Хороводные игры в дошкольном учреждении
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Осипова Алина Юрьевна

 В материале идет речь о значимости хороводных игр для детей и приведены в пример популярные хороводыные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx291.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                       Музыкальный руководитель СПНДР №13

                                                                                   Адмиралтейского района

                                                                                                    Осипова А. Ю.

                                                                                                Санкт-Петербург

                               МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                                       “Хороводные игры в ДОУ”

   Народные игры передают богатство традиции от одного поколения к другому. С их помощью дети познают окружающую действительность, знакомятся с традициями, обрядами своего народа,  учатся коммуницировать со сверстниками и получают положительные эмоции.      

В играх дети учатся внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, договариваться и поддерживать друг друга. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, пере­давались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие нацио­нальные традиции.

Игра постоянно сопровождает ребенка на протяжении всего детства, для него это не просто развлечение, ребенок живет в игре.

   Самое естественное, специально для того созданное, сочетание игры с песней представляют собой хороводные народные песни, имеющие большую художественную ценность и по своей простоте и наивности, как нельзя более подходящие к детскому пониманию. На Руси без хороводов не обходился не один праздник. Русские хороводы представляют собою плясовые игры-песни, в них музыка и драматизация к ней связаны между собой неразрывно.

   Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, которые включают в себя, свободное движение, музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов. Для того чтобы эта неправильность общих фигур не тормозила игры, можно делать иногда с детьми упражнения отдельных фигур помимо игры. Для начала дети могут водить хоровод без пения, чтобы все внимание детей сосредоточилось на круге. Привыкнув правильно проводить общие фигуры вне игры, дети во время игры будут проводить их уже гораздо лучше.

     Цели и задачи хороводных игр:

- развивать координацию, ориентацию в пространстве, обогащать двигательный опыт детей; развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; быть аккуратным в движениях и перемещениях, воспитывать желание выразительно двигаться

- выполнять действия в определённой последовательности, содействовать развитию игровой деятельности

- формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение. 

  Таким образом, организуя хороводные, игры педагоги решают коррекционные, оздоровительные, образовательные, воспитательные, развивающие задачи.

      Хороводных игр большое количество, ниже я покажу одни из самых известных.

                                           

“Каравай”

Все встают в круг. В середине именинник. Дети держатся за руки и поют.

Как на наши именинны

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины!

Руки вверх.

Вот такой нижины!

Руки вниз.

Вот такой ширины!

Дети делают большой круг.

Вот такой ужины!

Сходимся к центру.

Каравай, каравай,

Кого хочешь – выбирай!

- Я люблю, конечно, всех,

Ну а Сашу – больше всех!

Именинник выбирает одного из участников, тот становится водящим.

“Мыши водят хоровод”

Перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,

На печи дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот —

Разобьёт наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

«Надувайся, наш пузырь»

Все дети берутся за руки и образуют хоровод. Затем начинают ходить по кругу и одновременно «надувать пузырь» – делают по нескольку шагов назад. При этом все вместе повторяют:

Надувайся, наш пузырь, надувайся! (2 раза)

Да не лопни, смотри, да не лопни! (2 раза)

Да не лопни…

Хлоп!

Лопнул!

На заключительных репликах все должны остановиться и дружно хлопнуть в ладошки, а затем быстро сомкнуть круг в центре, изображая лопнувший мыльный шарик.

“Колпачок”

Выбирается водящий, который на корточки в центре круга. Остальные  ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

«Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает танцевать. Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!»

Водящий выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами.

“Большие и маленькие ножки”

Дети идут по кругу, то медленно, высоко поднимая ноги, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги

Шли по дороге

Топ-топ, топ-топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ топ топ то топ,

Топ топ топ то топ

“Карусель”

Взрослый держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель кружится с обручем.

Дети идут, а затем бегут по кругу.

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

 

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!»  быстро берут верѐвку другой рукой и бегут в противоположную сторону. 

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра! 

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие  кладут верѐвку на землю и разбегаются по площадке

“Капуста”

Дети и взрослые берутся за руки, образуя вереницу, и не быстро идут.

Вейся, вейся капустка!

Вейся, вейся белая

Как же мне капустке не виться

Как же мне зимой не валиться!

Ведущий хоровода проводит всю вереницу через поднятые руки последних участников, затем вторых, третьих и так далее, пока весь хоровод не завьется в "вилок капусты"

“Дударь, дударь, дударище”

Выбирается “Дударь”, который становится в центр хоровода. Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и поют:

Дударь, дударь, дударище.

Старый, старый старичище

Его..под колоду, его под гнилую.

-Дударь, дударь что болит?

Дударь говорит, что у него болит (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.) Все находящиеся в хороводе берутся за “больное”место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого  поймает, тот

становится на его место.

Игра «Золотые Ворота» (круговые)

3-4 человека участников игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз -

Не пропустим вас!

После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Те, кто не пойман, восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.

Литература:

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры

Е.А.Покровский. Детские игры, преимущественно русские

А. Зимина. Народные игры с пением

Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях

Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки (Сост. Доломанова Н.Н.) . – Москва, Творческий центр, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в дошкольном учреждении

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к...

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, потешки

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫМЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ...

Хороводные игры в дошкольном возрасте

Хороводные игры являются интегративной деятельностью, органично сочетающей в себе игру и эмоциональное общение детей.Дан каталог хороводных игр для детей старшего возраста....

Картотека "Хороводные игры "старший дошкольный возраст

Картотека "Хороводные игры "старший  дошкольный возраст...

Хороводные игры в дошкольном учреждении

Примеры хороводных игр в детском саду....

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫМЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТХОРОВОДНЫЕ ИГРЫМЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ...

Картотека «Хороводные игры» старшего дошкольного возраста

laquo;Хороводные игры»Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; формир...