Знакомство с балетом П. И. Чайковского "Щелкунчик"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Конспект музыкального занятия в рамках музыкальной гостиной для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_i_samoanaliz_zanyatiya_znakomstvo_s_baletom_p._i._chaykovskogo_shchelkunchik.docx | 665.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомство с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Цель: Расширять музыкальный кругозор детей посредством знакомства с музыкой танцев из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формировать первоначальные представления о балете, о людях, работающих над постановкой балетного спектакля: композитор, дирижер, симфонический оркестр
2. Закрепить понятия: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, дирижерская палочка.
3. Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.
4. Формировать умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и умения.
Развивающие:
1. Развивать эмоционально-образное восприятие музыки.
2. Способствовать развитию любознательности, познавательного интереса к окружающему миру.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память.
Воспитательные:
1. Создание ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения детей и взрослых.
2. Воспитывать у детей любовь к классической музыке.
Методы и приемы руководства деятельностью детей:
1. Постановка целей и мотивация деятельности детей: создание игровой ситуации.
2. Активизации деятельности детей в процессе образовательной деятельности: создание развивающей среды, сюрпризный момент.
3. Организации практической деятельности детей: исполнение музыкального приветствия; музыкально- дидактические игры «Назови композитора», «Найди пару»; игра на детских музыкальных инструментах; исполнение танцевальных движений в соответствии с характером и 3-х частной формой музыки, игра на детских музыкальных инструментах.
4. Поддержания интереса у детей: показ презентации, видеороликов, художественное слово.
5. Оценка и самооценка: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности.
Оборудование и материалы:
- детские музыкальные инструменты (бубны, маракасы, ложки)
- выставка детских рисунков на сюжет мультфильма «Щелкунчик»
- баян
- музыкальный центр
- ноутбук
- телевизор
- презентация «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»
- видеоролики: «Танец Феи Драже», «Испанский танец «Шоколад», «Арабский танец «Кофе», «Китайский танец «Чай» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
- раскраски по сюжету мультфильма «Щелкунчик»
Виды детской деятельности в процессе музыкального занятия:
- Игровая.
- Коммуникативная.
- Познавательная.
- Физическая культура.
- Безопасность.
- Социализация.
- Художественно-эстетическая
Планируемые результаты: Знакомы с видом искусства «Балет». Имеют представление о людях, работающих над постановкой балетного спектакля.
Владеют понятиями: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, композитор, дирижер, дирижерская палочка, симфонический оркестр.
Сформировано умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и умения.
Владеют слушательской культурой; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) к классической музыке; определяют общее настроение, характер прослушанного произведения, свободно высказываются об этом.
Владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах, передавая ритмический рисунок музыки. Самостоятельно меняют движения в соответствии с характером и 3-х частной формой музыки; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры
Испытывают потребность включаться в совместную с взрослыми познавательно-игровую деятельность.
Критерии оценки деятельности детей в процессе музыкального занятия:
- Дети отвечают на вопросы.
- Владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах в продуктивной деятельности.
- Проявляют самостоятельность.
- Эмоционально реагируют.
6. Проявляет волевое усилие.
7. Аргументируют самооценку.
Предварительная работа:
Знакомство с творчеством П. И. Чайковского (слушание музыкальных произведений «Болезнь куклы», «Новая кукла», просмотр видео ролика «Вальс снежных хлопьев»); просмотр мультфильма по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского; знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»; разучивание музыкальной игры «Оркестр»; беседы о музыкальных профессиях «Композитор, дирижер»; просмотр
видео роликов «Как шьют балетную пачку», «Пуанты», «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: отвечать на вопросы, свободно общаться с взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие: владеть понятиями (театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, композитор, дирижер, дирижерская палочка, симфонический оркестр).
Речевое развитие: исполнение музыкального приветствия, умение проводить анализ музыкального произведения.
Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Физическое развитие: музыкальная игра «Оркестр»; танец «Полька с хлопками»
План музыкального занятия
1.Вводная часть: Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. Анализ обследование, выводы. 2. Основная часть: Показ презентации «Детям о балете» Музыкально-дидактические игры: «Назови композитора», «Найди пару» Просмотр видео роликов: «Танец Феи Драже»; «Испанский танец «Шоколад»; «Арабский танец «Кофе»; «Китайский танец «Чай» (фрагменты из балета «Щелкунчик»); Музыкальная игра «Оркестр» Танец «Полька с хлопками» 3.Заключительная часть: Оценка деятельности детей и самооценка. Закрепление первоначальных представлений о балете. Подведение итогов занятия. Длительность занятия - 25 мин. | 2 мин 20 мин 3 мин. |
Содержание занятия.
Части занятия | Содержание |
1. Вводная часть. Создание игровой ситуации. Создание мотива для деятельности детей Определение цели. Анализ обследование, выводы. | Музыкальный руководитель с игрушкой Мышиным Королем в руках заходит в групповую комнату, здоровается с детьми, спрашивает: знакома ли им игрушка, из какой она сказки. Предлагает познакомиться с балетом «Щелкунчик». Дети, воспитатель и музыкальный руководитель отправляются в музыкальный зал. Музыкальный руководитель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Музыкальное приветствие: «Я здороваюсь везде…»Присаживайтесь на стульчики. Слайд 2. Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» Музыкальный руководитель: Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом В удивительном наряде разноцветном, расписном. То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывет, То в волшебную страну нас всех с собою уведет… |
2.Основная часть. Показ презентации «Детям о балете» Музыкально-дидактические игры: «Назови композитора», «Найди пару» Просмотр видео роликов: «Танец Феи Драже»; «Испанский танец «Шоколад»; «Арабский танец «Кофе»; «Китайский танец «Чай» (фрагменты из балета «Щелкунчик»); Музыкальная игра «Оркестр» Танец «Полька с хлопками» | Ребята, а вы узнали эту музыку? Как она называется? Дети: «Вальс снежных хлопьев» Музыкально-дидактическая игра «Назови композитора» Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. А скажите, пожалуйста, это музыкальное произведение написал С. С. Прокофьев (показать портрет), М. И. Глинка (портрет), П. И. Чайковский (портрет)? Слайд 3. Музыкальный руководитель: Именно этот «Валь снежных хлопьев» и поможет нам попасть в удивительный сказочный балет великого русского композитора П. И. Чайковского «Щелкунчик». Ребята, а кто вспомнит, что такое балет? Дети: Балет – это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а танцуют. Музыкальный руководитель: Все герои спектакля на цене танцуют - Не поют, не играют, и не рисуют Прекраснее спектакля в театрах нет, А называется он просто – БАЛЕТ! Слайд 4. Музыкальный руководитель: А как называют артистов балета? Дети: Артистов балета называют балеринами и танцорами. Музыкальный руководитель: Как называется наряд и обувь балерины? Кто сочиняет музыку для балета (композитор)? Кто исполняет музыку (музыканты, симфонический оркестр)? Кто руководит оркестром (дирижер)? А где можно увидеть балет (в театре)? Слайд 5. Музыкальный руководитель: Ой, ребята, Мышиный король не пускает нас в театр. Он заколдовал предметы, которые необходимы для людей, которые трудятся в театре и непосредственно занятых в балетном спектакле. Чтобы расколдовать предметы, нужно каждому найти пару. Музыкально-дидактическая игра «Найди пару» Дети выбирают нужную фигурку человека и предмет к нему и комментируют свои действия: (балерине – пуанты; музыкантам – музыкальные инструменты; дирижёру – дирижёрскую палочку). Слайд 6. Вот театр – волшебный дом! Сказку ты увидишь в нём. Танцы, музыка и смех – Представление для всех! Занавес открывается, представление начинается! Слайд 7. Итак… Когда Щелкунчик превратился в принца, а девочка Мари в принцессу, они отправились в королевство сладостей. Это было необычное королевство, а сказочное царство, где живут человечки из сахара и шоколада, течет апельсиновый ручей и лимонадная река. В этом сказочном королевстве был устроен замечательный праздник, на котором правила Фея Драже.
Слайд 9. Музыкальный руководитель: Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством. Какая это музыка? Д е т и. Волшебная, нежная. Музыкальный руководитель: Она вся переливается, звенит. Такое необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Слайд 10. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. И. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его. У нас нет этого музыкального инструмента в музыкальном зале, но зато есть другие. И я предлагаю вам превратиться в настоящих музыкантов и дирижеров. Музыкальные инструменты берите, поиграть выходите! Музыкальная игра «Оркестр» На балу у Феи Драже танцевали и другие сладости и напитки («Шоколад», «Кофе», «Чай»). Хотите посмотреть? «Шоколад» танцевал Испанский танец – его музыка быстрая, огненная, задорная, слышно щёлканье кастаньет.
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, какой танец по характеру получился у «Кофе»? (ответы детей)
Арабский танец («Кофе») - медленный, плавный, изящный, нежный, с позвякиванием бубна. Музыкальный руководитель: Интересно, а какую бы по характеру музыку вы сочинили для танца «Чая»?(ответы детей)
На празднике у Феи Драже Китайский танец («Чай») получился шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. Ребята, мы с вами, конечно, не занимаемся балетным искусством. И на ножках у нас не пуанты, а чешки и девочки наши не танцуют в балетных пачках. Но мы также разучиваем положения рук и ног, соединяем прыжки, поскоки, боковой галопчик, хлопки, «пружинку», «ковырялочку» в единый танец, который потом мы исполняем на праздниках для наших гостей. Слайд 14. Предлагаю в круг всем встать, польку дружно станцевать! Танец «Полька с хлопками» |
3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Закрепление знаний о музыке. Подведение итогов занятия. | Вот и подошла к концу наша встреча в музыкальной гостиной. Где мы с вами сегодня побывали? (театре). Вместе с героями балета великого русского композитора (П. И. Чайковского)«Щелкунчик» побывали на балу у (Феи Драже). Посмотрели танцы («Шоколад», «Кофе», «Чай») из балета. Так что же, ребята, такое балет? Как называются артисты балета? Как называется наряд и обувь балерины? С помощью музыкальной игры превращались в настоящих (музыкантов и дирижеров). А что вам больше всего понравилось? А на память о нашей встрече я предлагаю вам выбрать по одной картинке из сказки «Щелкунчик» и в группе их раскрасить. До новых встреч в нашей гостиной. |
Длительность занятия: 25 минут.
Самоанализ музыкального занятия в старшей группе на тему
«Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Составляя конспект занимательной деятельности, я опиралась на задачи Образовательной программы МБДОУ «Детский сад №4 «Ласточка». При планировании занятия были учтены возрастные особенности, музыкальные способности и возможности данной группы.
Цель: Расширять музыкальный кругозор детей посредством знакомства с музыкой танцев из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формировать первоначальные представления о балете, о людях, работающих над постановкой балетного спектакля: композитор, дирижер, симфонический оркестр
2. Закрепить понятия: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, дирижерская палочка.
3. Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.
4. Формировать умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и умения.
Развивающие:
1. Развивать эмоционально-образное восприятие музыки.
2. Способствовать развитию любознательности, познавательного интереса к окружающему миру.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память.
Воспитательные:
1. Создание ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения детей и взрослых.
2. Воспитывать у детей любовь к классической музыке.
Гигиенические требования были соблюдены: помещение проветрено; была проведена влажная уборка; внешний вид детей, воспитателя, музыкального руководителя соответствовал требованиям.
Для проведения занимательной деятельности проводилась предварительная работа, которую проводили я (музыкальный руководитель) и воспитатель группы.
Дети знакомились с творчеством П. И. Чайковского (слушание музыкальных произведений «Болезнь куклы», «Новая кукла»). Посмотрели мультфильм по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского; знакомились с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»; разучивали музыкальную игру «Оркестр»; беседовали о музыкальных профессиях «Композитор, дирижер». Посмотрели видео ролики «Как шьют балетную пачку», «Пуанты», «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Предварительная работа проводилась в трех блоках педагогического процесса: организованного обучения, совместной деятельности педагогов с детьми в режимных моментах и индивидуальная работа с детьми.
Весь процесс образовательной деятельности был построен в увлекательном посещении музыкальной гостиной, где дети попали в удивительный мир балетного искусства. Большая часть музыкального занятия была посвящена одному виду деятельности «слушание». Но использование ИКТ позволило предотвратить утомляемость детей и перенасыщенность одним видом деятельности.
Для реализации образовательных задач в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» я использовала
Виды детской деятельности:
- Игровая.
- Коммуникативная.
- Познавательная.
- Физическая культура.
- Безопасность.
- Социализация.
- Художественно-эстетическая
Для получения более высокого результата проводимой занимательной деятельности были использованы различные материалы и оборудование:
- детские музыкальные инструменты (бубны, маракасы, ложки)
- выставка детских рисунков на сюжет мультфильма «Щелкунчик»
- баян
- музыкальный центр
- ноутбук
- телевизор
- презентация «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»
- видеоролики: «Танец Феи Драже, «Испанский танец «Шоколад»», «Арабский танец «Кофе»», «Китайский танец «Чай»» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
- раскраски по сюжету мультфильма «Щелкунчик»
Методы и приемы, используемые на протяжении музыкального занятия, проводились с учетом темы, задач, сюжета и возрастных особенностей детей. Сюжет образовательной деятельности не утомляет, а вызывает любопытство, что создает положительный настрой и способствует повышению познавательной деятельности.
На протяжении всей занимательной деятельности учитывала интерес детей.
Восприятие материала было организовано на словесном, наглядном, игровом уровне, задействованы все сенсорные системы.
Характер образовательной деятельности: развивающий, обучающий, воспитательный соответствует поставленным задачам.
Данная структура ОД предполагала взаимное сотрудничество музыкального руководителя, воспитателя и детей и направлено на решение поставленных задач.
Оценив деятельность детей в образовательной деятельности можно сделать выводы:
Владеют следующими навыками:
- Знакомы с видом искусства «Балет». Имеют представление о людях, работающих над постановкой балетного спектакля.
- Владеют понятиями: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, композитор, дирижер, дирижерская палочка, симфонический оркестр.
- Сформировано умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и умения.
- Владеют слушательской культурой; выражают положительные эмоции (радость, восхищение) к классической музыке; определяют общее настроение, характер прослушанного произведения, свободно высказываются об этом.
- Владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах, передавая ритмический рисунок музыки. Самостоятельно меняют движения в соответствии с характером и 3-х частной формой музыки; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры.
- Испытывают потребность включаться в совместную с взрослыми познавательно-игровую деятельность.
Совокупность интеграции образовательных областей способствовали повышению активности детей, качеству освоения знаний, предупреждению усталости.
Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Музыкальное занятие получилось насыщенным, интересным, познавательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная гостиная Знакомство с балетом П.И. Чайковского "Лебединое озеро"
Познакомить детей с музыкой балета П.И. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения; учить чувствовать характер музыки....
Знакомство с сюжетами известных опер и балетов
Данная статья позволяет ознакомиться с сюжетами известных опер и балетов...
Знакомство с балетом Щелкунчик
Занятие на тему балет Щелкунчик в подготовительной группе...
Статья "Знакомство детей с балетом в рамках балета Щелкунчик"
В данной статье я рассказываю об идее знакомства детей с театром, о том каким образом можно использовать эту тему в ообразовательных областях, и какие результаты можно получить....
Знакомство с балетом "Щелкунчик" П.И. Чайковского
Самое волшебное и новогоднее произведение П.И. Чайковского, известное по всему миру – балет «Щелкунчик». Пожалуй, это самое узнаваемое произведение во всем ...
План-конспект совместной деятельности «Знакомство с балетом»
Одним из самых красивых музыкально - театральных хореографических жанров является балет. Балет - это музыкально - театральное произведение. В нем все герои танцуют под звуки музыки оркестра....
"Знакомство с балетом" - 2021
Сценарий развлечения для старшей группы "Знакомство с балетом" - 2021 год...