«Музыка, музыка всюду слышна»
учебно-методический материал по музыке (старшая группа)
Приложение к слушанию музыки
Цель:
Приобщение детей к музыкальному искусству.
Задачи:
Научить детей слушать музыку.
Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Поговорим о музыке»
«Музыка, музыка всюду слышна»
Приложение к слушанию музыки
Цель:
Приобщение детей к музыкальному искусству.
Задачи:
Научить детей слушать музыку.
Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке.
Что такое музыка? (ответы детей)
Музыканты говорят, что это язык чувств. Физики говорят, что это звуковые колебания, вибрация. А поэты пишут стихи, посвященные музыке. Послушайте стихотворение К. Ибряева, посвященное музыке.
Тихо-тихо рядом сядем -
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся все стены -
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой...
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.
Так что же такое музыка? (ответы детей)
Если мы остановимся, замрем и прислушаемся, то услышим звуки мира
окружающего нас. На прогулке в лесу мы услышим шелест листьев, журчание лесного ручейка, пение птиц, стрекотание насекомых — поет лес на разные голоса. На берегу моря — шум прибоя, крики чаек, дельфинов. И нам до бесконечности хочется слушать музыку моря.
Когда же впервые человек слышит музыку? (ответы детей)
Наверное, в первый раз он слышит мамину колыбельную. Послушайте
стихотворение Л.Дымовой «Мама поет»
Светят звезды ласково
Над моим окном
И поет мне песенку
Мама перед сном.
Самую любимую
Песенку мою:
«Спи, моя хорошая,
Спи, моя пригожая,
Баюшки-баю!»
Почему дети засыпают под колыбельные песни? (ответы детей)
Колыбельные песни, как правило, спокойные по характеру, несколько монотонные, убаюкивающие.
Где же звучит музыка? (ответы детей)
Дома — это мультфильмы, фильмы, телепередачи, все они сопровождаются музыкой, которая подчеркивает сюжет, драматургию, характеры героев, что побуждает эмоциональному сопереживанию и лучшему осознанию содержания.
Начиная с детского сада, музыка звучит на всех праздниках, сопровождая песни и танцы. На музыкальных занятиях дети знакомятся с народной, классической музыкой, другими музыкальными стилями. В школе дети изучают такой предмет, как музыка, и продолжают слушать и исполнять музыку.
Все великие композиторы писали музыку для детей, наверное потому, что дети самые благодарные слушатели. Да и композиторы старались писать музыку яркую, образную, стараясь изобразить в музыке природные явления — дождь, гром, пение ручейка, шум моря и т.д.. Так же композиторы старались выразить в музыке мысли, чувства, настроение людей — радость, веселье, грусть, обиду, любовь и ненависть т.д..
Музыку писали на все случаи жизни. Для детей — колыбельные, танцевальные, игровые песни. Для праздников — танцевальную музыку: вальсы, польки, мазурки, полонезы, аранжировки народных танцев. Для торжеств и парадов — марши. Народ всегда слагал песни о своей жизни, они помогали и в работе и на празднике и в повседневной жизни.
В классе хореографии все движения выполняются под музыку. Музыка задает темп, ритм, характер. Какой же это танец без музыки?
Давайте поговорим о ритме: ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. Послушайте стихотворение:
Стучат колеса поезда: та-там, та-там, та-там,
Звучит в оркестре барабан: ба-бам, ба-бам, ба-бам.
Часы отстукивают так: тик-так, тик-так, тик-так,
Лягушки дружно квакают: ква-квак, ква-квак.
Стучит сапожник в мастерской: тук-тук-тук,
Разносится ритмичный, четкий стук, стук, стук.
И воробьиный слышен крик: чирик, чирик, чирик,
Из телефонной трубки слышим: пик, пик, пик.
Так что такое ритм? Наверно, ты поймешь,
Когда определение верное найдешь.
Музыкальный пульс ты сможешь ощутить,
Если этот ритм сумеешь повторить.
Попробуйте рассмотреть внимательно, в деталях, какой – либо орнамент. В каждом орнаменте отдельные его элементы повторяются и повтор этот отличает одна особенность – ритмичность. В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или ритмические рисунки.
Как музыка влияет на человека? (ответы детей)
Звуки различных инструментов по разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.
Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым и активным.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Неслучайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.
Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, особенно скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.
А теперь, в заключении, давайте вспомним:
- когда человек впервые соприкасается с музыкой;
- где звучит музыка;
- как музыка влияет на человека;
- нужна ли нам в жизни музыка?
(ответы детей)
Список использованной литературы:
1. Н. Ветлугина. Музыкальный букварь. Москва. «Музыка» 1988г.
2. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. Москва. «Либерия-Бибинформ» №12. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ "МУЗЫКА ВСЮДУ ЖИВЕТ"
Я РАБОТАЮ ПО ТЕМЕ "ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ". ПОЭТОМУ ПРЕДЛОГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ МАТЕРИАЛ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ....
Тематическое занятие для детей старшей группы: "И музыка оркестра была слышна, В те далекие, лихие времена"
Расширение знаний детей дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Продолжать знакомить детей с симфоническим и духовым оркестрами.Рассказать о значении оркестра в жизни народа в дни Ве...
«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки
Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....
Конспект ООД по музыке "Всюду музыка живет"
Конспект ООД по музыке для подготовительной группы "Всюду музыка живет"...
Педагогический проект "Музыка, музыка всюду нам слышна…"
quot;Музыка, музыка всюду нам слышна…"...
Музыка всюду живёт
29 сентября в средней группе "Радуга" прошли осенние посиделки вместе с родителями и детьми. Воспитатели вместе с родителями обсудили основные вопросы нового учебного года, подвели итоги лет...
«Музыка всюду живет»
Так вот музыка — это тоже речь. В ней есть и смысл, и красота, и чувство. В музыке со словами смысл понятен. Когда есть слова, ясно, о чем рассказывает музыка. Но ведь бывает музыка без слов. Иг...