Программа музыкальной психокоррекции для детей с особенностями в развитии " До-ми-соль-ка"
методическая разработка по музыке
Социально-коммуникативная адаптация детей с особенностями в развитии посредством музыкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domisolka.docx | 20.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья« До-ми-соль-ка»
Направленность данной программы: Программа групповой и индивидуальной музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья « До-ми-соль-ка» направлена на социальную адаптацию детей – инвалидов, имеющих в анамнезе расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, умственную отсталость, ДЦП, органические поражения центральной нервной системы, соматические заболевания, нарушения зрения и др. Занятия проводятся в группах, не однородных как по возрастному составу детей, так и по структуре и тяжести дефекта.
НОВИЗНА данной Программы заключена в использовании музыкальных инструментов и нейропсихологических упражнений для развития внутреннего мира каждого ребёнка и коррекции его эмоционально-личностных расстройств индивидуально и в мини-группе, в том числе совместно с родителями.
Цель программы : социально-коммуникативная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкотерапии.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.Стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность детей.
2.Формировать произвольную регуляцию поведения.
3.Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности.
4.Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.
5.Формировать представления об окружающем мире.
Методы и формы работы по программе :
1. Методы организации музыкальной деятельности и формирования музыкального опыта поведения: приучение к слушанию, восприятию и дифференцированию музыкальных инструментов;
2. Наглядные методы: наблюдение за поведением и реакцией детей, демонстрация музыкальных инструментов;
3. Словесные методы: беседа, рассказ и разъяснение;
4. Практические методы: упражнения, динамические паузы, голосовые, ритмические и подвижные игры;
5. Игровые методы: обыгрывание-импровизация песни-потешки, создание мелодии;
6. Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, авансированное доверие); создание для ребёнка ситуации успеха, соревновательные методы.
Возраст: дети с ограниченными возможностями здоровья с 3 до 8 лет.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Срок освоения: 1 месяц.
Количество 8занятий
Форма занятий: индивидуально и группами до 10 человек.
Ожидаемый результат освоения программы:
1. Повышение уровня развития психических процессов;
2. Проявление собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка;
3. Умение произвольно регулировать поведение;
4. Достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;
5. Развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;
6. Формирование представления об окружающем мире;
7. Усвоение навыков культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Конспект занятия.
План: 1. Приветствие;
2.Знакомство;
3. Ритмическая разминка;
4. Нейропсихологические упражнения для межполушарных связей;
5. Пальчиковая игра « Курочка по зернышку»
6. Игра на музыкальных инструментах;
8. Прощание;
Ход занятия:
Знакомство. Перед ребенком раскладываются музыкальные инструменты перкусия. Поочередно рассказываем о каждом из них, как он звучит и с чем ассоциируется этот музыкальный инструмент. Ребенку предлагается выбрать музыкальный инструмент под его настроение в данный момент.
Ритмическая разминка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
Далее выполняем нейропсихологические упражнения:
Ладонь, кулак, ребро. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Включается песня « Курочка по зернышку» . Прослушивание ,запоминание и повторение.
Купим мы, бабушка,
тебе Курочку, (хлопаем в ладоши;)
Курочка по зернышку
кудах-тах-тах! (указательный палец стучит по ладони второй руки, как клювик по мисочке;)
Купим мы, бабушка,
тебе Уточку.
Уточка кря-кря, кря-кря. (ладошка наклоняется вправо-влево, как уточка;)
Курочка по зернышку
кудах-тах-тах!
Купим мы, бабушка,
тебе Гусочку. (обе ладошки открывают и закрывают клювики;)
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку
кудах-тах-тах!
Купим мЫ, бабушка,
тебе Индюшонка.
Индюшонок фалды-балды, (ладонью около шеи изображаем бородку;)
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах!
Купим мы, бабушка, тебе Поросенка.
Поросенок хрюки-хрюки, (кулак приставлен к носу, как пятачок;)
Индюшонок фалды-балды,
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку
кудах-тах-тах!
Купим мы, бабушка,
тебе Коровенку. (изображаем рожки у коровы;)
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Индюшонок фалды-балды,
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах!
Купим мы, бабушка, тебе Кисоньку. (тыльной стороной ладони умываем рот и щеки;)
Кисонька мяу-мяу,
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Индюшонок фалды-балды,
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку
кудах-тах-тах!
Ребенок садится за стол и перед ним раскладываются карточки с эмоциями, на обратной стороне карточек изображен определенный цвет. Ребенок выбирает любимый цвет и перевернув карточку он показывает эмоцию, которая соотносится с этим цветом.
Выполняем нейропсихологические упражнения:
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Нарастающий дождик.
По ладони левой руки отстукивать поочередно пальцами. Сначала ритмично отстукиваем мезинцем, добавляем безымянный и т.д. Педагог говорит: « Кап-кап-кап…дождик нарастает, начался ливень». Хлопаем в ладоши. И обратно отстукиваем, убираем поочередно пальцы, педагог говорит: « Дождик затихает… дождик перестал»
В конце занятия садится за стол с музыкальными инструментами и озвучивает то, что он запомнил. Ребенку также предлагается выбрать музыкальный инструмент под его настроение в конце занятия.
Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа для детей с особенностями речевого развития
в данной программе представлен опыт работы по составлению рабочей программы логопеда. выделены предпосылки создания программы, определена цель программы, средства реализации, разделы. каждый раждел ра...
ПРОГРАММА по формированию цветового представления у детей с "особенностями" в развитии.
Программа предусматривает развитие цветового восприятия и формирование цветового представления о всех основных хроматических и ахроматических цветах, подробно описаны дидактические игры и послед...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...
Выступление "Особенности развития памяти детей с особенностями психического развития"
Выступление "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития"...
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками РАС на 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для ребенкас задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками расстройства аутистического спектра...
3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.
Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ЗПР с учетом психофизических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра 3-7 лет
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ЗПР с учетом психофизических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра 3-...