музыкально-ритмические игры для детей дошкольного возраста
картотека по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«СОЛНЫШКО»
Задачи: Закрепить навыки выполнения одновременно «пружинок» и хлопков, прыжков и хлопков.
Ход игры:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Ход игры
На 1-ю и 2-ю строчки теста взрослый вместе с детьми выполняет частые полуприседания - «пружинки» - и одновременно хлопает в ладоши.
Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются прыжки с одновременными хлопками в ладоши.
Методические рекомендации
Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений.
Нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю:
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко и т.д.
«ПОСКОК»
Задачи: развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага.
Скок, скок - поскок продвигаются вперед
Молодойдроздок, прыжками
По водичку пошел, идут мягким пружинным
Молодичку нашел. шагом
Молодиченька, сужают круг
Невеличенька,
Сама с вершок, присаживаются
Голова с горшок. прикладывают ладони к щека покачивают головой.
Ход игры
Дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам - имитируют крылышки. В центре круга -птичка (игрушка)
Методические рекомендации Текст игры произноситься не спеша, ритмично. На слова
«сама с вершок» - интонация голоса повышается и делается небольшая пауза. Последняя строка произносится чуть быстрее предыдущих.
«ХЛОПЫ - ШЛЕПЫ»
СЛ.НАРОДНЫЕ
Задачи: развитие чувства ритма, координации движений в соответствии темпом музыки.
Ход игры: исходное положение - широко расставив ноги, дети сидят на полу.
Хлоп раз, хлопок на слово «хлоп»
Еще раз удар ладошек по коленям
на слово «раз»
Мы пох лопаем сейчас повтор движений
А потом скорей, скорей ритмичные удары ладошек об
Шлепай, шлепай веселей. пол
Методические рекомендации
Первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю.
Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе
«КИСКА, БРЫСЬ!» СЛ. НАРОДНЫЕ
Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте,
навык заканчивать движение с окончанием текста.
Ход игры:
Киска, киска, киска, брысь! дети грозят пальчиком
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет, шагают на месте
Через киску упадет!
Бах! приседают
Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано - дети приседают.
«
ТРА-ТА-ТА»
РУСС. НАРОДНАЯ ПОТЕШКА
Задачи: Развитие крупной моторики, координации движений.
Тра-та-та!Тра-та-та! Дети хлопают в ладоши
Вышла кошка за кота!
За кота Котовича, делают шлепки по коленям двумя
руками одновременно
За кота Петровича! Делают шлепки по коленям двумя
двумя руками поочередно
Методические рекомендации Текст произносится медленно ритмично, на распев. В первой строке хлопки в ладоши приходятся на каждую сильную долю: \тра - та- \та и т.д
ПАРОВОЗ»
Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей
Чух, чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колесами стучу, верчу,
Садитесь скорее,
Прокачу: чух, чух!
Ход игры:
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях.
Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!
ОГУРЕЧИК»
Задачи: Закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага и легкого стремительного бега.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт.
Для игры выбирается «ловишка». Им может быть кто - либо из взрослых или ребенок. «Ловишка» уходит в другой конец зала. Руки у играющих находятся на поясе.
Ход игры
«Ловишка садиться на стул у одной из стен комнаты, дети собираются стайкой у другой стены. На текст 1-й и 2-й строки дети продвигаются в направлении «ловишки». Под текст 3-й строки дети продолжают движение мягким пружинный шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произноситься детьми. Стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догоняет убегающих от него детей.
«БУБЕН»
М.Ю.Картушина
(на мотив русской народной песни
«Как у наших у ворот»)
Задачи: Развитие чувства ритма. Эмоциональной отзывчивости на музыку.
Бубен, бубен, позвени.
Ведущий ходит перед
Ребятишек весели
детьми, встряхивает
бубен
Деточки играют
В бубен ударяют.
Хлопай - раз и
держит бубен перед
хлопай - два!
ребенком, малыш
Интересная игра.
ударяет ладошкой.
Танечка (Ванечка,...) играет,
В бубен ударяет.
Игра повторяется с другим участником
«СОЛНЫШКО и ДОЖДИК»
М.Ю.Картушина
Задачи: Развивать выразительность движений, совершенствовать навык легкого бега (на носочках), умения согласовывать движения с текстом песни.
Ход игры:
Светит солнышко с утра, вращают руками
Значит нам гулять пора. «фонарики»
Хорошо под солнышком бегают в рассыпную
Бегать и играть, по залу
Хорошо под солнышком
Во дворе гулять.
Кап-кап-кап! - по дорожке стучат пальчиком по ладошке
КОТ И МЫШИ» М.Ю.Картушина
(на русскую народную мелодию«Во саду ли в огороде»)
Задачи: Формировать навык движения по кругу, умения согласовывать движения
с текстом. Развивать координацию и быстроту реакции. Воспитывать выдержку.
Ход игры Дети образуют круг, взявшись за руки. В центре круга кот.
Мыши водят хоровод. дети идут по кругу вокруг кота
На лежанке дремлет кот
-Тише, мыши, не шумите Грозят друг другу пальчиком
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот- вытягивают вперед
Разобьет весь хоровод. Руки ладонями вверх
Шевельнул ушами кот- прикладывают ладошки к голове - «уши»
И исчез весь хоровод. убегают на места
МЯЧИК»
\ Вот какой, \ вот какой дети сидят на местах
\ Мячик пестрый, \ озорной. и смотрят, как ведущий
\ Никогда не \ плачет, под песню ударяет мячом
\ По дорожке \ скачет. об пол и ловит его.
Мяч в руках я подержу. держит мяч и ходит перед
И ребяткам покажу. детьми, показывая его малышам
Кому дать? Кому дать?
Кто же будет мяч кидать?
Мячик Коленьке я дам. дает мяч ребенку
Мячик Коля бросит сам. ребенок кидает мяч обратно ведущему
Методические рекомендации
Удар мячика приходиться на каждую сильную долю.
Ребенок возвращает мяч после слов «бросит сам...»
«АИСТ И ЛЯГУШАТА»
(На мотив белорусской народной польки «Янка»)
Задачи: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.
Ход игры:
Скачут, скачут лягушата- дети -лягушата прыгают
Скок-поскок, скок-поскок. на двух ногах в произвольном направлении
Скачут бойкие ребята-
Прыг на кочку, под листок.
Аист вышел на болото «лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит
Погулять, погулять. вокруг
Прячьтесь живо, лягушата, лягушата приседают и не шевелятся
Чтоб не смог вас отыскать!, аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся
Методические рекомендации На слова «...погулять, погулять / » должна быть небольшая пауза (остановка), голос при этом забирается вверх. Последняя фраза произноситься четко, с акцентом на каждое слово.
«ЛЯГУШАТА И РЕБЯТА»
Задача: развитие чувства ритма.
Ход игры:
Лягушата все по лужам
Шлеп-шлеп-шлеп, дети делают шлепки
шлеп-шлеп-шлеп! по коленям
А ребята по дорожке-
То-топ-топ, топ-топ-топ! Перетопы ногами.
Рядом весело идут,
Вместе песенку поют:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Хлопают в ладоши
«ВЕСЕЛЫЙ ДОЖДИК»
Задача: Развитие чувства ритма.
Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.
Дождик капнул на ладошку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
На цветок и на дорожку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
Застучал по крыше он-
Кап-кап, кап-кап-кап!
И раздался чистый звон-
Кап-кап, кап-кап-кап!
-А какая это шишка?
протягивают ладошки вперед
-Я не знаю, - шепчет мишка.
пожимают плечами
Научим мишку мы считать:
Один, два, три, четыре, пять. дети загибают пальчики и считают их.
«ЕЖИК»
Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.
Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. идут по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.
Не умел он топать- качают головой
топ-топ-топ. притопы
Не умел он прыгать качают головой
Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах
Только носом шмыгал- качают головой
Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да ,да. те же движения
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп ,хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг.
«ЗАВОДИТЕ ХОРОВОД»
Задачи: Воспитывать чувство ритма, закрепления навыка движения по кругу.
Ход игры:
Заводите хоровод
В центре круга - ребенок, играющий
Вокруг гармошки -
на гармошке. Дети, взявшись за руки идут вокруг него
Выше ручки,
останавливаются, поднимают рукивверх
Хлоп в ладошки,
один раз хлопают в ладоши.
Топ - топ, ножки! 4 раза топают ногами.
Упражнения повторяются, на гармошке играет другой ребенок.
«ДОЖДИК, ЛЕЙ!»
(русс народ.закличка)
Задача: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
Дождик, лей, лей, лей.
Помахивают кистями рук
На меня и на людей.
Руки к груди и разводят в стороны
На людей по ложке, ладошки сложены в «ложки»- углубления
На меня по крошке, руки к груди и пальцы сложены в щепотку
А на б-а-бу Ягу Руками схватиться за голову, покачать головой
Лей по целому \ ведру. Руки бросить вниз с наклоном туловища
ТИХО И ГРОМКО»
Главная цель
Развитие выдержки и умения слушать.
Доплнительные цели
Развитие способности прогнозировать события.
Развитие способности концентрировать внимание.
Что понадобится
Равное количество бубенцов и бубнов с тарелочками — по одному инструменту на каждого участника. Портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись.
Количество участников
От 6 до 10.
Основной вариант
Участники делятся на две группы соответственно типам инструментов, садятся напротив друг друга и готовятся играть по очереди. Ведущий объясняет, что группа с бубенцами должна играть тихо, а группа с бубнами — громко. Звучит музыка, и группы соответствующим образом играют.
«ГОСТИ»
(авторы текста 1-го и 2-го куплетов-А. Ануфриева, 3-го и 4- го .-М. Картушина)
Задачи: Развитие танцевального творчества, выразительности движений в соответствии с игровым образом, чувства ритма.
Ход игры: Ведущий надевает шапочки домашних животных и птиц, приглашает малышей встать в круг.
Припев:
Тук—тук-тук, отворите, дети 3 раза хлопают в ладоши
3 раза шлепают ладонями по коленям
В гости поскорей пустите! Попеременно топают ногами
Приходи к нам петушок, хлопают, в центр круга
Попляши для нас, дружок. выходит ребенок
Очень весело у нас в шапочке петушка
Развеселый будет пляс. произвольно танцует
Припев:
Мы собачку выйти просим:К нам иди собачка в гости.
Очень весело у насРазвеселый будет пляс.
Припев: делают те же движения
К нам козленок прискакал
Ножками затопотал в центр круга выбегает
Очень весело у нас, козленок и пляшет
Развеселый будет пляс.
Припев:
Серый котик прибежал,Хвостиком своим махал.
Очень весело у нас Развеселый будет пляс.
Дождик :кап!
Развитие чувства ритма
Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.
1.Птица: кар. Кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! ( дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)
2.Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Мама: ах, ах, ах! ( качают головой, держась за неё руками)
Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям)
Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)
Сороконожка
Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.
1.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5.И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)
Мотылек.
Летел мотылек, порхал мотылек !
Присел отдохнуть на грустный цветок .
(Задумчивый, веселый, увядший, сердитый …)
Дружный круг.
Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Хлоп -хлоп!
Топ-топ!
Прыг-прыг!
Шлеп-шлеп!
Прогуляемся, пройдемся,
Как лисички…(мышки, солдаты, старушки )
«Лиса по лесу ходила».
Задача: развитие ритмичности, координации, внимания.
Лиса по лесу ходил, Дробный шаг по кругу Звонки песни заводила. На последний слог – разворот лицом в круг Лиса лычки драла, Хлопки-тарелки Лиса лапотки сплела. Поочерёдное выставление ног на пятку |
«Фома и Тимошка».
Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.
Стучит, бренчит по улице, Топающий шаг вперёд по кругу
Фома едет на курице.
Тимошка на кошке Лёгкий бег по кругу
Туда же по дорожке.
«Капельки».
Задача: Развитие внимания, выразительности движений, координации.
Побежали капельки в синеньких сапожках (лёгкий бег),
Превратились капельки в ручейки-дорожки,
Бежал ручей по камешкам, по камешкам бежал (бег),
Потом в прозрачной лужице лежал, лежал, лежал(дети приседают: «засыпают»),
Вот снова он помчался вскачь и громко зажурчал(подскоки с перестроением в круг),
Увидел речку- прыг туда (прыжки вперёд),
И сразу замолчал (дети садятся на ковёр).
На стене часы висели».
Задача: закреплять слуховые представления о равномерной пульсации, о долгих и коротких звуках. Использование звучащих жестов и шумовых инструментов.
На стене часы висели: Качание
«Тик-так, тик-так». Хлопки Деревянные палочки
Тараканы стрелки съели, Качание
«
«Хрум-трак, хрум-трак». Хлопки-тарелки Рубель, ксилофон
Мыши гири оторвали, Качание
«Бом-бом, бом-бом». Шлепки Тарелка
И часы ходить не стали: Качание
«Динь-стон, динь-стон». Притопы Треугольник
«Скок-скок-поскок».
Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.
Скок-скок-поскок, ритмичные поскоки по кругу,
Сколочу мосток, в руках – деревянные ложки или кубики, на них
Серебром замощу, отстукивается ритм стиха
Всех ребят пущу.
В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников («ритмический разговор»).
«Едем, едем на тележке».
Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.
Развитие внимания и чувства ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма музыки.
Едем, едем на тележке Скрип-скрип
Распевать в лесу потешки.
Листья ласково шуршат, Ш-ш-ш
Птички звонко так свистят. Фью-фью
Белочка на ветке орешки грызёт, Цок-цок
Рыжая лисичка зайца стережёт. Тс-тс
Едем, едем на тележке Скрип-скрип
Распевать в лесу потешки.
Ручеёк журчит, Болтание языком
В речку он бежит.
Долго-долго ехали, Скрип-скрип
Наконец, приехали!
Ух! Хором
«Тук-тук».
Задача: развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.
Тук-тук-тук-тук- Кулачок о кулачок
Это что за стук? - Хлопки
Деревянный это звук: - Шлепки
Тук-тук-тук-тук. - Кулачок о кулачок
Тук-тук-тук-тук- - Кулачок о кулачок
Это что за стук? - Хлопки
Дятел жил в дупле пустом, - Шлепки
Дуб долбил, как долотом. - Кулачок о кулачок
«Едет мышка на ежах».
Задача: развивать внимание, координацию, чувство ритма.
Трах-трах-тарарах! - Хлопки
Едет мышка на ежах. - Шлепки по коленкам
- Подожди, колючий ёж! Щелчки-клювики
Больше ехать невтерпёж! Притопы
Больше ехать невтерпёж! - Хлопки – «тарелочки»
Очень колешься ты, ёж! - Хлопки
«Дождик»
Дождик, дождик, что ты льешь? - 4 хлопка,
Погулять нам не даешь. - притопы.
Дождик, дождик, полно лить, - 4 хлопка
Деток, землю, лес мочить. - Прыжки на месте.
После дождика на даче - Ходьба.
Мы по лужицам поскачем. - Прыжки "через лужицы"
«ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»
Задачи: Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом.
Ход игры:
Тень-\тень, поте \ тень. Ритмичные хлопки по
Села \ кошка под пле \ тень. коленям
Налетели воробьи, Взмахивают кистями рук
«крылышки»
\ Хлопни им в \ ладошки. хлопки
Улетайте воробьи! Грозят пальчиком
Берегитесь кошки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей о роли музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей...
Консультация: "Роль музыкально ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Статья «Влияние музыкально-ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста»
Детство дошкольников невозможно без игры, без сказки. Музыка, погружает детей в мир сказки, творчества, фантазии,...
"Музыкально-ритмические игры " для детей дошкольного возраста
Название и содержание музыкально-ритмических игр для детей. Описание цели и хода игры....
Значение музыкально-ритмической деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста. февраль 2020
Сообщение из опыта работы музыкального руководителя....
Доклад к родительскому собранию «Значение музыкально-ритмической деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Одним из важных видов музыкального исполнительства детей является ритмика, или музыкально-ритмическая деятельность, основанная на тесной взаимосвязи образного содержания, выразительных возможностей му...