МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
методическая разработка по музыке
Валеологические распевки,дыхательная гимнастика, игровой массаж,пальчиковые игры , речевые игры, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, скороговорки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valeologicheskie_raspevki.docx | 22.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Валеологические песенки — распевки и упражнения.
«Доброе утро!»
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, «фонарики»)
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем.
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
«Машина»(обучение постепенному выдоху воздуха)И. П. — Дети становятся на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом произносят «бр-р-р», копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании
.«Цветок». (упражнение для достижения дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).И. П. — стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу
.«Собачка» (закаливание зева)И. П. — стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)Артикуляционная гимнастика.Основная часть артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате: повышаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, улучшаются музыкальная память, внимание.
«Жаба Квака» (упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) Сладко-сладко позевала. (дети зевают) Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают) Да водички поглотала. На кувшинку села, Песенку запела: «Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко) Квэ-э-э-! Ква-а-а-а! Жизнь у Кваки хороша!Оздоровительные и фонопедические упражнения.Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
«Динозаврик» (Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-ы-и-скрип!»)Четыре динозаврика, ура, ура, ура! Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра! Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить! И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Игровой массаж
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему.
1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»
2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»
3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»
4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»
5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»
6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть»
7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми». Эти слова — установка для них на весь день.
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук.
«Кошка»
Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают «окошко»)
По дорожке ходит кошка («бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают «длинные усы»)
С такими глазами! (показывают «большие глаза»)
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! («зовут» правой рукой)
Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей.
«Дождь»Дождь, дождь, дождь с утра.(хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от «дождика»)
Трямди –песенка Дети стоят парами лицом друг к другу
Маленькие пальчики: трям-трям-трям!
Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
А теперь ладошки: трям-трям-трям!
Кулачками постучим: трям-трям-трям!
По трям-трямски говорим:
Засопели носики: трям-трям-трям!
Носики –насосики: трям-трям-трям!
А теперь мы улыбнулись,Прыгнули и повернулись.
Мы в Трям-трямдии живем,
Трямди песенки поем: трям-трям-трям!
Дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой)
«Ладошки»
Ладушки-ладошки,Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,Носом правильно вдыхаем
.Как ладошки разжимаем,То свободно выдыхаем.
«Насос»
По шоссе летят машины —Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,Дышим много раз подряд.
«Кошка»(приседание с поворотом)
Мягонько ступают ножки,Язычком ест вместо ложки,
Ты погладь ее немножко —Сразу замурлычет кошка.
«Люблю себя»
Ах, какой хороший я!Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,Носиком вдыхаю
«Повороты головы»
Ежик по лесу гулялИ цветочки собирал.
Справа –белая ромашка,Слева –розовая кашка.
Как цветочки пахнут сладко!Их понюхают ребятки.
Артикуляционная гимнастика
«Окошко»широко открыть рот — «жарко»закрыть рот — «холодно»
«Чистим, зубки»улыбнуться, открыть рот,кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
«Месим тесто»улыбнуться пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…»,покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) «Чашечка» улыбнуться широко открыть рот,высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка) «Дудочка»с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Скороговорки
Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.
У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку и накормила кошку.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Сшила Саша Сашке шапку.
Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Лена искала булавку, а булавка попала под лавку.
Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.
Всех скороговорок неперескороговоришь.
Сосна соснистая, с шишками безлистая.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Шел Егорка по пригорку, бормотал скороговорку.
Бормотал скороговорку, бормотал скороговорку,бормотал скороговорку.
А во рту была еда.Вместо слов скороговорки, вместо слов скороговорки,вместо слов скороговорки, бормоталась ерунда.
Кукарешка шел на реку, кукарекал кукареку,
Шел на реку, на реку и кричал кукареку.
Оздоровительные и фонопедические упражнения
Пальчиковые игры
«Апельсин»
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти).
«Гости»
К Кате гости прибежали,(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
«Горшок»
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
«Маленькие гномики»
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки (загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,Лики – штанишки,
Чики – носочки,Микки умница был,
Всем водичку носил.
«Дом»
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат
—Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Речевые игры
«Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от «дождика»)
Ритмические игры и упражнения
«Солнышко»
Солнышко, солнышко,Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,По камушкам скачут.
Дети стоят врассыпную. На 1-ю и 2-ю строчки текста выполняют частые полуприседания – «пружинки» — и одновременно хлопают в ладоши. Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.
«Радуга-дуга»
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышко, колоколнышко!
Дети стоят врассыпную. На весь текст дети выполняют частые прыжки на двух ногах с небольшим покачиванием корпуса вправо и влево. «Огуречик»
Огуречик, огуречикНе ходи на тот конечик,
Там мышка живет,Тебе хвостик отгрызет.
Для игры выбирается «ловишка», который садится на стул у одной из стен ком-наты. Дети собираются стайкой у другой стены. На 1-ю и 2-ю строки дети, держа руки на поясе, легкими прыжками продвигаются в направлении «ловишки». Под текст 3-й строки дети продолжают движение мягким пружинным шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произносится детьми, стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догонят детей.
«Две тетери»
Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери, поклевали, улетели…Ш-ш-ш-ш-ш-ш…
Играющие стоят, взявшись за руки; за кругом двое детей, изображающих тетерь, и ребенок, изображающий охотника.На текст 1-й строки дети выполняют ритмичные полуприседания и раскачивают руками вперед-назад. На 2-ю строку текста в круг поскоком «влетают тетери», присаживаются, «клюют» и «улетают». «Охотник»догоняет «тетерь». С оконча-нием текста дети, стоящие в кругу, поднимают руки вверх и имитируют движения веточек шумящих на ветру деревьев.
«Дедушка Егор»
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор,
Сам — на лошадке, жена – на коровке,
Дети – на телятках, внуки – на козлятках,Гоп, гоп, гоп, гоп…
Играющие стоят врассыпную. На весь текст дети идут, высоко поднимая ноги. С окончанием текста, на слова «гоп, гоп, гоп», переходят к движению прямого гало-па. Темп выполнения движения ускоряется.
«Поймай-ка!»
Скачет зайка маленький около завалинки.Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка.Дети стоят в кругу, в центре ребенок-зайка. За кругом – охотник.На 1-ю строку текста дети выполняют прыжки на двух ногах. Ребенок, стоящий в центре, выполняет такие же прыжки вокруг себя. На текст второй строки «зайка» скачет между детьми, запутывая след, «охотник» стоит на месте и наблюдает за «зайкой». С окончанием текста «охотник» догоняет «зайку», точно по его следу.
«Скок-поскок»
Скок-поскок молодой дроздок,
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька,
Сама с вершок, голова с горшок.
Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя хвостик.На 1-ю строку текста дети продвигаются вперед прыжками; на 2-ю идут по кругу мягким пружинным шагом; на 3-ю строку дети сужают круг и на слова «сама с вершок» присаживаются, на слова «голова с горшок» расширяют круг, выполняя движение бодрого маршевого шага. «Трактора»
Тара-тара-та-ра-ра –Из колхозного двораВыезжают трактора.
Будем землю пахать,Будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить,Малых детушек кормить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...
Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"
В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...
Методическая копилка
Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...
Моя методическая копилка
Из моего портфолио...
Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»
laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...