Вариативная часть ООП ДОУ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста по программе «Ладушки». авторы-составители: И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева
рабочая программа по музыке
С новыми требованиями к рабочим программам по ФГОС ДО, каждый педагог должен разрабатывать самостоятельно. В программу входит основная часть (60%) и вариативная часть (40%). Я разработала вариативную часть ООП ДОУ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста по программе "Ладушки", авторы-составители И.М. Каплунова и И.А. Новоскольцева. Материал был включен в сборник методического центра города Магнитогорска. Многие музыкальные руководители могли бы использовать этот материал для разработки своих рабочих программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnaya_chast_programmy_ladushki.docx | 60.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР-детский сад № 156»
города Магнитогорска
Вариативная часть ООП ДОУ
по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста по программе «Ладушки».
авторы-составители:
И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева
Составитель:
музыкальный руководитель
Пузикова Татьяна Павловна
Магнитогорск, 2020г.
- Целевой раздел Программы
- Пояснительная записка:
- Введение
- Цели и задачи реализации Программы
Цели и задачи части формируемой участниками образовательных отношений.
Цель: введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задача: формирование духовной культуры, музыкальной культуры.
Задачи программы «Ладушки»:
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
- Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности.
- Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
- Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку.
принципы:
-создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, в непринужденной и творческой обстановке;
-целостный подход в решении педагогических задач: обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование; претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
-принцип последовательности – усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания;
-принцип соотношения музыкального материала с природным и историко-культурным календарем;
-принцип партнерства - общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях;
-принцип положительной оценки деятельности детей;
-принцип паритета - любое предложение ребенка должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности;
подходы:
-личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;
-учет индивидуальных особенностей детей в ходе музыкальных занятий;
-критериальный отбор музыкального содержания для целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника;
-системный подход в организации занятий с детьми дошкольного возраста;
--интегративный подход, интеграция разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников на музыкальных занятиях;
-особый характер взаимодействия педагога и ребенка;
-ориентация на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.
-гуманистический подход;
-деятельностный подход;
Музыкальное занятие имеет четкое построение:
- музыкально-ритмические движения;
- развитие чувства ритма, музицирование;
- пальчиковая гимнастика;
- слушание музыки;
- распевание, пение;
- пляски, игры, хороводы.
- музыкально-ритмические движения
- Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения части формируемой участниками образовательных отношений:
Движения:
- ребенок двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;
- ребенок проявляет творчество;
- выполняет движения эмоционально;
- ориентируется в пространстве;
- выражает желание выступать самостоятельно;
Чувство ритма:
- правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические формулы;
- умеет их составлять, проигрывать на музыкальных инструментах;
- умеет держать ритм в двухголосии;
Слушание музыки:
- эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами); умеет самостоятельно придумывать небольшой сюжет;
- проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;
- различает двухчастную форму;
- различает трехчастную форму;
- отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;
- способен самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному произведению;
- проявляет желание музицировать;
Пение:
- эмоционально исполняет песни;
- способен инсценировать песню;
- проявляет желание солировать;
- узнает песни по любому фрагменту;
- имеет любимые песни;
- Содержательный раздел Программы:
ФОРМИРУЕМАЯ ЧАСТЬ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ | ||||
первая младшая группа 2-3 года | вторая младшая группа 3-4 года | средняя группа 4-5 лет | старшая группа 5-6 лет | подготовительная группа 6-7 лет |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» | ||||
Содержание данного раздела предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей. | ||||
Музыкально-ритмические движения | ||||
-развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; -развитие музыкального слуха; - формирование основных движений (ходьба, бег, прыжки) -знакомство с элементами плясовых движений; - формирование умения соотносить движения с музыкой; -развитие элементарных пространственных представлений; | -реагировать на звучание музыки. Выполнять движения по показу педагога; -ориентироваться в пространстве; -выполнять простейшие маховые движения руками по показу педагога; -легко бегать на носочках, выполнять полуприседания «пружинка»; -маршировать, останавливаться с концом музыки; -неторопливо, спокойно крутиться; - менять движения со сменой частей музыки и со сменой динамики; -выполнять притопы; - различать контрастную музыку и выполнять движения, ей соответствующие (марш, бег); - выполнять образные движения (кошечка, медведь, лиса и т.д.); | -ходить друг за другом бодрым шагом; -различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них движения; -выполнять разнообразные движения руками; -различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей музыки; -передавать в движении образы (лошадка, медведь); -выполнять прямой галоп; -маршировать в разных направлениям; -выполнять легкий бег врассыпную и по кругу; -легко прыгать на носочках; -спокойно ходить в разных направлениях; | -ритмично ходить в одном направлении, сохраняя дистанцию; -ходить парами, тройками, вдоль стен, врассыпную; -останавливаться четко, с концом музыки; -придумывать различные фигуры; -выполнять движения по подгруппам; -совершенствовать координацию рук; -четко, непринужденно выполнять поскоки с ноги на ногу; -выполнять разнообразные ритмические хлопки; -выполнять пружинящие шаги; -выполнять прыжки на месте, с продвижениями, с поворотами; -совершенствовать движение галопа. Передавать выразительный образ; -развивать плавность движений; | -ходить в колонне по одному, врассыпную, по диагонали, тройками, парами. Четко останавливаться с концом музыки; -совершенствовать движения рук; -выполнять несколько движений под одно музыкальное сопровождение; -выполнять движения по подгруппам, уметь наблюдать за движущимися детьми; -ориентироваться в пространстве; -выполнять четко и ритмично боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги; -придумывать свои движения под музыку; -выполнять маховые и круговые движения руками; -выполнять разнообразные поскоки; -развивать ритмическую четкость и ловкость движений; -выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов; |
Развитие чувства ритма. Музицирование. | ||||
-научить детей слышать начало и окончание звучания музыки; -ритмично маршировать и хлопать в ладоши; | -выполнять ритмические хлопки в ладоши и по коленям; -различать понятия «тихо» и «громко», уметь выполнять разные движения (хлопки и «фонарики») в соответствии с динамикой музыкального произведения; -произносить тихо и громко свое имя, название игрушки в разных ритмических формулах (уменьшительно); - играть на музыкальном инструменте, одновременно называя игрушку или имя; -различать долгие и короткие звуки; -проговаривать, прохлопывать и проигрывать на музыкальных инструментах простейшие ритмические формулы; -правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов; | -пропевать долгие и короткие звуки; -правильно называть графические изображения звуков; -отхлопывать ритмические рисунки песенок; -правильно называть и прохлопывать ритмические картинки; -играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах; -играть произведения с ярко выраженной двухчастной формой; -играть последовательно; | -проговаривать ритмические формулы (долгие и короткие звуки), выложенные на фланелеграфе; -прохлопывать ритмические песенки; -понимать и ощущать четырехдольный размер («Музыкальный квадрат»); -различать длительности в ритмических карточках; -играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические формулы; -осмыслить понятие «пауза»; -сочинять простые песенки; -выслушивать предложенный ритм до конца и повторять его; | -ритмично играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой; -выкладывать на фланелеграфе различные ритмические формулы, проговаривать, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах; - самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами; -самостоятельно играть ритмические формулы на музыкальных инструментах; -уметь играть двухголосье; -ритмично проговаривать стихотворные тексты, придумывать на них ритмические формулы; -ритмично играть на палочках; |
Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика. | ||||
-выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом; - развивать координацию движений пальцев, кисти руки; -Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов; | -тренировка и укрепление мелких мышц руки; -развитие чувства ритма; -формирование понятия звуковысотного слуха и голоса; -развитие памяти и интонационной выразительности; | -укреплять мышцы пальцев руки; - развитие чувства ритма; -формирование понятия звуковысотного слуха и голоса; -развитие памяти и интонационной выразительности; -развитие артикуляционного аппарата; | -развитие речи, артикуляционного аппарата; -развитие внимания, памяти, интонационной выразительности; -развитие чувства ритма; -формирование понятие звуковысотности; | -развитие и укрепление мелкой моторики; -развитие памяти, интонационной выразительности, творческого воображения; -развитие звуковысотного слуха и голоса; -развитие чувства ритма; -формирование умения узнавать знакомые стихи и потешки по показу без сопровождения текста; без показа на произношение текста только гласными звуками, слогами в разном сочетании; |
Слушание музыки | ||||
-формирование эмоциональной отзывчивости на музыку; -развитие представлений об окружающем мире; -расширение словарного запаса; | -различать музыкальные произведения по характеру; -уметь определять характер простейшими словами (музыка грустная, веселая); - различать двухчастную форму; -эмоционально откликаться на музыку; -выполнять простейшие манипуляции с игрушками под музыкальное сопровождение; -узнавать музыкальные произведения; -различать жанры: марш, плясовая, колыбельная; | -различать жанровую музыку; -узнавать и понимать народную музыку; -различать характерную музыку, придумывать простейшие сюжеты (с помощью педагога); -познакомить с жанрами: марш, вальс, танец. Определять характер; -подбирать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям, мотивировать свой выбор; | -знакомить с творчеством П.И. Чайковского. Произведения из «Детского альбома»; -различать трехчастную форму; -продолжать знакомить с танцевальными жанрами; -учить выражать характер произведения в движении; -определять жанр и характер музыкального произведения; -запоминать и выразительно читать стихи; - выражать свое отношение к музыкальным произведениям в рисунках; | -знакомить с творчеством русских композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского; -знакомить с творчеством зарубежных композиторов; -учить определять форму и характер музыкального произведения; -учить слышать в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы, высказывать свои впечатления; -развивать кругозор, внимание, память, речь, расширять словарный запас, обогащать музыкальными впечатлениями; -учить выражать в самостоятельном движении характер произведения; |
Подпевание. Распевание. Пение. | ||||
-расширение кругозора и словарного запаса; - формирование активного подпевания; -развитие эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера; -развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен; | -реагировать на звучание музыки и эмоционально на нее откликаться; - передавать в интонации характер песен; -петь а капелла, соло; -выполнять простейшие движения по тексту; -узнавать песни по фрагменту; -учить звукоподражанию; -проговаривать текст с различными интонациями (шепотом, хитро, страшно и т.д.); | -передавать в пении характер песни; -петь протяжно, спокойно, естественным голосом; -подыгрывать на музыкальных инструментах; -правильно выполнять дыхательные упражнения; | -петь выразительно, протягивая гласные звуки; -петь, сопровождая пение имитационными движениями; -самостоятельно придумывать продолжение (или короткие истории) к песням; -аккомпанировать на музыкальных инструментах; -петь соло, подгруппами, цепочкой, «закрытым звуком»; -расширять певческий диапазон; | -чисто интонировать интервалы, показывая их рукой; -передавать в пении характер песни (спокойный, напевный, ласковый, веселый, энергичный, озорной, легкий и т.д.) -придумывать движения по тексту песен (инсценирование песен); -петь согласованно и выразительно; -выслушивать партию солиста, вовремя вступать в хоре; -знакомить детей с музыкальными терминами и определениями 9куплет, припев, соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, форте, пиано и др.); |
Пляски, игры, хороводы. | ||||
-изменять движения со сменой частей музыки; -запоминать и выполнять простейшие танцевальные движения; -исполнять солирующие роли (кошечка, петушок, собачка и др); -исполнять пляски по показу педагога; -передавать в движении игровые образы; | -изменять движения со сменой частей музыки; -выполнять движения эмоционально; -соблюдать простейшие правила игры; -выполнять солирующие роли; -придумывать простейшие элементы творческой пляски; -правильно выполнять движения, которые показал педагог; | - ходить простым русским хороводным шагом; -выполнять определенные танцевальные движения: поскоки, притопы, «ковырялочку», «пружинку» с поворотом корпуса и др.; -выполнять движения эмоционально, изменяя его характер и динамику с изменением силы звучания музыки; -ощущать музыкальные фразы; -чередовать шаги с притопами, кружением; -выполнять простейшие перестроения; -согласовывать плясовые движения с текстом песен и хороводов; -самостоятельно начинать и заканчивать движения; -развивать танцевальное творчество; | -передавать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения; -танцевать легко, задорно, менять движения со сменой музыкальных фраз; -сочетать пение с движением, передавать в движении характер песни; -самостоятельно придумывать движения к танцевальной музыке; -воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания); -активно участвовать в играх на развитие творчества и фантазии; -правильно и выразительно выполнять танцевальные движения и различные перестроения; | |
Танцевальные фантазии | ||||
-формирование и развитие танцевального творчества развивает у детей эмоциональную отзывчивость, умение согласовывать свои действия с действиями других детей; -умение ориентироваться в пространстве; -различать музыкальные части произведения, фразы, соотносить свои движения с динамическими оттенками; |
- Организационный раздел Программы:
- Описание материально-технического обеспечения Программы «Ладушки»
Описание материально-технического обеспечения для части формируемой участниками образовательных отношений:
Фортепиано, музыкальный центр, микрофон, ноутбук, проектор, презентации, народные музыкальные инструменты, палочки, платочки, косынки, ленточки, игрушки, султанчики, листья, искусственные цветы, ветки деревьев, флажки, снежинки, снежки, погремушки, иллюстрации, репродукции, дидактический материал; малые скульптурные формы, игровые атрибуты, аудио-видео материалы, «живые игрушки» - воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы, и т.д.
Детские музыкальные инструменты:
1. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр);
2.Ударные инструменты: бубен, барабан, деревянные ложки, трещётка, треугольник, колотушка, коробочка, музыкальные молоточки, колокольчики, металлофон (хроматический), маракас, металлофон (диатонический), ксилофон;
3. Духовые инструменты: свистульки, дудочка, губная гармошка;
4. Струнные инструменты: цимбалы, гитара, балалайка;
- Обеспечение методическими материалами и средствами обучение
Обеспечение методическими материалами и средствами обучение для части формируемой участниками образовательных отношений:
Авторами разработаны пособия. Серия «Ладушки» состоит из:
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А.Ах, карнавал! Выпуск 1, 2. Праздники в детском саду. (+ CD)
Композитор, 2006. – 48 с. Серия: Ладушки. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Этот сборник является приложением к программе "Ладушки". Здесь рассказано о карнавальных и новогодних традициях народов разных стран, помещены карнавальные песни, танцы народов мира, доступные для детского исполнения, описаны сюрпризные моменты с участием взрослых, варианты...
3. Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Как у наших у ворот.
Русские народные песни в детском саду. Из серии программы по музыкальному воспитанию "Ладушки" В пособии предлагаются русские народные песни для разучивания в детском саду разной тематики: Новый год, святки, пасха, благовещение и т.д. Подбор песен к разным фольклорным праздникам. В книге 79 страниц.
4. Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Ладушки. Левой-правой! Марши в детском саду.
Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. — СПб.: Композитор, 2003. — 69 с. В книге разнообразные марши: для маленьких детей, для детей старшего возраста, праздничные марши, схемы перестроений под маршевую музыку. Предлагаются планы интересных вечеров досуга по знакомству детей с жанром. К сборнику прилагаются два компакт-диска с записями 35 маршей и 25 пионерскими и...
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий в средней группе (2СD). Данное аудиоприложение содержит весь музыкальный материал, используемый в данной программе.
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий (Старшая группа). Книга содержит конспект музыкальных занятий на год для старшей группы с нотным и аудио приложением (3 CD) В настоящее время "Ладушки" являются единственной и уникальной, детально разработанной программой, охватывающей все сферы деятельности музыкального руководителя в детском саду, отличающейся светлым, радостным, игровым...
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий для средней группы ДОУ. Изд.: Невская нота - 270 стр. Книга включает в себя конспекты занятий с сентября по июнь включительно (80 конспектов) и нотное приложение ко всему используемому музыкальному материалу.
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Подготовительная группа. Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD). Пособие для музыкальных руководителей детских садов. — СПб: Композитор. Санкт-Петербург, 2009. — 46 с. Нотный материал - 74 песни. + 2 CD. На CD минусовки этих 74 песен. Дождик. Листики. Осенний лес. Ёлочка. Метель Весёлое Рождество. Полька дошколят. Почему медведь зимой спит. Морской капитан. Все мы моряки. Моряки. Ты не бойся, мама. Буденновец. Бравые солдаты.
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Программа Ладушки. Санкт-Петербург, 2010 г. 60 стр. Программа имеет содержательное методическое обеспечение: планирование занятий в каждой возрастной группе, конспекты занятий, комплексы музыкально-творческих игр, разнообразие приемов организации слушательской, музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности дошкольников, как на музыкальных занятиях, так и в...
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А.Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Выпуск 1 (+ CD). СПб.: Невская нота. 2009. — 60 с. — (Библиотека программы "Ладушки"). 46 mp3. Это издание представляет собой пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов, родителей. Развитие творческих способностей детей - важная задача любого занятия с ребенком. И некоторые их моменты проявляются в праздничных мероприятиях. Авторы постарались дать наиболее полные...
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Композитор, 2005. — 74 с. Данная книга поможет воспитателям и музыкальным работникам детских дошкольных учреждений развить в ребенке чувство ритма. Привлекательной стороной этого пособия является ориентация на систему Жака-Далькроза. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе: 1 ступень -...
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Ясельки. Издательство: Невская нота Серия: Библиотека программы "Ладушки" 2010 г. 176 стр. Предлагаемый музыкальный материал предназначен для детей 2-3 лет, он разнообразен по тематике, интересен и доступен для восприятия. Из всего собранного в настоящем пособии репертуара педагог может выбирать произведения по своему усмотрению и в течение всего времени повторять их, варьируя...
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Ладушки. Я живу в России. 2CD-диска. Издательство: Ладушки.Год издания:
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Ладушки. Я живу в России. Песни и стихи о Родине, мире, дружбе. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Издательство: Ладушки.Год издания:
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Музыка и чудеса. Музыкально - двигательные фантазии (книга с аудиоприложением). СПб.: Композитор, 2000. – 80 с. Серия: Ладушки. Авторская методика музыкального воспитания в детском саду. Музыкально-двигательные фантазии включены в раздел «Пляски, игры, хороводы» программы музыкального воспитания детей «Ладушки». Предлагаемый материал направлен на развитие танцевально-двигательного творчества детей под классическую музыку. Слушая классическую музыку, дети учатся воплощать в...
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Мы играем, рисуем, поём. Комплексные занятия в детском саду. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Пойди туда, не знаю куда: Осенние праздники на основе фольклора. Осень - чудесная пора, овеянная очарованием, грустью, загадочностью. Так и кажется, что рядом ходит сказка. Мы предлагаем детям и взрослым поиграть в сказку вместе и помещаем в сборнике пять фольклорных праздников. Их особенностью является отсутствие необходимости разучивать с детьми большое количество музыкального материала. Дети не готовятся заранее, они вовлекаются в действие взрослыми. Все...
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Топ-топ, каблучок 1 Музыкальное приложение. MP3 материал (30 треков) к сборнику И. Каплуновой, И. Новоскольцевой "Топ-топ каблучок" том 1 (танцы в детском саду) пособие для музыкальных руководителей.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Цирк! Цирк! Цирк! Веселое представление для детей и взрослых. СПб.: Композитор, 2005. - 156 с. (Серия: Ладушки).
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Умные пальчики. Издатель - Невская нота.Серия - Библиотека программы "Ладушки",год издания – 2009.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник шаров (+ 2 CD-ROM). Издатель - Невская нота.Серия - Библиотека программы "Ладушки".Год издания – 2011.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Зимняя фантазия (+ 2 CD). Издатель - Невская нота.Серия - Библиотека программы "Ладушки".Год издания – 2011.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Веселые досуги. Издатель - Невская нота.Серия - Библиотека программы "Ладушки".Год издания – 2011.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Потанцуй со мной, дружок (+ CD). Издатель - Невская нота.Серия - Библиотека программы "Ладушки".Год издания – 2010.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD). Младшая группа. Издательство: Композитор. С-Птб. Год издания: 2007 г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день. Подготовительная группа. Комплект из двух книг и пяти дисков: 1. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 CD). 2. Дополнительный материал (2 CD). Издательство: Композитор. С-Птб. Год издания:2007 г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (младшая группа). Издательство: Композитор. С-Птб. Год издания:2007 г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (подготовительная группа). Издательство: Композитор. С-Птб. Год издания:2007 г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (средняя группа). Издательство: Композитор. С-Птб. Год издания:2007 г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Как у наших у ворот. 2СD диска. Издательство: Композитор. С-Птб. Год издания:2007.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Карнавал сказок. Праздники в детском саду. Выпуск 1. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждени. С аудиоприложением на CD. Издательство: Композитор. С-Птб. Год издания:2007 г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Карнавал сказок. Праздники в детском саду. Выпуск 2. Издательство: Композитор. С-Птб.Год издания: 2007.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Рождественские сказки. + CD. Издательство: Ладушки. Год издания: 2012
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа). Издательство: Композитор. С-Птб. Год издания:2007 г.
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Выпуск 2. СД –диск. Издательство: Ладушки.Год издания:2007.
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Ладушки. Мы играем, рисуем, поём. Комплексные занятия в детском саду. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Издательство: Ладушки.Год издания:2007.
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Ладушки. Зимние забавы. Праздники в детском саду. Издательство: Композитор. С-Птб. Год издания:2007 г.
- Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Ладушки. Топ-топ, каблучок. Танцы в детском саду. Выпуск 2 с аудиоприложением на CD. Издательство: Композитор. С-Птб. Год издания: 2005.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Карнавал игрушек. Праздники в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений с аудиоприложением на CD. К пособию прилагается компакт-диск (CD) с записями основных музыкальных приложений (также в диск вошли музыкальные приложения к сб.: Каплунова И., Новоскольцева И. Ах, карнавал. Вып. 2. СПб., 2006). Пособие адресовано воспитателям и музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений.
- Каплунова И.М, Новосельцева И.А. Ладушки. Игры, аттракционы, сюрпризы. Программа "Ладушки". Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Издательство "Композитор"Санк-Петербург. 2003 год. 3 раздела 1) Народные игры и сюрпризы, 2) Игры с Дедом морозом, 3) Игры, Аттракционы, Сюрпризы к любому вечернему мероприятию. Всего 38 аттракционов.
Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты для младшей и средней групп, выпущенные в 2007 году. Наличие музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Разработка занятий сделана с учетом физических и психических возможностей детей, то есть одно занятие в младшей группе длится 15 минут. Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».
- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Девиз программы «Ладушки»: «Праздник – это то, что взрослые делают для детей, а не то, что дети делают для взрослых!»
Праздники – это совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя. Активное и творческое участие взрослых в празднике – это залог того, что дети получат истинное наслаждение, радость, удовлетворение. Педагогическая деятельность музыкального руководителя ни в коем случае не должна сводиться к проведению бесконечных праздников. Основа музыкального воспитания – это качественные, очень насыщенные музыкальные занятия. Именно на занятиях происходит музыкальное образование, развитие и воспитание детей. Исходя из задач и содержания программы «Ладушки», у младших дошкольников может быть один праздник – Новый год. Праздник строится на основе знакомого материала. У детей подготовительной группы – два подготовленных праздника: Новый год и выпуск в школу. 8 марта дети могут показать спектакль, концерт, мюзикл, оперу, цирковое представление. Все другие мероприятия проводятся в форме досуга. Не только праздники, но и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности, которая соединяет различные виды искусства. (Пр. «Ладушки» стр. 59)
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Предметно – пространственная развивающая среда для части формируемой участниками образовательных отношений
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Для успешного музыкального воспитания ребенка необходимо создать условия. Поэтому для работы по развитию музыкальных способностей, навыков, накапливанию багажа знаний в нашем детском саду имеется следующее:
Фортепиано, музыкальный центр (в зале), магнитофоны (в каждой группе), аудиокассеты, диски: классическая музыка, народная музыка, музыкальные игры-сказки, диски по программе «Ладушки» (для каждой возрастной группы). Детские песни. Звуки природы. Театральные шумы.
Детские музыкальные инструменты: металлофоны (4),ксилофон (1), триолы (4), вермона (1), свирели (3), дудочки, цимбалы, румба, бубны, барабаны, набор треугольников.
Русские народные музыкальные инструменты: трещотки (3),деревянные ложки, бубенцы, колокольчики, хлопушки, коробочки самодельные (2).
Озвученные музыкальные игрушки: волчок, музыкальные молоточки, погремушки, шарманка.
Неозвученные музыкальные инструменты: балалайки, домры, скрипка бутафорская, гитара, флейта, кларнет.
Предметы-заместители: маракасы, шуршалки, кастаньеты, ритмические палочки, кубики, пластмассовые бутылочки с разными наполнителями, самодельные погремушки, « палочка дождя».
Пособия для музыкально-дидактических игр: 8-ми ступенчатая лесенка, 5-ти и 3-х ступенчатые лесенки, немая клавиатура. Пособие «Удивительный ритм» по программе «Ладушки». Нотный стан с нотами. Проигрыватель с пластинками (из картона).
Портреты русских и зарубежных композиторов.
Подборка иллюстраций к песням, музыкальным произведениям.
Картотека пальчиковых игр, стихов и загадок, поговорок.
Фланелеграф.
Ширмы напольная, настольная.
Театр: куклы «би-ба-бо», куклы-марионетки, теневой театр,пальчиковый театр, картонный театр, театр для фланелеграфа.
Атрибуты для танцев, упражнений: цветные ленты на кольцах и палочках, цветные платочки, газовые платочки, шарфики. Искусственные цветы, листочки, султанчики, салютики, ленты на карусели, звездочки на палочках, фонарики.
Маски, декорации для инсценировок: домики, елочки, русская печь, теремок.
Театральные костюмы: белка, лиса, мишка, волк, козлик, котик, петушок, птички, детские и взрослые сарафаны, косоворотки. Снегурочка и Дед Мороз, Леший, Баба Яга, Снеговик. Шлемы для русских богатырей. Красные юбки.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ
№ | Младшая группа | Содержание |
I | Материалы и оборудование | |
- Магнитофон - Аудиозаписи (классическая и народная музыка, муз.сказки, колыбельные, детские песни, звуки природы) - Фланелеграф (несколько больших и маленьких изображений птичек, солнышек) - Ширма - Элементы костюмов | ||
Детские музыкальные инструменты | ||
- Бубны (2-3 шт.) -Барабаны (2) - Дудочки (2-3) - Треугольник - Деревянные ложки (2-3 пары) - Металлофон (1) | ||
Музыкальные игрушки | ||
Неозвученные: - Гармошка - Пианино (немая клавиатура) - Звуковая книжка - Звуковые картинки (иллюстрации к знакомым песням) - 3-х ступенчатая лесенка Озвученные: - Музыкальный волчок - Музыкальный молоточек - Погремушки - Музыкальные колокольчики - Неваляшки | ||
II | Дидактические игры и пособия | |
Для развитие звуковысотного слуха: - «Где мои детки?» (4 больших карточки и несколько маленьких. На больших изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики). - «Чудесный мешочек» - «Подумай и отгадай» (карточки с изображением медведя, зайчика, птички) - «Птицы и птенчики» (лесенка из 3-х ступеней, металлофон, игрушки: 3-4 большие птицы и 3-4 птенчика). - «Кто в домике живет?» Для развитие чувства ритма: - «Прогулка» - «К нам гости пришли» - «Что делают дети?» - «Зайцы» (картинки: «Зайцы спят», «Зайцы пляшут») Для развития тембрового и динамического слуха»: - «Нам игрушки принесли» - «Узнай по голосу» | ||
III | Иллюстративный материал | |
- Картинки к музыкальным произведениям (предметные, сюжетные) - Картинки с изображением музыкальных инструментов | ||
IV | Детская литература | |
- Книжки с песенками и потешками |
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ
№ | Средняя группа | Содержание |
I | Материалы и оборудование | |
- Магнитофон - Аудиозаписи (классическая и народная музыка, муз.сказки, колыбельные, детские песни, звуки природы) - Фланелеграф (несколько больших и маленьких изображений птичек, солнышек, кружочки 2-х диаметров для выкладывания ритма) - Ширма - Элементы костюмов | ||
Детские музыкальные инструменты | ||
- Бубны (2-3 шт.) -Барабаны (2) - Дудочки (2-3) - Треугольник - Деревянные ложки (2-3 пары) - Металлофоны (2) - Бубенцы - Рояль, пианино | ||
Музыкальные игрушки | ||
Неозвученные: - Гармошка - Пианино (немая клавиатура) - Балалайка - Звуковая книжка - Звуковые картинки (иллюстрации к знакомым песням) - 3-х и 5-ти ступенчатая лесенки Озвученные: - Музыкальный волчок - Музыкальный молоточек - Погремушки - Музыкальные колокольчики | ||
II | Дидактические игры и пособия | |
Для развитие звуковысотного слуха: - «Где мои детки?» (4 больших карточки и несколько маленьких. На больших изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики). - «Чудесный мешочек» - «Подумай и отгадай» (карточки с изображением медведя, зайчика, птички) - «Птицы и птенчики» (лесенка из 3-х ступеней, металлофон, игрушки: 3-4 большие птицы и 3-4 птенчика). - «Кто в домике живет?» - «Качели» - «Курицы» Для развитие чувства ритма: - «Прогулка» - «Кто как идет» - «Веселые дудочки» Для развития тембрового и динамического слуха»: - «Громко-тихо» - «Колпачки» - «Узнай свой инструмент» | ||
III | Иллюстративный материал | |
- Картинки к музыкальным произведениям (предметные, сюжетные) - Картинки с изображением музыкальных инструментов - Пиктограммы | ||
IV | Детская литература | |
- Книжки с песенками и потешками |
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ
№ | Старшая группа | Содержание |
I | Материалы и оборудование | |
- Магнитофон - Аудиозаписи (классическая и народная музыка, муз.сказки, колыбельные, детские песни, звуки природы) - Фланелеграф (кружочки 2-х диаметров для выкладывания ритма, длинные и короткие полоски) - Ширма - Элементы костюмов | ||
Детские музыкальные инструменты | ||
- Бубны (2-3 шт.) -Барабаны с разной высотой звучания - Дудочки (2-3) - Треугольник - Деревянные ложки (2-3 пары) - Металлофоны (2-3) - Бубенцы - Рояль, пианино - Триолы (2-3) - Маракасы - Трещотка - Цитры, цимбалы | ||
Музыкальные игрушки | ||
Неозвученные: - Гармошка - Пианино (немая клавиатура) - Балалайка - Звуковая книжка - Звуковые картинки (иллюстрации к знакомым песням) - 5-ти ступенчатая лесенка Озвученные: - Музыкальный волчок - Музыкальный молоточек - Погремушки - Музыкальные колокольчики | ||
II | Дидактические игры и пособия | |
Для развитие звуковысотного слуха: - «Музыкальное лото» - «Ступеньки» - «Угадай колокольчик» Для развитие чувства ритма: - «Прогулка» - «Наше путешествие» - «Определи по ритму» Для развития тембрового и динамического слуха»: - «Определи инструмент - «На чем играю» - «Слушаем внимательно» - «Музыкальные загадки» | ||
III | Развивающие игры и материалы развивающих технологий | |
- «Звучащий мир вокруг нас»: игры со звуками (природный, бросовый материал: деревянные палочки, камешки, баночки, орешки и т. д.) - «Что звучит: дерево, металл, вода, камни, кожа, бумага, др.» - Игры на моделирование: на виды движений, на силу звука, на длительность звука. | ||
IV | Иллюстративный материал | |
- Картинки к музыкальным произведениям (предметные, сюжетные) - Картинки с изображением музыкальных инструментов - Пиктограммы - Портреты композиторов: П. И. Чайковский Н. А. Римский-Корсаков, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Р. Шуман - Иллюстрации с изображением разных музыкальных жанров - Картинки с изображением поющих, играющих на разных музыкальных инструментах людей | ||
V | Продукты детского творчества | |
-Рисунки к знакомым музыкальным произведениям - Аудиозаписи: песенки в исполнении детей - Фотоальбомы: детское музыкальное творчество | ||
VI | Детская литература | |
- Книжки с песенками и потешками - «Бременские музыканты» - Детская энциклопедия «Балет» и др. |
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ
№ | Подгото-вительная группа | Содержание |
I | Материалы и оборудование | |
- Магнитофон - Аудиозаписи (классическая и народная музыка, муз.сказки, колыбельные, детские песни, звуки природы, музыка для релаксации) - Фланелеграф (кружочки 2-х диаметров для выкладывания ритма, длинные и короткие полоски) - Нотный стан с нотами - Ширма - Элементы костюмов | ||
Детские музыкальные инструменты | ||
- Бубны (2-3 шт.) -Барабаны с разной высотой звучания - Дудочки (2-3) - Треугольник - Деревянные ложки (2-3 пары) - Металлофоны (2-3) - Ксилофоны - Бубенцы - Рояль, пианино - Триолы (2-3) - Маракасы - Трещотка - Цитры, цимбалы - Аккордеон - Кастаньеты - Арфа - Клавишные электронные музыкальные инструменты | ||
Музыкальные игрушки | ||
Неозвученные: - Гармошка - Балалайка - Скрипка - Пианино (немая клавиатура) - Звуковая книжка - Звуковые картинки (иллюстрации к знакомым песням) - 8-ми ступенчатая лесенка Озвученные: - Музыкальный волчок - Музыкальный молоточек -Музыкальная шкатулка - Погремушки - Музыкальные колокольчики - Органчик | ||
II | Дидактические игры и пособия | |
Для развитие звуковысотного слуха: - «Музыкальное лото» - «Ступеньки» - «Угадай колокольчик» - «Повтори звуки» - «Найди нужный колокольчик» - «Три поросенка» Для развитие чувства ритма: - «Прогулка» - «Наше путешествие» - «Определи по ритму» - «Учитесь танцевать» - «Узнай песенку» - «Выполни задание» Для развития тембрового и динамического слуха»: - «Определи инструмент - «На чем играю» - «Слушаем внимательно» - «Музыкальные загадки» - «Громко-тихо запоем» - «Колобок» - «Найди щенка» Для развития памяти и слуха - «Сколько нас поет?» - «Слушаем музыку» - «Наши песни» - «Волшебный волчок» - «Выложи мелодию» - «Какая музыка?» - «Назови композитора» | ||
III | Развивающие игры и материалы развивающих технологий | |
- «Звучащий мир вокруг нас». Игры со звуками (природный, бросовый материал: деревянные палочки, камешки, баночки, орешки и т. д.) - «Что звучит: дерево, металл, вода, камни, кожа, бумага, др.» - Игры на моделирование: на виды движений, на силу звука, на длительность звука. | ||
IV | Иллюстративный материал | |
- Картинки к музыкальным произведениям (предметные, сюжетные) - Картинки с изображением музыкальных инструментов - Картинки о разных музыкальных профессиях: пианист, скрипач, дирижер, др. - Пиктограммы - Портреты композиторов: П. И. Чайковский Н. А. Римский-Корсаков, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Р. Шуман М. И. Глинка С. С. Прокофьев К. Сен-Санс - Иллюстрации с изображением разных музыкальных жанров - Картинки с изображением поющих, играющих на разных музыкальных инструментах людей | ||
V | Продукты детского творчества | |
-Рисунки к знакомым музыкальным произведениям - Аудиозаписи: песенки в исполнении детей - Фотоальбомы: детское музыкальное творчество | ||
VI | Детская литература | |
- Книжки с песенками и потешками - «Бременские музыканты» - Детская энциклопедия «Балет» - «Времена года» (альбом) - «О далеком прошлом музыкальных инструментов» и др. |
- Краткая презентация Программы и отражена часть формируемая участниками образовательных отношений
Программа «Ладушки» 1998 года, созданная И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, музыкальными руководителями Санкт- Петербурга, ориентирована на четыре возрастных периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет).
Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.
Программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел. Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями. Формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Программа «Ладушки» помогает превратить каждое занятие в маленький праздник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (музыкальный руководитель Краснослободцева Н.В)
"Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота...
"Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
консультация для воспитателей...
Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с ра...
Доклад для музыкальных руководителей на тему: «Оборудование процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Доклад для музыкальных руководителей на тему:«Оборудование процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста»...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей?...
Картотека "Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста" по программе "Ладушки"
Пальчиковая гимнастика это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....
Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрениекейс-методов в практику работы музыкального руководителя».
МБОУ –Питлярская СОШ «Образовательный центр» Подготовила: Садкова Е.Г, ...