строчки нотного текста), яркими и выразительными («Киска плачет», «Курочка», «Ежик», «Дождик»).  Слушание коротких сюжетных и образных песенок в исполнении педагога является необходимой и доступной формой работы над развитием музыкального восприятия в данном возрасте. Текст, поясняющий смысл выразительных средств, нужен детям на данном этапе становления музыкального восприятия.

Примерный репертуар по слушанию музыки:

  1. Д.Б. Кабалевский. «Ежик»;
  2. А. Рубах. «Воробей», у
  3. кр. нар. песня «Курочка»;
  4. В.Л. Витлин. «На лошадке»;
  5. М.В. Мильман. «Лиса»;
  6. Г.Г. Галынин. «Зайчик», «Медведь»;
  7. Г.С. Фрид «Мишка»;
  8. С.А. Разоренов. «Утенок и утка»;
  9. А.Т. Гречанинов. «Моя лошадка», «Весельчак»;
  10. Ю.С. Забутов. «Храбрый заяц»,  «Муравьишки», «Белочка», «Дятел», «Лягушата»;
  11. В.П. Герчик. «Про козу»,
  12. сл. П.И. Кагановой; Г. Левкодимова. «Два петушка»,
  13. сл. И. Найденовой; В.П. Герчик. «Серенькая кошечка»,
  14. сл. И. Найденовой; М.Р. Раухвергер. «Пляска Петрушки».

Пение.

Дети 4-го года жизни часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной (кантиленной) мелодией в умеренном темпе (русская народная песня «Петушок», «Зима» М.И. Красева и др.). Педагог учит детей петь естественным голосом, в удобном диапазоне (как правило, это ре-ля первой октавы). Наиболее удобны для развития певческого голоса народные песенки и игры (русские, украинские, чешские, словацкие), а также детские песенки Е.Н. Тиличеевой, Т.А. Попатенко, А.Д. Филиппенко, попевки из «Музыкального букваря». Поскольку в 3-4 года у большинства детей еще есть проблемы с дикцией, важно уделять внимание развитию артикуляции. С этой целью проводятся голосовые игры, артикуляционная гимнастика. Педагог побуждает детей пропевать все слова, а не только отдельные слоги.

Основной репертуар по пению:

  1. колыбельные песни,
  2. русские народные потешки («Ладушки», «Кто у нас хороший» А.Н. Александрова),
  3. попевки из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной;
  4. «Маленькие песенки» Е.Н. Тиличеевой;
  5. «Птичка», муз. М.Р. Раухвергера, сл. А.Л. Барто;
  6. «Воробей», муз. В.П. Герчик, сл. А. Чельцова;
  7. «Петушок», русская народная прибаутка, обр. М.И. Красева;
  8. «Цыплята», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной;
  9. «Бобик», муз. Т.А. Попатенко, сл. Н. Найденовой;
  10. «Серенькая кошечка», муз. В.Л. Витлина, сл. Н. Найденовой;
  11. «Лошадка», муз. М.Р. Раухвергера, сл. А.Л. Барто;
  12. «Листочки», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Е.Д. Макшанцевой;
  13. «Санки», муз. М.И. Красева, сл. О.И. Высотской;
  14. «Зайчик», русская народная прибаутка в обр. Г.Г. Лобачева;
  15. «Елочка», муз. Н. Бахутовой, сл. М. Александровой;
  16. «Дед Мороз», муз. А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной;
  17. «Веснянка», украинская народная песня, обр. С. Полонского.

Музыкально-ритмические движения и детское игровое творчество

Задачи музыкально-ритмического воспитания:

  • развивать у детей способность передавать в пластике музыкально-игровой образ (зайчики, мишки, куклы, самолетики и др.), используя разнообразные виды движений: основные, общеразвивающие, танцевальные, имитационные, пантомимические и др.
  • формировать первоначальные двигательно-пластические навыки, навыки сюжетно-образного импровизированного движения;
  • развивать слуховое внимание: умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, умение выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом, динамикой музыки по показу взрослого и самостоятельно;
  • учить различать музыкальные жанры: песня, марш, танец – и показывать это в движениях;
  • формировать у детей правильную осанку;
  • развивать первоначальные навыки ориентировки в пространстве (двигаться по кругу и врассыпную, становиться парами лицом друг к другу и спиной, стайкой);
  • побуждать исполнять простейшие парные и круговые пляски, хороводы, ритмические композиции по показу взрослого;
  • развивать игровое творчество в музыкальном движении, создавать условия для эмоционального и выразительного самовыражения детей в музыкальных играх, этюдах и плясках.

Примерный репертуар:

  • «Поросята» (муз. Ф. Черчилля),
  • «Танец зайчиков» (муз. М. Спадавеккиа),
  • «Чебурашка» (муз. В.Я. Шаинского),
  • «Плюшевый медвежонок» (муз. В.И. Кривцова),
  • Игра «Птички и Вороны» (муз. А. Кравцович),
  • «Лошадка» (муз. Н.С. Потоловского), «Танец с платочками» (муз. Б. Хорошко), «Пружинки», «Ах вы, сени» и др.

Задачи музицирования с инструментами:

  • при прослушивании развивать основы интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами, тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок;
  • развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсации (в умеренном темпе), формировать телесные ощущения выразительных средств музыки через движение и игру: музыкальных темпов (быстро – медленно), контрастной динамики (громко – тихо), контрастной звуковысотности (высоко – низко), контрастных ладов (мажор – минор);
  • знакомить с небольшими произведениями народной и классической музыки в форме совместного музицирования (спонтанное подыгрывание на шумовых инструментах таких музыкальных пьес, как, например, полька, марш, танец);
  • развивать базовое чувство метра и ритма через речевое музицирование с движением (ритмическая декламация потешек со звучащими жестами, инструментами, прохлопывание ритма слов, имен) – подражание по показу педагога с речевой поддержкой;
  • развивать начальные навыки элементарной импровизации на инструментах в форме игр звуками: помогать исследовать звуковые и исполнительские возможности шумовых инструментов – «гром», «дождик», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идет», «зайчик скачет», «барабан с маракасом поспорили», «барабан что-то сказал зайчику» и т.п. – подражая педагогу;  
  • помогать озвучивать стихи и сказки (инструментами, артикуляционными звуками).

Музыкальный материал:

русский народный потешный, игровой, календарный и сказочный фольклор, польки, марши, танцевальные мелодии (в двухдольном размере).

Основные приемы работы с материалом:

  • подражание, совместная игровая деятельность с педагогом: имитации «эха» и др. звуков,
  • творческое исследование,
  • игры звуками,
  • подыгрывание,
  • свободное манипулирование инструментами.

Мониторинг эффективности музыкального воспитания детей 2-ой младшей группы

Требования ФГОС ДО принципиальным образом отличаются от требований ФГТ к диагностике образовательного  процесса и его результатов.  Очевидно, что объективную диагностику результатов воспитания и развития детей в музыкально-художественной деятельности, основанную на полностью верифицируемых данных, создать практически невозможно, поскольку нельзя  количественно измерить творческий рост личности. «Объективная оценка целостного результата образования есть требование нереалистическое, поскольку процедуры измерения несовершенны и зависят от индивидуальной интерпретации» (Гусинский 1994, с. 116). Однако объективная оценка  образовательного процесса и может быть реализована на основе системы  наблюдений за проявлениями детей в различных регламентированных и нерегламентированных  образовательных  ситуациях.

 В связи с этим предлагается диагностика  условий реализации программы по музыкальному воспитанию, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Главным условием является готовность педагога к творческому сотрудничеству с детьми, его профессиональная компетенция как педагога-музыканта,  а также его профессионально-личностная ориентация на достижение программных целей и результатов.

Необходимым условием является также  понимание и поддержка коллектива педагогов учреждения, согласование целей и ценностей в педагогической работе с детьми и их родителями.

Важным  условием успешной реализации программы является создание развивающей музыкально-предметной среды:

  - наличие специально оборудованного пространства для организации образовательных ситуаций с включением различных видов музыкально-художественной деятельности;

- наличие  качественных музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, дидактических пособий и др.

 - наличие театральных костюмов и атрибутов, необходимых для театрализованных игр  и музыкально-ритмической деятельности.

В  основе диагностики  образовательного процесса   - приоритетная актуализация коммуникативной, гедонистической, прагматической и компенсаторной функций музыки в данном типе образовательной ситуации. Это предполагает особую расстановку акцентов при отборе  принципов и показателей успешности педагогического процесса. Эти показатели принципиально  не фиксируют  уровень музыкальных знаний, умений и навыков, поскольку такого типа проверочные тесты хорошо известны педагогам-практикам и их результаты не всегда корректны (особенно в дошкольном возрасте).

Показатели диагностики процесса музыкально-творческой деятельности с детьми описаны в виде ситуаций, которые могли бы характеризовать ее как успешную. В этой связи педагогический процесс можно считать эффективным, если:

  • удалось создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения всех участников музицирования;
  • дети активно участвовали в творческом музицировании,  предлагали собственные идеи, что обогатило содержание деятельности и способствовало достижению нового качества совместной творческой работы;
  • удалось попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходилось прибегать к принуждению;
  • удалось избежать манипулирования детьми и осуществить задачи образовательной ситуации на основе взаимодействия с ними;
  • совместное музицирование доставило  всем воодушевляющее удовлетворение.

Предлагаемые  принципы оценки характера образовательного процесса на основе  творческого музицирования выдвигают на первый план не технологическую эффективность музыкального воспитания, а  его гуманистическую направленность.

 В соответствии требованиям ФГОС ДО важно видеть целевые ориентиры  музыкального развития детей дошкольного возраста. Предлагаем наиболее важные и универсальные показатели.

  1. Воспитание любви и интереса к музыке. Ребенок:

1.1. Проявляет ярко выраженный интерес к музыке, различным видам музыкальной деятельности.

1.2.  Охотно начинает пританцовывать и хлопать в ладоши, когда звучит музыка.

1.3. Во время музыкального занятия проявляет устойчивую непроизвольную заинтересованность.

2. Развитие музыкальных способностей.

А) Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку. Ребенок:

2. 1. Реагирует на контрастные характеры в музыке различным спонтанным движением (радостно – грустно).

2. 2. Имеет выраженную непроизвольную реакцию на заинтересовавшую его музыку.

2. 3. Может отразить в движении простейшие музыкальные образы: Киска, Зайка, Медведь, Петрушка, Снежинка и т.п.

Б)  Развитие восприятия музыки. Ребенок:

2. 4. Различает контрастные выразительные средства музыки (лад, динамика, регистр, тембр) и умеет отражать их в импровизированном движении и других исполнительских формах.

2. 5. Слышит равномерную метрическую пульсацию и может отразить ее в хлопках, игре на музыкальных инструментах, движении.

В) Развитие вокально-хоровых навыков. Ребенок:

2. 7. Любит слушать пение; любит подпевать взрослому.

2. 8. Поет легко, негромким голосом в умеренном темпе в пределах возрастного диапазона.

2. 9. Узнает песни, может спеть и поет их с удовольствием

Г) Развитие музыкально-ритмических навыков. Ребенок:

2.10. Любит двигаться под музыку.

2. 11. Выполняет простейшие общеразвивающие и образные движения по показу и самостоятельно.

2. 12. Владеет элементарными плясовыми движениями и навыками ориентировки  («на себя» и «от себя»).

Д) Развитие музыкально-творческих способностей. Ребенок:

2. 13. Радостно откликается на возможность образного импровизационного движения.

2. 14. Способен самостоятельно выбрать и играть на музыкальных инструментах импровизированно в оркестре, при озвучивании стихов, сказок.

2. 15. Участвует в инсценировании простых песен.

На основе показателей музыкального развития детей, конкретизированных для каждого возраста, педагог может разработать индивидуальный образовательный маршрут, подобрать специальный музыкальный репертуар (например, подбор песен в соответствии  с диапазоном голоса детей), и т.д.

  • пользуясь обобщенной диагностикой, педагог может определить:
  • музыкально и творчески одаренных детей, которых можно рекомендовать к дальнейшему специальному обучению музыке;
  • воспитанников, у которых наблюдаются проблемы эмоционального и музыкального развития, что может быть связано с наличием проблем со здоровьем. В этом случае необходима консультация специалистов.

Список литературы

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7. – СПБ.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
  2. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти. Программа музыкального воспитания детей 3-7 лет. – СПБ.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
  3. Тутти. Комплект репертуарных сборников (сборники детских песен, музыки для слушания, танцев, игр, сценариев детских утренников и развлечений) / Под. Ред. А.И.Бурениной, Т.Э.  Тютюнниковой. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
  4. Тютюнникова Т. Э. Крошечная музыка. Маленькие шедевры. Пособие по слушанию музыки в 2-х книгах. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2013.
  5. Тютюнникова Т.Э.  Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей: Учеб-метод. Пособие. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2013
  6. Тютюнникова Т.Э. «Доноткино», «Потешные уроки», «Суп из колбасной палочки», - СПб.: Рж «Музыкальная палитра». 2011.
  7. Тютюнникова Т.Э. «С миру по песенке». В 2-х книгах. Сценарии занятий о культурах мира. - СПб.: Рж «Музыкальная палитра». 2013.
  8. Тютюнникова Т.Э. Веселая шарманка. Пособие по шумовому оркестру. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2013.
  9. Тютюнникова Т.Э. Конспекты занятий: «Всюду музыка живет»,  «Звездная дорожка». – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра». 2012.
  10. Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом, или полет в другое измерение. - СПб.: Рж «Музыкальная палитра». 2014.
  11. Тютюнникова Т.Э. Пособие по пению: «Ушки на макушке», «Песенки-бусинки» - СПБ.: РЖ «Музыкальная палитра», 2013.
  12. Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры для детей. - СПб.: Рж «Музыкальная палитра». 2014. 
  13. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста.  СПб.  2008.
  14. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии педагогическая помощь.  М.  2008.
  15. Захарова И.Ю. Танцы как метод лечебного воздействия // В сб.: «Особый ребёнок», вып.4. М. 2001.
  16. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Метод. пособие.  М. 2008.
  17. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие.  М. 2008.
  18. Стребелева Е. А.(под редакцией)  Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания 2-е изд.  М.  2004.
  19. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития.  Cпб.  2006.
  20. Шипицына Л. М., Казакова Е. И , Витковская A. M.  Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот:  Социально-эмоциональные проблем. СПб. 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию вторая младшая группа.

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию...

Диагностика по музыкальному воспитанию второй младшей группы №7

Диагностика по музыкальному воспитанию второй младшей группы №7...

Диагностика по музыкальному воспитанию второй младшей группы №8

Диагностика по музыкальному воспитанию второй младшей группы №8...

Перспективное планирование по музыкальному воспитанию 1 младшая группа

Перспективное планирование по музыкальному воспитанию 1 младшая группа...

Рабочая программа музыкального руководителя. Первая младшая группа

Рабочая программа первой младшей группы на 2018-2019 учебный год. Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) и расчитана на один год обучения....

Рабочая программа музыкального руководителя. Вторая младшая группа.

Рабочая программа второй младшей группы на 2018-2019 учебный год. Предназначена для детей 3-4 лет и расчитана на один учебный год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ (1 МЛАДШАЯ ГРУППА)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ЛАДУШКИ"                      ...