Cказочный образ Царевны - Лебедь
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Программное содержание:
- познакомить детей со сказочным образом Царевны -Лебедь на творчестве художника М. Врубеля и на произведениях композитора К. Сен-Санса и П. Чайковского;
- развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления при рассматривании репродукций, прослушивании музыкальных произведений; прививать любовь к национальному фольклору (сказки, былины);
- продолжать развивать у детей понимания сочетания образа и цвета, образа и литературы, образа и музыки;
- формировать творческие способности детей: учить с помощью интонации передавать характер песни, слаженно и выразительно играть на детских музыкальных инструментах, пластично двигаться в соответствии с характером музыки;
- упражнять связанные речи, обогащать словарный запас детей (величава, пава, диво);
- стимулировать желание детей создавать живописные образы, используя приемы аппликации в оформлении репродукций.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подготовила:
педагог Хазова Галина Николаевна
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы
на тему: «Сказочный образ Царевны -Лебедь»
Программное содержание:
- познакомить детей со сказочным образом Царевны -Лебедь на творчестве художника М. Врубеля и на произведениях композитора К. Сен-Санса и П. Чайковского;
- развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления при рассматривании репродукций, прослушивании музыкальных произведений; прививать любовь к национальному фольклору (сказки, былины);
- продолжать развивать у детей понимания сочетания образа и цвета, образа и литературы, образа и музыки;
- формировать творческие способности детей: учить с помощью интонации передавать характер песни, слаженно и выразительно играть на детских музыкальных инструментах, пластично двигаться в соответствии с характером музыки;
- упражнять связанные речи, обогащать словарный запас детей (величава, пава, диво);
- стимулировать желание детей создавать живописные образы, используя приемы аппликации в оформлении репродукций.
Предварительная работа
- знакомство с балетом П.Чайковский «Лебединое озеро»;
- разучивание песни «Не расставайтесь со сказкой» - Т. Прописной;
- чтение сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- познакомить детей с живописью художника В. Васнецова, с произведениями композиторов П. Чайковского, К. Сен-Санса;
- спортивного танца, учить приемам игры на детских музыкальных инструментах:
-оформление репродукций картин в багет.
Материал:
- фонограммы произведений К. Сен-Санса «Карнавал животных» («Лебедь»), М.Мусоргский «Картинки с выставки» («Прогулка»), П. Чайковский балет «Лебединое озеро» («Адажио», «танец маленьких лебедей»); М. Мусоргкий «Прогулка»
- отрывок из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- репродукция картин «Три богатыря», «Иван-царевич и Серый волк», «Сестрица Аленушка» художника Н. Васнецова и «Царевна-Лебедь» - М. Врубеля;
- открытки «Царевна-Лебедь» по количеству детей; стразы, перья, клей, кисточки, клеенки и др. для аппликации;
- музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофон, треугольники и румба;
- белые ленточки по количеству детей;, голубые, синие ленточки по количеству мальчиков; короны, шарфы, юбочки по количеству девочек.
Ход занятия
Под негромкую музыку М. Мусоргкого «Прогулка» из цикла «Картинки с выставки» дети входят в зал, рассматривают оформление зала.
Музыкальный руководитель предлагает обратить внимание детей на репродукции картин В. Васнецова «Три богатыря», «Иван-царевич и Серый волк», «Сестрица Аленушка», написанные по былинным и сказочным сюжетам.
Дети подходят к мольберту, который закрыт тканью.
Музыкальный руководитель. Я хочу познакомить с репродукцией картины русского живописца М. Врубеля. (поднимает ткань, дети рассматривают картину)
- Кого художник изобразил на картине? (девушку, Царевну-Лебедь)
- Как одета Царевна - Лебедь? (корона на голове, перья, шарф)
- Какие глаза? (большие сине – зелёные, грустные)
- Какое лицо? (бледное, задумчивое)
- Какие руки? (нежные, с тонкими пальцами на кольцах)
- Какие волосы? (темные, заплетенные в косу)
- Какой это образ? (сказочный)
- Что вы видите вдали? (остров с дворцами и церквами)
- Из какой сказки этот образ? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- Как описывает этот образ поэт А. Пушкин? (дети читают отрывок из сказки)
1-й ребенок. Да на свете, говорят,
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
2-й ребенок. Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает
– Месяц под косою блестит,
А во лбу звезда горит.
3-й ребенок. А сама-то величава,
Выступает будто пава;
4-й ребенок Сладку речь- то говорит,
Будто реченька журчит.
5-й ребенок – Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво.
Музыкальный руководитель. Скажите, как вы понимаете такие слова: величава, пава, диво? (ответы детей: - сказка, чудеса, волшебство, грациозная, прекрасная )
- игру изумрудных самоцветных камней на короне у царевны, положение перьев на крыльях художник передал ритмичными мазками, щтрихами похожими на мозаику, это придает образу музыкальность, ее наряд мерцает в серо-розовом цвете, как будто сейчас волшебница растает, исчезнет в морской волне.
Музыкальный руководитель. Какое вы знаете музыкальное произведение, в котором композитор изобразил музыкальными средствами образ белого лебедя? (К. Сен-Санс «Карнавал животных» - «Лебедь»).
Звучит отрывок «Лебедь» К. Сен - Санса.
Музыкальный руководитель. Как звучит эта пьеса, какая музыка по характеру? (плавная, нежная, сказочная, Лебедь плывет). Музыка рассказывает нам о гордо неторопливо плывущем лебеде. Его изображает красиво благородно звучащий струнный музыкальный инструмент с низким голосом – виолончель, а волны и всплески воды передает фортепиано.
Звучит отрывок пьесы еще раз. (Входит Фея)
Фея. Я фея сказок! Я их сочиняю, в явь превращаю! Вы хотите оказаться в сказке?
Музыкальный руководитель. Давайте ребята споем песню «Не расставайтесь со сказкой» - Т. Прописной. (Дети поют песню)
Фея. О-о-о, весь мин! О-о-о, вся земля!
Ждут волшебства превращенья!
Палочка моя, крутись,
Волшебство свершись,
Сказка к нам явись!
(Девочки наряжаются в элементы костюма Царевны -Лебедь - юбочки:; а мальчики берут синие ленты- это волны моря ). Дети передают в движениях характер персонажа, создаваемой музыкой.
Фея. Вы сейчас показали в движениях сказочный образ Царевны -Лебедь, художник М. Врубель написал портрет волшебницы белой лебеди, писатель А. Пушкин сочинил сказку. Как еще можно оживить этот сказочный образ?
Ответы детей. (Можно наложить перышки на крылья, украсить стразами корону) на репродукции к картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь»
Дети подходят к мольберту и под негромкую музыку выполняют совместную творческую аппликацию.
Фея. Вот она наша Царевна – Лебедь, заиграли, засверкали ее изумруды на короне, стало еще наряднее ее оперение. Вы на славу потрудились и проявили умение и старание. В каких еще сказках встречается образ белого лебедя или лебедей?
Ответы детей. В (сказках «Гуси-лебеди», «Гадкий утенок»)
Фея. В сказке «Гуси-лебеди образ лебедей добрый или злой?» (злой).
В сказке «Гадкий утенок?» (застенчивый).
Музыкальный руководитель. Какой великий русский композитор написал сказочный балет про заколдованных девушек, которые на восходе солнца превращались в белых лебедей? Ответы детей (П.Чайковский «Лебединое озеро»). Дети, давайте исполним на музыкальных инструментах П.Чайковский «Лебединое озеро».
Фея. Колдовство, вершись,
Сказка к нам явись!
(превращение в маленьких лебедей, исполнение танца с белыми ленточками под музыку П. Чайковского) .
Музыкальный руководитель. Вот мы и узнали как красив сказочный образ белого лебедя..с каким художником мы сегодня познакомились? (В. Васнецов). Как описывает художник образ? (величава, пава, диво)
В каком произведении композитор изобразил образ белого лебедя? (К. Сен-Санс «Карнавал животных» - «Лебедь»). В каких еще сказках встречается образ белого лебедя или лебедей? Ответы детей. В (сказках «Гуси-лебеди», «Гадкий утенок»). Молодцы, дети.
Фея. В память, об образе белого лебедя я дарю эти открытки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В гостях у Царевны Лебедь».
Тема: «В гостях у Царевны Лебедь».Цель: Углублять интерес к сказкам А.С.Пушкина, вызвать у детей желание конструировать.Интеграция областей.О. О. « Познание» - Продолжать учить создавать...
Занятие "Рассказывание на тему картины М.А.Врубеля "Царевна-лебедь"
Занятие для старшей, подготовительной групп. Формирование навыка составления описательного рассказа по картине....
Сценарий праздника "В гости к царевне Лебедь"
Знакомство с творчеством А.С. Пушкина, совершенствование навыков прочтения стихотворений....
Аппликация "Царевна Лебедь(Коллективная работа)
Аппликация "Царевна Лебедь (Коллективная работа)...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию по сказкам А. С. Пушкину «Царевна-лебедь»
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию по сказкам А. С. Пушкину «Царевна-лебедь»Цель: закреплять знания детей о творчестве поэта А. С. Пушкина; продолжать знакомить детей со сказками.Задач...
Социальная реабилитация средствами аппликации из ладошек «Царевна лебедь»
Занятие аппликацией довольно интересное и увлекательное дело. Аппликация из ладошек довольно необычный метод изготовления поделок. Почти каждый ребенок будет рад заниматься таким делом, ведь дети очен...
Аппликация. "Царевна лебедь".
Материал:- Белый картон.- Одноразовая картонная тарелочка.- Цветная бумага.- Клей карандаш.- Краски акварельные.- Ножницы.Ход работы.Из белого картона вырежьте по трафарету фигуру лебедя, крылья...