Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Разноцветная мелодия Осени».
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Марюхина Светлана Васильевна

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для приобщения к искусству, в т.ч. к музыке. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение чувствовать и сочувствовать.  «Погружаясь в мир прекрасного, человек развивается и растет». (М. Казиник).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznotsvetnaya_melodiya_oseni.doc85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

«Разноцветная мелодия Осени».

Музыкальный руководитель:

Марюхина С.В.

Актуальность:  Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для приобщения к искусству, в т.ч. к музыке. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение чувствовать и сочувствовать.  «Погружаясь в мир прекрасного, человек развивается и растет». (М. Казиник).

Цель занятия:  

Развивать эмоциональную отзывчивость детей дошкольников в различных видах музыкально-творческой деятельности. 

Задачи:

Образовательные:

– формировать эстетическое отношение к окружающему миру  осенней природы;

– способствовать формированию у детей творческого музыкального мышления;  

– формировать умение передавать эмоционально-образное содержание музыки в разных видах деятельности;

Развивающие:

– развивать способность творческого воображения, цветовосприятия и творческую активность детей;

– развивать мышление, музыкальный слух, память, музыкальные способности детей;

– способствовать стремлению к достижению поставленной цели, поискам форм для воплощения замысла сюжета;

– развивать навыки коммуникативного поведения детей;

Воспитательные:

– воспитывать способность чувствовать и видеть прекрасное в искусстве, и жизни;

– воспитывать любовь родной природе;

– воспитывать потребность детей в самовыражении;

Оздоровительные:

– обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Педагогическая идея: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство». (В.А. Сухомлинский). 

Принципы построения занятия:

– принцип доступности  (соответствие возрастным особенностям);

– принцип эмоциональной комфортности;

– принцип взаимосвязи различных видов музыкальной деятельности при объединяющей роли восприятия музыки  (О.П. Радынова);

– принцип творческой активности детей;

Структура занятия основана на принципе «эмоциональной драматургии» (Д.Б. Кабалевский).

Структура (драматургия) музыкального занятия:

Пролог – Завязка – Развитие действия – Кульминация – Развязка – Эпилог

Структурные

этапы занятия

Разделы занятия/

Виды деятельности

Задачи по содержанию

этапов занятия

1. Пролог

Музыкальное приветствие

(организационный момент)

Создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

2. Завязка

Мотивационно-

ориентировочный  раздел.

Постановка проблемы для творческого поиска

(в игровой форме).

Представить детям идею музыкально-игрового сюжета, заинтересовать детей, способствовать активизации их фантазии.

3. Развитие действия

Основная часть занятия –

основные виды музыкальной деятельности:

– музыкально-ритмические движения;

– музыкально-игровое творчество;

– слушание музыки;

– пение;

– песенное творчество;

– музыкально-дидактическая игра;

– игра на детских музыкальных инструментах

Эмоциональное восприятие музыки в разных видах музыкально-творческой деятельности.

4. Кульмина-ция

Творческий раздел.

Танцевальное творчество –

Танец с осенними листьями

Воплощение игрового замысла занятия (образа разноцветной Осени)

в самостоятельном танцевальном творчестве.

5. Развязка

Завершение сюжетно-игровой

линии занятия.

Разноцветная мелодия Осени, цветные осенние картины на слайдах.

Подведение итога занятия в форме представления детям продукта их музыкально-творческой деятельности

на занятии.

6. Эпилог

Заключительная часть занятия. Рефлексивно-оценочный раздел.

Музыкальное прощание.

Анализ самоощущений, осознание удовлетворенности от музыкальной деятельности. Желание будущих творческих встреч.

Информационно-методическое и техническое обеспечение:

– Цветные полоски (в индивидуальных конвертах): зеленый цвет – спокойствие; желтый – радость; красный – активность, бодрость; синий – печаль, грусть; серый – безразличие, пассивность; черный – злость, грубость, жестокость.

– Белый кленовый лист – письмо, белые ноты с заданиями, цветные ноты.

– Разноцветные осенние листья для танца.

– Детские музыкальные инструменты: ложки, бубны, погремушки–бубенцы, трещотки, колокольчики.

– Листы со схемами ритмических рисунков.

– Портрет композитора П.И. Чайковского.

– Диск с фонограммами музыки для пения и танца.

– Слайды с осенними картинами.

– Магнитная доска с нотным станом.

– Музыкальный центр, компьютер, проектор, экран. Пианино.

Ход занятия

1.

Дети заходят в зал. Музыкальный руководитель приветствует детей.

Музыкальный руководитель: Я очень рада встрече с вами, дети! Предлагаю поприветствовать друг друга и пожелать всем добра!

Звучит песенка-приветствие (перекличкой):

 Доброе утро!…

 Доброе утро!…

 Здравствуйте!…

2.

Музыкальный руководитель: Дети, я хочу рассказать вам о сегодняшнем происшествии:

Осенний ветер-ветерок

Забросил к нам в окно листок        (показывает кленовый листок белого цвета),

Белый лист, на нем послание –

Ветерка печальное признание        (читает письмо на кленовом листе):

«Злая волшебница Снежная Королева не хочет, чтобы на земле была Осень, она  заколдовала цветную музыку Осени. Помогите найти краски осенней мелодии, чтобы освободить от колдовства Осень, чтобы цветная музыка зазвучала вновь, и Осень смогла танцевать свой разноцветный танец!»

– Поможем, дети, найти цветную мелодию Осени?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: Будет нелегко (показывает нотки белого цвета из конверта на кленовом листе):

Нотки белые, но ветерок-дружочек поможет нам в пути!

Его задания на нотках подскажут, как цвета найти!

– Вы готовы к испытаниям?  

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: У нас есть цветные полоски (обращает внимание на цветные полоски, разложенные на стульях). И если мы на нашем пути будем внимательны к музыке, которая звучит вокруг нас, мы сможем подарить ноткам мелодии Осени цветное музыкальное настроение.

3.

Музыкальный руководитель: Читаем задание на первой нотке (читает): 

В путь скорее вы шагайте, с музыкой движенья выполняйте!

Музыкально-ритмические движения:

  1. . Ходьба разного характера: Марш муз. Е.Тиличеевой (идем в поход); дробным шагом, рус. нар. мелодия «Ах ты, береза» (едем на машине); ходьба на носках, муз. Т.Ломовой (идем по узкой дорожке);  ходьба змейкой, рус. нар. мелодия «Заплетися, плетень» (идем по лесной тропинке).
  2. . Легкий бег, муз. С. Майкапара.
  3. . Галоп, муз. Р.Шумана «Смелый наездник».

Музыкальный руководитель: Молодцы, дети, большой путь проделали. Покажите, какое настроение нам подарила музыка в пути.

Дети берут и показывают цветную полоску, которая соответствует их  эмоциональному состоянию.

Музыкальный руководитель: А вот и нотка окрасилась цветом вашего музыкального настроения. (Берет нотку по цвету показанных полосок и закрепляет ее на нотном стане на магнитной доске.  Если полоски разного цвета, то и ноток будет несколько).

Музыкальный руководитель: (берет вторую нотку, читает):  

На лесной полянке не скучайте,

Дружно вместе поиграйте.  

– Вставайте, дети, в круг, покажем злой волшебнице какие мы дружные ребята.

Музыкально-игровое и танцевальное  творчество:

Танец-игра «Мы за руки возьмемся»,

муз. М. Качурбиной «Полька» («Мишка с куклой»).

Музыкальный руководитель: Покажите цвет своего музыкального настроения.

Дети показывают полоску, музыкальный руководитель закрепляет нотку такого же цвета на нотном стане. Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: (берет следующую нотку):

А на этой нотке – загадка.

Она – настоящий художник –

Все раскрасила кругом!

Даже дождик шаловливый

Краску смыть не смог потом.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?                

Все: Осень!

Музыкальный руководитель: Мы сейчас докажем, что Осень – настоящая художница. Правда красок у нас нет, но нам поможет музыка. Мы сейчас, как композиторы попробуем сочинить музыку и  нарисуем картину осени голосом.

Песенное творчество. Распевка с движениями рук:

Осенняя картина

(Музыкальный руководитель комментирует пение и рисует мелом на доске схему голосового рисунка. Дети выполняют задание, стоя около стульев):

______________________   о-о-о – плывет по небу туча,

______   ______   _______   у-у-у – дует ветер,

/  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /  /    кап-кап-кап – капает дождик,

              а-а-а – колышется пожелтевшая трава.

Музыкальный руководитель: Картину Осени мы нарисовали, но Снежная Королева лишила красок  Осень, и наша картина остается нарисованной белым мелом. Для того чтобы исправить эту несправедливость, мы обратимся к музыке настоящего композитора. Вы сами сейчас назовете фамилию этого композитора. Это русский человек, любящий свою родную природу и написавший много музыки о природе в разное время года… (Показывает портрет композитора).

Дети: Это П. И. Чайковский.

Музыкальный руководитель: Послушайте фрагмент пьесы «Осенняя песня» из сборника «Времена года» П. И. Чайковского и расскажите, какое по настроению это произведение. (Перед началом музыки музыкальный руководитель читает строки эпиграфа из стихотворения А. К. Толстого):

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

Слушание музыки:

П.И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

После слушания дети говорят о музыке: грустная,  унылая, печальная, жалобная и показывают «цвет настроения». Музыкальный руководитель закрепляет цветную нотку на магнитной доске.

Музыкальный руководитель: Читаем задание на следующей ноте:

«Придумайте приглашение Осени».

– Я думаю, это задание для нас очень легкое. Сейчас мы исполним песню, которую вы узнаете по вступлению. Но помните – это приглашение, поэтому спеть нужно выразительно, дружно, доброжелательно, хорошо пропевая слова. (Дети встают на песню парами по залу).

Пение:

Песня «Осень, в гости приходи» муз. и сл. Н.А. Маслухиной

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, в какой цвет по настроению окрасится нотка приглашения? Покажите! (Дети показывают цветную полоску, музыкальный руководитель закрепляет такого же цвета нотку на нотном стане).

Музыкальный руководитель: Еще одна белая нота. Прочитаем, что на ней написано:

«Вы в осенний лес пошли, много там грибов нашли.

Грибы, ягоды собрали, а подружку потеряли»

Музыкальный руководитель: В хороводе мы пойдем, и подружку мы найдем!  (Дети встают в круг на игру).

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха

и музыкальной памяти:

«Узнай по голосу» («Ваня, мы сейчас в лесу…»), муз народная.

Музыкальный руководитель: Долго мы в лесу гуляли. Как вы дети? Не устали?

А какое у вас музыкальное настроение? (Дети показывают цветную полоску, музыкальный руководитель закрепляет такого же цвета нотку на нотном стане).

Музыкальный руководитель: Посмотрим, какую еще подсказку приготовил для нас Ветер-Ветерок (читает на ноте):

«В гости к бабушке скорей идите,

Дары леса ей вы отнесите!»  

Музыкальный руководитель: 

Для любимых деток бабушка

Испечет блины, оладушки,

Приходите к нам скорее угоститься,

Будем вместе петь, играть и веселиться.

Берите инструменты вы скорей,

Порадуйте игрою всех гостей. (Дети берут музыкальные инструменты: ложки, бубны, погремушки-бубенцы, трещотки, колокольчики и встают в полукруг на песню)

Большой оркестр у нас, друзья,

Дирижером буду я!

Пение и игра на детских музыкальных инструментах:

Дети поют песню «Бабушка» – обработка народной песни

(фонограмма «минус» – «Терем-Квартет»),

в инструментальном проигрыше под руководством дирижера

играют на музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель – дирижер показывает разные ритмические рисунки

(схемы – «партитуры» – на доске).

Музыкальный руководитель: Спасибо бабушке за вкусные оладушки, и вам, музыканты, спасибо за удаль и задор молодецкий. Покажите нам цвет настроения музыки и своего музыкального ощущения. (Если занятие открытое и на нем присутствуют гости, можно обратиться к ним и попросить гостей выразить свое музыкальное настроение в цвете). Вот и еще одна цветная нота появилась (закрепляет ноту соответствующего цвета на доске) и уже много красок у нас в осеннем зале (подходит к столу, где лежат осенние листья, закрытые платком, и снимает платок). Посмотрите, дети, разными красками окрасились и осенние листья. Совершилось волшебство, давайте радоваться и танцевать! (Дети берут осенние листья для танца).

4.

Музыкальный руководитель: Дети, у нас еще осталась белая нота,  нам нужно не спешить и прислушаться к совету мудрого Ветра-Ветерка (читает на ноте):

«Закружится пусть листопад,

Листья в танце пусть летят!

Но волшебница запутать хочет вас –

Незнакомая вам музыка зазвучит сейчас!»

Музыкальный руководитель: Спасибо Ветру, что предупредил нас, но мы не испугались, правда? Мы уже танцевали танец с осенними листьями и знаем движения для этого кружащего листопадного танца (Дети вспоминают движения танца с листочками. На начало танца можно встать в два круга). Песня, под которую мы будем танцевать, называется «Разноцветный дождь». Не торопитесь начинать движение, послушайте вступление,  чтобы почувствовать музыкальное настроение и выразить его в своем танце. Это заключительное задание (показывает последнюю белую ноту), и я желаю вам творческих успехов в его выполнении!

Танцевальное творчество. Танец с осенними листьями:

Музыка – песня «Разноцветный дождь»

Музыкальный руководитель: Мне очень понравилось! Поднимите листочки цвета музыкального настроения. Вот и нет у нас больше белых нот (закрепляет цветную ноту). 

5.

Музыкальный руководитель: Музыка помогла нам найти цвета для осенней мелодии. Но, чтобы сыграть и пропеть полностью мелодию Осени не хватает одной очень важной ноты – это нота с цветом вашего настроения от нашего занятия. Поднимите цветную полоску, которая соответствует по цвету с вашим состоянием, настроением, в котором вы находитесь сейчас.  (Дети показывают цветную полоску, музыкальный руководитель закрепляет последнюю ноту).

Музыкальный руководитель: Вот она – разноцветная мелодия Осени! Послушайте, что у нас получилось:

Музыкальный руководитель играет и поет на «ля» мелодию,

составленную из цветных нот.

(Мелодия в виде до-мажорного звукоряда – 8 основных нот,

ритм в зависимости от количества нот по цвету).

Мы освободили Осень от колдовства Снежной Королевы, разноцветная по настроению музыка Осени зазвучала вновь!

И пусть шурша осенним листопадом,

Заходит осень в каждый дом,

Деревьям золотит наряды,

Тропинки моросит дождем.      

(На экране – слайды с цветными осенними картинами).

Мы разноцветью Осени все рады –

Цветная Осень нам за труды награда!

6.

Музыкальный руководитель: Наше занятие завершается. Дайте руки другу, собираемся в кружок. Подведем итог нашему занятию. Поднимите правую руку те, кому занятие понравилось, поднимите левую руку те, кто доволен собой, похлопайте себе за старание и  музыкальное творчество (дети анализируют свою деятельность на занятии, выполняя просьбы музыкального руководителя).  

Музыкальный руководитель: 

Теперь нам улыбнуться нужно,

Взмахнуть всем на прощание,

И спеть всем вместе дружно:

(поет) До свидания!

Дети (поют): До свидания!

Дети выходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ритмике в подготовительной к школе группе «Разноцветные колпачки»

Цель занятия:становление двигательной сферы ребят, составление способностей по ориентировке в месте, становление фантазии и возможности к двигательной импровизации.Задачи:·...

Конспект занятия по ритмике в подготовительной к школе группе «Разноцветные колпачки»

Цель занятия: развитие двигательной сферы детей, формирование навыков по ориентировке в пространстве, развитие воображения и способности к двигательной импровизации....

Конспект занятия по ритмике в подготовительной к школе группе «Разноцветные колпачки»

Конспект занятия по ритмике в подготовительной к школе группе «Разноцветные колпачки»...

Конспект занятия по ритмике в подготовительной к школе группе «Разноцветные колпачки»

Конспект занятия по ритмике в подготовительной к школе группе«Разноцветные колпачки»...

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной к школе группы "Разноцветная осень"

laquo;Разноцветная осень»Сценарий осеннего праздника в подготовительной к школе группе. Действующие лица:- Ведущая- Осень- Баба-Яга Под музыку дети входят с осенними листьями, та...

Проект в подготовительной к школе группе "Разноцветная осень"

Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это,прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, снеисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.Оч...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень"

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень"...