Организация совместной музыкально-игровой деятельности в детском саду.
статья по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье описывается значимость музыкальных игр в совестной деятельности музыкального руководителя с детьми. Приводятся примеры классификации музыкальных игр и поэтапность их разучивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sovmestnoy_muzykalno-igrovoy_deyatelnosti_ns.docx | 38.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация совместной музыкально-игровой деятельности
в детском саду.
«Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!» - такими словами приветствуют нас авторы программы «Ладушки» Ирина Михайловна Каплунова и Ирина Арсентьевна Новоскольцева. [3] Как же нам этого добиться? Совершенно верно, с помощью игры. Тем более, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве ребёнка.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь. Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни. В игре важен в основном процесс. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться. [9]
В связи с этим мы, музыкальные руководители, должны руководствоваться следующим принципом – «учимся играя», и, организуя совместную музыкальную деятельность с детьми, отводить значительное место музыкальной игре.
Среди всех видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста музыкальная игра – самый уникальный [6]. Он:
- Самый органичный - потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Что и позволяет реализовать вышеуказанный принцип – «учимся - играя».
- Самый «лёгкий» - дети получают удовольствие от процесса игры, даже если музыкальные игры требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки. Дети играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.
- Очень серьёзный – любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности: умения считать, читать, анализировать. В музыкальной игре заложена возможность овладевать определёнными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а так же для общения.
- Самый диагностичный – даёт возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребёнка.
- Самый демократичный – равенство в музыкальной игре гарантируется её правилами, ролевым распределением. Музыкальная игра – общение равных.
Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников, которое может быть эффективным при условии разработки системы игр и методики музыкального воспитания и обучения детей в процессе игр. Первоначально необходимо разобраться в многообразии предлагаемого материала. С.И. Мерзлякова предлагает следующую классификацию музыкальных игр. [7]
Классификация музыкальных игр
- Игры под инструментальную музыку: Сюжетные; Несюжетные, Инсценировки.
- Игры с пением: Хороводы, Инсценирование песен, Народные игры с пением.
- Музыкально-дидактические игры: На развитие: звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, динамического слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, ладотонального и гармонического слуха.
- Ритмические игры со словами: На развитие чувства ритма; На развитие ориентировки в пространстве.
- Игры, спектакли: Музыкально-драматические; Ритмопластические; На обрядовой основе; На основе певческих импровизаций.
Прим.: По мнению С.И. Мерзляковой, все музыкальные игры по содержанию и задачам можно отнести к дидактическим.
В процессе разработки системы музыкальных игр рекомендуется устанавливать их последовательность с учётом усложнения, использовать принцип повторности, принцип варьирования (возможность изменять виды, разнообразить игру)
Так же следует помнить о поэтапном включении ребёнка в музыкальное игровое творчество. [9] Рассмотрим основные этапы:
- Первый этап – показ педагогом движений и действий во время звучания музыки, его собственное творческое моделирование образов музыкального произведения. Игровые действия сопровождаются выразительной мимикой и краткими интонационно выразительными пояснениями характера звучащей музыки. На этом этапе руководства игрой активность взрослого доминирует над активностью ребёнка.
- Второй этап – выполнение детьми игровых движений по показу взрослого (параллельные действия). Педагог выступает ведущим в игре, а дети одновременно и наблюдают за ним, и копируют его движения. Совмещение на практике этих двух моментов психологически оправдано, вед речь идёт не о выступлении педагога перед детьми, а об игре, в которой он занимает место партнёра и ведущего. Этап характеризуется поиском ребёнком средств выразительного движения, пластики, мимики, интонации, с помощью которых он может передать музыкально-игровой образ.
- Третий этап – выполнение задания самостоятельно (ребёнок начинает действовать, а взрослый поддерживает, корректирует его активность). Этап характеризуется наличием завершённого игрового сюжета. Каждое повторение музыкальной игры сопровождается новыми нюансами в сюжете, свежими красками в эмоциях, музыкальных интонациях, ритмопластических движениях, необычными оттенками настроений. Педагогическая коррекция направлена на то, чтобы ребёнок освоил всё игровое пространство, мог ориентироваться в нём, и не боялся совершать разнообразные передвижения.
- Четвёртый этап – самостоятельные и творческие действия детей (активность взрослого носит эпизодический характер). Для этого нужна среда, стимулирующая творческую музыкально-игровую деятельность детей. Подбор музыкальных инструментов, игрушек, пособий и приспособлений с учётом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения побуждают ребёнка к самостоятельным действиям и вызывают интерес к музыкальному искусству.
Одной из результативных форм совместной деятельности музыкального руководителя с детьми являются игровые досуги.
Хочу поделиться идеей проведения игрового досуга, проведённого в нашем детском саду, под названием: «Время даром не теряй - урожай собирай». Он проходил в форме прогулки по территории детского сада. Дети выходили на улицу, на «Аллее цветов» их встречала Осень. Проводилась беседа о том, что происходит в природе. Далее они вместе отправлялись по заданному маршруту, чтобы убедиться, что всё идёт своим чередом. По ходу велось наблюдение, отмечалось, что уже соответствует приметам осени, а что ещё нет.
Остановившись на «Плодово-ягодной аллее», побеседовали о том, что в это время года происходит в лесу, что созревает (ягоды, грибы), вспомнили, как готовятся к зиме звери (готовят запасы, меняют шубки и т.п.), как красив лес в осеннем убранстве. С детьми среднего возраста проводилась игра «Листопад», детям старшего возраста была предложена двигательная импровизация с речевым сопровождением (стихотворение Ю. Капотова «Разговор опавшей листвы») После игры отправились дальше.
На «Водоёме» поговорили о земноводных жителях, о водоплавающих птицах, о болотных ягодах, созревающих осенью. Осень угостила детей клюквенным морсом.
Неожиданно к детям вышло Пугало Огородное, попросило детей помочь собрать урожай на огороде. Вместе они отправились на грядки. На месте вспомнили названия овощей, средствами музыкально-речевой игры «Весёлый огород», на песню Е. Попляновой «Слово на ладошках» (Приложение). После этого приступили к сбору урожая. Процесс надевания перчаток сопровождался словами из пальчиковой игры «Перчатки» (Приложение). Затем дети берут корзинки и приступают к сбору урожая.
Прогулка заканчивалась исполнением песни-игры на муз. А. Филиппенко «Урожайная» [3]. Дети среднего возраста исполняли игровую песню Б. Можжевелова «Огородная-хороводная» [3]. После этого весёлые, довольные дети взяли корзинки с овощами и унесли их в группу…
В процессе предварительной работы в рамках совместной непосредственно образовательной деятельности я с детьми:
- разучивала репертуар;
- беседовала об изменениях в природе, о перелётных и зимующих птицах, о поведении зверей (использовали примеры из художественной литературы, презентации, иллюстрации)
- моделировала ситуации («Огородная - хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой; «Урожай собирай» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной[3])
- проводила музыкальные игры: распевка с движениями «Листопад» сл. и муз. М. Картушиной; танец импровизация «Падают листья» сл. и муз. М. Картушиной [5]; «Гриб волнушка» сл. Я, Сатуллина, муз. М. Картушиной [4]; «Осень спросим» муз. Т. Ломовой, стихи Е. Благининой, движения Л. Михайловой [1]; фонопедическое упражнение В. Емельянова «Осенние листья», игровая песня «Слово на ладошках» сл. и муз. Е. Попляновой [8]; «Ноты», «Растущий цветок» Джон Бин, Амилия Оулдфилд [2]; пальчиковые игры: «Перчатки», «Бутончик», «Капуста»; игровой массаж «Зайкин огород», «Грибной дождик».
В заключении хочется поделиться размышлениями о том, что для организации творческих музыкальных игр с детьми педагогу нужно самому быть творческой личностью, понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращённые к нему с радостью и любовью. На мой взгляд, это самое важное!
Давайте будем помнить советы авторов программы «Ладушки»: обязательно создавать игровую ситуацию на занятии и давать только положительную оценку! Улыбка, улыбка и ещё раз улыбка!
Приложение
Пальчиковая игра «Перчатки»
Мы идём на огород «шагают» пальчиками правой руки по ладони левой
Много там всего растёт. разводят руки в стороны
Обрабатывая грядки Сгибают пальцы («грабельками»), «гребут землю»
Не забудем про перчатки. правой рукой поглаживают тыльную сторону левой кисти и наоборот
Каждый пальчик одеваем надевают воображаемые перчатки на каждую руку, уделяя внимание каждому пальчику
И к работе приступаем. потирают ладони
«Весёлый огород»
(на песню Е. Попляновой «Слово на ладошках») [8]
Атрибуты: шапочки овощей
Цель: закрепление названий овощей, фруктов, ягод.
Задачи: развивать звуковысотный слух, чувство ритма, воображения, слухового внимания, координации движения.
Ход игры: педагог показывает картинку с изображением, пропевая название, дети повторяют, одновременно воспроизводят ритмический рисунок.
Варианты:
- дети надевают шапочки овощей (фруктов), поочерёдно называют соответствующее название, остальные дети повторяют;
- все стоят в кругу, ведущий из центра круга бросает мячик, называя слово, тот, кто поймал мяч – повторяет это название;
Примечание: В игре могут использоваться разнообразные группы слов на любую тему, время года и т.п.
«Растущий цветок» [2]
Атрибуты: цветы на длинных стеблях, музыкальные инструменты.
Цель: развитие динамического слуха, двигательно-слуховой координации.
Ход игры: педагог играет произведение, ребёнок из-за ширмы поднимает цветок на длинном стебле в соответствии с музыкой: пока звучит музыка – цветок растёт, музыка стихает – цветок перестаёт расти. Музыка может звучать быстро и медленно, громко и тихо.
Варианты: - дети сами изображают цветы, и начинают «расти» под музыку из положения сидя на корточках.
- цветы могут «расти» под сопровождение шумовых ударных инструментов, на которых играют сами дети.
Список литературы
- Бекина С.И. и др. «Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
- Джон Бин, Амилия Оулдфилд «Волшебная дудочка» 78 развивающих музыкальных игр. – М.: «Теревинф», 2000
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» средняя, старшая группы. – С-Пб.: «Композитор», 2008.
- Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 208 с.
- Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 192 с.
- Льговская Н.И. «Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста». – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.
- Мерзлякова С.И. «Музыкальная игра как одно из действенных средств музыкального развития ребёнка»/ «Музыкальный руководитель», № 1*2014
- Поплянова Е.М. «А мы на уроке – играем! Музыкальные игры, игровые песни. – М.: Новая школа, 1994. – 72 с.
- Столярова О.Н. «Музыкально-игровая деятельность детей в ДОУ»/ http://lib.exdat.com/docs/15396/index-135537.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация и проведение изобразительной деятельности в детском саду
Влияние иобразительной деятельности на умственное, сенсорное, нравственное и трудовое воспитание детей.Организация и структура занятий состоящая из трёх этапов....
Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарущениями речи.
Системный подход в реализации логопедической работы по автоматизации и исправлению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация Без праздников не бывает детства! Организация праздников и досуговой деятельности в детском саду
Праздники! Ну, кто же, скажите, пожалуйста, не любит их! Особенно их обожают дети. Так что же такое праздник? Праздник - это «день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н...
"Организация и проведениеизобразительной деятельности в детском саду"
Презентация "Организация и проведениеизобразительной деятельности в детском саду" для начинающих педагогов. В ней кратко вассказывается как организовать ИОЗО деятельность в детском саду....
Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи
Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в образовательном процессе. Наряд...
Мастер - класс на тему «Организация и проведение изобразительной деятельности в детском саду»
Мастер - класс...
Консультация для педагогов ДОУ «Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в детском саду»
Консультация для педагогов ДОУ «Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в детском саду»...