"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по музыке
Упражнения на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста | 93.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Музыкально-ритмические игры направлены на развитие: эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения. Музыкальное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивает музыкальную память, слух.
В музыке под понятием «ритмичность» можно понимать следующее: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуют красочные ритмичные рисунки.
Предлагаемый дидактический материал объединяет музыкально - дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
«Веселые подружки»
Цель: развитие чувства ритма.
Демонстрационный материал: плоские фигурки сказочных персонажей их картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать матрешки.
Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
«Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки (матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка и Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в руки кубики, отхлопать ритм ладошками или притопать ногами. Ритмы также могут демонстрироваться детям по музыкальному сопровождению).
«Имена»
Музыкальный руководитель говорит о том, что имя человека можно произнести по - разному. Например: «Лена, Леночка». Детям предлагается по очереди произнести свое имя, одновременно хлопая в ладоши. А в ласковой форме будут говорить все дети, хлопая по коленкам. Ребенок: «Маша» (два раза хлопает в ладоши). Все дети: «Машенька» (одновременно хлопают по коленкам три раза).
«Повтори ритм»
Цель: развитие чувства ритма детей.
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит педагог и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
«Дирижер» (замри)
Задачи: Учить детей ритмично двигаться, ритмично аккомпанируя себе на шумовых музыкальных инструментах. Закреплять умение чётко реагировать на смену музыкальных фрагментов. Развивать двигательную координацию, согласовывая свои движения с движениями ведущего.
Атрибуты: дирижерская палочка.
Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия «Мы в «замри» играть все любим,
Будем прыгать и скакать.
Дирижер сегодня будет
Всем нам палочкой махать.
На него мы поглядим и движенья повторим
1-2-3 – замри!»
Дирижер – ребенок с дирижерской палочкой в сторонке дирижирует. Дети двигаются произвольно, стучат в такт музыке шумовыми муз.инструментами.
На слово «замри» Дирижер сам замирает, показывая позу детям. Дети повторяют позу Дирижера. Далее Дирижер выбирает понравившегося ребенка, передает дирижерскую палочку. Игра повторяется.
«Веселые ладошки»
Цель: развитие чувства ритма детей.
Дети прохлопывают, повторяют на металлофоне ритмический рисунок вслед за педагогом.
«Веселые лягушата».
Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:
У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.
Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.
Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!
Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках. Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.
«Киска, брысь!»
Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте, навык заканчивать движение с окончанием текста.
Ход игры:
Киска, киска, киска, брысь! (Дети грозят пальчиком)
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет, (шагают на месте)
Через киску упадет!
Бах! (приседают)
Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано - дети приседают.
«Тень-тень»
Цель. Развивать у детей чувства ритма, любовь к народному творчеству.
Ход игры. Для развития у детей чувства ритма была продумана театрализованная игра:
- Дети разучивают текст народной песенки потешки;
- Дети одновременно поют и тихонько постукивают ложками, отмечая хлопками ритмический рисунок;
- Пение по ролям, где взрослый выступает в роли автора, а дети – герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь, коза);
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялись блохи!
И у нас не плохи:
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!
Похвалялся коза!
Всем я выкалю глаза.
Каждый ребенок простукивает деревянными ложками свою роль.
- пение по ролям, но роль исполняют ложками. Я детям объясняю, что голосок
“спрятался”, деревянные ложки “поют вместо него”;
- вся песня от начала до конца поется деревянными ложками;
- когда ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками;
- с помощью «веселых» инструментов исполняют ритмический рисунок песни «Тень– тень».
«Колпачок и палочка »
Задачи: Совершенствовать лёгкий танцевальный бег по кругу. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.
Атрибуты: Колпачок, палочка.
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
"На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом,
Будет палочка стучать, а ладошки повторять.
И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом,
Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!"
Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка.
1. Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону. Водящий стоит.
2. Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши.
3. Дети два раза хлопают и говорят «Повернись!»
Водящий прыжком, опираясь на палочку, поворачивается на 180 %, и так 3 раза, когда дети говорят «Покажи!», водящий поднимает двумя руками перпендикулярно палочку, указывая на какого – либо ребенка. Поскольку колпачок закрывает глазки, водящий не видит на кого показывает, игра приобретает достаточный интерес у детей.
Ребенок, на которого указала палочка выходит. Сам, или с помощью педагога снимает колпачок, затем берет палочку, становится Водящим. Игра повторяется.
«Паровоз»
Задачи: закрепить навык дробного шага с продвижением вперед. Развитие воображения и творческие способности детей.
Чух, чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колесами стучу, верчу,
Садитесь скорее,
Прокачу: чух, чух!
Ход игры:
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях.
Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с
ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту – ту!»
«Тра-та-та» Русская Народная потешка
Задачи: Развитие крупной моторики, координации движений.
Тра-та-та! Тра-та-та!(Дети хлопают в ладоши)
Вышла кошка за кота!
За кота Котовича, (делают шлепки по коленям двумя руками одновременно)
За кота Петровича! (Делают шлепки по коленям двумя руками поочередно)
Методические рекомендации Текст произносится медленно ритмично, на распев. В первой строке хлопки в ладоши приходятся на каждую сильную долю: \тра - та- \та и т. д.
«Начинаем перепляс»
Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.
Ход игры:
Музыканты, веселей! На проигрыш ритмичные хлопки
Барабанов не жалей!
Раз, два, три!
Три, два, раз! Большой пальчик здоровается с указательным, средним, безымянным и в обратном порядке.
Начинаем перепляс! «Пружинка»
Начинаем перепляс! Топают в ритм музыки
Собирайтесь, плясуны,
Бегемоты и слоны,
Зебры, ежики, еноты – «Пружинка»
Все, кому плясать охота,
Все, кому плясать охота! Топают в ритм музыки, в конце 2 коротких хлопка.
«Мы танцуем буги - вуги»
Цель: развитие координации движений, умения двигаться в такт музыке.
Ход игры:
И.п. стоя в кругу, руки вдоль туловища, ноги вместе, выполняют движения в соответствии с текстом
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед, и немножко потрясем.
Мы танцуем Буги-Вуги (твист на месте)
Поворачиваясь в круге (поворот вокруг себя)
И в ладоши хлопаем вот так (хлоп-хлоп)
Буги-Вуги, О’кей! (дети идут в центр круга)
Буги-Вуги, О’кей! (дети идут из центра круга)
Повторить 2 раза. Далее ведущий предлагает взять другую руку, ногу, ухо, пятку и т.д.
«Медведь и зайцы»
Описание игры:
Все дети — «Зайки», один — «медведь». «Зайки» сидят на стульях (в норках) у стены, «медведь» помещается в одном из углов комнаты (в берлоге). Под польку дети выпрыгивают из «норок» и двигаются по всей площадке, подражая разным движениям зайцев: бегают, прыгают на двух ногах. С началом пьесы «Медведь» - из «берлоги» выходит «медведь» и ходит по площадке, тяжело переваливаясь. «Зайцы» при появлении «медведя» убегают в свои «норки».
В игре может быть и другое распределение детей: 5-6 «медведей», остальные «зайки», а можно разделить группу пополам 0 на «зайчиков» и «медведей». В последнем варианте выделите «мать-зайчиху» и «медведицу». «Зайцев» можно расположить в «норах» группами (по 3-4 человека) в разных местах комнаты. Иногда следует повторить музыку «зайцев» или «медведей» два раза подряд, чтобы дети внимательно прислушивались к началу мелодии. Предварительно разучите с детьми движения «зайцев» и «медведей». При повторном проведении игры следите, чтобы роли у детей менялись.
«Не зевай».
Цель: научить детей воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.
Ход игры: Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Педагог может ставить перед детьми различные задачи:
- точно воспроизводить ритмическую формулу, после чего передавать соседу музыкальный инструмент;
- чередовать громкое и тихое исполнение;
- менять поочередно приемы исполнения на музыкальных инструментах.
Текст песни: Раз-два-три, не зевай! Поиграл – передай!
Раз – два-три, не спеши, как играть научи.
«По тропинке».
Цель: Закреплять способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках. Развивать ритмический слух детей.
Ход занятия: Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш отстукивают ритмический рисунок, который задает педагог.
Текст песни: 1. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.
Ежика в лесу найдем, ежика найдем! (играют на маракасах)
2. По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем.
Зайчика в лесу найдем, зайчика найдем. (играют на ложках)
3. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.
Мишку мы в лесу найдем, Мишку мы найдем. ( играют на бубнах)
«Аист и лягушата»
Цель: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.
Ход игры:
Скачут, скачут лягушата - лягушата прыгают на двух ногах в произвольном направлении
Скок-поскок, скок-поскок.
Скачут бойкие ребята-
Прыг на кочку, под листок.
Аист вышел на болото - лягушата выполняют «пружинки», аист ходит вокруг
Погулять, погулять.
Прячьтесь живо, лягушата, - лягушата приседают и не шевелятся
Чтоб не смог вас отыскать! - аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся.
«Маленькая Фея»
Задачи: Выразительно передавать характер музыки. Учить творчески использовать знакомые танцевальные движения.
Атрибуты: Цветок, шапочка Феи
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
«Маленькая Фея кружится, танцует!
Веточкой чудесной волшебство рисует!
Кому на плечо цветок упадет,
Тот с Феей в кружок танцевать пойдет!
Что же, Феечка, давай!
Ребятишек выбирай!»
Девочка - «Фея» с цветком импровизирует под музыку, на окончание дотрагивается цветком до сидящих или стоящих в кругу детей, выбранные дети танцуют вместе с Феей. Далее выбирается новая Фея.
«Дождик»
Цель: организация двигательной активности детей
Задачи: развитие чувства темпа и ритма, музыкально – ритмических движений, воображения.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках и поют:
«К нам на длинной мокрой ножке
Скачет дождик по дорожке,
В лужице смотри, смотри,
Он пускает пузыри»
Ребёнок – дождик скачет на одной ноге по центральной линии зала, затем ритмично выполнят полуприседания («пружинки»). В правой руке он держит колокольчик, к которому прикреплён пучок синих полосок, изображающих дождик. (Полоски можно изготовить из прозрачного полиэтилена голубого цвета).
Далее педагог говорит:
«Один, два, три, четыре, пять, попробуй мальчиков догнать!»
Мальчики встают со стульчиков и убегают от дождика, он догонят их и пытается «намочить», то есть прикоснуться пучком полосок. Те, кого дождик «намочил», садятся на стульчики. Игра продолжается, пока звучит музыка.
Примечание:
Чтобы дети могли свободно, не наталкиваясь друг на друга бегать, желательно, чтобы убегающих было не более 5-6 человек, поэтому можно дать задание:
«Один, два, три, четыре, пять, попробуй Сашу, Колю, Ваню, Серёжу и Диму догнать!». Детям, как правило, такое задание очень нравится.
Если игра проходит на празднике, и дети исполняют какие - либо роли, может прозвучать задание:
«Один, два, три, четыре, пять, попробуй белочек догнать!»
«Веселые строители»
Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов.
Ход игры: дети стоят по кругу или врассыпную лицом к педагогу.
Внимательно слушают и выполняют движения по тексту.
Заработала пила - «пилят», держа в руках воображаемую ручку от пилы
И пошли у нас дела
Пилим, пилим и поем
И ничуть не устаем.
На проигрыши - кружатся «топотушкой»
2.
Колем, колем топором - «колют дрова», держа воображаемый топор
Мелкие дровишки
Будут строить птичкам дом
Наши ребятишки.
3.
Молоточки, тук, да тук - стучат кулачком по кулачку
Гвозди забиваем
Мы для птичек строим дом
Птичкам помогаем.
4.
Птички, вам уже пора - машут руками наверху, зовут птичек
Справить новоселье
Прилетайте к нам сюда
Будет вам веселье
Проигрыш – бегут по кругу, машут крыльями, изображая птичек.
«Кого встретил колобок?»
Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах
(высоком, среднем, низком ).
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание, какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке, и выбрать соответствующую картинку.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.
Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.
Игровая цель: Угадать первым.
«Кто в домике живет?»
Программное содержание:
Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии.
Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком), например, «Кошка» (Александрова). Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» (Левкодимова) в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.
«Осенние листья»
Цель: закрепление знаний по темам «Осень», «Деревья осенью»
Задачи: развитие внимания, памяти, слуха и голоса, образование притяжательных прилагательных.
Ход игры:
В зале на полу лежат осенние листья с разных деревьев (можно использовать настоящие листья, либо листья, изготовленные из картона)
Дети спокойным шагом в ритме музыки ходят по залу в разных направлениях между листьями («гуляют по лесу») и поют:
«Мы в лесу осеннем весело гуляем,
Листья собираем, все деревья знаем»
Дети останавливаются, продолжают петь, поочерёдно отводя правую и левую руки в стороны («показывают на деревья»):
«Вот берёза, вот осина,
Тополь, клён, дубок, рябина».
Хлопают в ладоши в ритме музыки и поют:
Раз, два три, листочек подними»
«Игра с колокольчиками»
Цель: Выразительно передавать движениями характер музыки: легко, ритмично бегать, звенеть колокольчиком. Точно реагировать на окончание музыки. Проявлять выдержку, волю.
Ход игры: Дети стоят в кругу, в правой руке колокольчик. В центре круга воспитатель.
Такт 1-8 - дети бегут вправо по кругу, воспитатель влево. В конце музыки поворачиваются лицом в круг.
Такт 9-12 - звенят колокольчиками.
Такт 13-16 - кружатся, с окончанием музыки кладут колокольчик на пол.
Такт 17- 24 повторяют движения 1-8 тактов. С последним аккордом быстро берут колокольчик. Кто остался без колокольчика становится ведущим.
Методические указания: Игру можно использовать на новогоднем утреннике, как игру с Дедом Морозом.
«Веселые ложки»
Ход игры: Дети сидят на стульчиках и выполняют движения с ложками под русскую народную песню
Музыка А:
1-я фраза – стучат ложками справа четвертными нотами.
2-я фраза - стучат ложками слева четвертными нотами.
Музыка Б:
1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
Музыка А:
1-я фраза – стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.
2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.
Музыка Б:
1-я фраза – движение «тарелочки» четвертями.
2-я фраза – хлопки (две восьмые – справа, две восьмые – слева, 2 хлопка четвертями перед собой).
Музыка А:
1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.
2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.
Музыка Б:
1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
«Сороконожка»
Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.
1.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
- Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5.И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)
«Большие и маленькие»
Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
- Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.
Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.
Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.
Игровая цель: Угадать первым.
«В лесу»
Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.
-Как по лесу у нас У него соседи - А на ветке птичка,
Зайка прыгает сейчас. Бурые медведи. Птичка – невеличка!
СТАРШАЯ ГРУППА
МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Подготовительная работа: подбор ударных инструментов (бубен,
колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и др.), а также
сюжетов сказок.
Цель: активизация интереса детей к различным видам
инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие
фантазии и тренировка памяти.
Ход игры:
дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.
* Каждый участник игры представляет свой инструмент.
* Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают
инструмент, подходящий по звучанию каждому герою
сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.
Например: Карабас-Барабас - бубен,
Буратино – ксилофон,
Мальвина – колокольчик,
Пьеро – треугольник,
Артемон – трещотка на сильную долю такта.
* Текст сказки озвучивается.
* Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).
«ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ»
Цель: развитие чувства ритма.
Демонстрационный материал: плоские фигурки сказочных персонажей их картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать матрешки.
Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Ход игры:
фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
«Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки
(матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка,
Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и
хотят вас научить.
Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический
рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в
руки кубики, отхлопать ритм ладошками или притопать ногами. Ритмы
также могут демонстрироваться детям на фортепиано).
«ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ»
Цель: развитие чувства ритма.
Демонстрационный материал: большая кукла, разрисованная в русском
стиле (высота 65 см). Одна рука прикреплена так, что может двигаться
вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик так, чтобы он стучал по
краю сарафана.
Ход игры:
«Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте (звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза»).
Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взят в
руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.
«ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА»
Цель: научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна,
металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство.
Музыкально-дидактический материал: музыкальные инструменты.
Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы,
белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».
Ход игры:
дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову
шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.
«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут
погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание
металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не
обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!»
Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной
последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим
инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.
«К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ»
Цель: развивать чувство ритма.
Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка). Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры:
«Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в
дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши.
Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.
«ЗАЙЦЫ»
Цель: развивать чувство ритма.
Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).
Ход игры:
Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.
«ПЕТУШОК»
Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.
Игровой материал: большой и маленький петушок.
Ход игры:
Спеть песню «Петушок». Во время пения показать жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти – более длинным движением тоже вправо. Ребенок поет вместе со взрослым и показывает шаг маленького петушка коротким движением руки, а шаг большого петушка –длинным движением.
«БЕЛОЧКА»
Цель: развивать чувство ритма.
Ход игры: проговорить с детьми слово «БЕ-лоч-ка». Прохлопать в ладоши, по коленям ритм. Выложить на фланелеграфе цепочку из
картинок и ритмично проговорить названия игрушки.
«ТУК-ТУК, МОЛОТКОМ»
Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.
Ход игры:
выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.
Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта. «Строитель» и дети стараются стучать так же.
Тук- тук, мо - лот - ком
мы по – стро - им но - вый дом.
Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.
Как усложнение:
1) и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую
партию по строчкам песни;
2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й –
палочкой по треугольнику.
«ПЕРЕДАЙ РИТМ»
Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры:
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.
Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.
«КРУЖОЧКИ»
Цель:
Ход игры: музыкальный руководитель показывает детям, что большие
кружки обозначаются «ТА», а маленькие – «ти-ти». Он выкладывает
кружочками 2-3 ритмических рисунка. Дети проговаривают слоги,
прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах.
РИТМО – РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«КОЗЕЛ»
Цель: учить распределять внимание, слышать метроритмическую
пульсацию.
Описание:
дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» И.Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой, изображая козла. Перед игрой повторяются слова и образные движения (ритмично выполнять притопы и покачивания головой). Затем перейти к распределению действий подгрупп.
Козел сердит, козел молчит,
Он копытами стучит,
Бородой своей трясет,
Никак капусту не найдет.
«ДОЖДИК: КАП!»
Цель: развитие умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног.
Описание:
Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д.
Птица: кар, кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.
Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверх
Мама: ах, ах, ах! Качают головой.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.
«НЕБО СИНЕЕ»
Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.
Описание:
Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.
В не-бе пе-се-нки зве-нят,
Все ре-бя-та вверх гля-дят:
Мно-го в не-бе пти-чьих стай,
По-то-му что ме-сяц май.
Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.
«КАПЕЛЬКИ»
Цель: развивать точность выполнения словесной инструкции.
Описание:
назначаются дети капельками, остальные – сопровождают их действия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М.Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается стихотворение.
Дождь по крыше заплясал,
Капельками застучал:
Вот одна, а вот другая,
Третья, пятая, восьмая.
Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками и др.
«СТОЛЯРЫ»
Цель: развивать ритмизированную речь.
Описание:
дети стоят в трех колоннах и выполняют имитационные действия поочередно, проговаривая ритмизировано текст.
Будем дружно мы играть,
Столяров изображать:
И пилить, и строгать,
Гвозди крепко забивать.
Под ритмичную музыку действия выполняются одновременно. Затем
меняется порядок играющих в колоннах. Или одна выполняет, а другая
– подбадривает ее хлопками на сильную долю.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!»
Цель: учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и ритма в двигательных реакциях.
Описание:
под музыку «Физкультурный марш» М.Раухвергера дети выполняют динамические движения. На нечетные такты двигаются бодрым шагом вперед, считая вслух: «Раз, два, три, четыре!» На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.
«ПРЫГ, ПРЫГ, СКОК!»
Цель: развивать ритмическую память, метрическое чувство.
Описание:
ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу. Дети, взявшись за
руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложение.
На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на
которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед. До кого «зайчик»
допрыгнет, тот становится на его место в центр круга. Игра продолжается.
Что ты, заинька, сидишь?
Что ты, заинька, молчишь?
Раз прыжок, два прыжок!
Прыг, прыг, скок!
«ТРАКТОРА»
Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.
Описание:
дети под текст выполняют движения ритмично.
Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим
шагом
Из колхозного двора
Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в
круг
Будем землю пахать, выделяют ударные слова
Будем рожь засевать, сильным притопом
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить.
«ЩЕЛК – ЩЕЛК»
Цель: развивать чувство ритма в сочетании с музыкой, уметь согласовывать движение руки и речи.
Описание:
дети выполняют движения под слова потешки.
Щелк. Правой рукой щелчок.
Щелк. Левой рукой щелчок.
Хлоп. Правой рукой по правому колену.
Хлоп. Левой рукой по левому колену.
Щелк. Правой рукой щелчок.
Щелк. Левой рукой щелчок.
Хлоп - хлоп. Хлопки перед собой.
Все повторить 2 раза.
Раз, два, три, четыре, пять. Ладошки соединить,
пальчики здороваются.
Щелк. Щелчок двумя руками.
Хлоп. Хлопок перед собой.
Щелк. Щелчок двумя руками.
Все повторить два раза.
Здравствуйте, здравствуйте, все пальчики здороваются
Здравствуйте, с большим по очереди.
Р – р – р! Круговые движения руками.
Все повторить два раза.
«НЕ ЗЕВАЙ!»
Цель: развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить
повторяющийся ритмический рисунок.
Оборудование: бубны по количеству детей.
Описание:
дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» А.Александрова музыкальный руководитель называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмическим проговариванием слов «Не зевай!» остальными детьми.
«ЗИМА»
Цель: развивать чувство ритма, координацию слова и движения.
Описание:
зимушка-зима нас радует своими играми и забавами. Дети
выполняют ритмичные движения под следующие слова:
Ух! Ух! Ух! «тарелочки»
Мчатся сани хлопки справа, слева в ритме
музыки
Во весь дух. 2 раза топают
Ух! Ух! Ух! «тарелочки»
Снег под горкой хлопки в ритме музыки
Словно пух. 2 хлопка над головой.
«МЫ НОГАМИ ТОП - ТОП»
Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.
Описание:
дети выполняют движения под слова песни на музыку
М. Гоголевой
Мы ногами топ-топ, топают
Мы руками хлоп-хлоп, хлопают
Мы глазами миг-миг, подмигивают
Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики
Раз – присели, два – привстали, пружинка
Раз, два, приставной шаг влево
Раз, два приставной шаг вправо
Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над
Головой
«ТУК-ТУК»
Цель: развивать чувство ритма, речь под сопровождение.
Описание:
мы с вами отправимся на железнодорожный вокзал. Дети, вы любите кататься на поезде? Присаживайтесь, давайте все вместе покажем, как стучат колеса.
Игра проводится сидя по полу.
Правая рука. Левая рука.
Тук. (Стучат по полу по - очереди 2 раза) Тук.
Тук. (Стучат по коленям по - очереди 2 раза) Тук.
Справа. Слева.
Тук-тук-тук. (Стучат по полу двумя руками) Тук-тук-тук.
Правая рука. Левая рука.
Тук. (Стучат по полу по - очереди) Тук.
Глубоко вздохнуть, руки втянуть вперед и на выдохе произнести
У-у-у…
Упражнение повторить сначала.
«МУХИ И ПАУК»
Цель: развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и движения под музыку.
Описание:
в соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в
ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и
притопы (см. ноты ниже).
На паркете восемь пар –
Мухи танцевали.
Но, увидев паука,
В обморок упали.
«УХ, ЛОЖКИ!»
Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках с
музыкальным сопровождением.
Описание:
дети стоят в кругу. Звучит музыка Ф.Шуберта «Экосез». Они
выполняют движения с ложками:
такт 1-4 - хлопают в ладоши поочередно (цепочкой), соблюдая ритмический рисунок.
Такт 5 – пятый ребенок в кругу делает два шага вперед.
Такт 6 - хлопает два раза в ладоши.
Такт 7 – два шага назад.
Такт 8 – хлопает один раз в ладоши.
Дальше упражнение выполняют дети, стоящие следующие по кругу.
«НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС»
Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.
Описание:
звучит музыка М. Соснина (см. ноты ниже). Дети выполняют определенные движения.
Музыканты, веселей! На проигрыш ритмичные хлопки
Барабанов не жалей!
Раз, два, три!
Три, два, раз! Большой пальчик здоровается с
указательным, средним, безымянным и
в обратном порядке.
Начинаем перепляс! «Пружинка»
Начинаем перепляс! Топают в ритм музыки
Собирайтесь, плясуны,
Бегемоты и слоны,
Зебры, ежики, еноты – «Пружинка»
Все, кому плясать охота,
Все, кому плясать охота! Топают в ритм музыки, в конце 2
коротких хлопка.
«ПАРОВОЗ»
Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.
Описание:
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги слегка согнуть в коленях.
Музыкальный руководитель предлагает отправиться в путешествие. При произношении текста потешки дети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа к концу игры. Темп произносится очень ритмично, четко.
Чух, чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте не хочу!
Колесами стучу, стучу,
Садись скорее,
Прокачу: чух, чух!
«ПОЙМАЙ СНЕЖИНКУ»
Цель: развивать двигательно – слуховую координацию, ладовый слух.
Формировать умение ритмически выделять музыкальное
предложение.
Описание:
Под музыку Г.Пахульского «Мечты» (или любой вальс на выбор) дети легко двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинку» ритмичным ударом ладошки.
«ХОЛОДНО – ТЕПЛО»
Цель: учить переключать слуховое внимание с ощущением сильной доли на последовательное чередование сильных и слабых долей в двухдольном размере.
Описание:
Дети стоят в свободном построении. На звучание русской народной песни «Полянка» дети хлопают руками по телу внизу («в холодную воду») со словом «Ой!» на ударную долю с 1-8 такты.
На другие такты – «в горячую воду» со словом «Ай!» поочередно на сильную и слабую долю хлопают вверху.
Игровую ситуацию можно изменить: хлопки на притопы («сильные и слабые брызги»).
«ЗАИНЬКА – ЗАЯЦ»
Цель: учить переключению слухового внимания с метрического акцента на ровные длительности восьмых в двухдольном размере.
Описание:
Дети стоят в кругу и держат в руках кубики. Пропевая четко текст, выделяют голосом сильные доли каждого такта, одновременно ударяя кубиком о кубик. С окончанием фраз нужно спрятать кубики за спину.
Зайка, зайка, заинька,
Под кустом сидит.
Зайка, зайка, заинька,
Под кустом дрожит.
Зайка, зайка, заинька,
Под дождем промок.
Зайка, зайка, заинька,
Спрятаться не мог.
«ОВОЩИ»
(авторская разработка М.Картушиной)
Цель: развивать двигательную и слуховую координацию.
Описание:
Дети стоят по кругу и выполняют движения по тексту:
Плавно идет капуста (шагает с носочка).
Важно шагает помидор (шагает на всей стопе).
Осторожно идет редиска (ходят на носочках).
Легко бежит горошек (легкий бег).
Не спеша, вышагивает репка ходьба на пятках).
Вприскочку спешит морковка (делает поскоки).
Маршируют молодцы-огурцы (марш по кругу).
Модницы морковки
Взяли по обновке (стоя на месте, делают повороты).
«ЕДУ, ЕДУ»
на основе русской народной потешки
Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст потешки, исполняя ее ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах.
Описание:
Музыкальный руководитель Еду, еду к бабе, к деду.
Дети (недоверчиво) К бабе, к деду.
Музыкальный руководитель (утвердительно) К бабе, к деду.
Музыкальный руководитель На лошадке, в красной шапке.
Дети В красной шапке.
Музыкальный руководитель В красной шапке по ровной
дорожке, на красной ножке.
Дети По ровной дорожке.
Музыкальный руководитель На одной ножке.
В старом лапоточке, по кочкам
Дети В старом лапоточке
Музыкальный руководитель По кочкам
все прямо и прямо, а потом вдруг-
бух!!!
Все вместе И в яму!!!
«МЕДВЕДЬ»
стихотворение И. Токмаковой
Цель: развивать координацию речи и движения.
Описание:
Как на горке – снег, снег, (дети скрипят маленькими мешочками,
изображая снег).
И под горкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь. (Дети шумно вздыхают и выдыхают
воздух).
Тише, тише… Не шуметь… (Поворачиваются друг к другу, держат
указательный палец у закрытого рта – тссс).
«ЕЖИК И БАРАБАН»
Стихотворение Г.Виеру
Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя
его ритмический рисунок на барабане.
Описание:
С барабаном ходит ежик, бум-бум-бум!
Целый день играет ежик, бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно, бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум!
И удары раздавались, бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, бум-бум-бум!
1вариант. Дети стоят в кругу, проговаривают текст и ударяют по большому барабану в центре круга.
2 вариант. Дети ударяют по маленьким барабанам.
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«ЗАЙЦЫ И ЛИСА»
Цель: развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.
Ход игры:
дети – «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса.
Звучит мелодия М. Красева «Зайцы и лиса»
Такт 1-2 – зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева.
Такт 3-4 - три раза подпрыгивают на двух ногах.
Такт 5-8 – повтор движений.
Такт 11-12 – поднимаются и смотрят на лису.
Такт 13-16 – повтор движений 1-4 такта.
Такт 17 – Два раза гладят правое ухо.
Такт 18 – два раза гладят левое ухо.
Такт 19-20 – вертят «хвостиками».
Такт 21-22 – прыгают.
Такт 23-24 – кружатся.
Такт 25-31 – зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).
Такт 32 – лиса вскакивает и догоняет зайцев.
«КАРУСЕЛИ»
Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.
Ход игры:
Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихов.
При знакомстве с игрой текст произносит взрослый, а при повторении игры – дети. Бег можно продлить, повторив слово «побежали».
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Еле-еле, еле-еле медленная ходьба
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом, ходьба с ускорением
Все бегом, бегом, бегом.
Побежали, побежали бег на носках под ритм слов
Побежали, побежали…
Тише, тише, не спешите, движения замедляются и
Карусель остановите, дети останавливаются,
Раз-два, поворачиваются лицом к центру,
Раз-два, кладут ленту на пол.
Вот и кончилась игра.
«КОЗЕЛ»
Цель: учить распределению внимания.
Ход игры:
Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть музыки «Полька» И.Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:
Козел сердит, козел молчит,
Он копытами стучит.
Бородой своей трясет,
Никак капусту не найдет.
Следует предварительно научить всех детей ритмично выполнять притопы и покачивания головой. Затем распределить действия подгрупп. Игра проводится со сменой заданий играющих.
«ЕСЛИ НРАВИТСЯ ТЕБЕ!»
Цель: развитие координации движений, ритмичности.
Ход игры:
Дети по тексту выполняют ритмичные движения руками (хлопки,
щелчки, шлепки), ногами (прыжки, кружения).
Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то и другому покажи,
Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!
Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!
Если нравится тебе, то и другому покажи,
Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!
Далее меняется слово, обозначающее движение. Дети поют: «шлеп – шлеп» и шлепают по коленям, затем поют «топ – топ» и делают два притопа правой и левой ногами.
В последнем куплете все движения повторяются в строгой последовательности:
Хлоп, хлоп! Щелк, щелк!
Шлеп, шлеп! Топ, топ!
Текст может изменяться таким образом:
Если весело живется, хлопай так!
Если весело живется, хлопай так!
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, хлопай так!!!
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУЛЬЧИКИ»
Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры:
Стулья стоят по кругу, на каждом – музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, а дети его повторяют.
С началом игры один стул убирают.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«ТРИ МЕДВЕДЯ»
Цель: развитие чувства ритма.
Демонстрационный материал: плоские фигурки медведей,
раскрашенные в русском стиле.
Раздаточный материал: карточки с изображением трех медведей и
кружочки.
Ход игры:
«Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Ответ детей).
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время вернулись медведи домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку?» (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел). Музыкальный руководитель выводит фигуру медведя. «Как идет мишка? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку». (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение).
«ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ»
Цель: развитие чувства ритма.
Демонстрационный материал: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода на бархатной бумаге.
Раздаточный материал: карточки (30х9 см) и три полоски из картона:
широкие (3х6 см) – долгий звук, узкие (1,5х 6 см) – короткий.
Ход игры:
«Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю.
Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет
пароход на фланелеграф). Вот так!» (Изображает на фортепиано
ритмический рисунок). Дети отхлопывают ритм и выкладывают его
полосками у себя на карточках.
Также игра проводится и с паровозом.
«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»
Цель: научить детей различать танцевальные жанры, совершенствовать музыкально-ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления.
Музыкально-дидактический материал: «Вальс» А.Аренского; «Полька»
Ц.Кюи; «Травушка-муравушка» р.н. мелодия; «Заинька» р.н.п. в обр.
Н.Римского-Корсакова; «Чебурашка» В.Шаинского.
Раздаточный материал: пять картонных карточек (10х30 см) и 15 кружочков из картона. На каждой карточке изображено по три картинки, условно обозначающие жанры танцевальной музыки (вальс, польку, народную пляску, современный танец, характерный танец).
Ход игры:
дети сидят за столами. Перед ними лежат по 1-й карточке с изображениями танцующих пар или персонажей сказок и по три фишки.
1 вариант. «Сейчас вы услышите танцевальную музыку и должны будете угадать, какая из картинок в вашей карточке ей соответствует. Если это вальс – закройте картинку с изображением крутящейся девочки, если это- полька – картинку с изображением танцующей пары, если народная пляска – картинку с изображением хоровода, если это характерный танец – фишку с изображением сказочного персонажа.
Далее музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение (или включает грамзапись). По окончании игры хвалит детей и по желанию они танцуют любой из услышанных танцев.
2 вариант. Дети разделяются на пять команд: «Мальвина», «Буратино», «Чебурашка», «Зайчик», «Матрешка» и размещаются в разных местах комнаты.
Первая команда танцует под звуки вальса («Вальс» А.Аренского), вторая – польки («Полька» Ц.Кюи). Третья – сюжетного танца («Чебурашка» В.Шаинского). Четвертая – характерного танца («Заинька» р.н.м. в обработке Н.Римского-Корсакова), а пятая – народной пляски («Травушка-муравушка» р.н.п.). Музыкальный руководитель неоднократно исполняет произведения в разной последовательности. По окончании звучания их игра завершается соревнованием в ловкости: какая команда быстрее займет исходное положение.
«ПРОГУЛКА»
Цель: формировать умение детей определять длительности, выкладывать их в ритмические рисунки.
Демонстрационный материал: листы бумаги, карандаши, карточки с
нотами разных длительностей и нарисованными в разных
вариантах.
Ход игры:
Детям даются разнообразные задания. А именно:
1. Нарисуйте одну дорожку с четвертными длительностями, другую – с
восьмыми.
2. Ребенок делает равномерные шаги и произносит слоги: «та», «та».
Один – на каждый шаг. Можно одновременно хлопать в ладоши.
3. Произнести по карточке длительности на слоги: «ТА» - длинные,
«ТИ» - короткие.
«СОСУЛЬКИ»
Цель: развивать чувство ритма.
Ход игры:
Дети делятся на три группы по пять человек в каждой.
Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап, кап».
Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап, кап-кап».
Третья группа – на счет шестнадцатыми. Движения пальчиками вверх-вниз, произносятся слова «кап – кап – кап - кап».
Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы объединяются. Можно использовать музыкальное сопровождение.
«БАРАБАНЩИКИ»
Цель: совершенствовать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры:
Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на нем.
«ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»
Цель: совершенствовать ритмический слух.
Демонстрационный материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая. Картинки, иллюстрирующие содержание песни. Детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.).
Раздаточный материал: каждому ребенку по 2-3 карточки.
Ход игры:
Ребенок – ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки.
Игра может иметь более усложненный вариант:
Играющим выдается несколько больших карточек, каждая из которых разделена на 4 части. На каждую из частей нанесен в графике ритмический рисунок знакомой песни («Елочка», «Петушок» и др.). У ведущего находятся цветные рисунки с изображением содержания песен. Ведущий выбирает любой рисунок и проигрывает ритм кубиками, палочками, ложками. Дети должны найти у себя на большой карте графическое изображение ритма и закрыть его карточкой с рисунком. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свои карты.
«ТЕНЬ – ТЕНЬ»
Цель: развитие ритмического чувства.
Ход игры:
Музыкальный руководитель поет детям попевку «Тень – тень, по – те-тень». Даются такие задания, как:
Попросить ребенка спеть и одновременно тихонько прохлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.
Спеть песню по ролям (взрослый за автора, а дети – за лису, зайку, ежей, блошек, медведя и козу). Одновременно хлопать в ладоши.
Поменяться ролями с ребенком.
Прохлопать, переходя на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем полностью спрятать голос и оставить одни ладошки.
Если ритм хорошо усвоен можно выложить его короткими и длинными полосками.
Слушай, слушай, различай,
Звук короткий и протяжный.
Чувство ритма развивай –
Это очень, очень важно!
РИТМО – РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«ЧАСЫ»
Цель: развивать распределение внимания, ощущение метроритма.
Описание:
дети сидят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.
Вот часы идут – «Тик-так».
Вот часы бегут – «Тик-так».
Будем дружно мы играть
И часы изображать.
Под размеренную музыку дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый – «Тик!», второй – «Так!». Слог, звук,
Хлопок соответствует метроритмической доле. Игра продолжается до тех пор, пока дети не изобразят тиканье часов.
«РАЗ-ДВА!»
Цель: развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.
Описание:
ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера. Звучит 1-я часть «Летки - енки» Р. Лихтенене. На первую часть дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!» На второй такт – действия по тексту.
1т. – Раз, два!
2 т. – Хлоп-хлоп-хлоп.
3т. – Раз, два!
4т. – Топ-топ-топ.
5т. – Раз, два!
6т. – Шлеп-шлеп-шлеп!
7т. – Раз, два!
8т. – По – во - рот!
Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются в круг.
«ПОВТОРИ РИТМ»
Цель: развивать ритмический слух, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.
Описание:
дети стоят в кругу лицом к музыкальному руководителю. С помощью рифмованного текста он создает установку на зрительное и слуховое запоминание.
Глазки, глазки вы смотрите,
Все запоминайте.
Ножки, ножки, все за мною
Дружно повторяйте.
Музыкальный руководитель под музыку «Гопака» М Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую – дети повторяют движения в нужном ритме. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.
«КАРТИНА ОЖИВАЕТ»
Цель: учить составлять «Ритмический рассказ».
Оборудование: картина, магнитофон, диски.
Описание:
дети рассматривают картину Б. Кустодиева «Масленица». Определяют, кого и что они будут изображать. Перед слушанием музыки и имитацией движений им дается стихотворная установка на запоминание.
Чтоб картинку оживить –
Всем внимательными быть.
Роли мы распределим,
Все сейчас изобразим.
Прослушав музыку П. Чайковского «Масленица» из цикла «Времена года», дети определяют характер отдельных музыкальных фрагментов, соответствующих содержанию картины. Творческие задания выполняются коллективно или подгруппой. Одна часть детей изображает катание на лошадях, другая - катание на санках с горки, третья – игру в снежки, четвертая – полет птицы, пятая – музыкантов-скоморохов.
В соответствии с характером музыки действия распределяются так:
Составлять «ритмические рассказы» следует с 1-2-х действий, затем увеличивать их количество. Рекомендованные картины:
И. Суриков. Взятие снежного городка.
Ф.А. Васильев. Перед дождем. Оттепель.
В.Д. Поленов. Московский дворик.
«КТО КОГО ПЕРЕПОЕТ?»
Цель: развивать ритмическую память, учить воспринимать и воспроизводить длительности.
Описание:
дети прослушивают песню и прохлопывают ритм звукоподражаний по фразам, тактам, по одному и группой. Когда ритмический рисунок будет освоен, исполнять песню по ролям.
1 куплет. Во дворе два друга жили –
Козлик и ягненок.
Песни долго распевали,
Чей же голос тонок?
Припев. Ме-ме! Ме-ме-ме!
Бе-бе! Бе-бе-бе!
Ме-ме-ме! Бе-бе-бе!
Ме-ме-ме-ме-ме-ме-ме!
Бе-бе-бе-бе-бе-бе-бе!
2 куплет. Козлик рожки поднимал,
Громко распевая.
Друг ему не уступал,
Криком подражая.
3 куплет. Подошел к друзьям щенок:
«Голос не срывайте,
Чтобы получился толк –
Ноты изучайте».
«БЕЛКА»
Цель: развивать слуховую и ритмическую память, учить удерживать в
памяти порядок и способы выполнения ритмических движений.
Описание:
среди детей выбираются пять детей. У каждого из них свой
порядковый номер, который педагог сообщает им отдельно друг от друга.
На звучание пьесы Л. Бетховена «Экосез» начинается игра.
Белка прыгала, скакала, 1-й ребенок прыгает.
К ней другая подбежала. Подбегает 2-й ребенок
Вот спешат еще втроем, Подбегают трое.
Стали прыгать впятером. Пять детей прыгают на
месте.
«ДОГОНИ»
Цель: развивать ритмическую память и воспроизводить ритмический
рисунок мотива и фразы.
Описание:
дети делятся на две команды. Одна убегает, другая – догоняет.
Обе команды двигаются змейкой легким бегом: первая команда – на четные музыкальные построения, вторая – на нечетные под музыку.
«ВОРОБЬИ, ВОРОБЫШКИ»
Цель: развивать чувство ритма, координацию слова и движения в сочетании с музыкой. Правильно выполнять ритмический рисунок.
Описание:
Дети выполняют ритмичные движения под музыку Е. Яновицкой.
Воробьи-воробышки стучат палочками по полу два раза.
двумя руками справа, слева.
Скачут под окном, по очереди скачут по полу
Воробьи-воробушки стучат палочками по полу два
раза двумя руками справа, слева.
Кормятся зерном. палочки держат вертикально и 3
раза стучат перед собой.
Мы зимой холодною стучат палочкой по полу 2 раза
справа и слева
За ними приглядим, встречные удары палочек 3 раза в
горизонтальном положении.
Воробьям-воробушкам стучат палочками по полу 2 раза,
двумя руками справа, слева перед собой.
Зернышек дадим.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУБИКИ»
Цель: развитие у детей чувства ритма и зрительного внимания, умения
распределять движение руки на всю музыкальную фразу.
Описание:
для каждого ребенка на столе лежит по 4 кубика. Звучит мелодия
М. Гоголевой.
Такт 1-4 - Ребенок перекладывает кубики под музыку справа налево
правой рукой и произносит слова:
Кубик на кубик, кубик на кубик,
Ставим мы без лишних слов!
Ребенок старается построить башню. На «раз» взял, на «два» положил.
Такт 5-8 – перекладывает кубики слева направо левой рукой и произносит слова:
Кубик на кубик, кубик на кубик,
Скоро будет дом готов!
«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ»
Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках.
Описание:
дети выполняют движения с ложками под русскую народную песню «Пойду ль да выйду ль я».
Дети сидят на стульчиках.
МУЗЫКА А:
1-я фраза – стучат ложками слева направо восьмыми нотами.
2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.
МУЗЫКА Б:
1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
МУЗЫКА А:
1-я фраза – стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.
2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.
МУЗЫКА Б:
1-я фраза – движение «тарелочки» четвертями.
2-я фраза – хлопки (две восьмые – справа, две восьмые – слева, 2 хлопка четвертями перед собой).
МУЗЫКА А:
1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.
2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.
МУЗЫКА Б:
1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
«ВЕСЕЛЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»
Цель: формировать ощущение речевого и музыкального предложения.
Описание:
Музыкальный руководитель поет нечетные фразы со словами, а дети – четные со звукоподражаниями, подыгрывая на колокольчиках.
Веселый колокольчик –
Динь – динь - динь.
Смеется и хохочет –
Динь – динь - динь.
2. Он пел зимой чуть слышно –
Динь – динь - динь.
Но снова солнце вышло –
Динь – динь - динь.
3. И звонкие капели –
Динь – динь - динь.
В ответ ему запели –
Динь – динь - динь.
«СЛОНЕНОК»
Цель: учить удерживать в памяти заданную последовательность действий, развивать воображение, чувство ритма.
Описание:
Дети слушают песню, и музыкальный руководитель дает указание запомнить действия слоненка.
Рано утром слон проснулся,
Сразу в воду окунулся
И плескался, отдувался,
На песочке кувыркался.
Хвостик, уши обливал
И на солнце загорал,
Подремал, часок поспал
И к слонятам побежал.
Дети составляют композицию движений, изображая слона под ритмичную музыку (см. Программа Радыновой). При этом одна часть детей танцует, проявляя творчество и выдумку, другая – сочиняет рассказ, описывая образные движения.
«ШЛА ВЕСЕЛАЯ СОБАКА»
Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя
его ритмический рисунок.
Описание:
Шла веселая собака, чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними – поросенок, чики, Брики, хрю!
Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!
Дети делятся на две команды.
«ГДЕ СПИТ РЫБКА?»
Стихотворение И. Токмаковой
Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя
его ритмический рисунок. Закреплять умение изображать
шумовыми инструментами длинные и короткие звуки.
Описание:
Музыкальный руководитель. Ночью темень. Ночью тишь.
Дети. Тишшшь, тишшшь.
Музыкальный руководитель. Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Дети. Спишшшь, спишшшь.
Музыкальный руководитель. Лисий след ведет к норе.
Дети.
Изображают шумовыми инструментами шаги лисы.
Музыкальный руководитель. След собачий к конуре.
Дети.
Изображают шаги собаки.
Музыкальный руководитель. Белкин след ведет к дуплу.
Дети.
Двигаются, как белочки.
Музыкальный руководитель. Мышкин – к дырочке в полу.
Дети.
Изображают мышку.
Музыкальный руководитель. Жаль, что в речке, на воде.
Дети. Глиссандо на металлофоне вверх-
Вниз.
Музыкальный руководитель. Нет следов твоих нигде.
Дети. Пожимают плечами и разводят руки
В стороны.
Музыкальный руководитель. Только темень. Ночью тишь.
Дети. Тишшшь, тишшшь.
Музыкальный руководитель. Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Дети. Беззвучно открывают рот.
«ДИДИЛИ, ДИДИЛИ»
Русская народная потешка
Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя
ритмический рисунок «звучащими жестами» и деревянными
палочками.
Описание:
Дети делятся на две группы.
1 группа.
Дилили, дидили, где вы Машу видели?
Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.
2 группа.
Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.
Проговаривая, «звучащими жестами» в ритме изображают, как Маша
Танцует.
1 группа.
Дидили, дидили, где вы Катю видели?
Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.
2 группа.
Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.
Проговаривают текст и щелчками пальцев показывают, как Катя щиплет виноград.
1 группа.
Дидили, дидили, где вы Дуню видели?
Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.
2 группа.
Заглянули под крылец – грызет Дуня огурец.
В ритме хрустят жесткой бумагой.
1 группа.
Дидили, дидили, где вы Ваню видели?
Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.
2 группа.
На полянке у колодца Ваня с курицей дерется.
На каждую сильную долю толкаются, изображая драку с курицей.
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«КУБИК – ОРКЕСТР»
Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи
(стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое
внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Ход игры:
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать
На чем теперь тебе играть!
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент
со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.
«БУБЕН ПЕСЕНКУ ПОЕТ»
Цель: научить детей различать и передавать ритмический рисунок
знакомых песен на музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактический материал: бубны (по одному на двоих детей), металлофон. Мелодии песен в грамзаписи.
Ход игры:
музыкальный руководитель раздает бубны по одному на двоих
детей, предлагает им спеть мелодии известных песенок на какой-нибудь слог («ля-ля»). Поет вместе с детьми, затем напоминает, в какой руке и как надо держать бубен. Просит детей внимательно послушать мелодию песни, которая звучит на металлофоне, и затем повторить ее ритмический рисунок ударами по бубну. Отмечает детей, правильно передающих ритмический рисунок.
«ТАНЕЦ С ДЕДОМ МОРОЗОМ»
Цель: развивать у детей зрительное внимание, ориентацию в пространстве, чувство ритма.
Ход игры:
Дети стоят в хороводе и выполняют движения под пение. Для напева
используется хорошо знакомая мелодия.
Мы сейчас пойдем направо
Дружно – раз, два, три!
А потом пойдем налево
Дружно – раз, два, три!
В центре круга соберемся
Дружно – раз, два, три!
И на место все вернемся
Дружно – раз, два, три!
Мы тихонечко присядем,
Дружно – раз, два, три!
И немножечко приляжем
(Дети складывают руки под щекой.)
Пусть попляшут наши ножки
(Дети притопывают ногами.)
Дружно – раз, два, три!
И похлопают ладошки
Дружно – раз, два, три!
Повернемся мы направо
(Кружатся вправо.)
Дружно – раз, два, три!
Не начать ли все сначала
Дружно – раз, два, три!
(Дети снова берутся за руки)
Игру можно проводить и со сказочными персонажами. Дети выполняют движения по показу или, напевая текст песни, сами учат героев танцевать.
«ПЕРЕДАЙ СУЛТАНЧИК»
Цель: развивать у детей зрительное внимание, ориентацию в пространстве, чувство ритма.
Ход игры:
дети встают в круг, перед каждым ребенком на полу лежит султанчик.
Раз, два, три, четыре – хлопают в ладоши
Приготовимся играть, 2 хлопка по коленям
2 щелчка руками
Мы будем султанчик передавать. Берут султанчики с пола
Он о нас, а мы за ним! Дети передают султанчики
кругу на раз-два.
Догоняем, догоняем
И сейчас его поймаем!
Звучит веселая музыка, дети свободно бегают по залу. По сигналу встают в кружки по цвету султанчиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. ...
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.Чувство рит...
Игры, направленные на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Комплекс игр на музыкальных занятиях...
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
В развитии ритма подход к каждому индивидуален. Ребенок выполняет упражнения синхронно с педагогом или с другими детьми, у которых уже получается это задание. Это тоже один из приемов развития р...
«Формирование речевого слуха, фонематического восприятия, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Статья для педагоговРазвитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение во...
«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...