Тема самообразования "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"
методическая разработка по музыке
Тема самообразования "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._plan_samoobrazovaniya.docx | 29.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31»
План самообразования музыкального руководителя Гатиловой Марии Валерьевны
на 2021-2022 учебный год
Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры
на детских музыкальных инструментах»
Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей».
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Цель педагогической работы: Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи (по самообразованию):
- Повысить профессиональное мастерство и компетентность по данной теме.
- Изучить теоретический материал и передовые технологии по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
- Отбор необходимого материала из дошкольных методик.
- Поиск и апробация методов и приёмов работы с детьми.
- Разработать и изготовить музыкально – дидактические игры, направленные на развитие чувства ритма у детей.
- Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Задачи (по работе с детьми):
- Развивать чувство ритма
- Тренировать внутренний слух
- Учить выделять сильную долю такта
- Способствовать развитию познавательного интереса
- Побуждать ребенка использовать ДМИ в самостоятельной деятельности.
Задачи (по взаимодействию с семьями воспитанников):
- способствовать развитию заинтересованности и вовлечению родителей воспитанников в проводимой работе.
Объект исследования – процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:
- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:
I блок – ознакомительный (ритмические упражнения, тематические занятия);
II блок – основной (занятия по обучению игре на ДМИ);
III блок – итоговый (игра в детском оркестре).
Этапы реализации:
- Подготовительный этап:
- Изучить нормативно – правовые документы, методическую литературу, интернет-ресурсы.
- Провести педагогическую диагностику на начало учебного года.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Разработать план по взаимодействию с семьями воспитанников.
- Разработать план по взаимодействию с педагогами ДОУ.
- Разработать картотеки по данной теме.
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду по музыкальному воспитанию.
- Основной этап:
- Внедрить в практику перспективный план работы с детьми, план по взаимодействию с родителями воспитанников, план по взаимодействию с педагогами ДОУ.
- Заключительный этап:
- Провести повторный педагогический мониториг.
- Проанализировать работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний и умений, необходимых для развития чувства ритма.
- Определить дальнейшие перспективы в работе.
Подбор материала с опорой на принципы:
- Принцип системности - систематическое проведение образовательной деятельности в течение всего учебного процесса.
- Принцип последовательности - подача материала производится постепенно, без перегрузки, с нарастающим объёмом информации.
- Принцип доступности - изложение материала излагается в игровой форме.
- Принцип индивидуального подхода – подача материала основана на внимательном изучении причин отставания каждого ребенка. Если у ребенка присутствует или проявляется явление негативизма к своей работе, необходимо вмешательство взрослого, как партнёра.
- Принцип деятельности – заключается в такой организации обучения, когда ребенок получает не готовые знания, а добывает их сам.
Методы и приемы обучения:
- Словесный метод – рассказ, беседа.
Приемы: объяснение, пояснения, рассматривание картин, презентаций, знакомство с музыкальными
инструментами, словесные дидактические игры, инструкция, вопросы к детям.
- Наглядный метод – демонстрация наглядных пособий, моделей.
Приемы: показ способов действий, показ образца.
- Игровой метод – музыкально-дидактическая игра.
Приемы: создание игровой ситуации, загадывание и отгадывание загадок, выполнение музыкальным
руководителем игровых действий.
- Практический – упражнения.
Приемы: создание условий для игры на ДМИ
Формы работы:
- Проведение мониторинга в начале учебного года.
- Изучение методической литературы.
- Использование ресурсов.
- Разработка сценариев праздников, развлечений, досугов.
- Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.
- Разработка картотек.
- Подбор методической литературы, приемов, упражнений из опыта работы коллег.
- Мастер-класс для воспитателей и других педагогов.
- Индивидуальные консультация для воспитателей и семей воспитанников.
- Информационный материал на стендах групп для семей воспитанников и на сайте ДОУ.
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
1.Проведение консультации для педагогов ДОУ:
- «Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду»
- «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности»
- «Презентация для воспитателей и семей воспитанников «Детские музыкальные инструменты».
3. Консультация для семей воспитанников:
- «Советы родителям по обучению детей игре на ДМИ»
- «Изготовление шумовых инструментов своими руками»
4. Участие во Всероссийских интернет-конкурсах педагогического мастерства.
Предполагаемый результат:
Чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
План работы на 2021-2022 уч.год
Сроки | Формы работы | Практический выход |
Сентябрь 2021 – Май 2022 Методическая работа в течение года | Диагностика чувства ритма, с использованием игры на Д.М.И. Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов. Прохождение онлайн-курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов дистанционно (на платформе Zoom). Изучение и применение опыта других музыкальных руководителей. Разработка и создание музыкально – дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма у дошкольников. Подготовка и апробация игровых и тематических занятий с использованием ИКТ. Использование на занятиях и в индивидуальной работе музыкальных и шумовых инструментов. Использование интернет-ресурсов для работы с дошкольниками. Подбор музыкальных произведений для оркестра. Оформление картотек: «Картотека игр на развитие чувства ритма. Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ. | Карты с результатами мониторинга. Систематическое применение опыта на групповых и индивидуальных занятиях Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах. Повышение теоретического, научно-методического уровня Музыкально –дидактические игры |
Сентябрь 2021 | С детьми: Мониторинг. | Карты с результатами |
С семьями воспитанников: Анкетирование для семей воспитанников. Консультация «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на д.м.и. | Консультации для родителей на стендах ДОУ и на сайте детского сада, индивидуальные беседы. | |
Октябрь 2021 | С детьми: Подготовка к осеннему празднику, с использованием игры на д.м.и. | Осенний праздник |
С семьями воспитанников: Консультация для законных представителей «Этот чудесный ритм» | Информация на стенде для родителей «Этот чудесный ритм» | |
Ноябрь 2021 | С детьми: Развиваем чувство ритма детей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах. | |
С семьями воспитанников: Консультация для родителей «Использование ритмических игр со словом в домашних условиях». | Оформление информации для семей воспитанников. | |
Декабрь 2021 | С детьми: Подготовка к новогоднему празднику с применением ДМИ. | Новогодний праздник. |
Мастер – класс для воспитателей: «Музыкально – дидактические и ритмические игры, их использование вне музыкальных занятий. | Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности детей. | |
С семьями воспитанников: «Презентация для семей воспитанников «Детские музыкальные инструменты».
| Презентация для семей воспитанников. | |
Январь 2022 | С детьми: Систематическое использование музыкальных инструментов на музыкальных занятиях, утренниках. | |
С семьями воспитанников: «Советы родителям по обучению детей игре на ДМИ».
| Информация на стенде и на сайте ДОУ. | |
Февраль 2022 | С детьми: Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, досугов. | Игра на д.м.и. в самостоятельной деятельности и на занятиях. |
С семьями воспитанников: Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов дома». | Оформление | |
Март 2022 | С детьми: Развитие чувства ритма в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах. | |
С семьями воспитанников: Конкурс для родителей и детей «Лучший шумовой инструмент своими руками». | Выставка самодельных шумовых инструментов. | |
Апрель 2022 | С детьми: Подготовка к концерту внутри ДОУ «Мы -артисты». | Концерт |
С семьями воспитанников: Выставка музыкально – дидактических игр и пособий, направленных на развитие чувства ритма. | Выставка музыкально – дидактических игр и пособий | |
Май 2022 | С детьми: Подготовка к выставке рисунков музыкальных инструментов. | Выставка рисунков «Музыкальные инструменты». |
Диагностика. Обобщение результатов работы по теме. | Карты с результатами. Отчет по самообразованию. |
Список используемой литературы
- М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".
- Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
- А.И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2001.
- Метлов Н.А. Музыка – детям. - М., 1985.
- Методика музыкального воспитания в детском саду. /под редакцией Н.А. Ветлугиной/ - М., 1989.
- Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение, - М., 1972.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. - СПб.: «Музыкальная палитра», 2007.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
- Т.Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. - СПб., 2000.
- Журнал «Дошкольное воспитание» 2015 - 2020 г. г.
- Журнал «Музыкальный руководитель».
- Журнал «Музыкальная палитра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...
Консультация для родителей по теме "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"
Консультация для родителей....
План по самообразованию музыкального руководителя «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему эмоциональному развитию; умственных спо...
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Многие люди ошибочно считают, что чувство ритма нужно только музыкантам и танцорам. А ведь ритмы сопровождают нас повсюду. Маленькому ребенку, да и любому взрослому человеку, чувство ритма просто необ...
Консультация для педагогов "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательн...
Консультация для воспитателей "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе иггры на детских музыкальных инструментах"
Ритм - это чередование каких либо звуов в определённой последовательности. Ритмы есть везде : в природе. быту, музыке и тюд. Учим детей слышать их и различать. с...
Консультация музыкального руководителя для педагогов и специалистов Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышается качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а неп...