«Развитие музыкально - творческих способностей дошкольников»
статья по музыке

Рудова Наталья Олеговна

 «Развитие музыкально - творческих способностей дошкольников»

Детское музыкальное творчество-это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка— самовыражение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie.docx38.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 комбинированного вида Красногвардейского района

Санкт- Петербурга

«Развитие музыкально - творческих способностей дошкольников»

                                                                           Выполнил:

                                                                              Н.О. Рудова,

                Музыкальный руководитель

Санкт- Петербург 2021

 «Развитие музыкально - творческих способностей дошкольников»

Детское музыкальное творчество-это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка— самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция, которые К.С. Станиславский назвал «сверхсознанием». Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы уберечь ребенка от ненужных воздействий со стороны и сохранить оригинальность и самобытность его творчества. Если научить ребенка соответствующим способам действий, положительно оценить то, что он сочинил, такое вмешательство только поощряет к творчеству. Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном возрасте ребенок охотно пробует свои силы в различных импровизациях. Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме. Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Разработаны различные приемы педагогического воздействия на занятиях по творчеству. Детское музыкальное творчество по природе – синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Песенное творчество детей дошкольного возраста.

    Дети любят  часто напевать, импровизировать мелодии, ритмические попевки во время свободных игр, плясок. Эти мелодии, порой состоящие из сочетаний нескольких звуков, сопровождаются словами, сочиненными самими детьми. Но часто дети напевают и без слов какие-то полюбившиеся им мелодические интонации. Эти мотивы, попевки подчас подражают реальному звучанию окружающего мира (звук горна, пение кукушки и т. д.), а также передают интонации выразительной речи человека (ауканье, переклички, интонирование своих имен и т. д.).

     Детям свойственны такие музыкальные проявления и без вмешательства взрослого, но умелая помощь взрослого будет способствовать развитию песенного творчества детей.

      При формировании песенного творчества участие взрослого иногда может быть незначительным. Педагог только предлагает ребенку в соответствующей ситуации: когда укачивает куклу, спеть свою колыбельную, напевая «бай-бай»; во время игры с куклой напевать плясовую на слоги «ля-ля»; на прогулке позвать друг друга, напевно исполняя «ау!» и по-разному интонируя эти звуки.

      Дети 3-4 лет уже могут выполнять самые простые творческие задания:

- звукоподражания птицам, насекомым,

- звукоподражания животным,

- имитация звуков природы (ветер, дождь)

- имитация «голосов» музыкальных инструментов.

На этом этапе нужно ориентировать детей на выполнение данных заданий в разных регистрах – дать представление о высотности звуков.

Используются также и такие творческие задания, как «Вопрос – ответ».

«Как тебя зовут?» - пропевает вопрос педагог.

«На-та-ша» - отвечает ребенок.

Необходимо побуждать ребенка спеть свое имя на звуках разной высоты, то есть пропеть его на 2-3 звуках.

    Для детей 4-5 лет ставятся задачи по развитию элементарных навыков песенной импровизации:

- упражнять в сочинении мелодий разного настроения,

- досочинить мелодию, начатую педагогом,

- сочинить мелодию целого предложения в форме «Вопрос – ответ».

      Перед тем, как предложить детям то или иное творческое задание,  используется метод показа, то есть образцы исполнения, несколько вариантов мелодии. Нацеливание детей не на воспроизведение этого образца, а по примеру на создание нового своего варианта. Применение образца облегчает детям самостоятельные поиски певческих интонаций. На этом этапе становления навыка импровизировать, сочинять дети часто повторяют друг друга. Но постепенно, с накоплением опыта, мелодии ребят становятся более разнообразными. Робким детям предлагается сочинять вместе со взрослым. Музыкальному руководителю нужно умело, эффективно управлять процессом развития песенного творчества, раскрывая личностный творческий потенциал ребенка, обеспечивая возрастную и индивидуальную ситуацию развития.

     С детьми старших групп следует применять и более сложные творческие задания. Взрослый предлагает ребенку как бы быть его «соавтором». Ребенок сначала должен закончить мелодию музыкальной фразы, спетой педагогом. Позднее он переходит к более самостоятельной деятельности.

      Задача педагога – расширять и обогащать вокально-интонационный опыт детей. В этом возрасте дети способны решать довольно сложные творческие задачи:

- учить сочинять мелодию на заданный текст,

- учить находить нужную певческую интонацию для передачи конкретного образа.

- учить сочинять мелодию в определенном жанре (марш, колыбельная, полька).

Импровизируя мелодии в определенном жанре, дети должны знать характерные особенности каждого жанра, хорошо различать их по музыкально-выразительным средствам (темп, динамика, регистр, характер мелодии, чтобы в своих импровизациях выдерживать принадлежность к конкретному жанру.

      Содержанием музыки является ее настроение, характер, чувства, выраженные в ней. Поэтому каждый раз, предлагая детям творческое задание, нужно говорить о характере. (Даже котенок может мяукать грустно и радостно, дождик бывает грустный и веселый).

Использование игровых приемов, атрибутов (шапочки, игрушки, картинки, музыкальные инструменты) делает работу по развитию навыков импровизации более содержательной, интересной для детей и работает на результат.

      Созданные композиторами и поэтами образцы песен для детского творчества служат не для копирования детьми. Ребенок должен импровизировать свою собственную мелодию. Но примерные образцы песен служат ориентировкой для детей в их творческих поисках. На музыкальных занятиях детям  предлагается серия творческих заданий, которые подобраны так, чтобы перед детьми возникали все усложняющиеся задачи, новые ситуации, требующие от детей инициативы, творческого воображения, своеобразия мелодии.

      Усложнение идет от импровизации детьми простейших попевок, перекличек к «музыкальным вопросам и ответам» (взрослый поет музыкальный вопрос, а дети импровизируют ответы на заданный текст), а затем к сочинению детьми простейших мелодий на поэтический текст разнообразного характера.

       В работе важно учитывать, что у разных детей разный уровень их музыкального развития и разная степень активности.    

        Музыкально развитые дети не всегда бывают активными на занятиях. И наоборот, некоторые инициативные дети плохо интонируют. Один ребенок строит свою импровизацию на трех звуках, а другой придумывает интонационно развитые, интересные мелодические ходы. Поэтому при формировании песенного творчества нужно учитывать разные данные детей.

      Творческая певческая деятельность ребенка связана с поиском собственного варианта исполнения и интерпретации песенного образа с помощью различных средств выразительности (характер мелодии, темп, динамика, регистр). Это результат творческой переработки опыта, знаний, приобретенных навыков действий в различных видах музыкальной деятельности. Песенное творчество развивает воображение, фантазию, умение применять свой опыт в новых условиях.

    Песенное творчество – это сложный интегративный процесс, включающий интеграцию таких видов деятельности, как восприятие, исполнительство и творчество. Психологи, педагоги, музыканты сходятся во мнении, что дошкольный возраст самый благотворный для развития всех творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

в музыкальной игровой деятельности.

В развитии творческого потенциала детей особая роль принадлежит игре.

В самой природе игры заложен источник неиссякаемого творчества. Центром игры является воображаемая ситуация – действие не в реальном, а в условном, воображаемом плане.

В игре проявляются потребности ребенка – дошкольника, неосуществимые пока желания. Они связаны со стремлением действовать как взрослый. Но реальные возможности и условия жизни в современном обществе таковы, что дети не в состоянии немедленно осуществить свои желания в настоящей жизни.

Игра имеет свои законы развития. Каждому возрасту соответствует определенный уровень игры и уровень руководства ею со стороны педагогов. Только наблюдать и ждать, когда «вызреют» условия для перехода на следующий игровой уровень – значит тормозить игровую деятельность ребенка.

Музыкально-игровая деятельность одна из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству. В этой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является способом развития детей. Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ выражения впечатлений, знаний и эмоций. Очень хорошо в музыкальной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.  

Музыка и различные виды музыкальной деятельности формируют личность человека. Эмоциональновоспринимаемая музыка имеет огромное значение в развитии чувств ребенка. Музыкальная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В играх ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение,формируются социальные качества. Музыкальные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок, не только познает окружающий мир, но и преображает его. Большое влияние игры оказывают и нанервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности.

Музыкально-игровая деятельность дошкольников – это различные способы, игровые приёмы, средства познания детьми музыкального искусства через игру (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Каждый вид музыкально-игровой деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.

Музыкально-игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Этим сфера игровых действий ограничивается. Излишняя подвижность, соревнование в увертливости, ловкости, столь интересные для детей должны быть умеренными. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно. Дети обогащаются новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Музыкально-игровая деятельность проводится в виде небольших театрализованных миниатюр, главными героями которых выступают игрушки. Дети имеют возможность потанцевать, попеть, помузицировать на шумовых, нетрадиционных музыкальных инструментах, поиграть в пальчиковые и музыкально подвижные игры.

Музыкально-игровая деятельность делится на два важнейших воспитательных средства: игру и музыкальное искусство. Здесь музыка в выступает как эмоционально-образный звуковой контекст, который усиливает эмоциональное переживание ребёнком той или иной игровой (гендерной) роли. Музыкальные игры выступают как тренинги по воспитанию в ребёнке гендерных качеств личности. Так же учит детей понимать выражать разнообразные эмоциональные состояния, сочувственно относиться к окружающим, уметь подстроиться к партнёрам по игре, и вырабатывает стремление к победе, желание добиться результата.

  Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности с взрослым и другими детьми. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающий отстающему быстрее преодолеть трудности.

В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкальные игры.

  Музыкальная игра как один из видов развития творческих способностей является эффективным средством социализации дошкольника. В музыкальной игре осуществляется: развитие творческих способностей; умение двигаться под музыку; развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. А также музыкальная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

  Музыкальная игра способствует общему развитию ребенка и развитию его  музыкальных способностей.  

Музыкальные игры и использование их возможностей для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Используя музыкальные игры, педагог имеет прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д.

Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми.      

   Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом – обогащает его духовный мир.

Музыкальная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости,

сноровки, ценных морально-волевых качеств. В играх ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение,  формируются социальные качества. Музыкальные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок, не только познает окружающий мир, но и преображает его. Большое влияние игры оказывают и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности.

Для того, чтобы развить заложенное в каждом ребенке творческое начало, необходимо наличие игр, направленных на развитие разных видов детского творчества: двигательного, ритмического, песенного, словесного, театрально-игрового, а также в играх на развитии фантазии.

Музыкально-творческое воспитание детей дошкольного возраста в процессе инструментального музицирования.

Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных музыкальных инструментах. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра и динамики. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость детей, желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания разных инструментов. После того как ребёнок знакомится с музыкальными инструментами, их устройством, он сам изобретает приёмы игры, звукоизвлечения на своём инструменте, делает для себя открытие. Важным фактором воздействия музыкальных инструментов на детей является прямая зависимость между физической деятельностью и образованием звука. «Я и звук – одно целое!» Импровизации со звучащими жестами, с элементарными движениями являются подготовительной работой перед игрой на музыкальных инструментах. В групповых моделях даётся возможность каждому участнику стать ведущим, лидером, «дирижёром» и показать свой вариант, свою модель исполнения. Использование формы «соло-тутти» в работе с оркестром постепенно ведёт детей к пониманию формы рондо, которая активизирует творчество детей и побуждает к изобретению своего варианта – эпизода в сочетании групповой моделью.

   Начиная обучение по инструментальному творчеству, взрослый сначала показывает приемы игры на каждом инструменте. Затем предлагаются игры для детей и задания на освоение различных ритмов, усвоение мелодий и т.д. Важен качественный показ взрослых, чтобы дети слышали чистое звучание и видели правильные приемы игры.

   Начиная с младшей группы, детям необходимо дать установку – использовать музыкальный образец не для точного использования, а для выполнения творческого задания (сочини сам). «Как поет твой петушок? Скачет твой заяц, идет твой медведь, едет твоя лошадка» и т.д. Часто будет иметь место подражание. Но в том случае, когда ребенок робкий, застенчивый, ему полезны действия по подражанию. Они вызывают его активность, заставляют поверить в свои силы. Если подражание происходит у активных детей, то они ничего не дают для музыкального развития, надо ставить перед ними задачу действовать самостоятельно.

   Необходимо побуждать детей к самостоятельному применению уже достигнутых творческих умений. Например, представить и рассказать о том, что дети услышали в музыке (звук падающих капель дождя, шум ливня), а затем выбрать инструмент и изобразить звуками картину летнего дождя. Какие инструменты подойдут? (металлофон, треугольник). Или – «как бы ты изобразил праздник или плохое настроение через музыку, сыграй».
  Можно использовать не только один вид инструмента, но и предложить сыграть в оркестре. Особенно дети любят играть на ложках, изображать, как скачет лошадка.
  Инструментальное творчество можно разделить на:
1. Тембровую импровизацию. 

Ребёнок передаёт на ударных инструментах звуки окружающего мира, учитывая их тембровую окраску.
«Капель» — кап, кап – высоко, звонко.
«Гром» — бам-бам – низко, громко.
2. Выразительную импровизацию. 

Ребёнку предлагается создать выразительный музыкальный образ, передать на музыкальном инструменте тяжёлую поступь медведя, лёгкие прыжки зайца, пение птички.
3. Ритмическую импровизацию. 

Импровизация коротких ритмических мотивов – стук дятла, капли дождя.
4. Мелодическую импровизацию. 

Импровизация коротких мелодических мотивов. Это высшая ступень импровизации. Она говорит о том, что ребёнок сделал большой шаг на пути к настоящему музыкальному творчеству и музыкальному развитию.

Творчество детей в процессе восприятия музыки.

Уже в раннем возрасте восприятие музыки вызывает у ребенка эмоциональную реакцию – радость, удовольствие и т.д. Дети раннего дошкольного возраста двигательно реагируют на контрасты в музыке, замечая изменения темпа, динамики и других выразительных средств музыкального произведения.

В этом проявляется не только эмоциональная, но и познавательная функция музыкального восприятия. Недаром Б. М. Теплов назвал музыку «интонационным познанием», подчеркнув этим понятием связь эмоций и мышления в процессе восприятия музыки.

По мере накопления жизненного и музыкального опыта у ребенка дошкольного возраста формируется способность осознавать знамение выразительных средств музыки, устанавливать их связь с содержанием музыкального произведения. В старшем дошкольном возрасте восприятие музыки становится более дифференцированным, формируется способность анализировать, сравнивать, синтезировать воспринятый музыкальный материал, вырабатывается умение связно, последовательно излагать свои мысли о музыке.

Выявление творческих способностей ребенка, проявляющихся при восприятии музыки, осуществляется в словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, в цветовом и графическом моделировании музыки, в рисунках, отражающих состояние ребенка под влиянием музыки. Психолого-педагогическое осмысление высказываний ребенка о музыке и анализ детских работ, выполненных в ситуации восприятия музыки, позволяют педагогу не только диагностировать различные параметры эмоциональных состояний детей, но и выявлять степень таких когнитивных процессов, сопровождающих творческие акты, как воображение, фантазия, образное мышление.

Доступным и эффективным методом активизации и выявления творческих возможностей детей в процессе восприятия музыки является графическое моделирование музыки. В «рисунках» детей отражаются различные признаки эмоционального переживания музыки: активность (резкие или плавные штрихи); интенсивность (сила нажатия карандаша); динамика развития эмоциональных переживаний (цвет и «характер» линий); различные средства выразительности музыки — регистр (положение линии); сила звучания (нажим карандашом), темп (характер движения); звуковысотная линия мелодии (направление линии); ритмическая пульсация, акценты и особенности временной организации музыки, форма музыкального произведения (последовательность различных по характеру и цвету линий) и т. д.

Формированию творческих навыков детей в процессе восприятия музыки способствуют творческие задания различной степени сложности. Так, детям младшего дошкольного возраста можно предложить выбрать из определенного перечня рисунков изображение сказочного персонажа, образ которого наиболее полно соответствует характеру звучания музыки. Сделав выбор, ребенок должен объяснить, почему к данной музыке подходит изображение именно этого сказочного персонажа, а не другого. В выборе ребенка раскрывается слушательское отношение к музыкальному произведению, а в обосновании выбора - его личностное понимание смысла воспринимаемой музыки, творческое эмоционально-образное мышление. Творческие задания, связанные с отражением в рисунке переживаний от воспринимаемой музыки, позволяют ребенку открыть себя через музыку, глубже проникнуть в ее содержание и настроение через осознание своих впечатлений от музыки. В этих рисунках ребенок познает самого себя, а музыка становится источником этого познания. Важным критерием при оценке творческих проявлений детей в ситуации восприятия музыки выступает взаимосвязь основных компонентов музыкально-творческой деятельности, проявляющаяся в гармонии между процессами «слышу-думаю-чувствую-действую».

Развитие танцевального творчества.

   Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психологического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Они укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребёнком в процессе двигательных действий, сопровождается значительными физиологическими изменениями в его организме - улучшаются дыхание и кровообращение. Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга.

   Системные занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы.

   Танцы и пляски помогают детям полюбить музыку, обостряют эмоциональную восприимчивость, развивают музыкальный слух и чувства ритма, расширяют кругозор.

   Музыкальному руководителю во время образовательной деятельности очень сложно уделять много времени на построение и объяснение танца, ведь помимо танцевальной деятельности и музыкально-ритмических движений, на занятии так же присутствуют другие виды деятельности.

   Исходя из этого, развить танцевальные способности у детей возможно только при равном участии, как музыкального руководителя, воспитателей, так и музыкального воспитания ребенка в семье.

   Танцевальную и музыкально-ритмическую деятельность можно проводить в утренние часы, вместо утренней гимнастики, в свободные часы, на прогулке. Отдельные движения танцев так же проще повторять в группе, не обязательно плясать танец от и до, можно только отрабатывать сложные упражнения, перестроения или связки.

Не менее интересными могут быть детские творческие проявления в танце, которые воплощаются в разнообразных формах: в импровизациях под музыку разного характера; в составлении простейших танцевальных композиций в соответствии с собственным замыслом на основе комбинирования знакомых танцевальных элементов; сочинении новых танцевальных композиций в условиях игровых ситуаций.

В своем танцевальном творчестве дети опираются на те базовые навыки и умения, которые сформированы у них на музыкальных занятиях, поэтому очень важно обучить детей «языку движений», сформировать основы культуры движений. Вместе с тем, следует помнить о тесной взаимосвязи движений с музыкой. Пока ребенок не научится вслушиваться в музыку, различать ее выразительные особенности, невозможно говорить ни о выразительности его движений, ни о развитии танцевального творчества.

  Музыка является той основой, тем стержнем, благодаря которому у ребенка развивается способность поиска собственных оригинальных движений, близких по характеру музыкальному образу.

Овладение классическими основами танца дает большой простор для проявления детской фантазии, развития танцевального творчества.  

  Современные научные исследования и практика работы с детьми показывает, что если у детей сформированы основы культуры слушания музыки и культуры движений, то в старшем дошкольном возрасте можно наблюдать яркие творческие проявления, выражающиеся в творческих импровизациях под танцевальную музыку разных жанров и стилей, сочинении несложных танцевальных композиций.

   Танцевальное творчество развивается поэтапно. На первом этапе применяются упражнения с воображаемыми предметами — мячом, скакалками, снежками, воздушными шарами и др. На этом же этапе могут использоваться игровые упражнения по типу народных переплясов типа «Угадай, что мы показываем», пляски типа «Зеркало», когда солист (выбранный заранее ребенок) показывает по своему усмотрению любые танцевальные движения под плясовую мелодию, а остальные дети повторяют за ним эти движения. Затем выбирается другой солист, который показывает свои движения.

На втором этапе используются упражнения-пляски по типу народных переплясов. В таких переплясах обычно участвуют пары детей — мальчик и девочка. Исполняется народная плясовая мелодия. На первую часть музыки пляшет девочка, используя любое танцевальное движение, характерное для такой пляски. На вторую часть — мальчик, показывая какой-либо элемент танцевального движения, характерный для мужских движений. При повторении плясовой танцоры показывают новые движения, и так до тех пор, пока у одного из них не иссякнет запас движений. Задания такого типа очень хорошо стимулируют фантазию ребенка. Когда все знакомые танцевальные движения уже показаны, детям приходится придумывать свои собственные, чтобы не проиграть соревнование.

   Третий этап в развитии танцевального творчества характеризуется сочинением детьми собственной композиции танца в разных жанрах (полька, вальс, народная плясовая). Дети делают это сначала индивидуально, затем могут объединяться в пары, небольшие группы, договариваясь заранее о том, какие движения они будут использовать и в какой последовательности. Так, например, можно под музыку И. Арсеева «Мальчики пляшут» и «Девочки танцуют» («Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной) предложить мальчикам сочинить задорную энергичную пляску, а девочкам сочинить вальс, используя плавные, мягкие движения.

   На четвертом этапе возможно подвести детей к сочинению различных танцев, используемых в игровых ситуациях, при драматизации литературных сюжетов, постановке праздничных номеров и др.

   Творческая активность детей во многом зависит от тех условий, которые созданы для обучения. Это и отбор соответствующего высокохудожественного музыкального репертуара, и обогащение музыкального и жизненного опыта детей, развитие музыкальных способностей. Творческие проявления могут формироваться не только в условиях обучения на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности на основе применения творческих заданий, стимулирующих возникновение танцевальных и музыкально-игровых ситуаций, совместного участия педагога и детей в творческой деятельности.

   При формировании танцевального творчества важным является индивидуально-дифференцированный подход к детям, а также организация и оборудование предметно-пространственной среды, окружающей ребенка — применение разнообразных пособий, атрибутов, элементов танцевальных костюмов и др. Важно также установить связи с семьей, поскольку именно в семье возможно продолжение и реализация творческих замыслов ребенка. Родители и педагоги вместе должны поддерживать интересы и стремления детей проявить свои способности в разнообразных видах музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Доклад "Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников"...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

Сборник музыкально – театрализованных игр, направленных на развитие музыкальных творческих способностей дошкольников 6 – 7 лет

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования музыкально-театрализованных игр, для развития музыкальных творческих способностей дошкольников 6-7 лет. Данный сборник музыкально-театрализова...

Опыт работы по теме " Музыкальный фольклор как средство развития музыкально - творческих способностей дошкольников"

В опыте работе раскрывается использование фольклора в разных видах деятельности детей, взаимодействие с родителями и социо-культурными учреждениями....

Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников"

Организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредств...