Проект "Певческая деятельность"
проект по музыке

Никонова Елена Анатольевна

Необходимо создавать условия для всестороннего развития личности ребёнка, развития его творческих способностей. Наиболее ярко  проявляются  творческие  способности в музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pevch._deyat.docx44.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческий проект: Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Автор: Никонова Елена Анатольевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 16, г. Канск.

Разработка творческого проекта: «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Творческий проект: Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей  дошкольного возраста.

                                   « Пение есть высшее, совершеннейшее искусство, которое существенно подобно разговору. Пение позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание…» Н.Г. Чернышевский.

Тип проекта: Творческий.

Вид проекта: Долгосрочный.

Срок: сентябрь 2018 года - май 2019 года.

Возраст детей: 5-7 лет.

Автор проекта: Музыкальный руководитель Никонова Е.А..

Участники проекта: Музыкальный руководитель, дети, родители, педагоги .

Краткое описание проекта: Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей  дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; будет организован концерт в детском саду; дети будут выступать с концертами в социуме.

Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

Актуальность проекта: Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память (Н. А. Ветлугина).

Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.

В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Непосредственно образовательная деятельность по обучению пению состоит из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).

 Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Проанализировав результаты диагностики, из которых следует, все дети поют, но у некоторых воспитанников больше развиты музыкальные способности: музыкальный слух, чистота интонирования. В нашем городе есть несколько музыкальных школ для таких детей, но набор ведется с 7 лет, поэтому для детей дошкольного возраста в детском саду проводится дополнительное бесплатное образование. Но на непосредственно образовательной деятельности нет возможности углубленно уделять внимание вокалу. Противоречие, проблема: Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Проблема: не развиты исполнительские навыки у детей. Гипотеза, научное обоснование: Успешное вокальное развитие у детей младшего и старшего дошкольного возраста возможно, если: - учесть возрастные физиологические и психологические особенности детей - подобрать методы и приёмы развития вокальных навыков - в зависимости от индивидуальных особенностей детей подобрать соответствующие вокальные упражнения.

Новизна: • современные методы и приемы;

  • интегрированный подход к детям.

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.

Задачи:

  1. Овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикций, артикуляцией и дыханием.
  2. Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.
  3. Побуждать петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.

Миссия: Повысить у детей интерес к пению через вокальные упражнения, игры, сказки.

Предполагаемый результат:

  1. Поют выразительно, чисто интонируют.
  2. Поют сольно и в коллективе.
  3. Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.
  4. Участвуют в конкурсах и фестивалях в ДОУ и города.

Обеспечение проектной деятельности.

Методические: - подбор видео и аудио материала

                           - подбор методической и нотной литературы

                           - наглядные пособия

                           - музыкально-дидактические игры

Материально – технические: музыкальный центр, компьютер, проектор.

Информационные: сообщение на родительском собрании, информация в родительском уголке, памятки «Охрана детского голоса», «Как развивать музыкальность ребенка»

Методическое обеспечение:

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002 3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963. 4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973. 5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с. 6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с. 7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с. 8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ- ПРЕСС, 2000.- 33 с. 9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963. 10.Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988. 11.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. 12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 13.Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с. 14.Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11. 15.Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с. 16.Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2 17.Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М.. 18.Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.. 19.Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с. 20.Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5 21.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с. 22.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с. 23.Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительные Задачи: Организовать занятия вокального кружка «Капельки» как дополнительное бесплатное образование
  2. Срок: сентябрь – октябрь 2017г. Содержание: - диагностика детей по определению вокальных способностей - формирование группы - подбор вокальных упражнений, песенок
  3. - перспективное планирование по кружку «Капельки»
  4. - картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений, музыкально – дидактические игры
  5. Основная задача: Способствовать формированию творческих основ личности ребенка в совместной и самостоятельной деятельности посредством музыки.
  6. Срок: ноябрь 2017г. - апрель 2018г.

Содержание: Работа с детьми:

- валеологические песенки-распевки

- дыхательные упражнения

 - артикуляционная гимнастика

- пальчиковые игры

- слушание и обсуждение детской музыки

- пение

 - совместное пение

- беседы по содержанию песен

- драматизация песен

- подыгрывание на музыкальных инструментах

- просмотр и обсуждение видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективах

- музыкально-дидактические игры

Работа с воспитателями:

- консультация для воспитателей «Чтобы научиться петь, надо петь» - консультация «Индивидуальный подход в обучении детей пению. Охрана голоса»

- консультация «Музыкально-певческое воспитание по методике В.В. Емельянов»

Работа с родителями: - консультация «Здоровье и музыкальное развитие ребенка»

- консультация «Почему дети не поют? »

- консультация «Значение пения и охрана голоса ребенка»

- консультация «Влияние музыки на психику ребенка»

- презентация «Музыка лечит»

- памятка для родителей «Музыкальная аптека»

 - анкетирование «Зачем тебе дошкольник музыка? »

-консультация «Музыкальная терапия для всей семьи»

- привлечение родителей детей, посещающих кружок по изготовлению костюмов для выступлений

- беседа с родителями о привлечении детей к обучению в музыкальной школе

 - домашние задания творческого характера

- посещение дополнительного образования

  1. Заключительный этап:

Представить результаты реализации проекта. Срок: май 2018г. Содержание:

 - презентация проекта на итоговом педсовете

- мониторинг детей

- концерт для родителей, педагогов, детей Продукт проекта: Картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений;

Разработки по дополнительному образованию;

Сценарии концертов.

Результат проекта:

 Критерии оценки певческих умений № п/п Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б 0 н с в

  1. Качественное исполнение знакомых песен.
  2. Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации
  3. Умение импровизировать
  4. Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
  5. Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется

с помощью педагога с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

 в (высокий) - справляется самостоятельно

Мониторинг уровня развития певческих способностей детей в начале проекта:

Обследовано 80% детей

Низкий уровень: 45%

Средний уровень: 45%

Высокий уровень: 10%

В середине проекта:

Низкий уровень 30%

Средний уровень: 50%

Высокий уровень: 20%

В результате мониторинга у детей повысился уровень качества развития певческих умений.

Перспективы распространения результатов проекта:

 - на концертах в ДОУ.

- на концертах в социуме.

- на фестивалях

 

 

Картотека: попевоки.

игры  со словами:

 

«Лиса»

 

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела 

Себе пару, мужу трое,

И детишкам по лаптишкам.

Простой хороводный шаг вправо – влево

на 1/4. Переменный шаг.

 

«Веревочка»

 

Я скачу, скачу, скачу 

И веревочку кручу.

Ты, веревочка, крутись,

Пляска русская.

(М. Павлова)

На весь текст - простая или

сложная «веревочка».

 

«Ковырялочка»

 

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

 Замечательная

(М. Павлова)

Простая «ковырялочка» на весь текст.

 

«Качалочка»

 

Качалочка качается,

А Машенька улыбается.

(М. Павлова)

Простая или сложная «качалочка»

на весь текст.

 

«Сидит зайка»

Сидит, сидит зайка, Сидит, сидит серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут, Едут – скачут в поле

Во пустом, во пустом.

Говорит зайка: «Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите,

Я не ваш, я ушел! (М. Павлова)

Зайка выполняет пружинку на корточках.

Охотники скачут галопом по кругу.

Охотники его догоняют

«Зайка»

 

Скачет зайка меленький около завалинки.

Быстро скачет зайка. Ты его поймай-ка!

Дети стоят в кругу. Охотник за кругом. С

окончанием слов заяц убегает, охотник догоняет.

Заяц в центре круга выполняет «фертик».

 

«Лошадки»

Поехали, поехали. С орехами, с орехами.

К дедке по репку,

По сладеньку. По пареньку. По горбатеньку.

Высокий бег по одному, парами, тройками.

 

«Полуприсядка»

 

Сяду – встану, сяду – встану .И как мячик поскачу.

Приседать я не устану. Я танцором стать хочу.

(М. Павлова)

Полуприседания с выставлением ноги на пятку.

«Козлик»

 

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е». (М. Павлова)

«Комарик»

 

Сел комарик под кусточек,

Под зелененький листочек,

Свесил ножки на песочек,

Сунул носик под кусточек.

Спрятался…

(В. Зайцева)

Кружение на шаге с припаданием.

Русский поклон.

«Скок-поскок»

Скок-поскок. Молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька, невеличенька,

Сама с вершок, голова с горшок.

Прыжки на двух ногах на месте,

руки изображают «хвостик».

Мягкий шаг по кругу. Идут в центр,

 раскрыв руки. Приседают.

Высоким шагом идут из центра спиной.

 

Комплекс:  вокально-хоровые, ритмические,   

             дыхательные  упражнения 

 

Упражнения  для  развития  брюшного  дыхания:

 

 Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных  вокальных данных ребёнка.

  1. «Зевок и потягивание» руки вверх как при пробуждении. (естественное, правильное дыхание без поднятия плеч).
  2. « Обжорка» исходное положение, лёжа на спине, вдох живот надуть, выдох……… у-у-у-ух. При это верхний плечевой пояс почти не подвижен.
  3. « Подними тетрадку» исходное положение, лёжа на спине. На живот ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов), ребёнок должен поднять тетрадь животом (дыханием). По В.Емельянову.
  4. « Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох …….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.
  5. « Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры. По В.Емельянову.
  6. « Раздуваем меха» или «Аккордеон» руками обхватить рёбра. На согласный звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.
  7. « Летит самолёт» вдох- живот надули ( заправили самолёт), выдох-гласная  у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).
  8. « Зеркальце» - глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки.

     По В.Емельянову.

  1. « Ворона» села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно « Кар!» 5-6 раз. Ворона так громко каркала, что охрипла. Дети                  выполняют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз.

          (  По М.Гоголевой.)

  1. « Чайник» Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук Ф-Ф-Ф-Ф.
  2. « Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши.
  3. « Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и резко произносят звук « Х».
  4. «Ёжик». Дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.
  5. «Осы». Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе пропеть « З-з-з-з-з ». По Б.Толкачёву.
  6. « Аромат цветов». Долгий вдох носом (нюхаем цветок), задержка, на выдохе « А-а-а-ах».
  7. « Как подул Дед Мороз». Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока читается стих.

                                  Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,

                                  Полетели, закружились ледяные звёзды.

                                  Окружаться снежинки в воздухе морозном

                                  Падают на землю кружевные звёзды.

                                  Вот одна упала на мою ладошку,

                                  Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

( Н.Нищева)

  1. « Пчёлка» Дети пропевают на выдохе звук « Ж», можно

       вращать перед собой указательными пальцами.

                                   Пчёлка гуди, в поле лети,

                                   С поля лети – мёдик неси.  (нар.приговорка).

  1. « Коровка» дети прикладывают указательные пальцы себе к голове ( рожки), и на выдохе продолжительно тянут « Му-у-у-у-у»

      чья корова дольше мычит, тот и выиграл.

  1. « Вертолёт» переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить ( хвост вертолёта), крутить большими пальцами, пропевая на выдохе звук «Р-р-р-р».

                                     Быстро лопасти крути!

                                     Вертолёт, лети, лети!

  1. « Колючки» вдох носом, выталкиваем дыханием слог «А-а-а» как будто трогаем колючки ёжика.
  2. « Ёжик обиделся» вдох живот раздуть, выдох (наодном дыхании) «ху-ху-ху»на последний слог выдавить весь воздух без остатка.
  3. «Волчок» дети вращают перед собой кулачки и пропевают на одном дыхании звук « Ж-ж-ж-ж», по хлопку воспитателя или музыкального руководителя быстро кладут руки на колени, со словами волчок игра начинается заново.
  4. « Пароход» ( дыхание + интонация) дети пропевают на выдохе в позиции «крыска» ( рот растянут, чтобы были видны верхние зубы) звук « Ы-ы-ы-ы-ы». Пароход плывёт по речке,

                                                                   И пыхтит он словно печка.

  1. « Барабан и дудочка» Барабан мы в руки взяли

                                                       На нём звонко заиграли.

            Дети на коротком дыхании произносят звук « Д-д-д-д-д»

                                                       Вот играет дудочка,

                                                       Дудочка – погудочка.

                    Губы трубочкой, пропевается звук « У-у-у-у».

Можно чередовать барабан и дудочку.

  1. « Греем ручки» согреваем замёрзшие ручки, произнося на

            выдохе  « Ф-ф-ф».

  1. « Ветер» Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф…..

                          И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…….

           ( выдох спокойный ненапряжённый).

                          Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф-ф….

                          И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф……

            ( активный выдох).

  1. « Осенние листочки» Осенние листочки на веточках сидят,

                                               Осенние листочки детям говорят:

            Осиновый – а-а-а-а-а-а-а-а……..

            Рябиновый – и-и-и-и-и-и-и…….

            Берёзовый – о-о-о-о-о-о-о…….

            Дубовый – у-у-у-у-у-у-у……..

             (дети хором могут пропеть каждый своё дерево)

  1. « Синьор-помидор» ( по М. Лазареву)

          Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц ( лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.

  1. « Шарик» ( по Б. Толкачёву)

            Шарик мой воздушный.

           Какой ты непослушный!

           Зачем ты отвязался,

           Зачем помчался ввысь?

           Вернись скорее, шарик!

           Вернись!.....

Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука « Ш-ш-ш-ш».

  1. «Шарик сдулся» (по Б.Толкачёву)

           Надувала кошка шар,

           А котёнок ей мешал,

           Подошёл и лапкой – топ!

           А у кошки шарик – лоп!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука « Ш» Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

  1. « Пузыри» Эй, мышонок, посмотри,

                    Звать, к себе помахивая кистями.

                            Мы пускаем пузыри:

            Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и   

            быстро выдохнуть.

                            Синий, красный, голубой,

                            Выбирай себе любой.

                                                                 ( русская нар.потешка).

  1. « Пчела» Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «Ж». В конце сделать активный короткий вдох, и быстро выдыхая сказать «Ай!»

                              Пчёлка, гуди,

                              В поле лети,

                              С поля лети,

                              Медок неси.  Ам!                     

  1. « Дятел» ( по Б. Толкачёву)

            Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д,  

            ударяя кулачками, друг о друга.

  1. « Ёжик» ( по Б. Толкачёву)

            После активного вдоха через нос ребята на выдохе

            произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.

  1. « Гармошка» Поросёнок восхищён! Как гудит аккордеон.

                                Очень мне по сердцу он.

                                Я бы хвостиком вертел,

                                Если бы играть умел.

      Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш-ш

      выжимая из лёгких воздух.

34.« Колокола»  Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем « Бом-

            бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая   

            воздух.

              Артикуляционные   и    фонопедические     

                                         упражнения:

 

Основой являются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и фонопедический метод В.В.Емельянова. В упражнениях используются звуки, данные человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны.

 Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата ребёнка, имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию, они развивают  и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык воспроизведения звуков разного диапазона, способствуют координации слуха и голоса.

 

  1. « Трубочка» губы сжаты и вытянуты в трубочку.
  2. « Поцелуйчики» губы сжаты и вытянуты в трубочку, чмокаем губами, как будто посылаем поцелуйчики.
  3. « Обезьянка» язык поочерёдно подсовывается под нижнюю и верхнюю губы, затем обводится круг языком под губами.
  4. « Лошадка» цоканье язычком, звук округлённый.
  5. « Лошадка» язык плашмя прилепить к нёбу и с силой (оторвать) , получается шлёпающий звук. Лошадка идёт по грязной луже.
  6. Чередовать цоканье и шлёпанье языком на счёт. Или одна группа цокают, а другая шлёпает пока воспитатель или музыкальный руководитель читает стих.

                                                     Едет, едет наш Петрушка,

                                                     Похваляется конём,

                                                     Не беда, что конь игрушка,

                                                     Можно ездить и на нём.

  1. « Чупа - чупс» язычком прокалываем щёку изнутри.Идёт растяжка щёк и подвижность языка.
  2. « Обезьянкин язычок» показать друг другу язычок, затем погладить губы( расслабление), молодец обезьянка.
  3. « Печатная машинка» покусывая язычок от кончика к корню, высунуть его как можно дальше и также убрать.Затем покусать края языка с закрытым ртом.
  4. « Лев» очень широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше. Можно широко раскрыть глаза ( одновременно и гимнастика глаз).Можно считать до 10, пока высунут язык.
  5. « Улыбнулись – обиделись» друг другу улыбнуться, а затем обидеться сжав губы, лучше + мимику.
  6. « Змейка» имитация язычка змеи ( быстро показать и убрать язык).
  7. « Прибежала крыска» рот очень широко открыт, приподнять верхнюю губу так, чтобы были видны передние зубы.
  8. « Китайский болванчик» нижняя челюсть свободно падает вниз, язык лежит на нижних зубах и губе.
  9. « Покатай во рту конфетку» рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, делая движение языком вверх – вниз.
  10. « Ёжик» Беззвучно произносим «п-п-п-п» для укрепления губ.
  11. « Вкусное варенье»  для укрепления мышц языка, развития его подвижности. Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизываем губы.
  12. « Мороз» ( по В. Емельянову)

                 Вышел на просторы погулять мороз.

          Топ-топ!Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.

                 Белые узоры в косах у берёз.

         У! – У! короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.

                 Снежные тропинки, голые кусты.

           Ш……поирая ладони друг о друга.

                 Падают снежинки тихо с высоты.

            П! П! постепенно опуская руки вниз.

 

  1. « Машина» ( по В.Емельянову)

        Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова Бр-р-р-р ощущать вибрацию губ.

         Бр-р-р   -ворчит мотор

         Бр-р-р    где мой шофёр?

           Бр-р-р    урчит машина

           Бр-р-р    проверь-ка шины!

  1. « Барбос» Дети пропевают звук «Р» на муз.звуке  ДО

                     На дворе рычит барбос         р-р-р-р

                     Он гоняет рыжих ос              р-р-р-р

                    Отчего рычит барбос?             Р-р-р-р

                    Осы жалят его в нос                р-р-р-р.

                                               ( сл. Макшанцевой.)

  

 

 

 

      Вокально  – хоровые, « шумовые»  упражнения :

 

  1. Исходное положение – китайский болванчик.

Страшная сказка ( или медведь) – рычим ( пугаем) на гласные звуки, добавляя каждый раз по одному:

 А-АО-АОУ-АОУЭ-АОУЭЫ

  1. Добавляем согласные У-ШУ-ЖУ, У-МУ-МУ, У-СУ-ЗУ, У-РУ

          У-НУ-НУ, следить, чтобы дети не поднимали нижнюю    

             челюсть, должно быть рычание, не пение)

3.« Чайка»  имитация крика чайки. Исходное положение – крыса,  

    звук должен пролетать как по куполу Цирка, следить, чтобы   

     он был плоским, это должен быть вой, а не крик или писк.

  1. Постепенно глиссандо с верхнего (чайка) в нижний ( медведь)

          Регистр и наоборот.

  1. Такое же глиссандо с добавлением согласных звуков ( ш-ж, м,   

           р, с-з, н)    У –ШУ—ЖА, (вверх), У-ШУ-ЖА (вниз)

  1. « Скрип»  имитация скрипа  дверей, (рот приоткрыт, звук

             издаётся связками).

  1. « Динозаврик» голосом рисуем динозаврика. Маленькая

         круглая голова (звук средний между А – О в верхнем регистре

         длинная шея – глиссандо вниз

         большое туловище – медведь

         и длинный хвост – скрип

  1. « Трактор» - губы абсолютно расслаблены, имитация звука работающего мотора.
  2. « По кочкам» - трактор губами, только движения вверх – вниз как по кочкам.
  3. « Самолёты» Тр-р… - в среднем регистре. ( мотор заработал)

                         Р-р-р…..- в низком регистре. (полетел)

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...