Знакомство с балетом П. И. Чайковского "Щелкунчик"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Грачева Наталья Вадимовна

Конспект музыкального занятия в рамках музыкальной гостиной для детей старшей группы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

https://static3.depositphotos.com/1000248/114/i/950/depositphotos_1143908-stock-photo-musical-background.jpg

Тема: «Знакомство с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик»

       Цель: Расширять музыкальный кругозор детей посредством знакомства с музыкой танцев из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи:

Образовательные:

         1. Продолжать формировать первоначальные представления о балете, о людях, работающих над постановкой балетного спектакля: композитор, дирижер, симфонический оркестр

         2. Закрепить понятия: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, дирижерская палочка.

         3. Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.

         4. Формировать умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и умения.

Развивающие:

1. Развивать эмоционально-образное восприятие музыки.

              2. Способствовать развитию любознательности, познавательного интереса к окружающему  миру.

3. Развивать  зрительное и слуховое внимание, мышление, память.

Воспитательные:

1. Создание ярких положительных  эмоций в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения детей  и взрослых.

2. Воспитывать  у детей любовь к классической музыке.

Методы и приемы руководства деятельностью детей:

1. Постановка целей и мотивация деятельности детей: создание игровой ситуации.

       2. Активизации деятельности детей в процессе образовательной деятельности: создание развивающей среды, сюрпризный момент.  

       3. Организации практической деятельности детей: исполнение музыкального приветствия; музыкально- дидактические игры «Назови композитора», «Найди пару»; игра на детских музыкальных инструментах; исполнение танцевальных движений в соответствии с характером и 3-х частной формой музыки, игра на детских музыкальных инструментах.

    4. Поддержания интереса у детей: показ презентации, видеороликов, художественное слово.

5. Оценка и самооценка: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности.

               Оборудование и материалы:

  • детские музыкальные инструменты (бубны, маракасы, ложки)
  • выставка детских рисунков на сюжет мультфильма «Щелкунчик»
  • баян
  • музыкальный центр
  • ноутбук
  • телевизор
  • презентация «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»
  • видеоролики: «Танец Феи Драже», «Испанский танец «Шоколад», «Арабский танец   «Кофе», «Китайский танец «Чай» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
  • раскраски по сюжету мультфильма «Щелкунчик»

         Виды детской деятельности в процессе музыкального занятия:

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Познавательная.
  • Физическая культура.
  • Безопасность.
  • Социализация.
  • Художественно-эстетическая

           Планируемые результаты: Знакомы с видом искусства «Балет». Имеют представление о людях, работающих над постановкой балетного спектакля.

       Владеют понятиями: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка,                      композитор, дирижер, дирижерская палочка, симфонический оркестр.

 Сформировано умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и             умения.

Владеют слушательской культурой; выражает положительные эмоции (радость,   восхищение) к классической музыке; определяют общее настроение, характер прослушанного произведения, свободно высказываются об этом.

Владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах, передавая ритмический рисунок музыки. Самостоятельно меняют движения в соответствии с характером и 3-х частной формой музыки; активно и доброжелательно   взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры

Испытывают потребность включаться в совместную с взрослыми познавательно-игровую деятельность.

                        Критерии оценки деятельности детей в процессе музыкального занятия:

  1. Дети отвечают на вопросы.  
  2. Владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах в продуктивной деятельности.
  3. Проявляют самостоятельность.
  4. Эмоционально реагируют.
            6. Проявляет волевое усилие.

7.  Аргументируют самооценку.

                      Предварительная работа:

Знакомство с творчеством П. И. Чайковского (слушание музыкальных произведений  «Болезнь куклы», «Новая кукла», просмотр видео ролика «Вальс снежных хлопьев»); просмотр мультфильма по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик»  на музыку П. И. Чайковского;  знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»; разучивание музыкальной  игры «Оркестр»; беседы  о музыкальных профессиях «Композитор, дирижер»; просмотр

видео роликов «Как шьют балетную пачку», «Пуанты», «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»                      

                       

                       Интеграция образовательных областей:


Социально-коммуникативное развитие: отвечать на вопросы, свободно общаться с взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие: владеть понятиями (театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, композитор, дирижер, дирижерская палочка, симфонический оркестр).

Речевое развитие: исполнение музыкального приветствия, умение проводить анализ музыкального произведения.

Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Физическое развитие: музыкальная игра «Оркестр»; танец «Полька с хлопками»

План музыкального занятия

          1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

          2. Основная часть:                                                                          

  Показ презентации «Детям о балете»                                                                          

  Музыкально-дидактические игры: «Назови композитора», «Найди пару»

  Просмотр видео роликов: «Танец Феи Драже»; «Испанский танец «Шоколад»; «Арабский танец «Кофе»; «Китайский танец «Чай»

(фрагменты из балета «Щелкунчик»);

      Музыкальная игра «Оркестр»

           Танец «Полька с хлопками»

          3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Закрепление первоначальных представлений о балете.

Подведение итогов занятия.

          Длительность занятия     -   25 мин.

2 мин

20 мин

3 мин.

Содержание занятия.

Части занятия

Содержание

1. Вводная часть.                                                           Создание игровой ситуации.

Создание мотива для деятельности детей  

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

Музыкальный руководитель с игрушкой Мышиным Королем в руках заходит в групповую комнату, здоровается с детьми, спрашивает: знакома ли им игрушка, из какой она сказки. Предлагает познакомиться с балетом «Щелкунчик». Дети, воспитатель и музыкальный руководитель отправляются в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Музыкальное приветствие: «Я здороваюсь везде…»Присаживайтесь на стульчики.

Слайд 2.

Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского

из балета «Щелкунчик»

Музыкальный руководитель:

Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном.

То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывет,

То в волшебную страну нас всех с собою уведет…

2.Основная часть.

Показ презентации

«Детям о балете»

Музыкально-дидактические игры: «Назови композитора», «Найди пару»

Просмотр видео роликов:

 «Танец Феи Драже»;

«Испанский танец «Шоколад»;

«Арабский танец «Кофе»;

«Китайский танец «Чай»

(фрагменты из балета     «Щелкунчик»);

Музыкальная игра «Оркестр»

Танец «Полька с хлопками»

Ребята, а вы узнали эту музыку? Как она называется?

Дети: «Вальс снежных хлопьев»

Музыкально-дидактическая игра «Назови композитора»

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. А скажите, пожалуйста, это музыкальное произведение написал С. С. Прокофьев (показать портрет), М. И. Глинка (портрет), П. И. Чайковский (портрет)?

Слайд 3.

Музыкальный руководитель: Именно этот «Валь снежных хлопьев» и поможет нам попасть в удивительный сказочный балет великого русского композитора П. И. Чайковского «Щелкунчик». Ребята, а кто вспомнит, что такое балет?

Дети: Балет – это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а танцуют.

Музыкальный руководитель:

Все герои спектакля на цене танцуют -

Не поют, не играют,  и не рисуют

Прекраснее спектакля  в театрах нет,

А называется он просто – БАЛЕТ!

Слайд 4.

Музыкальный руководитель: А как называют артистов балета?

Дети: Артистов балета называют балеринами и танцорами.

Музыкальный руководитель: Как называется наряд и обувь балерины? Кто сочиняет музыку для балета (композитор)? Кто исполняет музыку (музыканты, симфонический оркестр)? Кто руководит оркестром (дирижер)? А где можно увидеть балет (в театре)?

Слайд 5.

Музыкальный руководитель: Ой, ребята, Мышиный король не пускает нас в театр. Он заколдовал предметы, которые необходимы для людей, которые трудятся в театре и непосредственно занятых в балетном спектакле. Чтобы расколдовать предметы, нужно каждому найти пару.

Музыкально-дидактическая игра «Найди пару»

Дети  выбирают нужную фигурку человека  и предмет к нему и комментируют свои действия: (балерине – пуанты; музыкантам – музыкальные инструменты; дирижёру – дирижёрскую палочку).

Слайд 6.

Вот театр – волшебный дом!

                Сказку ты увидишь в нём.

                Танцы, музыка и смех –

                Представление для всех!

  Занавес открывается, представление начинается!            

             Слайд 7.

Итак… Когда Щелкунчик превратился в принца, а девочка Мари в принцессу, они отправились в королевство сладостей. Это было необычное королевство, а сказочное царство, где живут человечки из сахара и шоколада, течет апельсиновый ручей и лимонадная река. В этом сказочном королевстве был устроен замечательный праздник, на котором правила Фея Драже.

  1. Видеоролик «Танец Феи Драже» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Слайд 9.

Музыкальный руководитель: Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Какая это музыка?

Д е т и. Волшебная, нежная.

Музыкальный руководитель: Она вся переливается, звенит. Такое необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста.

            Слайд 10.

Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. И. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его. У нас нет этого музыкального инструмента в музыкальном зале, но зато есть другие. И я предлагаю вам превратиться в настоящих музыкантов и дирижеров. Музыкальные инструменты берите, поиграть выходите!

Музыкальная игра «Оркестр»

На балу у Феи Драже танцевали и другие сладости и напитки («Шоколад», «Кофе», «Чай»). Хотите посмотреть?

«Шоколад» танцевал Испанский танец – его музыка быстрая, огненная, задорная, слышно щёлканье кастаньет. 

  1. Видеоролик «Испанский танец «Шоколад» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, какой танец по характеру получился у «Кофе»? (ответы детей)

  1. Видеоролик «Арабский танец «Кофе» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Арабский танец («Кофе») - медленный, плавный, изящный, нежный, с позвякиванием бубна. 

Музыкальный руководитель: Интересно, а какую бы по характеру музыку вы сочинили для танца «Чая»?(ответы детей)

  1. Видеоролик «Китайский танец «Чай» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

На празднике у Феи Драже  Китайский танец («Чай») получился шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. 

Ребята, мы с вами, конечно, не занимаемся балетным искусством. И на ножках у нас не пуанты, а чешки и девочки наши не танцуют в балетных пачках. Но мы также разучиваем положения рук и ног, соединяем  прыжки, поскоки, боковой галопчик, хлопки, «пружинку», «ковырялочку» в единый танец, который потом мы исполняем на праздниках для

наших гостей.

                  Слайд 14.

Предлагаю в круг всем встать, польку дружно станцевать!

Танец «Полька с хлопками»

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Закрепление знаний о музыке.

Подведение итогов занятия.

Вот и подошла к концу наша встреча в музыкальной гостиной. Где мы с вами сегодня побывали? (театре). Вместе с героями балета великого русского композитора (П. И. Чайковского)«Щелкунчик» побывали на балу у (Феи Драже). Посмотрели танцы («Шоколад», «Кофе», «Чай») из балета. Так что же, ребята, такое балет? Как называются артисты балета? Как называется наряд и обувь балерины? С помощью музыкальной игры превращались в настоящих (музыкантов и дирижеров). А что вам больше всего понравилось? А на память о нашей встрече я предлагаю вам выбрать по одной картинке из сказки «Щелкунчик» и в группе их раскрасить.

До новых встреч в нашей гостиной.

Длительность занятия: 25 минут.

Самоанализ музыкального занятия в старшей  группе на тему

«Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»

         Составляя конспект  занимательной деятельности,   я опиралась на задачи  Образовательной программы МБДОУ «Детский сад №4 «Ласточка». При планировании занятия были учтены возрастные особенности, музыкальные способности и возможности данной группы.

       Цель: Расширять музыкальный кругозор детей посредством знакомства с музыкой танцев из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи:

Образовательные:

         1. Продолжать формировать первоначальные представления о балете, о людях, работающих над постановкой балетного спектакля: композитор, дирижер, симфонический оркестр

         2. Закрепить понятия: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, дирижерская палочка.

         3. Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.

         4. Формировать умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и умения.

Развивающие:

1. Развивать эмоционально-образное восприятие музыки.

              2. Способствовать развитию любознательности, познавательного интереса к окружающему  миру.

3. Развивать  зрительное и слуховое внимание, мышление, память.

Воспитательные:

1. Создание ярких положительных  эмоций в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения детей  и взрослых.

2. Воспитывать  у детей любовь к классической музыке.

        Гигиенические требования были соблюдены: помещение проветрено; была проведена влажная уборка; внешний вид детей, воспитателя, музыкального руководителя соответствовал требованиям.

        Для проведения занимательной деятельности проводилась предварительная работа, которую проводили  я (музыкальный руководитель)  и воспитатель группы.

Дети знакомились с творчеством П. И. Чайковского (слушание музыкальных произведений  «Болезнь куклы», «Новая кукла»). Посмотрели мультфильм по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик»  на музыку П. И. Чайковского;  знакомились с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»; разучивали музыкальную  игру «Оркестр»; беседовали  о музыкальных профессиях «Композитор, дирижер».  Посмотрели видео ролики «Как шьют балетную пачку», «Пуанты», «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».                      

Предварительная работа  проводилась в трех блоках педагогического процесса: организованного обучения, совместной деятельности  педагогов  с детьми  в режимных моментах  и индивидуальная работа с детьми.

Весь процесс образовательной деятельности был построен в увлекательном посещении музыкальной гостиной, где дети попали в удивительный мир балетного искусства. Большая часть музыкального занятия была посвящена одному виду деятельности «слушание». Но использование ИКТ позволило предотвратить утомляемость детей и перенасыщенность одним видом деятельности.

  Для реализации образовательных задач в образовательной области   «Художественно-эстетическое развитие» я использовала

                  Виды детской деятельности:

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Познавательная.
  • Физическая культура.
  • Безопасность.
  • Социализация.
  • Художественно-эстетическая

Для получения более высокого результата проводимой занимательной деятельности были использованы различные материалы и оборудование:

  • детские музыкальные инструменты (бубны, маракасы, ложки)
  • выставка детских рисунков на сюжет мультфильма «Щелкунчик»
  • баян
  • музыкальный центр
  • ноутбук
  • телевизор
  • презентация «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»
  • видеоролики: «Танец Феи Драже, «Испанский танец «Шоколад»»,  «Арабский танец   «Кофе»»,  «Китайский танец «Чай»»  из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
  • раскраски по сюжету мультфильма «Щелкунчик»

        Методы и приемы, используемые на протяжении музыкального занятия, проводились с учетом темы, задач, сюжета и возрастных особенностей детей. Сюжет образовательной деятельности не утомляет, а вызывает любопытство, что создает положительный настрой и способствует повышению познавательной деятельности.

       На протяжении всей занимательной деятельности учитывала интерес  детей.

Восприятие материала было организовано на словесном, наглядном, игровом уровне, задействованы все сенсорные системы.

      Характер образовательной деятельности:  развивающий, обучающий, воспитательный соответствует поставленным задачам.

      Данная структура ОД предполагала взаимное сотрудничество музыкального руководителя, воспитателя и детей и направлено на решение поставленных задач.

      Оценив  деятельность детей  в образовательной деятельности можно сделать выводы:

     Владеют следующими навыками:

  • Знакомы с видом искусства «Балет». Имеют представление о людях, работающих        над постановкой балетного спектакля.
  • Владеют понятиями: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка,                      композитор, дирижер, дирижерская палочка, симфонический оркестр.
  • Сформировано умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и             умения.
  • Владеют слушательской культурой; выражают положительные эмоции (радость,   восхищение) к классической музыке; определяют общее настроение, характер прослушанного произведения, свободно высказываются об этом.
  • Владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах, передавая ритмический рисунок музыки. Самостоятельно меняют движения в соответствии   с характером и 3-х частной формой музыки; активно и доброжелательно   взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры.
  • Испытывают потребность включаться в совместную с взрослыми познавательно-игровую деятельность.

      Совокупность  интеграции образовательных областей способствовали  повышению активности детей, качеству освоения знаний, предупреждению усталости.  

      Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Музыкальное занятие получилось насыщенным, интересным, познавательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная Знакомство с балетом П.И. Чайковского "Лебединое озеро"

Познакомить детей с музыкой балета П.И. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения; учить чувствовать характер музыки....

Знакомство с сюжетами известных опер и балетов

Данная статья позволяет ознакомиться с сюжетами известных опер и балетов...

Знакомство с балетом Щелкунчик

Занятие на тему балет Щелкунчик в подготовительной группе...

Статья "Знакомство детей с балетом в рамках балета Щелкунчик"

В данной статье я рассказываю об идее знакомства детей с театром, о том каким образом можно использовать эту тему в ообразовательных областях, и какие результаты можно получить....

Знакомство с балетом "Щелкунчик" П.И. Чайковского

    Самое волшебное и новогоднее произведение П.И. Чайковского, известное по всему миру – балет «Щелкунчик». Пожалуй, это самое узнаваемое произведение во всем ...

План-конспект совместной деятельности «Знакомство с балетом»

Одним из самых красивых музыкально - театральных хореографических жанров является балет. Балет - это музыкально - театральное произведение. В нем все герои танцуют под звуки музыки оркестра....

"Знакомство с балетом" - 2021

Сценарий развлечения для старшей группы "Знакомство с балетом" - 2021 год...