Мастер -класс "Пальчиковые игры в музыкальном развитии ребёнка"
учебно-методический материал по музыке

Играть с пальчиками полезно и важно на протяжении всего дошкольного возраста. В мастер - классе я делюсь опытом использования пальчиковых игр с музыкальными руководителями.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Пальчиковые игры в музыкальном развитии ребенка»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по теме «Использование пальчиковых игр в музыкальном развитии ребёнка»

 Материально-техническая база: мультимедийная установка, фонограмма  песни Е. Железновой «Часы», видеозапись пальчиковых игр «Осенние листочки», «Паучок», шкатулка.

 Продолжительность проведения: 7 минут.

Участники: мастер-класс рассчитан на музыкальных руководителей ДОУ.

Уважаемые коллеги!   Игра в соединении с музыкой – поистине золотое соединение, дающее огромные возможности для раннего музыкального развития и обучения детей. Именно, исходя из этих соображений, я определила тему своего мастер-класса «Использование пальчиковых игр в музыкальном развитии ребенка» .

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актёры – это пальчики ребят. Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, дают возможность играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь, мелкую моторику, музыкальность. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. В процессе   образовательной деятельности  пальчиковые игры можно использовать как:

  1. Упражнения, снимающие усталость;
  2. Упражнения, активизирующие внимание и процесс запоминания;
  3. Стимуляторы фантазии и творческого воображения;
  4. Упражнения, помогающие овладеть различными видами вокальной техники (увеличение выдоха, пение legato, staccato, беглости голоса, в освоении фальцетного регистра, расширении диапазона, развитие дикции);
  5. Упражнения, помогающие плохо интонирующим детям найти нужную высоту;
  6. Упражнения, развивающие беглость пальцев и мышечную активность.

Рассмотрим этапы разучивания игр:

  1. Сначала показываем игру малышу сами.                                                                                                        2. Затем взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.                                                                                                                                          3. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр:

                                                                                                           

  1. Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
  2. Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.
  3. Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач ( к примеру, показывать движения и произносить стихотворение) – сложная задача может стразу отбить интерес к игре.
  4. Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени.
  5. Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

 Дорогие коллеги, у каждого из нас найдётся маленькая шкатулка, куда мы складываем рассыпавшиеся бусы, колечки, камушки. И стоит только открыть эту шкатулку – как вы найдёте там множество незаменимых вещей. Я открываю свою шкатулку и достаю из неё свои музыкальные мелочи.

В руки возьму я шкатулку старинную,                                                                               Ключик в замке поверну.                                                                                                                  Что - то забытое, а может быть, новое,                                                                                                Я вам сейчас покажу. (Открываю шкатулку)

Для того, чтобы начать, надо слова приветствия сказать!

«Пальчики здороваются»

Здравствуй, Петенька!        Прикасаются подушечками большой и указательный палец                                                                                                             Здравствуй, Анечка!           Прикасаются подушечками большой и средний палец                                                                                                                                                                      Здравствуй, Зиночка!         Прикасаются подушечками большой и безымянный палец                                                                                                                                                     Здравствуй, Манечка!        Прикасаются подушечками большой  палец и мизинец                                                                                                                                                  Ах, и дружные ребятки,     показывают ладошку, шевелят пальчиками                           Поиграем вместе в прятки. Сжимают пальчики в кулачок, разжимают (несколько раз)

Игры, помогающие в освоении ритма

«Барабанщики»               

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на фортепиано.                                                                                 Твои пальчики-барабанщики!  Там-там-там!                                                                                             Тук-тук-тук! Раздается звонкий стук.

Игры, помогающие в работе над дыханием

«Заводные машинки»            

Пальцы рук сцеплены в замок (не сцеплены только большие пальцы), превращаясь в заводные машины. Ведущий «заводит» машины тремя поворотами ключа. Вдох – и машины трогаются с  места, со звуком «ж-ж-ж». Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее (пока не кончится дыхание). Тренирует длительный плавный выдох.

Упражнения, помогающие в развитии дикции

«Пчёлы»                        

Вот улей, (показываем кулачек)    Здесь живут пчелы.                                                                                Вот они показались из домика (поочередно отгибаем пальчики)                                                               Одна, две, три, четыре, пять!   З-з-з-з-з-з….

Упражнения на развитие вокальных навыков

«Самолет»                      

Указательный, средний и безымянный пальцы плотно сжаты, большой и мизинец отставлены в стороны – это крылья. Самолёт взлетает ввысь к облакам, затем резко падает вниз. Вместе с ним «летит» голос ребенка на звук «у».

  Упражнения, направленные на развитие мышечной   активности и раскрепощение рук.

«Сердитый ёжик»              

Пальцы рук переплетаются между собой и торчат как колючки ёжика. Ёжик сердится на нас и пугает – «пф, пф, пф».

Шел по лесу хмурый ежик, не жалел коротких ножек.                                                                  Нес детишкам он грибочки,  растерял их возле кочки.

Игра развивает мышечную активность.

Конечно , можно выполнять пальчиковую игру, напевая песенку, проигрывая её на фортепиано, металлофоне. Детям очень нравятся пальчиковые игры Железновых. Я приготовила некоторые  из них: «Часы»,  «Осенние листочки», «Паучок».

Часы

Мышь полезла в первый раз    (Дети "Бегут" пальчиками снизу до макушки.)
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!», (Один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком.( Руки скатываются вниз)
Мышь полезла второй раз
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (Два хлопка)
Мышь скатилась кувырком. .( Руки скатываются вниз)
Мышь полезла в третий раз…                                                                                                  Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» (Три хлопка)
Мышь скатилась кувырком.( Руки скатываются вниз)

Осенние листочки

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)                                                         Ветер листики считал:                                                                                                                              Вот дубовый,  (Загибаем по одному пальчику на обеих руках)                                                                      Вот кленовый,                                                                                                                                  Вот рябиновый резной,                                                                                                                                    Вот с березки — золотой,                                                                                                                 Вот последний лист с осинки  (Спокойно укладываем ладони на стол)                                                 Ветер бросил на тропинку.

Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки)                                                                                                                                        Паучок ходил по ветке,  а за ним ходили детки.                                                                                      Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение).                                                                                                                Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)                                                               Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками)                                                                                           Паучок ползёт опять, ( действия аналогичны первоначальным)                                                              А за ним ползут все детки,                                                                                                                            Чтобы погулять на ветке. (Паучки ползают на голове.)

Игра является методом стимулирования музыкальной деятельности и может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности. А сейчас мысленно положите на свою левую руку то, с чем вы пришли сегодня на эту встречу -  свой багаж знаний, мыслей, опыта. А на правую то, что получили на мастер-классе. Одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! А мне остается только поблагодарить вас за внимание и активную работу. Надеюсь,  что опыт, приобретенный на сегодняшнем мастер-классе, поможет  воспитывать музыкальных,  творческих  ребят!

Интернет – ресурсы:

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/605476/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2015/01/12/master-klass-dlya-vospitateley-i-muzykalnykh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее музыкальное развитие ребёнка.

Статья взята из источников интернета, я разбила её на 4 части, это первая. Полезна для педагогов и родителей....

Первая консультация родителей по начальному музыкальному развития ребёнка.

Консультация для родителей по начальному музыкальному развитию ребёнка....

Консультация для родителей. " Музыкальная игрушка и музыкальное развитие ребёнка". (Музыкальные инструменты малышей).

Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника. [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14030537","attributes":{"alt...

Мастер-класс «Пальчиковые игры в музыкальном развитии ребенка».

Цель: воспитание речевой и музыкально-двигательной активности детей на музыкальных занятияхЗадачи: 1.Развивать речевую активность.2. Развивать звуковысотный слух, чувство ритма, выразительность, памят...