Занятие по ритмике для детей 6-7 лет "Танцы народов севера"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по ритмике
"Танцы народов Севера"
Цель занятия:
- Создать условия для знакомства с обычаями и элементами танцевального искусства народов севера.
- Познакомить с элементами фольклорных танцев народов севера.
- Способствовать развитию двигательной активности детей.
- Воспитывать патриотические чувства, уважение к культуре народов Севера, музыкально-эстетический вкус.
- Развитие творческого воображения.
Оборудование:
Музыкальный центр, музыкальный материал, бубны, ленточки, фотографии танцев.
Ход занятия
Под музыку дети входят в зал и выстраиваются одну шеренгу. Поклон.
(негромко звучит музыка фольклорных песен .)
Музыкальный руководитель. Ребята,егодня мы все вместе отправимся в путешествие чудесную страну коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Где живут: саамы, ханты и манси; ненцы, селькупы, нганасаны, энцы; долганы; эвенки, негидальцы, орочи, нанайцы, удэгейцы, ульчи, чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, нивхи.
Хоровод «Сказку в гости позовем» (с использованием движений якутского хоровода ОСУОХАЙ) после садятся на стульчики.
КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА
Природа земель, на которых живут народы Севера и Дальнего Востока, сурова: тундра, лесотундра, тайга. Посёлки почти всегда расположены у воды - на берегу залива, озера или реки.
ЖИЛИШЕ НАРОДОВ СЕВЕРА
Чум представляет собой конический шатёр в несколько метров высотой. Основу его составляют 16- 20 сходящихся вершинами длинных шестов. Чум обтягивают кумжами - покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или какой-либо иной непромокаемой ткани. Шесты и нюки перевозят с места на место на санях, запряжённых оленями. По влажной, покрытой травой тундре сани едут и летом, безо всякого снега, только оленей запрягают больше, чем зимой, обычно по четыре. У чукотских и корякских оленеводов жилищем служит не чум, а яранга. Яранга гораздо шире чума, у неё более сложный деревянный каркас.
Музыкальный руководитель. Сейчас ребята, вы закроете глазки, а откроете, только когда я три раза стукну в бубен. (Дети закрывают глаза, звучит мелодия, воспитатель раздает головные ленточки, бьет в бубен.)
Музыкальный руководитель. Сегодня мы с вами познакомимся с элементами движений танца северного народа. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Осень!
Музыкальный руководитель. Правильно, и в наши северные края тоже пришла осень. Сейчас, я вам покажу фотографии, где вы увидите их национальную одежду. Охотники выходили на промысел морского зверя: нерпы, тюленя. Для людей это была основная пища. Из шкур, костей морских животных изготавливали предметы быта, одежду, обувь.
- Халат нивхов (женский)
- Обувь из шкуры нерпы (тарбаза)
- Головной убор (женский, мужской)
Музыкальный руководитель. Ребята, а вы хотите побывать на празднике осени?
Дети: (Да)
Музыкальный руководитель. Ритм всегда сопутствовал праздникам северного народа. На занятии мы познакомимся с элементами движений танца народов севера, а результатом занятия будет интересный танец. Это театрализованное действие, которое ежегодно проводится у каждого народа.
Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками.
Прически женщин состоят из заплетенных по обе стороны головы кос, украшенных бусами и пуговицами.
Праздники
Чукчи проводили несколько праздников: убой молодых оленей в августе, установка зимнего жилища (кормление созвездия Пегыттин — звезда Альтаир и Таразед из созвездия Орла), разбивка стад весной (отделение важенок от молодых быков), праздник рогов (Кильвей) весной после отела важенок, жертвоприношения огню и др. Один или два раза в год каждая семья справляла праздник Благодарения.
Фольклор
У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы . Одним из главных персонажей был ворон — Куркыль, культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят?», «Бог и мальчик». Приведём пример последней:
В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай. Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит — бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: — Эй, чего делаешь? — Ничего, иди сюда. Зашел мальчик в ярангу, стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: — Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги. Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошел разыскивать мальчика. Идет он, нюхает след. Дошел до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели. А мальчик пришел домой со своим стадом и стал хозяином.
Упражнение «Слушай ритм!»
Музыкальный руководитель взяв в руки бубен, украшенный цветными ленточками, предлагает детям слушать ритм и изменять темп движений согласно ударам бубна. По команде ребята выполняют марш по кругу.
- Сосредоточение внимания и слухового восприятия;
- Разогрев мышц тела;
- Эмоциональный настрой на предстоящее действие.
Разминка
- Маршевые шаги можно сочетать с ходом на носках, руки на поясе.
- Шаг с перекатом стопы.
- Затем, следуя за ударами бубна, дети по команде переходят в лёгкий бег по кругу. (Во время движения объяснять ассоциативное сравнение упражнений с действиями оленя). При исполнении бега можно предложить ритмическое задание.
- Постепенно ребята переходят на носочки и делают движения, руками изображая птичий полет, восстанавливающие дыхание.
Перестроение в «колонну по два». Останавливаются лицом к зрителям, выполнив команду.
- Основная часть.
Сейчас мы изобразим движения северного оленя.
Движение №1. «Олень»
Музыкальный размер 4/4 .
А сейчас мы повторим движение, которое делали на разминке.
Исходное положение: 6 позиция ног слегка повернитесь в правую сторону. Корпус наклонили вперед, изображаем бег оленя, только руки у нас не на поясе, а над головой. Делаем четыре прыжка, затем продолжаем, руки над головой. 6 позиция ног. На «раз» прыгаем на правую ножку, левую согнем, в колене поднимаем вверх, тянем носок вниз. На «два» перепрыгиваем на левую ножку, правую поднимаем вверх и тоже тянем носок вниз – 2 раза (прыжки на месте, вокруг себя). Повторим движения в другую сторону.
Движение №2.
Музыкальный размер 4/4. Ритмическое эхо (активизация слуха)
Учитель показывает ритмический рисунок и предлагает повторить его детям.
Исходное положение: 6 позиция ног, слегка повернемся в правую сторону, присядьте, руки вытяните в стороны, правая рука должна быть слегка выше левой. Голову наклоним на правое плечо. На «раз» приподнимемся на носочки, а кисти рук поднимем вверх, при этом коленки не выправляем. На счет «два» опустимся на всю ступню, кисти рук опускаем вниз, колени не выправляем - 2 раза. Все повторим в левую сторону.
Движение №3.
Исходное положение: 6 позиция ног, спинки выпрямили, подбородок слегка приподняли, руки в исходном положении, кисти рук слегка приподняли в стороны. На «раз» плечи приподняли, на «два» плечи опустили (повторить с наклонами вперед и полуповоротами право и влево.)
Движение №4.
Исходное положение: Ноги на ширине плеч. На «раз» слегка присядем, на «два» корпус тела переносим на правую ногу, левую вытянем на носок. Руки вытянуты по сторонам, ладонями вниз. (добавляем хлопок, с права, хлопок слева).
Движение №5. (для девочек)
«Чайка» 1
Исходное положение: 6 позиция ног, руки прямые по швам. Спинка прямая, подбородок слегка приподняли. На «раз» взмах правой рукой, одновременно слегка присели, взгляд на правую кисть, на «два» опустили руку в исходное положение, ноги в коленях выпрямили. Тоже движение с левой руки.
«Чайка» 2
Исходное положение: 6 позиция ног, руки прямые слегка приподняты за спиной. Слегка присели, корпус наклонили вперед. На «раз» делаем взмах в правую сторону, на «два» взмах в левую сторону – 2 раза. Добавим движения бедер, повороты головы за руками. Попробуем это движение с поворотом влево и вправо (можно добавить приседания на 4/4 вниз, вверх)
«Чайка» 3
Исходное положение: 6 позиция ног, слегка повернитесь на правую сторону, присядьте, левую руку вытяните в сторону, правая согнута в локте в левую сторону. Голову слегка наклоним на правое плечо. На счет «раз» приподнимемся на носочки, одновременно поднимем кисти рук вверх, на «два опускаемся» на всю ступню, кисти рук опускаем вниз, колени не выпрямляем. Все повторим в левую сторону (можно добавить полуповороты 4/4).
Движение №6.
«Движения с бубнами» (для мальчиков)
Исходное положение: Ноги на ширине плеч, присядем до середины, спина у нас прямая. На «раз» наклоняем корпус на право, не выпрямляя колени. Бубен держим в правой руке, а левой делаем небольшой хлопок, затем на «два» хлопок около правого ушка, на «три» левого ушка, «четыре» на середине пояса левой стороны.
Исходное положение: 6 позиция ног на «один - четыре» поворот вокруг себя (180 градусов), с наклоном на правый бок, левая рука на поясе, правая держит бубен, рука в локте слегка согнута. Это движение повторяем два раза.
III. Изучение этюда танца.
Основной ход: Движение №1. «Олень»
Движение №2
Движение №3
Движение №4
Движение №5 /2 (крики чайки на приседании), (пока девочки исполняют свои движения, мальчики садятся на правое колено, с полуповоротом на право , и бьют в бубен)
Движение №»6 (девочки исполняют движение №2.)
Движение №1
Весь выученный танцевальный этюд ребята исполняют самостоятельно под музыку. Закрепление танцевального этюда продолжится на последующих уроках.
Исполнив этюд танца, дети парами идут по кругу, по линии танца основным ходом и перестраиваются в колонны по два лицом к учителю (девочки первый ряд, мальчики второй ряд).
III. Рефлексия урока
Музыкальный руководитель.Ребята! На уроке мы совершили путешествие в историческое прошлое народов севера. В наши дни жизнь и быт народов Севера сильно изменились. Они живут так же, как и мы с вами. У каждого народа свои традиции и обычаи, - это дань почтения к обычаям и традициям своего народа. И сегодня мы познакомились еще с одним малочисленным народом - народом Севера.
IV. Заключительная часть.
Поклон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятий по ритмике для детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста.
Конспекты занятий по музыкально-ритмическим движениям для детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. Занятие № 1: "Весенние ручейки", занятие № 2:"Утро-вечер", занятие № 3: "Пригл...
Занятия по ритмике для детей старшего дошкольного возраста музыкального руководителя АБРАМОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ
Описание занятий по ритмике...
Занятие в младшей возрастной группе по выкладыванию орнамента народов севера на пластилиновой основе с помощью сыпучих материалов
Занятие в младшей возрвстной группе по выкладыванию орнамента народов севера на пластилиновой основе с помощью сыпучих материалов - манной крупы,риса и гороха. Приобщая детей к культуре нар...
«Знакомством детей с национальными традициями народов Севера»
С изучение традиций, быта коренных народов Ямала, с знакомством детей с национальными традициями народов Севера...
Конспект НОД «Знакомство детей с подвижными играми народов Севера». Старшая группа.
Знакомство с подвижными играми народов Крайнего Севера....
Спортивное развлечение для детей подготовительных групп "Коренные народы севера"
Занятие направлено на задачу - познакомить детей через игры с культурой и бытом коренных народов Таймыра....
Конспект занятия познавательного типа на тему «Знакомство с жизнью народов Севера» ( средний возраст).
Цель: продолжать знакомить детей со страной, в которой они живут.Задачи:Образовательные:- дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.- ввести в словарь детей новые с...