«Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!»
статья по музыке
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия проводимые логопедом и музыкальным руководителем, являющие собой систему, включающую движение, музыку и речь. В данном случае кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии как неречевых так и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!» | 19.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!»
Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждения. Целью специального обучения является преодоление или компенсация речевого нарушения. Важнейшей предпосылкой в решении коррекционных задач является создание специальных условий, стимулирующих развитие ребенка.
Дети, страдающие нарушениями речи, имеют следующие особенности развития:
- нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- психомоторное развитие отстает от возрастной нормы (дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы);
- нарушение артикуляционной моторики (ограниченность, неточность или слабость движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти). Это приводит к дефектному произношению, общей невнятности и смазанности речи.
- нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У детей с ОНР нарушены процессы возбуждения и торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность);
- недостаточное личностное развитие ребенка (самосознание, само-оценка, взаимоотношения с окружающими людьми, мотивация, волевые процессы).
- слабо развито дыхание: недостаточный вдох и выдох, выдыхаемый воздух распределяется неравномерно. Зачастую дети дышат прерывисто от-того, что они не умеют управлять своим дыханием.
Успешное преодоление ОНР у детей в специальных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов ДОО на интегрированной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия проводимые логопедом и музыкальным руководителем, являющие собой систему, включающую движение, музыку и речь. В данном случае кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии как неречевых так и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
В ходе проведения таких занятий развитие речи происходит с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает ребенку осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, активизируют их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогают адаптироваться к условиям внешней среды.
Интегрированные коррекционные музыкально-логопедические занятия, устраняют нарушенные речевые функции ребенка и развивают его функциональные системы: голосовую функцию, артикуляционный аппарат, дыхание, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
При осуществлении своей работы логопед и музыкальный руководитель должны учитывать:
• структуру речевого нарушения;
• индивидуальный подход к каждому ребенку на фоне коллективной деятельности;
• закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
• всесторонне развивать личность каждого дошкольника.
Музыкальный руководитель и логопед должны предъявлять единые требования при проведении совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
2. Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
3. Принцип всестороннего воздействия
4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда
при проведении коррекционно-образовательной работы:
Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные
- Укреплять костно-мышечный аппарат.
- Развивать дыхание.
- Развивать координацию движений и моторные функции.
- Формировать правильную осанку. - Обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным совместно с логопедом лексическим темам;
- Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
- Формировать способность восприятия музыкальных образов.
- Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. - Развивать речевое дыхание.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Формировать просодические компоненты речи.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать грамматический строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
• постановка диафрагмально-речевого дыхания;
• укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
• формирование артикуляторной базы для исправления не-правильно произносимых звуков;
• коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
• совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
• обучение умению связно выражать свои мысли;
• обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
• развитие психологической базы речи;
• совершенствование мелкой моторики;
•развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;
• логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
• слухового внимания и слуховой памяти;
• оптико-пространственных представлений;
• зрительной ориентировки на собеседника;
• координации движений;
• умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
• правильного речевого и певческого дыхания, изменение си-лы и высоты голоса в зависимости от контекста;
• темпа и ритма дыхания и речи;
• орального праксиса;
• просодики;
• фонематического слуха.
• обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;
• развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителем-логопедом.
• План взаимодействия муз. руководителя и учителя-логопеда на учебный год.
• Журнал взаимодействия.
• Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
• Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий в ДОО.
• Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.
• Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики речевых нарушений у воспитанников.
• Использование на музыкальных занятиях: логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, скороговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимики Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение пе-сен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма Разучивание текстов пе-сен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминалогией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалоги-ческой речи Формирование навыков составления диа-лога Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологи-ческой речью. Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Друг в беде не бросит - друг всегда поможет""
Занятие проводится в увлекательной стихотворной форме. Стихи авторские....
Беседа "Если что у вас болит, вам поможет Айболит"
Правовое воспитание...
Если что у вас болит, вам поможет Айболит
Развлечение в младшей группе...
Занятие в старшей группе "Друг всегда поможет"
Материал занятия разработан для детей старшей группы с учетом возрастных особенностей для сплочения коллектива, развития дружественных взаимоотношений в группе...
Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию («Безопасность») «Всегда поможет нам служба спасения: звони «01», «02», «03».»
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность...
Конспект совместного физкультурного развлечения «Друг всегда поможет» для детей подготовительной группы и первоклассников.
Конспект спортивного развлечения " Друг всегда поможет" по приемственности дошкольного образования и начальной школы....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как сделать замечательную головоломку своими руками? Всегда поможет папа»
Часто папы задаются вопросом:во что поиграть с ребенком дома?Да так, чтобы игра была с пользой для развития малыша....