МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
методическая разработка по музыке

Войтюк Ирина Акимовна

Валеологические распевки,дыхательная гимнастика, игровой массаж,пальчиковые игры , речевые игры, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, скороговорки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologicheskie_raspevki.docx22.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Валеологические песенки — распевки и упражнения.

 «Доброе утро!»

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

 Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

И сегодня весь день

 Будет веселее. (хлопают в ладоши)

 Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, «фонарики»)

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки (движения по тексту)

 Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем.

 Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)

И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

«Машина»(обучение постепенному выдоху воздуха)И. П. — Дети становятся на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом произносят «бр-р-р», копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании

.«Цветок». (упражнение для достижения дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).И. П. — стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу

.«Собачка» (закаливание зева)И. П. — стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)Артикуляционная гимнастика.Основная часть артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате: повышаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, улучшаются музыкальная память, внимание.

«Жаба Квака» (упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) Сладко-сладко позевала. (дети зевают) Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают) Да водички поглотала. На кувшинку села, Песенку запела: «Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко) Квэ-э-э-! Ква-а-а-а! Жизнь у Кваки хороша!Оздоровительные и фонопедические упражнения.Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.

«Динозаврик» (Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-ы-и-скрип!»)Четыре динозаврика, ура, ура, ура! Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра! Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить! И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Игровой массаж

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему.

1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»

2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»

3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»

4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»

5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»

6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть»

7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми». Эти слова — установка для них на весь день.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук.

«Кошка»

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают «окошко»)

 По дорожке ходит кошка («бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)

С такими усами! (показывают «длинные усы»)

С такими глазами! (показывают «большие глаза»)

 Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт! («зовут» правой рукой)

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей.

«Дождь»Дождь, дождь, дождь с утра.(хлопки чередуются со шлепками по коленям)

 Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)

 Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

 Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (убегают от «дождика»)

Трямди –песенка Дети стоят парами лицом друг к другу

Маленькие пальчики: трям-трям-трям!

Барабанят пальчики: трям-трям-трям!

А теперь ладошки: трям-трям-трям!

Кулачками постучим: трям-трям-трям!

По трям-трямски говорим:

Засопели носики: трям-трям-трям!

Носики –насосики: трям-трям-трям!

А теперь мы улыбнулись,Прыгнули и повернулись.

Мы в Трям-трямдии живем,

Трямди песенки поем: трям-трям-трям!

Дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой)

«Ладошки»

Ладушки-ладошки,Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,Носом правильно вдыхаем

.Как ладошки разжимаем,То свободно выдыхаем.

 «Насос»

По шоссе летят машины —Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,Дышим много раз подряд.

«Кошка»(приседание с поворотом)

Мягонько ступают ножки,Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь ее немножко —Сразу замурлычет кошка.

«Люблю себя»

Ах, какой хороший я!Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,Носиком вдыхаю

«Повороты головы»

Ежик по лесу гулялИ цветочки собирал.

Справа –белая ромашка,Слева –розовая кашка.

Как цветочки пахнут сладко!Их понюхают ребятки.

 Артикуляционная гимнастика

«Окошко»широко открыть рот — «жарко»закрыть рот — «холодно»

«Чистим, зубки»улыбнуться, открыть рот,кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

«Месим тесто»улыбнуться пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…»,покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) «Чашечка» улыбнуться широко открыть рот,высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка) «Дудочка»с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Скороговорки

 Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше?

Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Сшила Саша Сашке шапку.

Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.

 В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Лена искала булавку, а булавка попала под лавку.

 Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.

Всех скороговорок неперескороговоришь.

Сосна соснистая, с шишками безлистая.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Шел Егорка по пригорку, бормотал скороговорку.

Бормотал скороговорку, бормотал скороговорку,бормотал скороговорку.

А во рту была еда.Вместо слов скороговорки, вместо слов скороговорки,вместо слов скороговорки, бормоталась ерунда.

Кукарешка шел на реку, кукарекал кукареку,

Шел на реку, на реку и кричал кукареку.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Пальчиковые игры

«Апельсин»

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти).

«Гости»

К Кате гости прибежали,(бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,(соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна,(большой и средний)

Рад Серёжа,(большой и безымянный)

Рад Снежана (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

«Горшок»

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

«Маленькие гномики»

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки (загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)

Тики – платочки,Лики – штанишки,

Чики – носочки,Микки умница был,

Всем водичку носил.

«Дом»

Стук -стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат

 —Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

 Речевые игры

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (убегают от «дождика»)

Ритмические игры и упражнения

«Солнышко»

Солнышко, солнышко,Выгляни в окошко:

Твои детки плачут,По камушкам скачут.

Дети стоят врассыпную. На 1-ю и 2-ю строчки текста выполняют частые полуприседания – «пружинки» — и одновременно хлопают в ладоши. Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.

«Радуга-дуга»

Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышко, колоколнышко!

Дети стоят врассыпную. На весь текст дети выполняют частые прыжки на двух ногах с небольшим покачиванием корпуса вправо и влево. «Огуречик»

Огуречик, огуречикНе ходи на тот конечик,

Там мышка живет,Тебе хвостик отгрызет.

Для игры выбирается «ловишка», который садится на стул у одной из стен ком-наты. Дети собираются стайкой у другой стены. На 1-ю и 2-ю строки дети, держа руки на поясе, легкими прыжками продвигаются в направлении «ловишки». Под текст 3-й строки дети продолжают движение мягким пружинным шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произносится детьми, стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догонят детей.

«Две тетери»

Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери, поклевали, улетели…Ш-ш-ш-ш-ш-ш…

Играющие стоят, взявшись за руки; за кругом двое детей, изображающих тетерь, и ребенок, изображающий охотника.На текст 1-й строки дети выполняют ритмичные полуприседания и раскачивают руками вперед-назад. На 2-ю строку текста в круг поскоком «влетают тетери», присаживаются, «клюют» и «улетают». «Охотник»догоняет «тетерь». С оконча-нием текста дети, стоящие в кругу, поднимают руки вверх и имитируют движения веточек шумящих на ветру деревьев.

 «Дедушка Егор»

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор,

Сам — на лошадке, жена – на коровке,

Дети – на телятках, внуки – на козлятках,Гоп, гоп, гоп, гоп…

Играющие стоят врассыпную. На весь текст дети идут, высоко поднимая ноги. С окончанием текста, на слова «гоп, гоп, гоп», переходят к движению прямого гало-па. Темп выполнения движения ускоряется.

«Поймай-ка!»

Скачет зайка маленький около завалинки.Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка.Дети стоят в кругу, в центре ребенок-зайка. За кругом – охотник.На 1-ю строку текста дети выполняют прыжки на двух ногах. Ребенок, стоящий в центре, выполняет такие же прыжки вокруг себя. На текст второй строки «зайка» скачет между детьми, запутывая след, «охотник» стоит на месте и наблюдает за «зайкой». С окончанием текста «охотник» догоняет «зайку», точно по его следу.

«Скок-поскок»

Скок-поскок молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька, невеличенька,

Сама с вершок, голова с горшок.

Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя хвостик.На 1-ю строку текста дети продвигаются вперед прыжками; на 2-ю идут по кругу мягким пружинным шагом; на 3-ю строку дети сужают круг и на слова «сама с вершок» присаживаются, на слова «голова с горшок» расширяют круг, выполняя движение бодрого маршевого шага. «Трактора»

Тара-тара-та-ра-ра –Из колхозного двораВыезжают трактора.

Будем землю пахать,Будем рожь засевать,

Будем хлеб молотить,Малых детушек кормить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка

Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...

Моя методическая копилка

Из моего портфолио...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...