Развитие вокально-хоровых навыков у детей в процессе обучения стилю пения A Capella
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Произведения, а cappella как жанр хоровых сочинений, занимали и
занимают в хоровом пении свое значимое место, в том числе и в репертуаре
детских хоровых коллективах. В хоровом сочинении без инструментального
сопровождения наиболее ярко проявляется игра регистровых и тембровых
красок, певческих голосов. Многообразное комбинирование при соединении их в сочетании с различными приемами изложения в хорах, а cappella с большой полнотой раскрывает необыкновенное эмоциональное воздействие
Дошкольный возраст – благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.
В данной работе я представляю опыт развития певческих навыков у детей дошкольного возраста через стиль пения a cappella .Не смотря на мой небольшой педагогический стаж с января 2021 , на протяжении этого периода велась активная работа по развитию вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.
Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А. Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.
Специфика пения дошкольников исследовалась в разных аспектах. Еще в 1940 году Н.А. Метлов в своей диссертации “Обучение a capella пению детей старшей группы детского сада” ставил и решал вопросы, связанные прежде всего с охраной детского голоса, а также с разработкой методики обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой и певческими навыками, звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонации, ансамблем. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь».
В программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского подчёркивается, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).
Представляет интерес технология В. Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса.
Итак, формирование вокальных певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей пению, необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Следовательно, нужно тщательно отбирать такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка.
Цель моей работы – овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.
Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А. Битус, С.И. Мерзляковой, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В. Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.
Для реализации цели были поставлены задачи:
1. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
2. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
3. Формирование певческих навыков;
4. Развитие исполнительского мастерства;
5. Расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
6. Усвоение навыков a capella хорового пения;
7. Развитие детского песенного творчества.
В работе с детьми я руководствуюсь следующими принципами:
1. Целенаправленность, систематичность, плановость.
Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичности и целенаправленности. Системность – основа любой методики, для дошкольников особенно. Только система – гарантия успеха.
К тому же, для музыкального развития детей важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.
2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей.
3. Принцип доброжелательности и открытости.
Важную роль играет подбор репертуара. Пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения.
Чтобы начать процесс обучения необходим подготовительный этап.
Первый этап. Подготовка и выбор репертуара. Сначала необходимо провести диагностику, прослушать всех детей. У каждого определить диапазон звучания, тип и особенности голоса.
Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Важно не только создавать благоприятную психологическую и «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха, но и определить и четко следовать правилам безопасности – охране детского голоса. Ибо любой преподаватель пения, как и врач, должен помнить: «Главное – не навреди!».
Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Выбор репертуара – основополагающий момент в методике каждого педагога. Только формальное разучивания песенного материала для праздников и утренников может привести к нежелательным последствиям. Дети привыкают исполнять музыкальное произведение приблизительно. Интонируют приблизительно, так как еще не сформировано осознанное восприятие и воспроизведение мелодических оборотов. Нередко такое небрежное отношение заметно по искажению слов в тексте, дети даже не понимают смысла.
Поэтому музыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких игровых песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В. Колосовой, Н. Метловым, Т. Попатенко, Л.С. Струве, Н. Френкель.
При выборе репертуара и упражнений для детей в первую очередь следует учитывать возрастные особенности. Даже к 5-6 годам гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты, связки короткие, грудной резонатор развит слабее, чем головной. Всегда следует избегать форсированного звучания, особенно на низких звуках. Для каждого возрастного периода известны свои параметры: примерный диапазон, примарные звуки, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков.
Только строгое следование правилам охраны певческого аппарата, грамотный выбор репертуара и систематический подход в обучении обуславливает успешное овладение техническими приемами и постепенное, уверенное развитие общих музыкальных способностей.
Второй этап. Правила и установки вокально-хоровой работы.
В первую очередь, дети знакомятся с правилами певческой установки. Необходимо постоянно контролировать их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.
Певческая установка связана в первую очередь с правильным положением корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения):
- сидеть (стоять) ровно;
- не сутулиться;
- корпус и шею не напрягать
- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
- дыхание брать свободно;
- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.
Вокально-хоровые навыки:
- дыхание
- звукообразование
- дикция
- чистота интонирования
- ансамбль
С самого начала и на протяжении всего периода обучения идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.
Например: «Вот смотрите, я пою всю фразу на одном дыхании, а допеть не могу. Почему? Попробуй ты». Ребенок… «Чувствуешь?» «Не хватило силы». «Правильно, только не силы, а воздуха. Значит надо его опять набрать в легкие. Вздох и поем дальше».
Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»).
Третий этап. Работа по видам деятельности.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.
Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Помогает объяснение для детей – надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.
Поэтому можно вместе с детками сначала обсудить содержание песни, расшифровывать непонятные слова, найти кульминацию и т.д.
Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В.Емельянова, которые делятся на статические и динамические.
Данные артикуляционные упражнения предварительно отрабатываются на занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом, чтобы дети имели возможность проконтролировать качество выполнения каждого движения. На музыкальных занятиях детьми выполняются уже разученные артикуляционные упражнения, поэтому зрительный контроль в этом случае необязателен. На одном музыкальном занятии перед пением берётся не более пяти упражнений. По мере их усвоения детьми, вводятся новые упражнения.
Примеры статических артикуляционных упражнений.
Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).
Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.
1. «Птенчик» - широко открыть рот;
2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);
3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.
В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе
Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?
Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае используются попевки и песенки, которые, как и распевки транспонируются в разные тональности. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание, формирует высокую позицию.
Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, широко используется моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф или игры на интерактивной доске).
Для эффективности можно применять «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие).
Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.
Четвертый этап. Работа над песней.
Ее тоже условно можно разделить на несколько этапов.
1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.
Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:
- краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
- пояснение непонятных слов;
- чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
- разгадывание загадок, ребусов;
- вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.
- прослушивание или просмотр в хорошем исполнении как образец
Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.
2 этап – разучивание песни.
Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.
После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.
На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.
3 этап – исполнение песни.
Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.
Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.
Подводя итоги работы по развитию певческих навыков через стиль пения a capella у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:
- дети любят петь,
- научились владеть своим голосом,
- понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,
- научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,
- различают чистое интонирование и фальшивое пение,
- научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,
- научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.
Воспитанники поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни.
Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования a cappela певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galdina_prezentatsiya.ppt | 2.82 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель моей работы – овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.
Для реализации цели были поставлены задачи: 1. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности; 2. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей; 3. Формирование певческих навыков; 4. Развитие исполнительского мастерства; 5. Расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире; 6. Усвоение навыков a capella хорового пения; 7. Развитие детского песенного творчества.
В работе с детьми я руководствуюсь следующими принципами: 1. Целенаправленность, систематичность, плановость. Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичности и целенаправленности. Системность – основа любой методики, для дошкольников особенно. Только система – гарантия успеха. К тому же, для музыкального развития детей важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее. 2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей. 3. Принцип доброжелательности и открытости. Важную роль играет подбор репертуара. Пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения.
Первый этап. Подготовка и выбор репертуара. Сначала необходимо провести диагностику, прослушать всех детей. У каждого определить диапазон звучания, тип и особенности голоса. \.
Второй этап. Правила и установки вокально-хоровой работы. В первую очередь, дети знакомятся с правилами певческой установки. Необходимо постоянно контролировать их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность. \.
Третий этап. Работа по видам деятельности. - Звукообразование - Дикция -Артикуляционная гимнастика -Ритмодикломация \.
Четвертый этап. Работа над песней. Ее тоже условно можно разделить на несколько этапов. 1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением 2 этап – разучивание песни 3 этап – исполнение песни. \.
Подводя итоги работы по развитию певческих навыков через стиль пения a capella у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута: дети любят петь, научились владеть своим голосом, понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты, научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии, различают чистое интонирование и фальшивое пение, научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук, научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение. \.
За внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
развитие вокально-хоровых навыков дошкольников...
Развитие вокально - хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Обобщенный опыт моей работы...
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Приобщение к музыке - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.Д. Шостакович...
Педагогический проект "Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения".
Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче...
"Вокально-двигательные разминки как средство развития вокально-хоровых навыков дошкольников в соответствии с ФГОС ДО""
Выстпуление на заседании творческой мастерской...
«Использование современных игровых технологий в процессе развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка имеет три раздела: 1) "Игра" в педагогике (определение, задачи, классификации);2) Пение как вид деятельностпи на музыкальных занятиях в ДОУ;3) Игровые тех...
"Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой методики обучения"
Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям ДОУ....