Русский фольклор в образовательной программе «музыка»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_folklor_v_obrazovatelnoy_programme_muzyka.docx | 45.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Русский фольклор в образовательной программе «музыка»
«… САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,
САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМ
ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,
ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНО
НАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ…
В НАРОДЕ НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ ТО
ИСКУССТВО, КОТОРОЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ».
М. И. КАЛИНИН.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями.
К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, интересно. Расширяя репертуар танцевальных движений русского фольклора, хороводов, игр во время реализации образовательной области «Музыка» мы сможем заинтересовать и привлечь интерес к нашей культуре. После прохождения курсов «Русский танец для детей от 3 до 8 лет» Методика обучения детей и организация хореографической работы, я заинтересовалась этой темой, решила спланировать работу так, чтобы на музыкальных занятиях, как можно больше было танцевальные движения русского танца изучать образовательную программу посредствам музыки русского фольклора.
Основные позиции в Русском танце
для дошкольников
Поклон
Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого
человека дошел до нас из глубокой древности. Раньше говорили «бить
челом», то есть почтительно кланяться, благодарить, приветствовать.
Если заходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости
просим!».
Поклон - простой поясной на месте
4 такта И. п. ног – 1 свободное.
Руки – в подготовительном, или в 1- сновном.
1 и 2 такты – корпус от талии сгибается вниз вперед плавно, без
рывков.
3-4 такты – корпус выпрямляется.
«Русский поклон» - исходное положение ног: 4-я позиция.
Согнув правую руку в локте, коснуться пальцами правой руки левого
плеча. Выпрямляя правую руку, опустить ее вниз пред собой по
траектории дуги, одновременно наклоняя корпус вперед.
Исходные позиции ног
Основная стойка – пятки вместе, носки врозь. Для детей старшего
возраста носки ног максимально развернуты в стороны (в хореографии
– 1-я позиция), для младшего возраста – под углом 450 («домиком»).
«Узкая дорожка» - пятки и носки вместе, ступни ног параллельны
(для всех возрастных групп) в хореографии – 6-я позиция.
«Широкая дорожка» - ступни ног – на ширине плеч, параллельны.
Сесть на колени – низко опустившись, сесть на оба колена. Колени
крепко прижаты к полу.
Исходные позиции рук
Внизу – руки опущены вдоль тела.
Впереди – руки вытянуты на уровне груди (параллельно полу).
Вверху – руки максимально подняты вверх над головой. В младшем
возрасте высота рук произвольная.
В стороны – плечи и руки составляют одну прямую линию.
Руки могут быть открытыми – ладони вверх («к солнышку»).
Руки могут быть закрытыми – ладони вниз (смотрят в пол).
«Поясок» - ладони на талии, большие пальцы – сзади, остальные –
впереди. Плечи и локти слегка отведаны назад.
«Кулачки на бочок» - пальцы рук слегка сжаты в кулачки, которые
ставятся на талию тыльной стороной внутрь.
«Полочка» - руки согнуты в локтях, сложены перед грудью. На левой
руке лежит правая (кисть правой руки лежит на локте левой и
наоборот).
«Матрешка» - руки (полочкой», указательный палец правой (левой)
руки делает «ямочку» на одноименной щеке. Левая (правая) ладонь
поддерживает локоть другой руки и чуть отведена вперед (на весу).
«Юбочка» - большим, указательным и средним пальцами (щепотью)
обеих рук взять края юбочки и развести руки в стороны – вверх.
«За спиной» – руки соединены за спиной чуть ниже талии. Ладонь
левой руки тыльной стороной лежит в правой ладони. Пальцы слегка
сжаты, плечи и локти сведены назад.
Позиции рук в парах
• Дети стоят рядом (смотрят в одну сторону):
«Стрелка» - руки соединены в позиции «Вперед» от величины угла
меняется название «стрелки»: узкая, широкая.
«Воротики» - руки соединены в позиции «Вверх». Ладонь девочки
подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика.
«Плетень» - руки соединены крест-накрест.
«Бантик» - то же, но локти округлены и приподняты вперед - вверх,
руки не напряжены.
«Саночки» - мальчик стоит перед девочкой к ней спиной и подает ей
обе руки назад. Девочка стоит лицом к спине мальчика и берет его за
руки.
«Бараночка»или «Замочек» - одноименные руки соединены накрест в локтевых
сгибах, кисть сжата в кулачок. Свободные руки в любой из
перечисленных позиций.
«Вертушка» - одноименные руки соединены в позиции «Вверх».
Кружиться вертушкой – соединив руки в позиции
«Вертушка»,двигаться как бы догоняя друг друга на месте.
«Звездочка» (трое и больше детей) – стоят друг за другом, соединив
одноименные руки в позиции «Вверх».
Кружиться звездочкой – соединив руки в позиции «Звездочка»,
двигаться как бы догоняя друг друга на месте.
«Двойной поясок» - если дети стоят друг к другу левыми плечами, то
левыми же руками обхватывают партнера за талию спереди и наоборот.
Можно менять плечи на каждую музыкальную фразу.
• Дети стоят лицом друг к другу:
«Лодочка» - руки соединены в позиции «В стороны». Они раскрыты
на уровне груди.
«Воротики» (узкие) – руки соединены вверху, (широкие) – в стороны
- вверх.
Танцевальные движения в Русском танце
для дошкольников
Движения рук
«Ветерок» - плавные перекрестные движения рук над головой. В
работе участвуют плечо, предплечье, кисть.
«Ленточки» - поочередные плавные движения правой и левой рук
вверх-вниз перед собой.
«Крылья» - плавные маховые движения руками, разведенными в
стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при
опускании рук-«крыльев» локти слегка согнуты, кисти выразительно
подняты вверх.
«Поющие руки» - из положения «В стороны» мягким движением
кисти направляются навстречу друг другу, словно собирая перед собой
упругий воздух. Так же пластично руки разводятся в стороны. Корпус
помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и затем
чуть прогибаясь назад.
«Моторчик» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони крутятся
одна вокруг другой. Быстро или медленно.
Хлопки
«Ладушки» - хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной
выполняются свободными, не напряженными, согнутыми в локтях
руками, двигающимися навстречу друг другу.
«Блинчики» - на «раз» - удар правой ладонью по левой, на «два» -
наоборот (кисти расслаблены, стаккато), с поворотом кисти.
Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики
музыкального образа.
«Тарелочки» - младший возраст – «отряхни ладошки», старший
возраст – ладони обеих рук имитируют скользящие движения
оркестровых тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз,
левая рука – снизу вверх.
«Колокола» - активные хлопки над головой. Движение яркое, с
большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряженных рук. Для
этого движения необходима полная свобода верхнего плечевого пояса.
«Колокольчики» - мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о
ладонь другой. Удары легкие, негромкие. Руки могут быть согнуты в
локтях, выпрямлены или подняты в сторону-вверх (вправо или влево).
Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка
или около левого.
«Ловим комариков» - легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками
справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.
Хлопки в парах:
«Стенка» - ладони согнутых в локтях (впереди) рук идут навстречу
рукам партнера. Хлопок выполняется на середине расстояния между
детьми.
«Крестики» - техника выполнения та же, что и в «Бубне», только руки
партнеров двигаются накрест (правая с правой и наоборот).
Виды шага
Спокойная ходьба (прогулка) – шаг начинается с носка вытянутой
правой (левой), ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина
шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой
позиции).
Хороводный шаг – этот вид шага используется в хороводах.
Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью.
Устремленный характер придают движению хорошая осанка,
приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого,
спокойного содержания.
Приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги) – на «раз» -
небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» - носок другой
ноги приставляется к пятке опорной и т.д.
Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги)
– ритмический рисунок шага: 2 восьмые, четверть. На «раз»- длинный
шаг с носка правой (левой) ноги, и на «и» - приставление левого
(правого) носка к пятке опорной ноги. На «два» - шаг на месте с правой
(левой) ноги. На следующий такт движение с другой ноги.
Шаг кадрили – на «раз» - шаг правой (левой) ногой, на «два» - легкий
скользящий удар каблуком другой ноги рядом с опорной. Не опорная
нога после удара каблуком вытягивается вперед, начиная следующий
шаг. Этот шаг можно выполнять с легким полуприседанием на счет
«два».
Высокий шаг – нога не выносится вперед, а сгибается в колене и
поднимается вверх под углом 900. носок максимально оттянут вниз или
ступня параллельна полу) «утюжком». Это шаг на месте или с
продвижением вперед (в образе петушка, лошадки).
Шаг с притопом на месте – на «раз» делают шаг на месте левой ногой
рядом с правой; на «два» - притоп правой ногой впереди левой, без
переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» - шаг на месте правой,
ставя ее рядом с левой; на «два» - притоп левой впереди правой; все
повторяется сначала. Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).
Переменный шаг – выполняется на 2 такта в двухдольном размере
или 1 такт в четырехдольном. В основе шага – хороводный шаг. На «раз»
и «два» 1-го такта – длинные поочередные шаги с носка правой (левой)
ноги. На «раз» и «два» 2-го такта – три коротких поочередных шага с
носка другой ноги. На «и» пауза. Следующий шаг начинается с носка
левой ноги.
Боковой приставной шаг – на «раз» - вправо (влево), на «два» - левая
(правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в
зависимости от исходного положения («узкая дорожка» или основная
стойка).
• Шаг на носках:
Пружинящий шаг – это «пружинка» с продвижением на всей ступне.
Крадущийся шаг – это «пружинка» с продвижением на подушечках и
низких полупальцах (образ куклы, балерины и т.д.). движение
выполняется только в подготовительной группе.
Боковой шаг («крестик») – на «раз» - шаг в сторону с правой (левой)
ноги. На «два» - перед ней накрест ставится левая (правая) нога.
Шаг окрестный вперед-назад («косичка») – хороводный шаг,
только ноги ставятся не под углом 450 вправо или влево а накрест перед
правой или левой. При движении этим шагом назад левая нога ставится
сзади правой и наоборот.
Прыжки
• На одной ноге:
«Точка» - исходное положение ног – основная стойка, руки в любой
позиции. После толчка, приземлиться в ту же точку, ставя ногу сначала
на носок, затем на всю ступню. Другая нога (не опорная) согнута в
колене и отведена назад. Опорную ногу менять.
«Часики» - техника та же, только прыжок выполняется с поворотом
вокруг своей оси. Опорная нога равномерно (как стрелка часов)
поворачивается по окружности. На 8 прыжков ребенок должен сделать
полный оборот – 3600.
На «раз, два» - левым плечом вперед,
На «три, четыре» - спиной,
На «пять, шесть» - правым плечом,
На «семь, восемь» - лицом.
«Лесенка» - техника та же, что и в «точке», но продвигаясь вперед или
назад на определенное количество прыжков (ступенек лесенки).
«Заборчик» - боковой прыжок вправо (на правой) или влево (на
левой ноге). Сколько дощечек в заборе, столько и прыжков.
«Солнышко» - техника та же, что и в «точке», только продвигаясь по
окружности любого диаметра («вокруг солнышка»).
• На двух ногах:
Подскок – поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.
Амплитуда прыжка зависит от характера музыки. Выполнять его
можно на месте, с продвижением вперед или назад, а также с поворотом
вокруг своей оси («часики»).
«Веселые ножки» (прыжки с выбрасыванием ног вперед) – то
правая, толевая нога поочередно часто выбрасываются вперед, как бы
хвалясь перед зрителями. Носочек ноги направлен вниз, к полу. Руки – в
стороны, ладони смотрят вперед внутренней стороной.
«Качалочка» - исходное положение – ноги вместе. Затем правая нога
выносится чуть вперед и как бы толкает левую ногу назад, затем снова
выносится вперед, а левая возвращается на место. Движение
повторяется непрерывно.
«Ножницы» - на «раз» - толчок, разведение ног в стороны и
приземление в позицию «Широкая дорожка». На «два» - толчок и
скрещивание ног в «точке» впереди (правая ступня впереди левой и
наоборот при повторении).
«Крестик» - на «раз» - толчок и скрещивание ног в «точке» (правая
нога впереди), на «два» - то же самое, только впереди левая нога.
«Метелочка» - то же, что и «качалочка», только со сменой ног.
Галоп вперед – техника та же, только продвижение не в сторону, а
вперед. На «раз» - толчок и правая (левая) нога выносится вперед,
приземляясь с носка. Носок другой ноги приставляется сзади к пятке
опорной ноги. На «два» - повторение.
«Веревочка» - на «раз» - прыжок-«точка» на левой (правой) ноге,
одновременно другая нога ставится сзади и скользящим движением
носка по полу выносится вперед. На «два» - все повторяется справой
(левой) ноги. Этот прыжок можно выполнять как на месте, так и с
продвижением вперед.
Танцевальные движения
Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается
дополнительно): ноги в основной стойке, руки в любой позиции.
«Качель маленькая» - дети стоят, взявшись за руки и слегка качая
ими из стороны в сторону.
«Качель большая – то же, только сильно раскачивают руками из
стороны в сторону.
«Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать.
Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая. Это
движение можно выполнять из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»).в
этом случае колени ног не разводятся.
Притоп – стоя на левой ноге, ритмично притоптывать правой, чуть
пружиня обеими.
«Три притопа» (исходное положение – «Узкая дорожка») – на месте
шаг правой ногой, затем левой и снова правой, чуть притопнув.
Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ритмично.
Притоп поочередно двумя ногами – техника та же, только на «раз,
и» - притоп правой (левой) ногой, а на «два, и» - левой (правой) ногой.
Притоп в сочетании с «точкой» - пяткой, носком неопорной ноги
рядом с опорной или на расстоянии небольшого шага впереди.
Приседание – техника та же, только на «раз» - приседание, на «два» -
возвращение в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста
детей. Полное приседание выполняется только в подготовительной
группе. При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в
стороны, спина прямая, крепкая.
Полуприседание – выполняется в сочетании с «точкой» - каблуком
или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперед.
Полуприседание с поворотом корпуса – сделать полуприседание,
поворачивая корпус вправо (влево) на 900. Разворачивая корпус прямо,
принять исходное положение.
«Ковырялочка»:
1-й вариант: правая нога ставится назад на носок, затем выносится
вперед на пятку и на месте – три притопа.
2-й вариант: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в
сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка
согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую)
ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой
(левой) ноги.
«Распашонка» - на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки»
согнутыми в локтях руками впереди-вверху. На «два» - выпрямиться и
поставить правую (левую) ногу в «точку» впереди-справа на пятку.
Одновременно вытянуть руки по диагонали: правая – в сторону-вниз,
левая – в сторону-вверх. На 2-й такт то же с другой ноги.
«Самоварчик» - на «раз» - полуприседание и хлопок-«ладушки»
согнутыми в локтях руками перед грудью. На «два» - выпрямиться,
левую руку вытянуть в сторону-вверх, правой – хлопнуть по внутренней
стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под
углом 900.
«Елочка» - исходное положение: ноги – «узкая дорожка», руки –
«полочка», «поясок» и др. На «раз» - повернуть ступни ног (отрывая
носки от пола) вправо под углом 450. на «два» - то же пятки. Движение
можно выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина
прямая.
«Большая гармошка» - ноги вместе. На «раз» - разведение носков в
стороны, на «два» - разведение пяток, на «три» - снова разведение
носков и на «четыре – разведение пяток. Затем возвращение в исходное
положение в таком же порядке.
«Топотушки» - исходное положение – ноги вместе, чуть присев, руки
сжаты в кулачки на поясе (подбоченившись). Часто поочередно топать
ногами на месте.
«Рычажок» - ноги на «узкой дорожке». На «раз» - правая рука
сгибается в локте и рукой достает вверх, сгибаясь в коленке,
поднимается первая нога. На «и» - в исходное положение.
Все на «пружинке».
Поворот вокруг себя (кружение) – стоя лицом к зрителям начинать
движение вправо. Легко на носочках повернуться на месте вокруг себя и
остановиться в исходном положении.
«Расческа» - дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от
друга лицом в одном направлении.
1-й вариант: вначале вторая шеренга проходит вперед сквозь первую,
останавливаясь чуть впереди. Затем первая (оказавшись позади)
проходит вперед сквозь вторую, останавливаясь чуть впереди, и т.д.
2-й вариант: первая шеренга идет назад, одновременно вторая –
движется вперед. Проходя друг через друга – шеренги меняются
местами.
«Играть платочком» - держа платок (сложенный по диагонали) за
два угла перед собой на уровне груди, приподнимать поочередно то
один, то другой уголок платочка.
Разминка для малышей
Сказочный лес
Добрый лес, старый лес
Полон сказочных чудес
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою Вас.
(дети идут по кругу на носочках, руки на пояс)
Ждут нам на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки.
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке.
(легкий бег на носочках, руки в стороны – «машем крылышками»)
Мышка, мышка
Серое пальтишко
Мышка тихо идет
В норку зернышко несет
(мягкий пружинный бег, спинка чуть прогнута вперед, «лапки» перед
грудью)
А за мышкой шел медведь
Да, как начал он реветь..
«У-у, У-у!
Я вразвалочку иду.
(Ноги, слегка расставлены, колени чуть согнуты, корпус прямой.
Пружинный шаг на всей стопе. Руки, согнутые перед грудью, как будто
мишка несет бочонок с медом)
А веселые зайчата
Длинноухие ребята,
Прыг да скок, прыг да скок
Через поле за лесок.
(Легкие прыжки на двух ногах, руки перед грудью)
Шел по лесу серый волк
Серый волк зубами щелк
Он крадется за кустами
Грозно щелкает зубами
(Широкий пружинный шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки
попеременно выносятся вперед. Также можно выполнить бег – более
динамичный и широкий, корпус наклонен вниз.)
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок – скок- скок
Под- мосток - и молчок.
(Ноги ставим на ширину плеч, выполняются прыжки с продвижением
вперед. Прыжки можно выполнять из положения «вприсядку» Когда
колени разведены, руки опускаются вниз.)
Ой ты дедушка – ежок
Не ходи на бережок,
Там промочишь ножки,
Теплые сапожки
(Движемся дробным шагом, руки согнуты в локтях и прижаты к груди,
голова опущена)
Ищут маму медвежата
Толстопятые ребята
Неуклюжие, смешные
Все забавные такие
(Шаги на четвереньках, Поочередное движение, рук и ног)
В воздухе над лужицей
Стрекозы быстро кружатся.
Взлетают и садятся
На солнышке резвятся.
(Легкий бег, который чередуется с остановками и приседанием)
Вот ползет сороконожка
По тропинке на дорожку.
Спинка изгибается
Ползет, переливается
(Движение выполняем из положения сидя на полу, руки согнуты в локтях
прижаты к телу, ноги соединены вместе)
Нес однажды муравей
Две травинки для дверей,
На полянке, над кустом
Муравьишка строит дом.
56
(Высокий шаг, руки сложены топориком на плече)
Птички в гнездышках проснулись
Улыбнулись встрепенулись,
Чик - чирик, всем привет,
Мы летаем выше всех
(Легкий бег врассыпную, птички чистят крылышки, машут хвостиком,
легко прыгают, руки сзади ладошками друг к другу.)
До свидания старый лес
Полный сказочных чудес
По тропинкам мы гуляли
На полянке поскакали
Подружились мы с тобой
Нам теперь пора домой.
(дети идут и становятся на свои места)
Танцы для малышей (начальный уровень)
Русские фольклорные игры
1.«У медведя во бору»
У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит,
(Дети стают в круг, середина круга – это лес, там сидит медведь, а
также
на середину круга, кладут ягоды и грибы. Один из участников игры,
изображающий медведя, садится в «лесу». Остальные идут из «деревни»
в «лес» по ягоды и грибы, у одного из ребят в руках корзинка. Все идут по
кругу взявшись за руки и подпевают песенку)
Проигрыш
Ребята передавая друг другу корзинку, «забегают в лес» и бросают в
корзинку ягоды и грибы. Также они могут дразнить и будить «медведя».
У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву
А потом как зарычит
И за нами побежит.
(Дети вновь, берутся за руки и идут по кругу подпевая песенку)
Проигрыш
(Медведь просыпается и начинает бегать за детьми, пытаясь отобрать
корзинку с ягодами и грибами, дети передают корзинку друг другу. Если
«Медведь» до конца проигрыша сумел поймать и забрать корзинку себе,
то он забирает корзинку, высыпает с нее ягоды и грибы и игра
начинается заново. Если не поймал, то выбирается новый «Медведь» и
игра продолжается.
2.А мы сеяли, сеяли лен
(Участники делятся на две линии и стают друг напротив друга)
1.А мы сеяли, сеяли лен,
А мы сеяли, приговаривали, да,
(Участники имитируют сеяние льна, разбрасывали его поочередно левой
и правой рукой)
Чубатами (башмаками) приколачивали, да.
(Выполняют тройные притопы, пританцовывая)
Припев:
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой белый кужалёк.
Лен, мой лен, белый лен,
Право на горы, слева на крутой, лен зеленой.
(Участники одной линии делают воротца, а участники второй линии
берутся за руки и проходят в данные воротца, возвращаясь затем на
свои места)
2.Мы пололи, мы пололи белый лен,
Мы пололи, приговаривали, да,
(Участники хоровода"дергают" траву руками, пригибаясь каждый раз
больше и больше)
Чубатами приколачивали, да.
(Выполняют тройные притопы, пританцовывая)
3.А мы рвали, мы рвали белый леи,
А мы рвали, приговаривали, да,
(Каждый участник имитирует захват двумя руками лен и выдергивает
его, бросая за себя, делая поворот и выдвигая правую ногу вперед.)
Чубатами приколачивали, да.
(Выполняют тройные притопы, пританцовывая)
4.А мы чесали, чесали белый лен,
Чесали, приговаривали, да,
(Имитируем работу, при которой ленты треплют, при этом руки
двигаются в стороны.)
Чубатами приколачивали, да.
(Выполняют тройные притопы, пританцовывая)
5.А мы пряли, пряли белый лен,
Пряли, приговаривали, да,
(Участники имитируют движение левой рукой сверху вниз и правой
рукой в правую сторону, как бы тянем нитки и отправляли их от
кудельки на шпулю.)
Чубатами приколачивали, да.
(Выполняют тройные притопы, пританцовывая)
6.А мы ткали, ткали белый лен,
Ткали, приговаривали, да,
(Участники делают движение руками к себе, а кисти их рук
проделывают хватательные движения.)
Чубатами приколачивали, да.
(Выполняют тройные притопы, пританцовывая)
3."Заря-зареница"
Дети встают в круг, берутся за руки и идут по кругу, а один из играющих
— заря — ходит сзади с лентой. С последними словами песенки водящий
осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который,
заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по
кругу. Тот, кто останется без места становится зарей. Игра
повторяется.
Заря-зарница,
Солнцева сестрица,
По небу ходила,
Лучи обронила,
Лучи золотые,
Ленты голубые
Раз, два не воронь
Беги как огонь!
4.Чижик
(Игроков должно быть нечетное количество. Чижика выбирают по
считалке. Игроки идут по кругу, исполняя игровую припевку. Чижик
изображает то, о чём поётся в припевке. Игроки могут повторять за
ним: )
По дубочку постучишь
Вылетает сизый чиж.
У чижа у чижика
Хохолочек рыженький.
Чижик по саду летал,
Одной ножкой всё махал.
Чиж, чиж, не зевай,
Себе пару выбирай!
(Вместе с чижиком каждый игрок быстро выбирает себе пару. Тот, кому
не досталось пары, становится следующим чижиком.)
5.Ой, вставай, вставай, Антошенька
(Выбирают ребенка «Антошку» - который сидит в кругу и «спит»)
1.Ой, вставай, вставай, Антошенька
Поднимай, свою головушку
(Дети идут по кругу вправо, взявшись за руки)
Уже встало красно солнышко
(Сходятся в центр круга)
Обогрело землю теплышко
(Расходятся с круга)
Проигрыш
(Идут по кругу)
2.Пробудились пташки малые
И запели песни звонкие
(Бегают врассыпную и машут крылышками как птички)
Ай, люли, ай - люли люленьки
Ай, люли, ай - люли люленьки
(На носочках тихонько подходят к «спящему Антошке» и начинают его
будить)
Проигрыш
(«Антошка» - просыпается и начинает догонять детей, детям нужно
стать на свои места, дети должны помнить где и возле кого они
стояли)
6.Золотые ворота
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и,
взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».
Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему
впереди либо просто берутся за руки. Получившееся цепочка должна
пройти под воротами. «Воротики»
Золотые ворота,
Проходите господа
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первой мать прошла,
Всех детей провела
__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Русский фольклор в образовательной программе «музыка»
Актуальность темыУ каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно...
Мини-музей "Русская изба". Презентация образовательной программы.
Проектирование и реализация программы мини-музея "Русская изба" для детей с ОВЗ...
Статья "СИНТЕТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"
В статье представлен опыт синтетического использования инновационных технологий ТРИЗ Генриха Альтшуллера и материалов русского народного фольклора на музыкальных зан...
Образовательная программа по дополнительному образованию "В мире русского фольклора"
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект музыкального занятия с использованием элементов русского фольклора «Образ Бабы Яги в музыке»…»
Конспект музыкального занятияс использованием элементов русского фольклора «Образ Бабы Яги в музыке»…»...