Программа фольклорного кружка
рабочая программа по музыке (старшая, подготовительная группа)
Программа и план работы фольклорного кружка для старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 14.82 КБ |
План работы | 19.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
Работы кружка «Березка» в детском саду
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор. В центре процесса обучения - личность ребенка, перспективы его развития. Фольклор является универсальным средством перспективы развития личности ребенка, т. к. образы добра, счастья, любви, воспетые в произведениях фольклора,- вечны.
Образцы народной музыки должны стать национальным достоянием, родным языком, потому что содержат в себе эстетические и этические ценности, облеченные в простые и ясные формы
Фольклор способствует максимальному музыкальному самовыражению ребенка.
Приобщение детей к фольклору осуществляется посредством игр. Образное восприятие. Потребности ребенка в общении, во внешних впечатлениях(в результате чего происходит развитие познавательных способностей), в движениях(овладение целой системой умений и навыков) создают благодатную почву для творческих занятий. В них прослеживаются межпредметные связи с развитием речи, чтением, письмом, природоведением. Изобразительным искусством, математикой. Абстрактные музыкально-грамматические понятия естественно усваиваются через игровые задания, посредством ассоциаций.
Обучение опирается на принципы:
-постепенности и последовательности (от простого к более сложному);
-доступности материала(соответствие возрастным возможностям детей);
- смены форм деятельности в рамках занятия (пение, движение, игра, декламация);
- поиска путей максимального развития каждого ребенка (индивидуальный подход);
Формы подведения итогов:
-развлечения;
-календарные праздники ( инсценировка народных праздников и обрядов);
-видео и фотоматериалы;
-отзывы родителей;
Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе программы А. В. Артемкина и Т. Е. Артемкиной для отделений музыкального фольклора детской школы искусств, на основе программы проф. Л. Л. Куприяновой «Русский фольклор»
Цель программы: обеспечить развитие творческих задатков детей на основе фольклора, в старшей и подготовительной к школе групп детского сада на основе фольклора.
Задачи: познакомить детей с лучшими образцами народно-песенного искусства, традиционными праздниками
сформировать комплекс музыкально-исполнительских навыков у детей;
подготовить детей к творческому самовыражению;
способствовать формированию художественного вкуса ;
Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных движений, игр.
Организация работы кружка:
Программа рассчитана на два года. Проводится 2 раза в неделю, продолжительность занятия - 30 мин. (старший дошкольный возраст), 35 мин (подготовительная к школе группа). Количество детей в группе – 28человек.
Формы учебной работы:
Речевые упражнения. Выразительная декламация слогоритмических цепочек(коллективная и индивидуальная).
Проговаривание текстов с различными образно- смысловыми задачами на нефиксированной высоте.
Ритмические упражнения(пространственно – плоскостное разграничение музыкального ритма с помощью музыкальных жестов).Воспроизведение простейших ритмических рисунков из разучиваемых песенок.
Формирование свободно льющегося звука (основы вокально-речевой фонации). Усвоение простейших ритмов.
Исполнение в примарной зоне простейших напевов.
Предварительный просмотр:
План работы кружка.
Календарные песни и обряды
Народные песни.
Тема: Календарные песни.
Колядки.
Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
Октябрь
1-я неделя
Знакомство с народной песней (слушание песен с голоса). Прослушивание песен. «Заинька», «Колечко». Беседа о содержании песен, особенностях их исполнения.
2 –я неделя
Беседа о празднике «Святки» (от Рождества до Крещения), о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни.
Знакомство с игрой «Колечко»
3 –я неделя
Беседа о святочных играх.
Разучивание слов к хороводной игре «К нам коза пришла»
Игра «Колечко»
4 –я неделя
Игра «Колечко», «К нам коза пришла».
Беседа с детьми о наиболее понравившихся играх и песнях.
Слушание песни «Авсень-коляда»,обратить внимание на характер и манеру исполнения песни.
Ноябрь
1-я неделя
Разучивание Рождественских колядок. «Воробушек летит» Знакомство с обрядовой песней «Авсень-коляда». Беседа о содержании песни и характере ее исполнения. Хороводная игра «К нам коза пришла».
2-я неделя
Разучивание обрядовой песни «Авсень-коляда», напомнить о характере ее исполнения.
Беседа о символе праздника «Козе».
Хороводная игра «К нам коза пришла» (отработка хореографических движений)
3-я неделя
Знакомство с считалкой «Зимний вечер»-заучивание.
Повторение песни «Авсень-коляда».
Хороводная игра «К нам коза пришла», «Колечко»
4-я неделя
Повторение Рождественских колядок, считалок.
Разучивание песни « Го-го-го коза», обратить внимание на характер и манеру исполнения песни.
Игра «К нам коза пришла» (отработка хореографических движений)
Декабрь
1-я неделя
Разучивание колядки «Сею, вею, посеваю».
Знакомство с хороводной игрой «Пошла коза по лесу», заучивание слов.
Закрепление хореографических движение в игре «К нам коза пришла».
2-я неделя
Повторение слов к хороводной игре «Пошла коза по лесу».
Игра «Пошла коза по лесу», знакомство с движениями, развивать чувство ритма.
Повторение песен «Авсень-коляда», «Го-го-го коза» работа над характером песни и звукоизвлечением.
3-я неделя
Закрепить знания о традициях, обычаях и обрядах. Подробно остановиться на обряде гаданий.
Заучивание слов к игре «Колечко»
Игра «Колечко»,поработать над манерой звучания песни.
Повторение игр и песен.
4-я неделя
Закрепление пройденного по сценарию.
Распределение ролей.
Повторение считалок, песен и игр.
Январь
2-я неделя
Праздничный утренник «Коляда»
3-я неделя
Знакомство с колыбельными песнями, пестушками.
Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.
Беседа о колыбельных песнях. Слушание « Баю-баю баюшки».Рассказать о содержании, характере исполнения песни.
Разучивание колыбельной песни «Ходит сон по лавочке»
Игры по желанию детей.
4-я неделя
Мастер –класс для родителей и детей по изготовлению куклы-кувадки.
Познакомить детей с историей и традициями русского народа.
Задачи: - Продолжать формировать элементарные представления об истории Руси через знакомство с русской избой, куколкой оберегом;
- совершенствовать речь как средство общения, используя поговорки и образные выражения;
-расширять представления о разнообразии народного искусства ;
-воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы работы с тканью.
-способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
- совершенствовать певческий голос в исполнении русских народных песен.
Февраль
1-я неделя
Беседа о празднике Масленица. о традициях, обрядах.
Слушание «Выходила наша Масленица».
Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек».
Игра «Горшок».
2-я неделя
Слушание «Выходила наша Масленица».
Разучивание слов к хороводу «А мы масленицу провожали».
Повторение прибауток, приговорок к масленице».
Игра «Горшок».
3-я неделя
Разучивание песни «Блины».
Хоровод «А мы Масленицу провожали».
Игра «Сковорода».
4-я неделя
Праздничный утренник «Масленичные гулянья»
Март
Заклички
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
1-я неделя
Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде, связанным с этим
временем года.
Слушание «Уж я сею - высеваю».
Разучивание слов к хороводу «Идет Матушка Весна».
Повторение знакомых песен.
2-я неделя
Разучивание песни «Уж я сею - высеваю».
Хоровод «Идет Матушка Весна».
Знакомство с игрой «Горелки».
3-я неделя
Хоровод «Идёт Матушка - Весна».
Разучивание песни «Ой кулики-жаворонушки»
Разучивание закличек.
Игра «Горелки»
4-я неделя
Знакомство с обрядовой едой.
Повторение песен и игр.
Праздничное чаепитие с родителями.
Апрель
Познакомить детей с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.
Разучить с детьми игры с «писанками»
Показать старинные способы красить пасхальные яйца
Приобщить детей к народной культуре, сформировать у детей патриотические чувства и развитие духовности
Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (частушкам, закличкам, потешкам, обычаям)
1-я неделя
Беседа о празднике Пасхи, Пасхальной неделе. Знакомство с обрядами, играми.
Разучивание пасхальных приговорок.
Повторение знакомых песен.
Игра «Горелки».
2-я неделя
Знакомство с обрядовой пищей.
Роспись яиц. Мастер- класс с родителями под руководством Опадчей И.
3-я неделя
Разучивание заклички «Ты катись яичко»
Игра «Катание яиц» знакомство.
Знакомство с игрой «Бояре» ,заучивание слов.
4-я неделя
Повторение изученного материала.
Праздник Пасха Христова – чаепитие с родителями.
Май
Знакомство с обрядами весеннее- летнего периода.
Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).
Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
1-я неделя
Беседа о обряде «Зеленые святки».(обрядовая пища, украшение дома и т. п.)
Знакомство с движениями хороводной игры «Как по травке»
2-я неделя
Беседа о обряде кумления, завивания березки.
Слушание песни «Вью, вью я ленок», заучивание, обратить внимание на характер песни.
3-я неделя
Хороводная игра «Царевич - королевич»
Игра «Ручееек»
4-я неделя
Мастер- класс по изготовлению и украшению кокошников.
Хоровод «Репей»
Отработка танцевальных движений в хороводах (змейка, капустка, улитка)
Праздник Святой Троицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовая План - Программа фольклорного кружка "Сударушка".
Программа разработана в блочно-тематическом формате с учетом всех видов музыкальной и театральной деятельности, включая авторскую разработку по детской риторике...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фольклорного кружка «Посиделки»
Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурных ценностей, богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к на...
Программа фольклорного кружка "Ладушки"
Программа кружковой работы во второй младшей группе...
Рабочая программа фольклорного кружка по развитию певческих навыков «Ладушки»
Народное песенное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Взрослые, детские народные песни, попевки, и колыбельные предлагают детям обширный круг поэтических а...
Программа фольклорного кружка
Программа фольклорного кружка "Родничок" 2015-2016г...
Дополнительная образовательная программа фольклорного кружка
В соответствии с современными задачами, программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данная рабочая программа осуществляе...
Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...