Картотека дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников 3–4 лет.
материал по музыке (младшая группа)

Ермолаева Марина Михайловна

Дидактические игры для музыкального развития детей младшего дошкольнго возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры28.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников 3–4 лет.

Название игры: 1. Разминка

Цель: Организация детей перед занятием.

Материалы и оборудование: без предметов

Ход игры: Дети сидят на стульчиках и поют вместе с воспитателем.

Похлопаем в ладоши, похлопаем немножко,

Похлопаем в ладоши. Очень хорошо (повторить 2 раза)

Все хлопают перед грудью (не раскачивая руками)

И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,

И пальчики попляшут у маленьких ребят.

И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,

А девочки и мальчики все равно сидят.

Вращают кистями, медленно поднимают обе руки вверх, и постепенно опуская их до уровня груди.

Тук – тук молотком, мы построим птичкам дом.

Тук – тук молотком, поселяйтесь, птички, в нем! (повторить 2 раза)

Стучат правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.

Бум - бум барабан, что за шум и тарарам?

Бум - бум барабан, просыпайтесь по утрам! (повторить 2 раза)

Стучат попеременно по коленям.

Ду-ду- ду, ду-ду- ду – вот какая дудочка!

Ду-ду- ду, ду-ду- ду – вот такая дудочка! (повторить 2 раза)

Имитируют игру на дудке.

По-е-ха-ли по-ти-хо-неч-ку (повторить 2 раза)

Произносят шепотом, медленно; ладонями по переменно касаясь колен.

И быстренько, и быстренько 4-6 раз

Быстро хлопают попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.

В конце все говорят 

«И приехали!» слегка наклоняют голову.

Название игры: 2. «Где мои детки?»

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

Материалы и оборудование: четыре большие карточки, где изображены: курица, утка, гусь и птица.

Маленькие карточки, где изображены: цыплята, утята, гусята и птенчики в клетке.

Ход игры: Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. 

Воспитатель начинает: «В одном дворе жили курица с цыплятками, уточка с утятками, гусь с гусятами и птица с птенчиками. Подул сильный ветер. Пошел сильный дождь, и все спрятались. Мамы птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку и поет): «Где мои утятки, малые ребятки? Кря -кря».

Дети, у которых на карточке изображены утята, поднимают их и отвечают (пропевая): «Кря – кря, мы здесь».

Воспитатель забирает карточку и продолжает.

Игра продолжается пока все птицы не найдут своих детей.

Название игры 3. «Двигаться - отдыхать»

Цель: Выявить умение детей двигаться в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении (марш, бег, подпрыгивание, состояние покоя).

Материалы и оборудование: магнитофон

Ход игры: Педагог предлагает детям внимательно слушать музыку и в соответствии с ее характером выполнять движения. Звучит музыкальный фрагмент марша - дети энергично шагают, на спокойную музыку - дети приседают на корточки и подкладывают ладони под щеку, отдыхают. Когда звучит веселая, легкая музыка - дети весело, легко бегут на носочках друг за другом, вновь звучит спокойная музыка - дети отдыхают. Затем раздается игривая музыка - дети подпрыгивают на месте. Игру повторяют несколько раз.

Название игры 4. «Птички и птенчики»

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

Материалы и оборудование: лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки или картинки (3- 4 большие птицы или животного и 3 – 4 птенчика или детеныша)

Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки.

Высокие звуки - дети, которые держат птенчиков или детенышей должны выйти и поставить игрушку, положить картинку на высокую ступеньку, а при низких дети выходят и кладут или ставят больших на низкую ступеньку.

Название игры 5. «Кошки - мышки»

Цель: Учить переключению внимания с метрического акцента на ровные длительности восьмых в двухдольном размере.

Материалы и оборудование: колокольчики, ободки с изображением кошки и мышек на голову детям, магнитофон.

Ход игры: Дети-«мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движений и играя на колокольчике, сопровождая стихотворным текстом:

Мышки, мышки тихо вы сидите!

По порядку буду звать.

Осторожно выходите,

В колокольчик позвените.

«Кошка» - ребенок сидит в стороне, будто спит. Дети подкрадываются к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На вторую часть музыки убегают от «кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2-х частная с темповыми и динамическими изменениями музыка.

Название игры 6. «Прогулка»

Цель: Развитие чувства ритма

Материалы и оборудование: музыкальные молоточки

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку: «Вот мы спускаемся по лестнице» - педагог медленно ударяет по ладони, дети повторяют тот же ритм. «А теперь мы вышли на улицу – светит солнышко, мы обрадовались и побежали. Вот так!» - частые удары. И т. д. смена ритма

Название игры 7. «К нам пришли гости»

Цель: Развитие чувства ритма

Материалы и оборудование: игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек. Колокольчик.

Ход игры: Воспитатель говорит, что к ним пришли гости и предлагает ребенку сыграть на определенном инструменте. На пример: «Варя, сыграй мне на бубне, а я попляшу». Варя медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя медленно переступает с ноги на ногу.

Название игры 8. «Что делают дети?»

Цель: Развитие чувства ритма

Материалы и оборудование: карточки по числу играющих, на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят, вторая половина пустая; фишки.

Ход игры: Детям раздаются по одной карточке. Детям проигрывается знакомое музыкальное произведение (магнитофон, которую знают дети. Тот, кто узнал произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

Название игры 9. «Саночки»

Цель: Ориентировка в пространстве, не наталкиваться друг на друга, слышать тем музыки.

Материалы и оборудование: магнитофон, записи.

Ход игры: Дети выбирают себе пару (становятся друг за другом) и катают друг друга на «саночках». Тот, кто стоит впереди, подает ручки ребенку (протягивает их за спину, стоящему сзади. Потом дети меняются местами.

Название игры 10. «Игра в имена»

Цель: Работа над развитием ритмического слуха.

Материалы и оборудование: бубен.

Ход игры: Воспитатель называет свое имя. Прохлопывает по слогам в ладоши и на бубне.

Предлагает желающим детям проделать то же самое, называя свое имя.

Название игры 11. «Прятки»

Цель: Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. Формировать внимание и выдержку (не обнаруживать раньше времени).

Материалы и оборудование: платочки, магнитофон. Запись «Пойду ль я, выйду ль я», р. н. м. игрушка.

Ход игры: Произвольная пляска с использованием знакомых движений. Дети пляшут, размахивают платочки, с окончанием музыки присаживаются на корточки и прячутся за платочки, держа их за верхние уголки. Воспитатель берет в руки игрушку, ходит по залу и поет (на мелодию р. н. п. «Во саду ли, в огороде»):

Я по комнате хожу, деток я не нахожу.

Ну, куда же мне идти,

Где же деток мне найти?

Дети, вы где? Ау!

Дети отзываются«Мы здесь!», взмахивают платочками и пляшут, кто как хочет.

Игру можно повторить.

Название игры 12. «Тики - так»

Цель: Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма, развивать память.

Ход игры: Педагог показывает детям упражнение. Начинать игру можно медленно, постепенно ускоряя темп.

Все пальцы собраны в кулачок. Педагог начинает упражнение:

(произносит высоким голосом)

Тики – так, тики – так, (указательные пальцы подняты вверх)

Так ходики стучат, (и ритмично покачивают ими вправо – влево)

(произносит средним голосом)

Туки – так, туки – так, (пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг к другу)

Так колеса стучат. (выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе не отрывая ладоней друг от друга) (произносит низким голосом)

Туки – ток, туки – ток, (сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку)

Так стучит молоток.

Название игры 13. «Мы платочки постираем»

Цель: Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма, развивать память.

Ход игры: 

Мы платочки постираем, (пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку)

Крепко, крепко их потрем,

А потом по выжимаем,

Мы платочка отожмем. (выполнять движения «выжимать белье»).

А теперь мы все платочки (пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями)

Так встряхнем, так встряхнем. (вверх – вниз).

А теперь платки мы погладим, (выполнять движение «гладим белье»)

Мы погладим утюгом. (кулачком одной руки по ладони другой)

А теперь платочки сложим (хлопки одной ладошки по другой)

И в шкаф положим. (положить руки на колени)

Название игры 14. «Овечки»

Цель: Развивать память, речевую активность детей.

Ход игры:

На лугу стоят овечки, (указательные пальчики приложить к голове в области виска и покачать слегка головой)

Шерсть закручена в колечки (поочередно соединять с большим пальчиком указательный, средний, безымянный, мизинец, выполнять сразу двумя руками).

А играет для овечек (имитировать игру на дудочке)

На свирели человек.

Название игры 15. «Солнышко»

Цель: Развитие чувства ритмаразвивать речь, воображения, умение соотносить слова с движениями, внимание.

Ход игры: 

Выбирают водящего – солнышко (по считалочке). Остальные дети встают в круг. Солнышко стоит в кругу, все поют:

Гори, солнце, ярче! (дети водят хоровод)

Лето будет жарче,

А зима теплее, (делают поклон и подходят к солнышку)

А весна милее!

Солнце говорит:

- Горячо! (догоняет детей)

Догнав ребенка, дотрагивается, ребенок замирает и выбывает из игры.

Название игры 16. «Пирог»

Цель: Развивать речь, воображения, умение соотносить слова с движениями, играть в команде.

Ход игры: Выбирается водящий по считалочке. Игроки становятся в две шеренги друг напротив друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Играющие поют и показывают движения.

Экий он высокий, (руки поднимают вверх)

Экий он широкий, (руки в стороны)

Экий он мягкий. (руками гладят живот)

Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся – уводит к себе в шеренгу, кто опоздал – становится пирогом.

Игра продолжается пока интересно играть. По окончании можно взяться за руки и устроить перетягивание.

Название игры 17. «Почта»

Цель: Развивать речь, воображения, умение соотносить слова с движениями.

Материалы и оборудование: фанты.

Ход игры: Игра начинается с переклички водящего с игроками (первый водящий воспитатель).

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города!

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что там танцуют, прыгают, поют и т. д. все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто ошибается или плохо выполняет, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий соберет все фанты. Игроки, чьи фанты у водящего, должны выкупить. Водящий придумывает для них задания. Затем выбирается новый водящий.

Название игры 18. «Звучащий клубок»

Цель: Знакомство с долгими и короткими звуками. Учить детей соотносить длину пропеваемого звука с определенной длиной нитки.

Материалы и оборудование: клубок ярких толстых ниток, ножницы, фланелеграф, бумажные солнышки.

Ход игры: 1. Воспитатель разматывает клубок, тянет нитку и поет: «У –у –у». Звук обрывается - нитка отрезается ножницами и кладется на фланелеграф. Подобным образом отрезаются нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводит пальцем по ниточке, а дети пропевают звук в зависимости от длины нитки.

2. Отрезанные нитки дети берут в руки и становятся в ряд на некотором расстоянии друг от друга. Остальные дети идут за воспитателем цепочкой, каждый проводит по нитке и пропевает звук «у», соответствующий длине веревки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников старшего возраста

21 век - век кибернетики, электроники. Ребёнок уже с раннего возраста тянется к мобильному телефону, компьютеру. Осознанно или спонтанно он нажимает кнопки электронного устройста? Что привлекает...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитание нравственных основ личности, любви человека к прекрасному закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой....

Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников

Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников (средняя группа)...

Картотека "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей и...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников

Картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников (средняя группа)...

Картотека дидактических игр по музыкальному развитию

В данной картотеке собраны самы лучшие дидактические игры по музыкальному развитию...

Дидактическая игра по музыкальному развитию дошкольников Добро и зло"

Музыкально-дидактическая игра "Добро и зло"  для дошкольников 4-5 лет...