ПРОЕКТ "СКАЗКА В ОПЕРЕ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
проект по музыке (старшая группа)

Еин Галина Геннадьевна

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СКАЗКА В ОПЕРЕ" ПО СКАЗКЕ КОЛОБОК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_opera.docx26.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №8 «ЖУРАВЛЕНОК»

Южно-Сахалинск

Паспорт проекта

«СКАЗКА В ОПЕРЕ»

 в старшей группе

Подготовила:

музыкальный руководитель

МАДОУ № 8

Еин Галина Геннадьевна

2021 г.

Актуальность проекта

Как известно, музыкальный театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Сходными являются формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская. Театральная деятельность отвечает психологическим особенностям дошкольного возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи обучения и творчества детей, доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Музыкальный компонент театральных спектаклей расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.    Природная предрасположенность дошкольников к пению и движению объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём с удовольствием.

Приобщение детей 5 - 7 лет к музыкально-театральному творчеству в условиях нашего детского сада осуществляется в рамках создания музыкальной сказки, что дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение. И конечно, умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения - эти качества очень пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.

Полное наименование проекта

«Сказка в опере»

Тип проекта

Творческий

По составу участников

Групповой

Участники проекта

Дети дошкольного возраста (5-6 лет), родители воспитанников, воспитатели группы.

Период реализации проекта

Краткосрочный (1 месяц) с 25.10 .2021 г. по 25.11.2021 г.

Цель проекта

Развитие музыкальных и творческих способностей детей средствами музыкально-театрализованной деятельности

Задачи проекта

  • обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности;
  • развивать эмоционально-оценочное восприятие художественных образов;
  • приобщать детей к активной эстетической и художественной деятельности;
  • развивать речевые и вокальные навыки детей;
  • создавать условия для свободного самовыражения каждого ребенка.

Образовательные области

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный – определение темы проекта; мониторинг знаний детей; постановка проблемы; сбор и накопление материала по проекту; разработка плана проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта.  

2. Практический

«Выбор произведения»

Сказка – работа коллективная, поэтому и выбор сказки должен быть коллективным. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит на обсуждение известные и неизвестные сказки, умело направляя процесс поиска. Необходимо учитывать способности и особенности детского коллектива. Выбор детской оперы «Колобок» не случаен:

во-первых, герои сказки знакомы ребятам,

во-вторых, дети смотрели мультфильм "Колобок", снятый Анимационной студией Александра Татарского по заказу Министерства Российской Федерациии, который им очень понравился.

«Какой он - сказочный герой?"

Знакомство с музыкальной сказкой Л.А. Блохиной, Е.В. Горбиной «Колобок» произошло на музыкальном занятии. Дети впервые услышали сказку с музыкальными номерами. Хочется отметить, что музыка в этом спектакле выполняет несколько функций:

1. Музыкальная характеристика героев в контексте происходящих событий:

Ария Бабушки

Ария Бабушки

Ария Колобка

Ария Зайца

Ария Волка

Ария Медведя

Ария Лисы.

2. Эмоциональная реакция на происходящие события (сопереживание):

- заключительная ария Колобка и всех героев.

3. Эмоциональный фон, сопровождающий действия героев:

Ответная ария Колобка всем героям сказки.

Работа над персонажами сказки способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи. Формируется музыкальность, музыкальная культура, которая является частью общей культуры. В процессе работы, я опиралась на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Предлагала рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт детей еще не велик, корректировала и помогала, подсказывала наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа. В этом мне помогали:

Этюды на мимику

Работа с карточками эмоций, игра «Выбери карточку и покажи эмоцию мимикой и жестам» и «Кто это?»- один ребенок мимикой показывает эмоцию, а все дети выбирают подходящую карточку.

Этюды на движение

Прием «Отгадай кто это?» - один ребенок показывает, другой называет (угадывает) персонажа сказки.

Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка   для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и во время ее исполнять. Для поиска пластического решения образа некоторых героев необходимы занятия выразительным движением. Передавать образ в движении дети учились, исполняя различные этюды, на этапе «танцевального творчества», в рамках музыкальных занятий.

Для развития диатонического слуха использовалась дидактическая игра "Колобок".

Цель: развивать диатонический слух детей.

Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок — румяный бок,

 Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

Формирование актерского состава

(распределение ролей)

Обозначились детские желания, круг интересов, выявились пристрастия. Т.к. это опера, отобрали детей с высоким уровнем музыкального развития (прежде всего музыкальный слух).  Ребята попробовали себя во всех ролях, поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его оценивают товарищи. Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей и педагогов и определяет исполнителя той или иной роли.

 «Создание сценического пространства»

Создание сценического пространства требует от детей умения ориентироваться. Определять границы данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия. Знать стороны: лево, право, назад, вперед, по диагонали. Определять середину и края. Развитию ориентировки способствуют упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Взаимодействие с партнерами приводит к составлению следующих мизансцен:

Сцена Бабушки и Дедушки

Встреча Колобка с Зайцем

Встреча Колобка с Волком

Встреча Колобка с Мишкой

Встреча Колобка с Лисой

Педагогу остается, не навязывая своего видения, совместно “обжить” с детьми пространство. Элементы декорации, реквизит находят свое точное место на площадке во время репетиции эпизодов (мизансцен). А элементы костюма находят своего исполнителя. 

Ожидаемые конечные результаты

- у детей развивается интерес к музыкальной и театральной деятельности;

- работа над постановкой детской оперы «Колобок»: способствует личностному росту детей, воспитанию сильной, трудолюбивой творческой, жизнеспособной личности, развитию социальных навыков и общему развитию детей;

- способствует повышению профессионального уровня педагога. 

- родители вовлечены к участию в проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа

Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...