Картотека музыкально-дидактических игр
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Любовь Владимировна Вдовина

Игры систематизированны в таблицу по возрастам и развитию опреденных навыков.

Расписан ход игры и используемый игровой материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.-did._igry.docx333.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

http://cdn131.picsart.com/280421818049201.jpg

Игры

на

разви-тие:

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная

группа

Высоты

Курица и цыплята Птица и птенчики

Найди и покажи

Угадай-ка

Ступеньки  

Качели

Кто поёт?

Музыкальное лото

Угадай колокольчик

Музыкальные лесенки

Бубенчики

Лесенка-чудесенка Учёный кузнечик

Ритма

Картинки и имена

Игры с нитками

Игры с пуговицами

Учитесь танцевать

Кто как идёт?

Весёлые дудочки

Определи по ритму Музыкальный

квадрат

Прогулка

Веселый поезд

Наше путешествие Выполни задание

Тембра

В лесу

Кошка Мурка и музыкальные игрушки

Волшебная посылка

К нам гости пришли

Укрась музыку

Музыкальный домик

Выбери инструмент Что музыкальный инструмент расскажет о себе

Музыкальные загадки

Музыкальные инструменты

Кого встретил колобок

Динамики

Веселый и грустный заяц

Тихие и громкие звоночки

Громко-тихо

Тише громче в бубен бей

Узнай сказку

Домик для музыки Колобок

Море

Кто самый внимательный

Восприятия

Кто подошёл к теремку

Волшебный

мешочек

Что делают дети Найди игрушку Нарисуй песню

Буратино

Подбери музыку Сложи песенку

Какую линию

выбрать?

Наши песни

Чей это марш

Слушаем внимательно

Весело-грустно

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

(младшая группа)

Игры на развитие звуковысотного слуха

«Курица и цыплята»

Игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках

                                  игрушечные птицы (курица и цыплята).

ХОД ИГРЫ

Дети рассаживаются вокруг стола. Музыкальный руководитель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне «ре» второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Музыкальный руководитель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур – музыкальный руководитель играет на металлофоне «ре» первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

«Птицы и птенчики»

Игровой материал: картинки или игрушки с большой птицей и птенцами.

ХОД ИГРЫ

У каждого ребенка по одной игрушке или картинке. Музыкальный руководитель играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком, если звук низкий – поднимают картинку с птицей.

«Найди и покажи»

Игровой материал: 5-6 наборов парных карточек с мамами и детёнышами разных животных

ХОД ИГРЫ

Взрослый показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.

Игры на развитие чувства ритма

«Картинки и имена»

ХОД ИГРЫ

Ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: кош-ка, ко-шеч-ка.

«Игры с нитками»

Игровой материал: клубок ярких, толстых, шерстяных ниток, ножницы, стол.

ХОД ИГРЫ

ВАРИАНТ 1. Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам, пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает.

ВАРИАНТ 2. Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; несколько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.

«Игры с пуговицами»

Игровой материал: пуговицы разной величины (большие и маленькие, одного диаметра).

ХОД ИГРЫ

Крупные пуговицы пропеваются длинными звуками, мелки – короткими. Игра проводится аналогично игре с нитками. В дальнейшем пуговицам даются «имена»: большим – «та», маленьким – «ти». Усложнение: выкладывание из пуговиц ритмических рисунков и их проговаривание, пропевание и прохлопывание.

 

Игры на различие тембровой окраски

«В лесу»

Игровой материал: ёлка с кармашком, картинки зайца, медведя, кошки. 

Музыкальный репертуар: «Зайка» р.н.м., «Медведь» М. Саркова, «Кошка» А. Редитова.

ХОД ИГРЫ

Музыкальный руководитель: «Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь березки, елки, ягодки. Пришла Таня в этот лес, а за елкой кто-то прячется. Поможем Тане отгадать, кто же там сидит? Послушайте песенку-загадку.»  Играет «Зайку», дети вместе с Таней отгадывают, для верности Таня заглядывает за елку, там, в кармашке – зайка. Воспитатель незаметно меняет картинку за елкой, выбирают другого ребенка, и он вместе со всеми детьми определяет, кто снова спрятался за елкой.

«Кошка Мурка и музыкальные игрушки»

Игровой материал: музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка

                                  (мягкая игрушка); коробка.

ХОД ИГРЫ

Музыкальный руководитель приносит коробку, перевязанную лентой, достаёт оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые даст детям, если они их узнают по звучанию (муз. руководитель за небольшой ширмой играет на муз. игрушках, дети отгадывают их). Кошка даёт игрушку ребёнку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).

Игры на различие динамики

«Весёлый и грустный заяц»

Игровой материал: картинка с весёлым зайчиком и картинка грустного зайца.

ХОД ИГРЫ

Музыкальный руководитель показывает картинки и проигрывает пьесы соответствующие характеру картинок. После прослушивания каждой пьесы определятся её звучание (быстрое, весёлое, громкое или медленное, печальное, тихое).

«Тихие и громкие звоночки»

Игровой материал: погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

ХОД ИГРЫ

Исполняется песня Р. Рустамова. На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.

1. Ты звени, звоночек, тише,

    Пусть тебя никто не слышит. (2 раза)

2. Ты сильней звени, звонок,

    Чтобы каждый слышать мог! (2 раза)

Игры на восприятие музыки

«Кто подошёл к теремку»

Игровой материал: картинка с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от

                                  теремка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.

ХОД ИГРЫ

Взрослый начинает сказку: «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Ребёнок показывает ответ с помощью выдвижной ленты.

«Волшебный мешочек»

Игровой материал: небольшой, красиво оформленный аппликацией мешочек (в нём мишка, собачка,

                                  кошка, зайка, петушок, птичка). Можно использовать куклы бибабо.

ХОД ИГРЫ

Взрослый говорит детям, что к ним пришли гости, но они где-то спрятались? Предлагает их поискать, показывает мешочек. Проигрывает на любом инструменте песенку, а дети отгадывают, кто там спрятался. Достаётся игрушка из мешка ребёнком.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

(средняя группа)

Игры на развитие звуковысотного слуха

«Угадай-ка»

Игровой материал: карточки с изображением гуся и гусенка, коровы и теленка, кошки и котенка, утки

                                  и утенка, фишки.

ХОД ИГРЫ

У каждого ребенка по одной карточке и по две фишки. Муз. руководитель произносит «га-га-га» («до» 1 октавы). Ребенок, у которого картинка гуся закрывает его фишкой. Воспитатель поет «га-га-га» («ля» 1 октавы), ребенок закрывает гусенка.

«Му-му-му» - «до», «соль» 1 октавы.

«Мяу-мяу-мяу» - «ре» 1 октавы, «ре» 2 октавы.

«Кря-кря-кря» - «ре» 1 октавы, «си» 1 октавы.

Игра проводится до тех пор, пока дети не закроют фишками все картинки.

«Ступеньки»

Игровой материал: лесенка из пяти и из трех ступенек, игрушки (матрешки, зайцы, птички), муз.

                                  инструменты (флейта, металлофон).

ХОД ИГРЫ

Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.

«Качели»

Игровой материал: большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем

                                  положении. Качели вверху – высокий звук; качели внизу – низкий звук. Маленькие

                                  карточки-фигурки в форме качелей по ходу игры накладываются на силуэты качелей  

                                  большой карточки. Металлофон, ширма.

ХОД ИГРЫ

Играют двое детей. Перед играющими лежит большая карточка. Муз. руководитель назначает, кто из играющих будет узнавать звук «высоких» качелей, кто – «низких», предлагает спеть песню «Качели», напоминает звуки, характерные для неё, проигрывая их на металлофоне. Берёт фигурку качелей (верхние и нижние качели отличаются по цвету), проигрывает необходимый звук и спрашивает: «Где сейчас качели – вверху или внизу?» отвечать должен тот, кто узнал свой звук. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки качелей не будут положены на свои места. Выигрывает ребёнок, первым выполнивший задание.

Игры на развитие чувства ритма

«Учитесь танцевать»

Игровой материал: большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

ХОД ИГРЫ

Дети сидят вокруг стола. У муз. руководителя в руках большая матрёшка, у детей – маленькие. Муз. руководитель отбивает ритмический рисунок своей матрёшкой по столу, дети повторяют его своими матрёшками.

«Кто как идёт?»

Цель: упражнять детей в восприятии и различении акцента в трёх ритмических рисунках:

          А) 2/4  

         Б) 3/4 ♩♩♩

         В) ♩♩♩♩

Игровой материал: три карточки с контурным изображением зверей, с палочками: на одной – медведь;

                                  на другой – лиса; на третьей – волк. Такие же карточки с цветными рисунками,

                                  разрезаны на 4 части. Металлофон, ширма. 

Музыкальный материал: «Кто как идёт?» Г. Левкодимова.

ХОД ИГРЫ

Играют трое детей. Муз. руководитель раздаёт игрокам по одной не цветной картинке. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодий, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкрадчивые шаги лисы. Разрезанные части остаются у муз. руководителя, он перемешивает их, кладёт стопкой рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. После этого поочерёдно берёт верхнюю карточку, проигрывает ритм на металлофоне и спрашивает: «Кто идёт?». Отвечать должен ребёнок, у которого карточка соответствует проигранному ритму. После правильного ответа он получает карточку и закрывает ею часть своей карточки. Выигрывает тот, кто первым закроет большую карточку.

«Весёлые дудочки»

Цель: упражнять детей в восприятии и различии трёх ритмических рисунков, условно

          соответствующих ритму звучания: А) играет медведь на трубе;

                                                                         Б) лиса играет на дудочке;

                                                                         В) мышонок играет на свирели;

Игровой материал: три карточки с контурным изображением зверей, играющих на духовых

                                  инструментах: на трубе – медведь, на дудочке – лиса, на свирели – мышонок. Такие  

                                  же карточки с цветным изображением, разрезанные на четыре части.

Музыкальный материал: «Весёлые дудочки» Г. Левкодимова.

ХОД ИГРЫ

Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос муз. руководителя «Кто играет?» отвечает тот, у кого большая не цветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.

Игры на различие тембровой окраски.

«Волшебная посылка»

Игровой материал: большая коробка-посылка, металлофон, бубен, барабан, ложки, бубенчики,

                                  небольшая ширма.

ХОД ИГРЫ

Муз. руководитель говорит детям, что в детский сад пришла посылка, и не простая – волшебная.

«Отгадайте, что в ней, и тогда она будет ваша». За ширмой муз. руководитель поочерёдно играет на каком-либо инструменте. Если дети правильно отгадали название инструмента, взятого из посылки, педагог передаёт его им. Закончить игру можно «Оркестром».

«К нам гости пришли»

Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, заяц, лошадка, птичка). Музыкальные инструменты:

                                  бубен, металлофон, молоточек, колокольчик.

ХОД ИГРЫ

Муз. руководитель говорит детям, что сегодня к ним должны прийти гости. Раздаётся стук в дверь, воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку игрушку:  «Здравствуйте, ребята, я пришёл к вам в гости, чтобы поиграть с вами и поплясать. Лена, сыграй на бубне, а я попляшу». Девочка ударяет в бубен, мишка танцует. И так далее. Зайка скачет под металлофон. Птичка летит под колокольчик. Лошадка скачет под молоточек.

«Укрась музыку»

Игровой материал: записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты.

ХОД ИГРЫ

Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.

Игры на различие динамики.

«Громко – тихо»

Игровой материал: две карточки с изображением большого аккордеона и малого. Цветные карточки:

                                  красные – громко, серые - тихо.

ХОД ИГРЫ

ВАРИАНТ 1. Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети выкладывают на карточках динамический рисунок песни.

ВАРИАНТ 2. Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать. Муз. руководитель исполняет громко 1- ю часть и тихо 2-ю. На «форте» дети хлопают в ладоши, на «пиано» – выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу воспитателя.

«Тише, громче в бубен бей»

Игровой материал: бубен или другой музыкальный инструмент, металлофон.

ХОД ИГРЫ

Познакомить с песней «Тише, громче в бубен бей». Взрослый исполняет песню с детьми на металлофоне. Дети, чьё имя пропели, ударяют в бубен громко или тихо.

Игры на восприятие музыки

«Что делают дети?»

Игровой материал: карточки по числу игроков. На одной половине изображены дети (они поют,

                                  маршируют, спят), другая половинка пустая.

ХОД ИГРЫ

Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения: колыбельные, пляски, песни, марши. Дети, угадавшие мелодию, закрывают, пустую половинку карточки фишкой.

«Найди игрушку»

Игровой материал: игрушки или картинки, соответствующие содержанию песен: зайка, мишка,

                                  кошечка, петушок и т.д.

ХОД ИГРЫ

Муз. руководитель предлагает послушать пьесу и выбрать игрушку. Ребёнок по характеру определяет, кто это может быть. Дети играют, пока не закончатся все игрушки.

«Нарисуй песню»

Игровой материал: любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

ХОД ИГРЫ

Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

 

 

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

(старшая группа)

Игры на развитие звуковысотного слуха

«Кто поёт?»

Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).

Игровой материал: три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына. 

Музыкальный материал: «Рассказ папы», «Колыбельная песня», «Маленький марш» Г. Левкодимова.

ХОД ИГРЫ

Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.

«Музыкальное лото»

Игровой материал: карточки с изображением пяти линеек, кружочки-ноты, муз. инструменты.

ХОД ИГРЫ

Муз. руководитель играет мелодию вверх, вниз или на одном звуке (на одном из инструментов). Дети должны выложить на карточке ноты-кружочки от первой линейки до пятой или на одной линейке.

«Угадай колокольчик»

Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки, цветные фишки-

                                  ноты (красный, жёлтый, зелёный), три музыкальных колокольчика или металлофон.

ХОД ИГРЫ

Муз. руководитель звенит поочерёдно то одним, то другим, то третьим колокольчиком или играет на металлофоне три различных звука, дети располагают кружочки на соответствующих линейках. Красный – низкий звук, жёлтый – средний звук, зелёный – высокий звук.

Игры на развитие чувства ритма

«Определи по ритму»

Игровой материал: карточки с изображением ритмического рисунка знакомой детям песни, часть

                                  карточки пустая. Картинки, иллюстрирующие эти песни, музыкальные

                                  инструменты: ложки, треугольник, молоточки, барабан.

ХОД ИГРЫ

Муз. руководитель исполняет ритмический рисунок песни на одном инструменте. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половинку карточки.

«Музыкальный квадрат»

ХОД ИГРЫ

Игра проводится под любую мелодию. На «раз» - хлопнуть двумя руками по коленям, на «два» - хлопнуть в ладоши, на «три» - повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз.

«Прогулка»

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих.

ХОД ИГРЫ

Педагог говорит детям: «Сейчас мы пойдём гулять, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленно ударяет молоточком), дети повторяют ритмический рисунок. А теперь мы вышли на улицу и стали бегать (быстро ударяет молоточком), дети повторяют. Девочки стали играть в мяч (медленные удары). Но вот загремел гром и начался частый дождик (частые удары). Дети испугались и убежали (очень частые удары).

Игры на различие тембровой окраски

«Музыкальный домик»

Цель: развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Игровой материал: муз. инструменты, карточки с изображением муз. инструментов, сказочный домик.

ХОД ИГРЫ

Дети рассаживаются полукругом, на столе стоит сказочный домик, воспитатель рассказывает, что в этом домике живут музыканты. Если внимательно слушать, то можно узнать, кто в домике живёт. Дети внимательно слушают музыку, определяют на слух, какой инструмент звучит, один ребёнок находит инструмент на карточке и показывает его в окошко.

«Выбери инструмент»

Цель: развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.

Игровой материал: набор маленьких квадратных карточек с изображением детских музыкальных

                                  инструментов. Можно использовать карточки из пособия «Музыкальный домик». Музыкальный репертуар: «Белка» Римского-Корсакова, «Парень играет на гармошке» Свиридова.

ХОД ИГРЫ

Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. Первая пьеса («Белка») звучит нежно, в высоком регистре, напоминая по звучанию металлофон или колокольчик; вторая («Парень играет на гармошке») – напоминает звучание гармошки. После прослушивания дети должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.

«Что музыкальный инструмент расскажет о себе»

Игровой материал: два одинаковых комплекта музыкальных инструментов, коробка для одного набора.

ХОД ИГРЫ

Один комплект кладут в коробку, а второй расставляют. Выбирается рассказчик, выбирает инструмент, начинает рассказывать, какой он, что умеет делать, какой у игрушки или инструмента внешний вид, форма, как на нем извлекаются звуки, какие по окраске, на что похож звук инструмента. Какие звуки из природы можно на нём изобразить. Дети могут задавать рассказчику вопросы.

Игры на различие динамики

«Узнай сказку»

Цель: различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием

          музыкального образа.

Игровой материал: две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного

                                  и оранжевого цвета. 

Музыкальный репертуар: «Красная Шапочка и Серый волк» Г. Левкодимова.

ХОД ИГРЫ

ВАРИАНТ 1. После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.

ВАИАНТ 2. Дети выполняют почти такое же задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная Шапочка – оранжевый квадрат, Волк – зелёный квадрат.

«Домик для музыки»

Цель: Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком  

           громко, не слишком тихо.

Игровой материал: карточки из картона одного цвета, но разных тонов (более светлые или более

                                  тёмные оттенки). Цвет соответствует оттенку: бледно окрашенный – тихому

                                  звучанию, более яркий – более громкому, яркий – громкому. 

Музыкальный материал: на выбор музыкального руководителя.

ХОД ИГРЫ

Карточки раздают. Музыкальный руководитель исполняет короткую и плавную мелодию сначала тихо, потом громче, затем громко. Выбрать для каждой мелодии домики.

 «Колобок»

Игровой материал: вырезанный из бумаги колобок, а также несколько небольших предметов,

                                  изображающих стог сена, бревно, пенёк, муравейник, ёлку, гриб и др. Указка. Стол в

                                  качестве игрового поля или затонированный зелёным цветов лист бумаги. Все  

                                  предметы расположены в любом порядке на игровом поле.

ХОД ИГРЫ

Участвующие в игре рассматривают фигурки на игровом поле. Выбранный водящий выходит за дверь. Участники игры за выбранную фигурку прячут колобка и зовут водящего. Перед началом игры произносится текст:

«Укатился колобок, колобок-румяный бок,

Как же нам его найти, деду с бабой принести?

Ну-ка, Оля, по дорожке походи, походи,

И по песенке весёлой колобочка отыщи».

Играющие поют любую знакомую песню, водящий берет указку и водит по дорожке от фигурки к фигурке. Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихо, если близко - громко.

Игры на восприятие музыки

«Буратино»

Игровой материал: картинки к музыкальным произведениям, коробка, Буратино (би-ба-бо).

ХОД ИГРЫ

Муз. руководитель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие, дети должны угадать. Дети прослушивают песни и отгадывают, для проверки достают из коробки соответствующую картинку. Игра может проводиться на муз. занятиях с целью закрепления материала.

«Подбери музыку»

Цель: учить детей различать характер музыки (лирический, героический, комический)

Игровой материал: три карточки, на них изображены шапочка клоуна, корона, военная фуражка,

                                  фишки.

ХОД ИГРЫ

Дети прослушивают музыкальные пьесы: «Кавалерийская», «Вальс», «Клоуны» узнают их, называют. За правильные ответы получают фишки.

«Сложи песенку»

Цель: развивать умение различать форму музыкального произведения.

Игровой материал: разноцветные кружки и белые прямоугольники.

ХОД ИГРЫ

Педагог проигрывает сам или дает детям прослушать песню в записи, затем предлагает определить, есть ли в песне запев, припев и сколько в ней куплетов. Объясняет, что любую песню можно выкладывать. Например, с помощью геометрических фигур: кружки – запевы, прямоугольники – припевы. После вторичного прослушивания предлагает детям выложить структуру песни.

«Какую линию выбрать?»

Игровой материал: фломастеры, бумага.

ХОД ИГРЫ

Взрослый предлагает ребёнку под звучание музыкального произведения начертить линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые, изогнутые - под решительную; прерывистые – под лёгкую, отрывистую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребёнка, больше всего подходит к настроению исполняемого фрагмента.

 

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

(подготовительная группа)

Игры на развитие звуковысотного слуха

«Музыкальные лесенки»

Игровой материал: четыре комплекта карточек - с обоих сторон красного, жёлтого, зелёного цвета. В

                                   один комплект входят 12 карточек (6 пар). Каждая пара состоит из карточки, на

                                   которой нарисована лесенка, карточки с изображением кружков, соответствуют

                                   ступенькам лесенки. Всего две карточки с 3-мя ступеньками вверх и вниз; 2 по 4

                                   ступеньки; 2 по 5 ступенек. Металлофон, ширма.

ХОД ИГРЫ

Играют от 3 до 6 детей. Муз. руководитель делит все карточки поровну: карточки с кружочками складывает перед собой, карточки с лесенками раздаёт поровну играющим. Затем показывает карточку с кружочками, дети поют звуки в определённом порядке вниз или вверх. На вопрос ведущего «У кого есть такая лесенка?» отвечает тот, у кого такая карточка. Побеждает тот, у которого первыми подберутся парные карточки.

«Лесенка-чудесенка»

Игровой материал: лесенка со ступеньками, каждая ступенька разного цвета, 5 фишек,

                                  соответствующих по цвету ступенькам.

ХОД ИГРЫ

Муз. руководитель играет определённую мелодию, дети на лесенках выкладывают эту мелодию (движение вверх, вниз, через ступеньку, на одном звуке и т.д.)

«Учёный кузнечик»

Игровой материал: картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.

ХОД ИГРЫ

«Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз».

Примечание. Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».

Игры на развитие чувства ритма

«Весёлый поезд»

Игровой материал: небольшая игрушка паровоза с вагонами, фортепиано.

ХОД ИГРЫ

Педагог исполняет музыкальную пьесу, передавая движение паровоза: сначала он двигается медленно, затем быстрее и совсем быстро, к концу пьесы музыка замедляется и останавливается. При повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям представить себя паровозом и вагонами и двигаться в соответствии с музыкой.

«Наше путешествие»

Игровой материал: металлофон, бубен, ложки, барабан.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель предлагает детям придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например: «Оля вышла из дома и побежала вниз по лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире» (показ на металлофоне).

«Выполни задание»

Игровой материал: фланелеграф, карточки с изображением длинных и коротких звуков, музыкальные

                                   инструменты.

ХОД ИГРЫ

Муз. руководитель проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок, ребёнок должен этот рисунок выложить на фланелеграфе. Дети, которые сидят за столом выкладывают ритмический рисунок на столе.

Игры на различие тембровой окраски

«Музыкальные загадки»

Игровой материал: музыкальные инструменты.

ХОД ИГРЫ

Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на одном из инструментов, дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

«Музыкальные инструменты»

Игровой материал: 8 карточек по типу лото с цветными полосками внизу (2 – красной, 2 – зелёной, 2 –

                                  жёлтой). На 4-х карточках каждого цвета по две пустые клетки. На остальных по

                                  одной пустой клетке. На всех остальных клетках контурное изображение муз.

                                  инструментов, повторяющееся 4 раза, на 28 маленьких карточках изображены

                                  такие же муз. инструменты, обратная сторона которых соответствует цвету  

                                  полосок на больших карточках. Музыкальные инструменты.

ХОД ИГРЫ

Играют четверо детей. После пения песни, музыкальный руководитель напоминает звучание каждого

инструмента, и все начинают играть. На вопрос ведущего: «Какой инструмент играет?», отвечает тот ребёнок, у которого соответствующая по цвету полоска на карточке цвету карточке водящего. Выигрывает тот, кто первым закроет свои рисунки на карточках цветным изображением музыкальных инструментов.

«Кого встретил колобок»

Цель: развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).

Игровой материал: карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей. 

Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.

ХОД ИГРЫ

Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь2 – очень низкий. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку.

Игры на различие динамики.

«Море»

Игровой материал: три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего.

ХОД ИГРЫ

Муз. руководитель предлагает послушать детям пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той последовательности, в которой они звучали.

«Кто самый внимательный»

Цель: упражнять детей в различении четырёх динамических оттенков музыки: громко, умеренно

          громко, умеренно тихо, тихо.

Игровой материал: три набора колокольчиков, разных по размеру: большой(красный), средний(синий),

                                  маленький(зелёный), очень маленький(жёлтый). Поощрительные жетоны, ширмы,

                                  карточки с заданиями – с изображением цветных кирпичиков, расположенных в

                                  различной последовательности: 1) красный, синий, зелёный, жёлтый; 2) синий,

                                  красный, зелёный, жёлтый; 3) жёлтый, зелёный, синий, красный; 4) жёлтый, синий,

                                  зелёный, красный.

ХОД ИГРЫ

Играют 4 детей. Ведущий раздаёт детям по одному набору колокольчиков и ширму. Вначале дети поют песню, прослушивают звучание каждого колокольчика, стараясь правильно соотнести цвет с силой звучания. Затем ведущий просит прослушать задание. Дети за ширмами выкладывают колокольчиками разной величины в соответствии с предложенной последовательностью динамических оттенков. После этого они проверяют выполненное задание. За правильное выполнение ребёнок получает жетон.

Игры на восприятие музыки

«Чей это марш?»

Цель: расширить у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер

          марша.

Игровой материал: Прямоугольная карточка (38-13см), разделённая на три квадрата. На первом –

                                   изображены марширующие пионеры; на втором - марширующие солдаты; на

                                   третьем – игрушечные солдатики. Три картонные фишки (разноцветные). Музыкальный материал: «Детский марш», «Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков»

                                            Г. Левкодимова.

ХОД ИГРЫ

Дети слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые поочерёдно. По характеру звучания, по выразительным особенностям дети должны догадаться, чей это марш и закрыть фишкой соответствующую картинку.

«Слушаем внимательно»

Игровой материал: записи инструментальной музыки, знакомой детям, детские муз. инструменты.

ХОД ИГРЫ

Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские музыкальные инструменты. Им предлагают послушать знакомые музыкальные произведения и определить, какие инструменты исполняют это произведение. Найти их на столе.

«Весело-грустно»

Цель: развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная, грустная. Игровой

           материал: Карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом

           изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем –

           грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3. 

Музыкальный материал: «Три настроения» Левкодимова.

ХОД ИГРЫ

Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...